Главная / Другое / Чтение художественной литературы в рамках режимных моментов

Чтение художественной литературы в рамках режимных моментов








ДОКЛАД







Способы реализации образовательной области «Чтение художественной литературы в рамках режимных моментов д/с».

(из опыта работы)












Воспитатель

Плохих Т.И.






С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он есть в каждом), его надо открыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве.

Ребенок-дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного «проживать» его. Способность порадоваться и сострадать у детей очень высока.

Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и состраданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров.

Художественная литература учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. Она раскрывает человеческие духовные ценности.

Рассказы Л. Толстого вводят ребенка в мир нравственных отношений, рассказы А. Гайдара открывают светлые чувства дружбы, общения с родными людьми, жажду справедливости, счастье любить и беречь родную землю. Трагедия льва и собачки заставляют детское сердце не один разжаться от любви и жалости и тем самым помогает стать добрыми по отношению ко всему живому.

Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений становятся сюжетами детских игр. Проживая в игре жизнь героев, дети приобретают их духовный и нравственный опыт.

Художественная литература вводит в мир художественных образов, дает первые и потому наиболее сильные впечатления о прекрасном, совершенствует содержание его речи.

Итак, художественная литература играет важную роль в формировании маленького читателя, она несет в себе большой потенциал положительных эмоций, дает неограниченные возможности для всестороннего развития личности ребенка.

Посещая д/с малыш впервые встречается с образовательной деятельностью, это первая встреча ребенка с тем или иным произведением художественной литературы. Здесь он усваивает произведения, рекомендованные программой. Но этого мало, хотя они используются и при организации всех видов детской деятельности других образовательных областей.

Между тем у детей дошкольного возраста есть важная особенность – постоянная потребность в многократном чтении одних и тех же понравившихся им стихов, потешек, рассказов, сказок. Большую роль художественное слово играет и в организации всех режимных моментах.

При проведении гигиенических процедур, в своей работе я в основном использую русские народные потешки: «Водичка, водичка…», «Ой, лады, лады, лады, не боимся мы воды…», «Кран, откройся! Нос, умойся…» и т.д. так как они более доступны по содержанию для детей 3-4 лет.

При одевании на прогулку «Будем быстро одеваться, на прогулку собираться…»

Во время приема пищи в игровой форме: «Идет коза рогатая…», «Ай, качи-качи-качи…»

На прогулках неоднократно читаю стихи о природе, времени года, животных

«Солнышко- ведрышко…», «Дождик-дождик…», «Ты мороз, мороз, мороз…» и т.д. загадываю загадки, начинаю знакомить и пословицами, поговорками.

Причесывая девочек после сна читаю потешку: «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса…» тем самым дети непринужденно запоминают содержание и сами их читают, переносят в игровую деятельность.

Детям очень нравится когда я читаю им перед сном в течении 7-10 минут, а также пою колыбельные песенки: «Люли-люли-люленьки…», «Баю-баюшки-баю…». Таким образом, свободное время я использую для того, чтобы значительно расширить литературный багаж детей.

После дневного сна мы также знакомимся с художественной литературой в течении 10-15 минут. Читаю как для всей группы, так и для подгруппы, т.е. в непринужденной обстановке: где каждый ребенок добровольно присоединяется к читающему.

Читая художественную литературу я выступаю как партнер детей по восприятию ее содержания(проявляю соответствующие эмоции). Для чтения произведения подбираю сама. При подборе последовательности текстов, стихотворений, потешек, сказок руководствуюсь происходящими событиями (время года, праздники, памятные даты, тематическими циклами).список иногда корректирую с учетом возникающих в группе конфликтов, решение которых может быть подсказано книгой.

Очень интересной, поучительной для данного возраста является книга (сказка за сказкой) Софьи Прокофьевой «Маша и Ойка». Много читаем и по желанию детей.

Обсуждение текста с детьми носит непринужденный характер. Иногда они уместны сразу после чтения, если у детей возникают вопросы и суждения относительно прочитанного, а также при развертывании других видов деятельности, поскольку образец персонажей помогает стимулировать активность детей – осмыслить факты, события.

Вечернее время богато возможностями и для организации разнообразной художественной деятельности: иллюстрирование любимых детьми книг игр – драматизация, творческие ролевые игр на литературные темы, просмотров кукольного, теневого театра, прослушивание грамзаписи. У нас с детьми совместная деятельность. Я привлекаю их к участию в инсценировании русских народных потешек : «Кисонька-мурысонька», «Курочка-рябушечка», драматизации отрывков из сказок «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь».

Детям нравится выкладывать и рассказывать сказки на флонелиграфе: это «Три медведя», «Репка», тем самым у ребят развивается внимание, мышление, связная речь.

Неоднократно организовываем с детьми вечера досугов: «Бабушка-загадушка», «В гостях у сказки», «Кто, кто в теремочке живет».

Таким образом особенность художественной литературы заключается в том, что она расширяет представление дошкольников об окружающем мире, формирует первичные ценностные представления, содействует развитию литературной речи, приобщению к словесному творчеству, она вводит детей в особый, исключительный мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

Доброта героев, их эмоциональная отзывчивость особенно важна для маленьких детей, живущих в современной информационной среде, в которой много агрессивности и эмоций. Решение основных задач педагогической работы будет возможным, если педагог сможет добиться самого главного – сформирует у детей интерес к художественной литературе, который будет содействовать активному отношению маленьких слушателей к тому, что им читают.

