Главная / Русский язык и литература / Разработка. Урок №2 «Описание природы». Цикл уроков русского языка в 6 классе «Имя прилагательное».

Разработка. Урок №2 «Описание природы». Цикл уроков русского языка в 6 классе «Имя прилагательное».

Разработка уроков русского языка в 6 классе по теме

«Имя прилагательное »

Заневской Татьяны Александровны,

учителя русского языка и литературы МБОУ СОО

«Школа №2 г. Облучье»

Урок №2 «Описание природы»


Цель урока

Определить роль прилагательных в описании пейзажа в литературном произведении.


Задачи урока

1.Познакомить с лексическим значением слов «пейзаж», «метафора»

2.Повторить типы речи.

3.Сформировать умение использовать метафоры, лексические средства связи в тексте описание

4. Развивать умение составлять тест – описание природы родного края в разные времена года

5.Научить редактировать речевые ошибки.

6. Способствовать воспитанию любви к природе родного края.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Продолжительность урока

45 минут.

Оборудование

Презентация к уроку, аудиофрагмент звука водопада и песни « У природы нет плохой погоды» из кинофильма « Служебный роман» Э. Рязанова .

Планируемые результаты.

Предметные: умеют использовать прилагательные в описании природы в тексте, описывать природу родного края в разные времена года, знают типы речи; способны редактировать речевые ошибки в тексте.

Личностные: способны самостоятельно определить тему, цель, задачи урока и своей деятельности на данном уроке, оценивают свою работу и работу одноклассников на уроке, соблюдают основные правила участия в групповой работе на уроке, проявляют познавательный интерес на основе сформированных учебных мотивов, находят проблему и способны найти ее решение.

Метапредметные

Регулятивные: принимают и понимают учебную задачу урока, планируют поэтапно свою деятельность, контролируют свое поведение на уроке.

Познавательные общеучебные: участвуют в учебном диалоге, работают с художественным текстом;

логические:

Осмысленно выразительно читают текст, умеют определять его тему, основную мысль, роль описаний природы в тексте, определять тип теста, его основные особенности, умеют устно доказывать точку зрения.

Коммуникативные: соблюдать принятые правила общения, развивают умение работать в паре, умеют строить аргументированное монологическое высказывание.

Этапы урока

Цель

Методы,

приемы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Название используемых ЭОР

Организа-ционный

Создать обстановку для настроя


Приветствие

Приветствие

учащихся, чтение стихотворения

организация работы класса

Демонстрация

кадров родной природы на фоне

песни « У природы нет плохой погоды» из кинофильма « Служебный роман» Э. Рязанова на экране

Проверка домашнего задания

Проверить уровень усвоения знаний и создать почву для новой темы

Чтение сочинений – зарисовок

Чтение учащимися текстов – зарисовок,

описаний природы

Выслушивает, не давая оценок и комментариев


Целепол-гание

Научить определять цель и задачи своей деятельности на уроке

Чтение отрывка стихотворения П. Алексейчука «Снегопад».

Отвечают на вопрос

Задает вопрос:

«Какова тема урока?»


Чтение текста-описания природы без прилагательных и с прилагательными.

Отвечают на вопросы: « Как звучит первый текст и чем отличается второй прочитанный текст от первого?»

« Что передают прилагательные в тексте?»


Какова цель урока?


Демонстрация кадров

Цели урока». «Задачи урока»

Работа с деформированным текстом

Маркерами выделяют два разных типа текста (описание и повествование)

На школьной доске пишет все возможные задачи урока, которые предстоит решить на уроке?»

Демонстрация кадров

«Деформированный текст», «Описание», «Повествование»




Актуализация знаний

Активизировать полученные ранее знания


Отвечают на вопросы


Задает вопрос: «Что вы знаете о пейзаже?» Корректирует ответы учащихся


Изучение нового материала


Формировать умение работы с текстом

Прием

« Корзина идей»

Отвечают на вопрос и записывают вокруг нарисованной корзины ответ на вопрос: «Каким бывает пейзаж?»

Записывает все ответы учащихся

На экране демонстрирует изображение корзины и все возможные ответы учащихся путем текстового набора

Работа с текстом на тему «Зимний лес »

Читают текст вслух. Отвечают на предложенные вопросы

Просит прочитать вопросы и ответить на них 1 группа «. Какова главная мысль текста? Найдите прилагательные, определите их роль

2 группа «Текст какого типа речи перед вами? Докажите. Что является основой описания?

Параллельное или последовательное сцепление предложений??

3 группа

«Какую роль играют прилагательные? Назовите прилагательные в переносном значении. Укажите метафоры

Подберите синонимы к выделенным словам.






Прием « Я беру тебя с собой»

Называют описательные обороты (перифразы) на предложенные слова

Уточняет ответы учащихся.

