Главная / Русский язык и литература / Читательские интересы школьников и проблема формирования у детей потребности в чтении художественных произведений

Читательские интересы школьников и проблема формирования у детей потребности в чтении художественных произведений

Нежинская Марина Викторовна

МБОУ «Лицей №2» Ступинского муниципального района Московской области

Читательские интересы школьников и проблема формирования у детей потребности в чтении художественных произведений


То, что Россия потеряла право называться самой читаемой страной в мире, к сожалению, стало фактором современности. Представители отечественной общественности, литераторы, деятели культуры, учёные бьют тревогу по поводу надвигающегося кризиса чтения.

По мнению специалистов, уровень чтения населения влияет на большинство макрофакторов, имеющих значение для конкурентоспособности государства. Высокая грамотность способствует доходу граждан, снижает показатели бедности, повышает занятость, производительность труда, уровень технологичности и инновационной экономики, расширяет спектр привлекательных профессий для человека и повышает вероятность прорывов в области исследований и научных разработок. Понятно, что прививать любовь к чтению необходимо с ранних лет. Печатное слово для детей и подростков было и остаётся одним из главных учителей и воспитателей.

На сегодняшний день ситуация с любовью к книге у младшего поколения такова: любят читать в нашей стране преимущественно дети младшего школьного возраста. Русской классической литературе, согласно исследованиям, отдают предпочтения 12% школьников, 10% исторической, зарубежной классике 14%. При этом значительная часть прочитанных книг так или иначе связана со школьной программой. В репертуаре чтения на первом месте – обязательная школьная классика, сказки – у младших, фэнтези – у старших. С интересом у современных детишек читаются лишь приключения, детективы и ужастики. Круг чтения подростков смещён в сторону развлекательной литературы, а также иллюстрированных журналов.

Проблема в том, что наше общество постоянно бросается в крайности. Сначала мы не воспитываем, а потакаем вкусам ребёнка, приобретая ему книжки типа комиксов про человека-паука. А когда спохватываемся, лихорадочно и грубо начинаем насаждать в детские души патриотизм. А нужна-то золотая середина. К сожалению, сегодня на отечественном рынке нет литературы, способной привить молодому поколению вечные ценности. Сегодня издатель выбирает книги с целью заработать, а не исходя из здравого смысла и художественного вкуса. Родителям нужно помогать находить для их детей хорошие книги.

По моему мнению, основная проблема сегодня заключается в потере интереса и отсутствии мотивации к чтению у детей и подростков. Поэтому начинать приучать ребёнка к книге необходимо с самых ранних лет, с дошкольного возраста.

Проблемы с чтением начинаются в семье. Если не читает мама, не будет любить книгу и ребёнок. Сегодня в нашем обществе практически исчезли домашние библиотеки, в глубокой нищете находятся государственные библиотеки для детей и юношества.

Факты говорят, что за последние 10 лет в школьные библиотеки художественная литература вообще не поступает. Администрациями средних образовательных учреждений заказывается только учебная литература. А ведь ученик за интересной книгой идёт в первую очередь именно в школьную библиотеку, это логично.

Конечно же, государство в состоянии выделить бюджетные средства для того, что бы наполнить детские библиотеки качественной литературой и периодикой. Кроме того, молодое поколение сегодня необходимо защищать от бездарной и вредной для детской психики литературы (Хэллоуин, Франкенштейн, журнал «Ведьма»).

Этих и им подобных книг в детской библиотеке не должно быть категорически. Иначе ребёнку обеспеченны склонность к истерии, постоянные страхи и прочие нарушения психического развития. Для современных родителей ''нелюбовь к чтению'' их детей – едва ли не самая большая проблема. Обычно родители начинают бить тревогу тогда, когда ребёнок уже начинает учиться в школе – это в 7-9 лет, или когда мамы и папы вдруг осознают, что через несколько лет ребёнок должен поступать в институт и пора бы ему «взяться за ум» – побольше заниматься и читать.

Почти на 100% любовь ребёнка к чтению зависит от отношения к книге в его семье. Бывает, дети неожиданно начинают с охотой читать без принуждения извне - так, выход романов о Гарри Потере опережал премьеры их экранизаций, потому многие нетерпеливые чада сами тянули родителей в книжный магазин. Иногда и школьным учителям удаётся привить любовь к чтению. Но все прочие дисциплины оттесняют наш предмет на одно из последних мест в духовных интересах школьников. Литература чаще всего замыкает перечень «любимых» предметов. Достаточно того, что по мере взросления школьники всё меньше читают и без каких либо сожалений отодвигают книгу, чтобы придвинуться вплотную к экранам телевизора, к монитору компьютера.