Чтение художественной литературы в рамках режимных моментов
  • Другое
Описание:

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

 

 

 

 

 

Способы реализации образовательной области «Чтение художественной литературы в рамках режимных моментов д/с».

(из опыта работы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

Плохих Т.И.

 

 

 

 

 

С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он есть в каждом), его надо открыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве.

Ребенок-дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного «проживать» его. Способность порадоваться и сострадать у детей очень высока.

Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и состраданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров.

         Художественная литература учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.  Она раскрывает человеческие духовные ценности.

Рассказы Л. Толстого вводят ребенка в мир нравственных отношений, рассказы А. Гайдара открывают светлые чувства дружбы, общения с родными людьми, жажду справедливости, счастье любить и беречь родную землю. Трагедия льва и собачки заставляют детское сердце не один разжаться от любви и жалости и тем самым помогает стать добрыми по отношению ко всему живому.

Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений становятся сюжетами детских игр. Проживая в игре жизнь героев, дети приобретают их духовный и нравственный опыт.

Художественная литература вводит в мир художественных образов, дает первые и потому наиболее сильные впечатления о прекрасном, совершенствует содержание его речи.

Итак, художественная литература играет важную роль в формировании маленького читателя, она несет в себе большой потенциал положительных эмоций, дает неограниченные возможности для всестороннего развития личности ребенка.

Посещая д/с  малыш впервые встречается с образовательной деятельностью, это  первая встреча ребенка с тем или иным произведением художественной литературы.  Здесь он усваивает произведения, рекомендованные программой. Но этого мало, хотя они используются и при организации всех видов детской деятельности других образовательных областей.

Между тем у детей дошкольного возраста есть важная особенность – постоянная потребность в многократном чтении одних и тех же понравившихся им стихов, потешек, рассказов, сказок. Большую роль художественное слово играет и в организации всех режимных моментах.

При проведении гигиенических процедур, в своей работе я в основном использую  русские народные потешки: «Водичка, водичка…», «Ой, лады, лады, лады, не боимся мы воды…», «Кран, откройся! Нос, умойся…» и т.д. так как они более доступны по содержанию для детей 3-4 лет.

При одевании на прогулку «Будем быстро одеваться, на прогулку собираться…»

Во время приема пищи в игровой форме: «Идет коза рогатая…», «Ай, качи-качи-качи…»

На прогулках неоднократно читаю стихи о природе, времени года, животных

«Солнышко- ведрышко…», «Дождик-дождик…», «Ты мороз, мороз, мороз…» и т.д. загадываю загадки, начинаю знакомить и пословицами, поговорками.

Причесывая девочек после сна читаю потешку:  «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса…» тем самым  дети непринужденно запоминают содержание и сами их читают, переносят в игровую деятельность.

Детям очень нравится когда я читаю им перед сном в течении 7-10 минут, а также пою колыбельные песенки:  «Люли-люли-люленьки…», «Баю-баюшки-баю…». Таким образом, свободное время я использую для того, чтобы значительно расширить литературный багаж детей.

После дневного сна мы также знакомимся с художественной литературой в течении 10-15 минут. Читаю как для всей группы, так и для подгруппы, т.е. в непринужденной обстановке: где каждый ребенок добровольно присоединяется к читающему.

Читая художественную литературу я выступаю как партнер детей по восприятию ее содержания(проявляю соответствующие эмоции). Для  чтения произведения подбираю сама. При подборе последовательности текстов, стихотворений, потешек, сказок руководствуюсь происходящими событиями (время года, праздники, памятные даты, тематическими циклами).список иногда корректирую с учетом возникающих в группе конфликтов, решение которых может быть подсказано книгой.

Очень интересной, поучительной для данного возраста является книга (сказка за сказкой) Софьи Прокофьевой «Маша и Ойка». Много читаем и по желанию детей.

Обсуждение текста с детьми носит непринужденный характер. Иногда они уместны сразу после чтения, если у детей возникают вопросы и суждения относительно прочитанного, а также при развертывании других видов деятельности, поскольку образец персонажей помогает  стимулировать активность детей – осмыслить факты, события.

         Вечернее время богато возможностями и для организации разнообразной художественной деятельности:  иллюстрирование любимых детьми книг игр – драматизация, творческие ролевые игр на литературные темы, просмотров кукольного, теневого театра, прослушивание грамзаписи. У нас с детьми совместная деятельность. Я привлекаю их к участию в инсценировании  русских народных потешек : «Кисонька-мурысонька», «Курочка-рябушечка», драматизации отрывков из сказок «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь».

Детям нравится выкладывать и рассказывать сказки на флонелиграфе:  это «Три медведя», «Репка», тем самым у ребят развивается внимание, мышление, связная речь.

Неоднократно организовываем с детьми вечера досугов: «Бабушка-загадушка», «В гостях у сказки», «Кто, кто в теремочке живет».

Таким образом особенность  художественной литературы  заключается в том, что она расширяет представление дошкольников об окружающем мире,  формирует первичные ценностные представления, содействует развитию литературной речи, приобщению к словесному творчеству,  она вводит детей в особый, исключительный мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

Доброта героев, их эмоциональная отзывчивость особенно важна для маленьких детей, живущих в современной информационной среде, в которой много агрессивности и эмоций.  Решение основных задач педагогической работы будет возможным, если педагог сможет добиться самого главного – сформирует у детей интерес к художественной литературе, который будет содействовать активному отношению маленьких  слушателей к тому, что им читают.

Автор Плохих Татьяна ивановна
Дата добавления 04.03.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 1118
Номер материала 57481
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