Если ответ верен, учитель

говорит: « Я беру тебя с собой «



Развивать умение находить проблему и формулировать пути ее решения

Стратегия

«Морфологический ящик»

Называют все средства

связи предложений в тексте


Определяет с помощью учащихся лексические

средства связи предложений в тексте


Решение учебных задач

Закрепить умение решать учебные задачи,

работать в группе


Парная форма, работа с кластером

«Что передают прилагательные в тексте»

;работа с обучающим текстом, в котором обилие прилагательных.

Записывают в текст, зачитывают (по 1 чел от пары)

Заслушивает разные варианты

проверяет записанное


Демонстрация

кадра

«Природа Дальнего Востока в разные времена года »




Работа с обучающим текстом, в котором нет прилагательных

Дописывают в предложенные тексты лексические средства связи

( синонимы, перифразы, местоимения)

Заслушивает разные варианты

проверяет записанное



Игровой момент

Снять психологическую усталость

Игра «Четыре стихии »

Выполняют предложенные действия.

если учитель произносит вода - поднимают руки вверх, огонь - крутят руками, земля – руки на пояс, воздух - приседают.

Учитель рассказывает

условия игры- разминки.

Шумовой звук водопада или журчащей воды

Контроль знаний, обратная связь

Проверить уровень сформированности учебных умений

в составлении теста и применении доказательств, фиксирование новых знаний

Работа с незавершенным тестом

Читают начало текста на листках, пишут продолжение.

Предлагает:

«Закончите текст- описание природы по предложенному началу.

Демонстрация

кадра « Природа нашего края"

Добавление в текст имен прилагательных;

выступление с чтением своих текстов - описаний

Составляют самостоятельно текст – описание

1группа «Сопки зимой»

2 группа «Сопки весной»

3 группа «Сопки летом»;

выступление

Задает задание «Составьте текст »

« Зачитайте по 1 чел. От пары



Прием « Редактор»

Исправляют речевые ошибки в отрывках из сочинений

Проверяет задание « Зачитайте неправильный и ваш вариант правильно построенного и без речевых ошибок предложения»


Рефлексия

Научить оценивать свою деятельность на уроке, аргументированно отвечать на поставленный вопрос

Прием «Сообщи свое Я »

Отвечают на вопрос о своей работе на уроке: «Я бы, пожалуй,

ответил так…Думаю мое мнение совпало с результатами учащихся?»


Выслушивает ответы учащихся



Оценивают свою деятельность на уроке.

Домашнее задание

Закрепить

дома изученный на уроке материал

Написание сочинения – зарисовки природы зимой или упр. 271 п.47


Напишите сочинение, используя лексические средства связи


Объявление оценок за работу в группах




Объявляет и мотивирует постановку оценок в парах за урок,

благодарит за участие всех учащихся





Приложение


Этап «Целеполагание»

Текст №1

В тайге за Хинганом прижил осень. С шелестом падали с тополей листья. Кусты шиповника стояли, будто объятые пламенем, и ягоды в листве их пылали, как язычки. С кедра то и дело сыпались орешки – белки старались приготовить свои запасы.


Текст№2 В тайге за Хинганом прижилась тихая, ласковая осень. С шелестом падали с тополей сухие листья. Кусты шиповника стояли, будто объятые пламенем, и красные ягоды в редкой листве их пылали, как огненные язычки. С кедра то и дело сыпались орешки – белки старались приготовить свои зимние запасы.

Деформированный текст

На опушке леса я отыскиваю большую кучу осенних листьев. До чего красив осенний лес! Забиваю ими мешок и иду домой. Березки нарядились в желтые платья. Вдруг слышу: листья в мешке шелестят. На могучих дубах едва держатся оранжевые, красноватые листья. Что это? Только кедрач не сменил свой зеленый плащ. Развязываю мешок и оттуда выскакивает еж. Как он попал туда?

Готовый текст

Описание. До чего красив осенний лес! Березки нарядились в желтые платья. На могучих дубах едва держатся оранжевые, красноватые листья. Только кедрач не сменил свой зеленый плащ.

Повествование На опушке леса я отыскиваю большую кучу осенних листьев. Забиваю ими мешок и иду домой. Вдруг слышу: листья в мешке шелестят. Что это? Развязываю мешок и оттуда выскакивает еж. Как он попал туда?

Этап «Актуализация знаний».

Вокруг меня по улице,

Как белый пудель, носится

Веселый и неистовый

Косматый снегопад.

На грудь с разбега бросится,

У ног волчком закружится.

Как будто встрече рад.

Этап «Актуализация знаний».

Прием « Корзина идей». Пейзаж бывает

-зимний, летний, весенний, осенний, нарисованный, яркий, впечатляющий, унылый, необычные, морской, лесной, эмоциональный и т.д.

Этап «Изучение нового материала».

Работа с текстом 1 группа «Какова главная мысль текста? Найдите прилагательные, определите их роль».

2 группа «Текст какого типа речи перед вами? Какое настроение он передает? Что является основой описания?

Паралелльное или последовательное сцепление предложений? Докажите».

