Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРазработка. Урок №2 «Описание природы». Цикл уроков русского языка в 6 классе «Имя прилагательное».

Разработка. Урок №2 «Описание природы». Цикл уроков русского языка в 6 классе «Имя прилагательное».

Скачать материал

Разработка уроков  русского языка в 6 классе по теме

«Имя прилагательное »

Заневской Татьяны Александровны,

учителя русского языка и литературы  МБОУ СОО

«Школа №2 г. Облучье»

Урок №2 «Описание природы»

 

Цель урока

Определить роль  прилагательных в описании пейзажа в литературном произведении.

 

Задачи урока

1.Познакомить с лексическим значением слов «пейзаж», «метафора»

2.Повторить типы речи.

3.Сформировать умение использовать метафоры, лексические средства связи в тексте описание

4. Развивать умение составлять  тест – описание природы родного края в разные времена года

5.Научить редактировать речевые ошибки.

6. Способствовать воспитанию любви к природе родного края.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Продолжительность урока

45 минут.

Оборудование

Презентация к уроку, аудиофрагмент  звука водопада и песни « У природы нет плохой погоды» из кинофильма « Служебный роман» Э. Рязанова .

Планируемые результаты.

Предметные: умеют использовать прилагательные в описании природы в тексте, описывать природу родного края в разные времена года, знают  типы речи;  способны редактировать речевые ошибки в тексте.

Личностные: способны самостоятельно определить тему, цель, задачи урока и своей деятельности на данном уроке, оценивают свою работу и работу одноклассников на уроке, соблюдают основные правила участия в групповой работе на уроке, проявляют познавательный интерес  на основе сформированных учебных мотивов, находят проблему и способны найти ее решение.

Метапредметные

Регулятивные: принимают и понимают учебную задачу урока, планируют  поэтапно свою деятельность, контролируют свое  поведение на уроке.

Познавательные общеучебные: участвуют в учебном диалоге, работают с художественным текстом;

логические:

Осмысленно выразительно читают текст, умеют определять его тему, основную мысль, роль описаний природы в тексте, определять тип теста, его основные особенности, умеют устно доказывать точку зрения.

Коммуникативные: соблюдать принятые правила общения, развивают умение работать в паре, умеют  строить  аргументированное монологическое высказывание.

Этапы урока

Цель

Методы,

приемы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Название используемых ЭОР

Организа-ционный

Создать обстановку  для настроя

 

Приветствие

Приветствие

учащихся, чтение стихотворения

организация работы класса

Демонстрация

кадров родной природы на фоне

песни « У природы нет плохой погоды» из кинофильма « Служебный роман» Э. Рязанова на экране

Проверка домашнего задания

Проверить уровень усвоения знаний и создать почву для новой темы

Чтение сочинений – зарисовок

Чтение учащимися текстов – зарисовок,

описаний природы

Выслушивает, не давая оценок и комментариев

 

Целепол-гание

Научить определять цель и задачи своей деятельности на уроке

Чтение отрывка стихотворения П. Алексейчука  «Снегопад».

 

Отвечают на вопрос

Задает вопрос:

«Какова тема урока?»

 

Чтение текста-описания природы  без прилагательных и с прилагательными.

Отвечают на вопросы: « Как звучит первый текст и чем отличается второй прочитанный текст от первого?»

« Что передают прилагательные в тексте?»

 

Какова цель урока?

 

Демонстрация кадров

 Цели урока». «Задачи урока»

Работа с деформированным текстом

Маркерами выделяют два разных типа текста (описание и повествование)

На школьной доске пишет все возможные задачи урока, которые предстоит  решить на уроке?»

Демонстрация кадров

 «Деформированный текст», «Описание», «Повествование»

 

 

 

Актуализация знаний

Активизировать полученные ранее знания

 

Отвечают на вопросы

 

Задает вопрос: «Что вы знаете о пейзаже?» Корректирует ответы учащихся

 

Изучение нового материала

 

Формировать умение работы с текстом

Прием

« Корзина идей»

Отвечают на вопрос и записывают вокруг нарисованной корзины ответ на вопрос: «Каким бывает пейзаж?»

