Главная / Начальные классы / Читательская конференция по повести Ю.Яковлева "Зимородок" (4 класс)

Читательская конференция по повести Ю.Яковлева "Зимородок" (4 класс)

Урок литературного чтения в 4 классе



Тип урока: читательская конференция

Тема урока: Ю.Яковлев «Зимородок»

Цель урока: проанализировать повесть Ю.Яковлева «Зимородок» (его тематику, проблематику, художественное своеобразие).

Задачи урока:

1. Познакомить с жизнью и творчеством писателя Ю.Яковлева.

2. Учить представлять образ героя произведения, опираясь на текст (поступки, внешний вид, отношение к людям).

3. Учить определять главную мысль произведения.

4. Воспитание уважения к ветеранам войны, к мужеству защитников Отечества, способности сочувствовать, сопереживать.; воспитание исторической памяти у учащихся на основе уважительного отношения к истории государства и памяти защитников Родины;

Оборудование: проектор, интерактивная доска, карточки.

Формы и методы: урок построен по технологии критического мышления (фишбоун, синквейн) групповая, фронтальная;

Ожидаемый результат от урока:

Познавательные УУД:

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные УУД:

1)формируем умение слушать и понимать других;

2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4)формируем умение работать в группах.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы по содержанию повести;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Ход урока.

  1. Вызов.

Задачи:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить ученика к активной работе на уроке.

 - Мы с вами прочитали повесть Юрия Яковлева «Зимородок». Назовите тему произведения, т.е. о чем говорится в книге?

- Прочитайте название нашей читательской конференции. Оно вам знакомо?

+ Забвение – ржавчина памяти.

- Кто сказал эти слова? (доктор Стройло)

- Как вы понимаете смысл данного высказывания? (корзина идей). Предположения детей записываю на доске.

- Что такое забвение? В конце урока мы с вами вернемся к этому слову и к высказыванию.

После работы над содержанием произведения попытаемся раскрыть смысл данного высказывания и понять смысл повести, что хотел нам сказать Юрий Яковлев.

  1. Осмысление.

Ищите в себе человека; если найдете в себе хорошего, справедливого человека - жить будете интересно, с пользой.

- Кому принадлежат эти слова? (доктор Стройло)

- Что значит быть хорошим и справедливым человеком? Кого из повести можете назвать хорошим и справедливым человеком, который прожил жизнь с пользой. (Зимородка)

- Что значит прожить жизнь с пользой?

- Эту повесть написал замечательный писатель Юрий Яковлевич Яковлев. Он писал и стихи, и рассказы, и сказки.

      В своих рассказах Юрий Яковлев открывает детям всю правду жизни как она есть, не прячась от решения проблем за внешней увлекательностью сюжета. Его герои - простые ребята, мальчишки и девчонки. Они умеют прощать, сопереживать чужой беде как своей, совершают добрые, благородные поступки, почти настоящие подвиги, не ради славы и почёта, не ради похвалы, а из чувства сострадания к ближнему.

(биографию рассказывает ученик)

Юрий Яковлевич Яковлев родился в июне 1922 года в Петрограде (ныне Санкт-Петербург) в семье служащего. В 1941 году, после окончания школы, Юрий Яковлев ушёл на фронт. Сначала он был наводчиком зенитной батареи, а потом сотрудником фронтовой газеты "Тревога". Потерял мать в блокадном Ленинграде.

      После войны закончил Ленинградский институт имени Горького.

      В прозе с 1960 года (повесть "Станция Мальчики"), в кино с 1961 года. Член редколлегии киножурнала "Фитиль", член художественного совета студии "Союзмультфильм".

      Автор сборников рассказов и повестей, сценариев игровых и анимационных фильмов.

      Лауреат Государственной премии СССР (1985).   Умер Юрий Яковлевич Яковлев в Ленинграде в 1996 году.

Сегодня, перелистывая страницы рассказа “Зимородок”, мы ещё раз поучимся понимать произведение, вчитываясь в него.

Попытаемся услышать нравственное звучание рассказа, которое основано на таких понятиях, как:

  • связь поколений,

  • человеческая память,

  • имя человека,

  • забвение,

  • надежда.

Узнаем, какие житейские мудрости поняли ребята во время поисков имени неизвестного солдата.