Впрочем, не будем излишне драматизировать ситуацию. Ребята читают, Но…. иную литературу. «Свою». И в этом «своём» выборе почти не соприкасаются с нашими уроками.

Отвечая на вопрос «Что ты предпочитаешь: классику или современную литературу?», ребята свой выбор формулировали крайне уверенно и однозначно: «Конечно, современную!», признаваясь, что в литературе сегодняшней им ближе всего… фантастика, детективы.

Разумеется, круг их читательских интересов значительно шире, и наши суждения легко могут быть опровергнуты иными данными. Мы лишь говорим о тенденции: классика и лучшее в современной литературе отступают под натиском лёгкого чтива…

А если задаться вопросом, как читают наши ученики? И как они способны отозваться на прочитанное? Вряд ли нужно цитировать ответы из сочинения: их уровень (к сожалению, и творения наших «пятёрочников» не исключение) хорошо известен. Сюжет – характеры (как правило, схемы) – идеи – вот максимальный алгоритм литературных знаний школьников.

Как мы обходимся с художественным текстом? Есть установка на «изучение» произведения, на его «анализ». И не задумываемся: нужен ли классу, да и правомерен ли разговор о… непрочитанном произведении? Многие могут возмутиться: «Это у кого ученики не читают? У нас??».

Читают! Конечно, читают! Мы, слава богу, умеем… заставить читать. В порядке «домашнего задания». И даже… заинтересовать произведением. Но недоумеваем, когда класс безразличен к гениальным страницам, к нашим умным вопросам и безмолвствует. Так в чём же тайна сего равнодушного молчания?

В мнимом чтении! Подлинное - то не состоялось, поскольку ученик чаще всего «проходит» гениальное творение, пролистав страницы.

Так как же пробудить интерес к чтению?

Одна из главнейших задач учителя-словесника – искать и находить такие приёмы в преподавании литературы, которые пробуждали бы читательские интересы, пробуждали бы желание трудиться.

Как же этого добиться?

По моему мнению, во-первых, не следует задавать на лето читать все произведения, которые будут изучаться в наступающем учебном году. Представьте себе, что вчерашний девятиклассник останется наедине с романом Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Юный читатель не поймёт автора, он, что называется, отшатнётся от книги, и учитель будет начинать работу над романом с предубеждённым учеником. Есть ли более неблагодарное занятие? Иногда мы, учителя, требуем обязательного прочтения именно для того, чтобы ученик сравнил впечатление от самостоятельного прочтения и впечатления от чтения с учителем. В чём смысл этого сравнения? Не в том ли, чтобы показать, как ученик беспомощен и как учитель всемогущ? Нужно ли это? Прошлые мои ученики не читали романа Достоевского летом. Начинаем читать вместе. На первом уроке по роману я использовала интригующее начало – приём не новый, но каждый учитель использует его по-своему. Я рассказала ребятам, как сама впервые читала роман. Когда я взяла книгу в библиотеке, я, как всегда, вначале стала листать её, стараясь понять, о чём произведение. На одной из страниц моё внимание привлёк абзац, из которого взгляд выхватил слово «поцеловал». Зачитываю эпизод о том, как принесли Раскольникову письмо от матери, как попросил он Настасью выйти, желая остаться наедине с письмом, как трепетно вскрыл его, поцеловал исписанные рукой матери листы. Продолжая листать книгу, я натолкнулась на сцену, в которой описано убийство.

В напряжённой тишине обрушивается на моих слушателей страшные слова о кровавом преступлении. С изумлением десятиклассники догадываются, что его совершает человек, который целовал письмо матери! Продолжаю: прочитав сцену убийства, перелистывать страницы я больше не могла. Испытав потрясение, я поняла, что прочту книгу от корки до корки, мне нужно понять, что за человек Раскольников, как уживается в одном человеке святое отношение к матери и способность убить беззащитную женщину.

Конечно же, главное, что является условием и основой всех учебных занятий по литературе – это чтение произведения. От организации чтения зависит во многом успех всей работы. Захватит ли книга ученика, или мысли и чувства автора оставят его равнодушным, а то и вызовут внутреннее неприятие – об этом всегда думает учитель, готовя первую встречу школьников с произведением. Как она должна пройти? Следует ли предложить ученикам, чтобы уже во время первого чтения они думали над определёнными вопросами, делали какие-то пометки, или лучше сделать эту первую встречу с книгой свободной, не осложнять её аналитической работой?