Записывает все ответы учащихся

На экране демонстрирует изображение корзины и все возможные ответы учащихся путем текстового набора

Работа с текстом на тему «Зимний лес »

Читают текст вслух. Отвечают на предложенные вопросы

Просит прочитать вопросы и ответить на них 1 группа  «. Какова главная мысль текста? Найдите прилагательные, определите их роль

2 группа «Текст какого типа речи перед вами? Докажите. Что является основой описания?

Параллельное или последовательное сцепление предложений??

3 группа

«Какую роль играют прилагательные? Назовите прилагательные в переносном значении. Укажите метафоры

  Подберите синонимы к выделенным словам.

 

 

 

 

 

Прием « Я беру тебя с собой»

Называют описательные обороты (перифразы) на предложенные слова

Уточняет ответы учащихся.

Если ответ верен, учитель

говорит: « Я беру тебя с собой «

 

 

Развивать умение находить проблему и формулировать пути ее решения

Стратегия

«Морфологический ящик»

Называют все средства

 связи предложений в тексте

 

Определяет с помощью учащихся лексические

средства связи предложений в тексте

 

Решение учебных задач

Закрепить умение решать учебные задачи,

работать в группе

 

Парная форма, работа с кластером

«Что передают прилагательные  в тексте»

;работа с обучающим текстом, в котором обилие прилагательных.

Записывают в текст, зачитывают (по 1 чел от пары)

Заслушивает разные варианты

проверяет записанное

 

Демонстрация

кадра

«Природа  Дальнего Востока в разные времена года »

 

 

 

Работа с обучающим текстом, в котором нет прилагательных

Дописывают в предложенные тексты лексические средства связи

( синонимы, перифразы, местоимения)

Заслушивает разные варианты

проверяет записанное

 

 

Игровой момент

Снять психологическую усталость

Игра «Четыре стихии »

Выполняют предложенные действия.

если учитель произносит вода - поднимают руки вверх, огонь - крутят руками, земля – руки на пояс, воздух -  приседают.

Учитель рассказывает

условия игры- разминки.

Шумовой звук водопада или журчащей воды

Контроль знаний, обратная связь

Проверить уровень сформированности учебных умений

в составлении теста и применении доказательств, фиксирование новых  знаний

Работа с незавершенным тестом

Читают начало текста на листках, пишут продолжение.

Предлагает:

«Закончите  текст- описание природы   по предложенному началу.

Демонстрация

кадра « Природа  нашего края"

Добавление в текст имен прилагательных;

выступление с чтением своих текстов - описаний

Составляют самостоятельно  текст – описание

1группа  «Сопки зимой»

2 группа «Сопки весной»

3 группа «Сопки летом»;

выступление

Задает задание «Составьте текст »

« Зачитайте по 1 чел. От пары

 

 

Прием « Редактор»

Исправляют речевые ошибки в  отрывках из сочинений

Проверяет задание « Зачитайте неправильный и ваш вариант правильно построенного и без речевых ошибок предложения»

 

Рефлексия

Научить оценивать свою деятельность на уроке, аргументированно отвечать на поставленный вопрос

Прием «Сообщи свое Я »

Отвечают на вопрос о своей работе на уроке:  «Я бы, пожалуй,

ответил так…Думаю мое мнение  совпало с результатами  учащихся?»

 

Выслушивает ответы учащихся

 

 

Оценивают свою деятельность на уроке.

Домашнее задание

Закрепить

дома изученный на уроке материал

Написание сочинения – зарисовки природы зимой или упр. 271 п.47

 

Напишите сочинение, используя лексические средства связи

 

Объявление оценок за работу в группах

 

 

 

Объявляет и мотивирует постановку оценок  в парах за урок,

благодарит за участие всех учащихся

 

 

 

 

Приложение

 

Этап «Целеполагание»

Текст №1

В тайге за Хинганом  прижил    осень. С шелестом падали с тополей  листья. Кусты шиповника стояли, будто объятые пламенем, и  ягоды в  листве их пылали, как язычки. С кедра то и дело сыпались орешки – белки старались приготовить свои  запасы.