Почему ребят в рассказе автор называет следопытами? Кто такой следопыт? Давайте значение этого слова посмотрим в словарях.

 - охотник, выслеживающий зверя по следам

- Тот, кто имеет опыт в распознавании следов

- Человек (обычно член ученического коллектива), к-рый собирает материалы о
былых исторических событиях, об исторических лицах.

- Повесть построена не совсем обычно. В чем заключается эта необычность?

- В ней 15 глав. Внутри почти каждой главы мы читаем о жизни современных мальчишек и девчонок и в то же время узнаём о событиях Великой Отечественной войны.

Как вы думаете, почему автор так построил повесть?

Почему рассказ называется “Зимородок”? Что означает это слово?

(Это прозвище человека. Так называется бесстрашная птица.)

- А сейчас будем работать в группах. Первое задание называется «Узнай по описанию героя»

Вам нужно сопоставить описание из текста с героем произведения.

Он был невысокого роста. С массивной головой. Всклокоченные волосы, темные, с частыми белыми нитями, с головы переходили на щеки и сливались с усами и бородой. В этой буйной растительности, закрывшей почти все лицо, поблескивали большие очки с задымленными стеклами. Голос у него был глухой, как бы доносившийся из глубины. (Сергей Иванович Серегин)

Насмешливые карие глаза в упор смотрели на учителя, а широкие скулы - на каждой по щепотке веснушек стали от улыбки еще шире. На мальчике был военный ремень, широкий, с медной пряжкой, и джинсы с изображением ковбоя на заднем кармане. Говорят, эти брюки вечные. Смотря для кого! Две заплатки свидетельствовали, что и вечным приходит срок. (Марат)

Хотя лето только приближалось, этот взрослый был уже обожжен солнцем. Лоб, скулы, впалые щеки были покрыты грубым, замешенным на ветру загаром, делавшим его похожим на краснокожего индейца, а белые волосы еще больше оттеняли загар. (Седой)

Лицо у нее было желтоватое, цвета подсолнечного масла, редкие волосы причесаны на пробор. Платок с поблекшими цветочками сполз с головы на спину и лег вокруг шеи, как пионерский галстук (хозяйка сторожки со станции Река)

На голове не было ни единого волоска. Он был лыс, как глобус. Загорелый, обветренный глобус. (Павлов)

Такая же огромная и грузная, как ее племянница из стрелкового тира (тетка Алевтина)

Живет в Одессе, на пенсии. Болеет. Жена его партизанская учителка - тоже с ним (Петр Ильич Лучин)

Длинный и худой и слегка сутулился, словно все время боялся удариться головой о притолоку. У него были наполовину седые волосы и глаза навыкате. А руки свисали, как опущенные крылья. (доктор Стройло)

Стеклянная, деревянная, оловянная, каменная! (бабка с тира)



- Следующее задание для групп: подготовьтесь ответить на вопросы по содержанию рассказа. Для этого вы можете использовать само произведение.

Автор шаг за шагом описывает путь, по которому шёл Марат и его друзья, чтобы узнать о жизни Зимородка, чтобы узнать имя героя, чтобы продлить жизнь ему. И мы попытаемся вспомнить путь, пройденный Зимородком.

Группа № 1

  1. Какое событие послужило толчком для того, чтобы Марат и его друзья начали поиск неизвестного им человека? (глава 3)( в тире, птица не работала – зимородок)

  2. Почему Марат обратился в музей? (глава 4) (чтобы узнать про новый мост)

  3. Зачем Марат поехал на станцию Рeка и что ему удалось там узнать (глава 6)? (о Зимородке там могли знать, он взорвал мост)

  4. Какими словами заканчивается глава 6 и как вы их понимаете? (она оставила мальчику луч надежды)

  5. Ему (Марату) не терпелось отвоевать у забвения ещё частичку жизни Зимородка”. О какой “частичке жизни” Зимородка узнал Марат от следователя Павлова (глава 7)?(хотели расстрелять людей)

  6. К какому решению приходит Марат после разговора со следователем Павловым?(я должен узнать его имя. Человек, который совершил такое, не может остаться без имени)

Группа № 2

  1. Зачем ребята поехали в деревню Жуковку и что интересного они там узнали? (9 глава) (там они нашли могилы 9 партизан) кого же там нет?