3 группа «Какую роль играют прилагательные? Назовите прилагательные в переносном значении. Найдите метафоры.

Подберите синонимы к выделенным словам.

Лес зимой.

Красив лес в снегу! Жалкий кустик, в своем обычном виде похожий на растрепанный веник, напоминает тут с силой вырвавшийся из-под запорошенной земли взрыв. Куча полусгнившего хвороста, загромоздившая крошечную полянку, похожа на перепутанное кружево, сплетенное рукой великана.

Пень выглядывает из-под тучной чалмы. Еловые лапы – если приглядеться, каждая имеет свою физиономию,- прямо в глаза строят немые смешные рожи. Все необычно, с роскошью до безрассудства, с излишеством через край, со щедростью до отупения. (В. Тендряков)



форму

Что передают прилагательные?



размер

эмоциональную оценку

образ природы

Этап «Изучение нового материала».

Прочитайте предложения, добавьте сцепляющие слова в форме описательного оборота.

  • Мальчик встал в полный рост, чтобы получше рассмотреть танцующих на болоте японских журавлей. ……………………. побежали в разные стороны

  • Мальчик встал в полный рост, чтобы получше рассмотреть танцующих на болоте японских журавлей. Огромные белые птицы побежали в разные стороны.


  • В распадке, около горнолыжной базы, слышен настойчивый стук дятла. …………. обследует больное дерево.

  • В распадке, около горнолыжной базы, слышен настойчивый стук дятла. Лесной доктор обследует больное дерево.

Весною на сопках пробиваются из-под снега первые подснежники. Эти …………. радуют каждого и приближают тепло.

  • Весною на сопках пробиваются из-под снега первые подснежники. Эти первенцы весны радуют каждого и приближают тепло.


- Прочитайте предложения, добавьте сцепляющие слова – местоимения.


  • В поле стоит березка. ….точно живая, вся трепещет на ветру.- В поле стоит березка. Она точно живая, вся трепещет на ветру.

  • Земляникой усыпаны все склоны. К …. с самого утра спешат ребята . -Земляникой усыпаны все склоны . К ней с самого утра спешат ребята .

Контроль знаний, обратная связь

Прием « Редактор»

Неправильно

Правильно

Подснежники они – первые весенние цветы.


Весной воздух чистый и свеж.


Дальневосточный край весной богат красоту горных речек и цветущий багульник на сопках.



Начало для сочинений – описаний

1группа «Сопки зимой»

Я выглянул в окно. Все вокруг до горизонта было покрыто белым покрывалом…

2 группа «Сопки весной»

Шла весна. Все сильнее пригревало солнце, и ………….

3 группа «Сопки летом»

Туман рассеялся. Летнее утро начиналось. Вокруг………….



Разработка. Урок №2 «Описание природы». Цикл уроков русского языка в 6 классе «Имя прилагательное».
  • Русский язык и литература
Описание:

Разработка урока  русского языка в 6 классе по теме

«Имя прилагательное»

Заневской Татьяны Александровны,

учителя русского языка и литературы  МБОУ СОО

«Школа №2 г. Облучье»

Урок №2 «Описание природы» 

 

Цель урока

Определить роль  прилагательных в описании пейзажа в литературном произведении.

 

Задачи урока

1.Познакомить с лексическим значением слов «пейзаж», «метафора»

2.Повторить типы речи.

3.Сформировать умение использовать метафоры, лексические средства связи в тексте описание

4. Развивать умение составлять  тест – описание природы родного края в разные времена года

5.Научить редактировать речевые ошибки.

6. Способствовать воспитанию любви к природе родного края.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Продолжительность урока

45 минут.

Оборудование

Презентация к уроку, аудиофрагмент  звука водопада и песни « У природы нет плохой погоды» из кинофильма « Служебный роман» Э. Рязанова .

Планируемые результаты.

Предметные: умеют использовать прилагательные в описании природы в тексте, описывать природу родного края в разные времена года, знают  типы речи;  способны редактировать речевые ошибки в тексте.

Личностные: способны самостоятельно определить тему, цель, задачи урока и своей деятельности на данном уроке, оценивают свою работу и работу одноклассников на уроке, соблюдают основные правила участия в групповой работе на уроке, проявляют познавательный интерес  на основе сформированных учебных мотивов, находят проблему и способны найти ее решение.

Метапредметные

Регулятивные: принимают и понимают учебную задачу урока, планируют  поэтапно свою деятельность, контролируют свое  поведение на уроке.

Познавательные общеучебные: участвуют в учебном диалоге, работают с художественным текстом;

логические:

Осмысленно выразительно читают текст, умеют определять его тему, основную мысль, роль описаний природы в тексте, определять тип теста, его основные особенности, умеют устно доказывать точку зрения.

Коммуникативные: соблюдать принятые правила общения, развивают умение работать в паре, умеют  строить  аргументированное монологическое высказывание.

Автор Заневская Татьяна Александровна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1109
Номер материала 18020
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