 

Текст№2 В тайге за Хинганом прижилась тихая, ласковая осень. С шелестом падали с тополей сухие листья. Кусты шиповника стояли, будто объятые пламенем, и красные ягоды в редкой листве их пылали, как огненные язычки. С кедра то и дело сыпались орешки – белки старались приготовить свои  зимние запасы.

Деформированный текст

На опушке леса я отыскиваю большую кучу осенних листьев. До чего красив осенний лес! Забиваю ими мешок и иду  домой.  Березки нарядились в желтые платья. Вдруг слышу: листья   в мешке шелестят. На могучих дубах  едва держатся оранжевые, красноватые листья. Что это? Только кедрач не сменил свой зеленый плащ. Развязываю мешок и оттуда выскакивает еж. Как он попал  туда?

Готовый текст

Описание. До чего красив осенний лес! Березки нарядились в желтые платья. На могучих дубах  едва держатся оранжевые, красноватые листья. Только кедрач не сменил свой зеленый плащ.

Повествование На опушке леса я отыскиваю большую кучу осенних листьев. Забиваю ими мешок и иду  домой. Вдруг слышу: листья   в мешке шелестят. Что это? Развязываю мешок и оттуда выскакивает еж. Как он попал  туда?

Этап «Актуализация знаний».

Вокруг меня по улице,

Как белый пудель, носится

Веселый и неистовый

Косматый снегопад.

На грудь с разбега бросится,

У ног волчком  закружится.

Как будто встрече рад.

Этап «Актуализация знаний».

Прием « Корзина идей». Пейзаж бывает

-зимний, летний, весенний, осенний, нарисованный, яркий, впечатляющий, унылый, необычные, морской, лесной,  эмоциональный и т.д.

Этап «Изучение нового материала».

Работа с текстом 1 группа  «Какова главная мысль текста? Найдите прилагательные, определите их роль».

2 группа «Текст какого типа речи перед вами? Какое настроение он передает? Что является основой описания?

Паралелльное или последовательное сцепление предложений? Докажите».

3 группа «Какую роль играют прилагательные? Назовите прилагательные в переносном значении. Найдите метафоры.

Подберите синонимы к выделенным словам.

                                        

Лес зимой.

Красив лес в снегу! Жалкий кустик, в своем обычном виде похожий на растрепанный веник, напоминает тут с силой  вырвавшийся  из-под запорошенной земли взрыв. Куча полусгнившего хвороста, загромоздившая крошечную полянку, похожа на перепутанное кружево, сплетенное рукой великана.

Пень выглядывает из-под тучной чалмы. Еловые лапы – если приглядеться, каждая имеет свою физиономию,- прямо в глаза строят немые смешные рожи. Все необычно, с роскошью до безрассудства, с излишеством через край, со щедростью до отупения. (В. Тендряков)

 

 

                                                                                             форму 

                                   Что передают прилагательные?

 

 

 размер

                                                                  эмоциональную оценку

                                               образ природы

Этап «Изучение нового материала».

Прочитайте  предложения, добавьте сцепляющие слова в форме описательного оборота.

n  Мальчик встал в полный рост, чтобы получше рассмотреть танцующих  на болоте  японских журавлей.  ……………………. побежали в разные стороны

n  Мальчик встал в полный рост, чтобы получше рассмотреть танцующих  на болоте японских журавлей. Огромные белые птицы побежали в разные стороны.

 

n  В распадке, около горнолыжной базы, слышен настойчивый стук дятла. …………. обследует   больное дерево.

n  В распадке, около горнолыжной базы, слышен настойчивый стук дятла. Лесной доктор обследует   больное дерево.