  2. Кто такой Пётр Ильич Лучин? (партизанский командир) Какова основная мысль его речи, произнесённой на братской могиле? (“Мы накажем своим детям помнить вас. Вы будете учить наших детей, как надо любить Родину”.)

  3. Что нового о Зимородке узнали ребята от вдовы Петра Ильича Лучина? (11 глава) ( он хотел учиться, и в могиле его нет)

  4. Когда человек перестаёт учиться, он перестаёт жить. А на войне так хочется жить!” Кому принадлежат эти слова?

  5. Что рассказал о Зимородке доктор Стойло? (13 глава)

  6. Какие поучительные слова о жизни, забвении, человеческой памяти сказал ребятам доктор Стройло? Найдите и прочитайте.



- Последнее задание итоговое для групп: проследить маршрут (пути следования) следопытов. Заполняете рыбий скелет. Сверху приклеиваете по порядку название местности, внизу героев, которые помогали в это время в данной местности. Но главное в скелете голова и хвост. Голова – это проблема произведения. Вы должны записать эту проблему. Хвост – это вывод, т.е. решение проблемы.

Чем же всё-таки закончились поиски ребят? Удалось ли им узнать имя Зимородка? Как это произошло?

(Да. На встрече ветеранов у обелиска, глава 14.)

Чем заканчивается рассказ? (Ответ учащихся.)

Вот так заканчивается рассказ Ю.Яковлева о пытливых и любознательных ребятах-следопытах.



3. Рефлексия. На стадии – рефлексия основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

О чём мы узнали, читая рассказ “Зимородок”? Какие поняли житейские мудрости?

(О работе ребят-следопытов. Это неутомимый народ. Они возвращают имена безымянным героям. Следопыты борются с забвением, как борются со злом.)

Дети продолжают дела отцов.

...Когда человек перестаёт учиться, он перестаёт жить”.

Всё, что люди сделали на войне, может быльём порасти”. Всё зависит от нас. Надо бороться с забвением. Чтобы жить было интересно, надо искать в себе хорошего, справедливого, интересного человека).

- Кому принадлежат эти слова?

Чтение диалога (под звуки иволги)

"Человек очень живучее существо, - сказал Зимородок. - В него стреляют - он поднимается снова, а если не может подняться сам, то вместо него встают такие же, как он, только помоложе и посильнее".

"Как это помоложе и посильнее?" - спросил Марат.

"А очень просто: я упаду, ты встанешь на мое место. И опять живет человек, работает, борется. Важно, чтобы ты был похож на меня. Ты вообще-то веришь в чудеса?"

"Не знаю".

"Я в чудеса не верю. Я верю в надежду. Надежда - большая сила. Ты думаешь, человек идет когда-нибудь на верную смерть? Нет! Даже герой. Человек идет в бой с надеждой, что пуля пролетит мимо. Даже когда стреляют в упор, человек надеется. И чем больше у человека надежды, тем больше бесстрашия. Мне всегда помогала надежда. Мне с ней легко жилось и воевалось. Понял?"

"Понял", - прошептал Марат.

А теперь, люди-человечки, займемся повторением…

ЗАБВЕНИЕ – утрата памяти о чем-нибудь.

Забвение – пренебрежение тем, чем нельзя пренебрегать.

Написание синквейна.

Читательская конференция по повести Ю.Яковлева "Зимородок" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Цель урока: проанализировать повесть Ю.Яковлева «Зимородок» (его тематику, проблематику, художественное своеобразие).

Задачи урока:

1.         Познакомить с жизнью и творчеством писателя Ю.Яковлева.

2.         Учить представлять образ героя произведения, опираясь на текст (поступки, внешний вид, отношение к людям).

3.         Учить определять главную мысль произведения.

4.         Воспитание уважения к ветеранам войны, к мужеству защитников Отечества, способности сочувствовать, сопереживать.; воспитание исторической памяти у учащихся на основе уважительного отношения к истории государства и памяти защитников Родины;

Оборудование: проектор, интерактивная доска, карточки.

 

Формы и методы: урок построен по технологии критического мышления (фишбоун, синквейн) групповая, фронтальная;

Автор Таминдарова Линиза Мадисовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 991
Номер материала 46209
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