На первый взгляд кажется заманчивым прослаивать чтение составлением планов, беседой: школьники сразу включаются в аналитическую работу. Но ведь при таком подходе первоначальное чтение, чтение для себя, когда человек целиком отдаётся впечатлению от книги, исчезает, и произведение в сознание учеников живёт как сумма глав, а не как целостная картина жизни, запечатлённая художником слова. Пока произведение не воспринято душой свободно и непосредственно, ученик не чувствует потребности в анализе и может даже сопротивляться всем попыткам заставить его говорить. Книгу нужно сначала просто прочесть.

Однако, это совсем не означает, что чтением всего произведения надо открывать работу над ним. Если книга не сложна и учитель уверен, что она сразу заинтересует ребят то, действительно, стоит начинать её изучение с чтения. А иногда целесообразно сначала предложить учащимся прочесть всё произведение целиком после совместного чтения нескольких глав в классе учителем.

Но это должно быть действительно чтение. Школьного, формально-выразительного явно недостаточно. Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: «Читать – это ещё ничего не значит, что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».

Опираясь на свой опыт, скажу, что, когда я только начинала учительскую деятельность, изучая произведения Салтыкова-Щедрина, натолкнулась на полнейшее неприятие его ребятами. Читали «Господ Головлёвых» - и прервали: «Скучно!» Поначалу я растерялась от такого заявления, а потом… начала читать сама. Те же самые «скучные» сцены «семейной хроники». Опускаю какие-либо пояснения и подробности. Напомню лишь всем известное: одно и то же произведение, прочитанное по-разному, - это разные произведения. Случалось, что трудно было узнать в пушкинском стихотворении строки великого поэта, когда оно было прочитано «формально» одним из учеников. Здесь же произошло иное: я постаралась прочитать страницы «Господ Головлёвых» как щедринскую прозу. Стараясь донести до учеников и словесную графику, и сдержанный сарказм писателя. А ребята невольно становились очевидцами трагического фарса, разыгрывающегося на страницах.

Искусство чтения, к которому мы нечасто прибегаем, отличается от «выразительного чтения» наших учеников совсем не актёрским, не «игровым» началом (класс – не сцена, чтение – не театральное действо) , а достаточной свободой, слиянием своего «я» с «я» автора. Учитель не читает, а произносит, рассказывает, будто это его строки… В этом «соавторстве» - убедительность и подчиняющая сила чтения.

Но ни для кого не будет новостью, что наши школьники не часто слышат подлинное чтение. Стоит ли удивляться, что никакого желания читать у них не появляется: слыша «формальное» чтение, они успели убедиться в вялости и тусклости произведения.

Но если в доброе старое время можно было положиться на домашнее чтение, на семейную библиотеку, то теперь – отнюдь. Вот почему чтение в классе, каким бы вынужденным оно ни было, - спасение литература. Но – мастерское чтение! А оно уходит в небытие, воспринимается как некая роскошь…

Сегодня большинство из нас сосредоточивает свою тревогу на том, что школьники не умеют анализировать, изучать произведение. Это всё равно, что строить здание с его завершающего этажа. Понятно, что литература в школе не может долго держаться на воздушных подпорках. И наша с вами главная задача – научить ребёнка читать произведение в полном, глубоком смысле этого слова.

Читательские интересы школьников и проблема формирования у детей потребности в чтении художественных произведений
  • Русский язык и литература
Описание:

 

То, что Россия потеряла право называться самой читаемой страной в мире, к сожалению, стало фактором современности. Представители отечественной общественности, литераторы, деятели культуры, учёные бьют тревогу по поводу надвигающегося кризиса чтения.

 

По мнению специалистов, уровень чтения населения влияет на большинство макрофакторов, имеющих значение для конкурентоспособности государства. Высокая грамотность способствует доходу граждан, снижает показатели бедности, повышает занятость, производительность труда, уровень технологичности и инновационной экономики, расширяет спектр привлекательных профессий для человека и повышает вероятность прорывов  в области исследований и научных разработок. Понятно, что прививать любовь к чтению необходимо с ранних лет. Печатное слово для детей и подростков было и остаётся одним из главных учителей и воспитателей.

Автор Нежинская Марина Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 401
Номер материала 28240
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