Весною  на сопках пробиваются из-под снега первые подснежники. Эти …………. радуют каждого и приближают тепло.

n  Весною  на сопках пробиваются из-под снега первые подснежники. Эти первенцы весны радуют каждого и приближают тепло.

 

- Прочитайте  предложения, добавьте сцепляющие слова – местоимения.

 

n  В поле стоит березка. ….точно живая, вся трепещет на ветру.- В поле стоит березка. Она точно живая, вся трепещет на ветру.

n  Земляникой усыпаны все склоны. К …. с  самого утра спешат ребята . -Земляникой усыпаны все склоны  . К ней  с  самого утра спешат ребята .

!

Контроль знаний, обратная связь

Прием « Редактор»

Неправильно

Правильно

Подснежники они – первые весенние цветы.

 

Весной воздух чистый и свеж.

 

Дальневосточный край  весной богат  красоту горных речек и цветущий багульник на сопках.

 

 

Начало для сочинений – описаний

1группа  «Сопки зимой»

Я выглянул в окно. Все вокруг до горизонта было покрыто белым покрывалом…

2 группа «Сопки весной»

Шла весна. Все сильнее пригревало солнце, и ………….

 3 группа «Сопки летом»

Туман рассеялся. Летнее утро начиналось. Вокруг………….

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка. Урок №2 «Описание природы». Цикл уроков русского языка в 6 классе «Имя прилагательное»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по безопасности

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разработка урока  русского языка в 6 классе по теме

«Имя прилагательное»

Заневской Татьяны Александровны,

учителя русского языка и литературы  МБОУ СОО

«Школа №2 г. Облучье»

Урок №2 «Описание природы» 

 

Цель урока

Определить роль  прилагательных в описании пейзажа в литературном произведении.

 

Задачи урока

1.Познакомить с лексическим значением слов «пейзаж», «метафора»

2.Повторить типы речи.

3.Сформировать умение использовать метафоры, лексические средства связи в тексте описание

4. Развивать умение составлять  тест – описание природы родного края в разные времена года

5.Научить редактировать речевые ошибки.

6. Способствовать воспитанию любви к природе родного края.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Продолжительность урока

45 минут.

Оборудование

Презентация к уроку, аудиофрагмент  звука водопада и песни « У природы нет плохой погоды» из кинофильма « Служебный роман» Э. Рязанова .

Планируемые результаты.

Предметные: умеют использовать прилагательные в описании природы в тексте, описывать природу родного края в разные времена года, знают  типы речи;  способны редактировать речевые ошибки в тексте.

Личностные: способны самостоятельно определить тему, цель, задачи урока и своей деятельности на данном уроке, оценивают свою работу и работу одноклассников на уроке, соблюдают основные правила участия в групповой работе на уроке, проявляют познавательный интерес  на основе сформированных учебных мотивов, находят проблему и способны найти ее решение.

Метапредметные

Регулятивные: принимают и понимают учебную задачу урока, планируют  поэтапно свою деятельность, контролируют свое  поведение на уроке.

Познавательные общеучебные: участвуют в учебном диалоге, работают с художественным текстом;

логические:

Осмысленно выразительно читают текст, умеют определять его тему, основную мысль, роль описаний природы в тексте, определять тип теста, его основные особенности, умеют устно доказывать точку зрения.

Коммуникативные: соблюдать принятые правила общения, развивают умение работать в паре, умеют  строить  аргументированное монологическое высказывание.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 900 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 03.10.2020
  • 495
  • 2
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями воспитанников подготовительной к школе группы для детей с ТНР.
  • Учебник: «Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.
  • Тема: § 4. Волшебная сила слова
  • 03.10.2020
  • 668
  • 4
«Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 955
    • DOCX 31.7 кбайт
    • 14 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Заневская Татьяна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 61788
    • Всего материалов: 43

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 61 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 72 регионов
  • Этот курс уже прошли 5 617 человек

Мини-курс

Методы анализа и прогнозирования по финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эволюция классической музыки до романтизма

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология развития личности: от мотивации к самопониманию

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 85 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 31 человек