Технологическая карта урока «Чистые
вещества и смеси. Способы разделения смесей» в 8 классе (базовый учебник:
Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. –
М.: Дрофа, 2013. – 286 с.)
Тема урока: Чистые вещества и
смеси. Способы разделения смесей.
Цель: углубление
представлений о материальном единстве и возможности познания окружающего мира; формирование
комплекса знаний о чистых веществах и смесях и способах разделения смесей;
совершенствование умений выделять проблему в теме занятия, формулировать
познавательные цели, контролировать и оценивать достижение результата, строить
содержательную коммуникацию при групповой работе.
Задачи:
Предметные:
-
определить
отличительные признаки чистых веществ и смесей;
-
классифицировать
способы разделения смесей по их составу;
-
привести
доказательства целесообразности использования основных способов разделения
смесей.
Метапредметные:
-
осознать
ограниченность собственного знания, выделить проблему и цель через выполнение
задания на сравнение и классификацию веществ;
-
анализировать
при групповой работе информацию из разных источников, структурировать ее через
перевод текстовой и видео-информации в символы, схемы;
-
провести
контроль, оценку и коррекцию знаний по способам разделения смесей, их
классификации через выполнение тренировочных заданий;
-
выразить
в ходе рефлексивной деятельности свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Критерии достижения цели урока:
обучающийся знает понятия «чистое вещество» и «смесь», классификацию смесей;
умеет: подбирать способ разделения смесь в зависимости от ее состава,
анализировать информацию и соотносить ее с повседневной жизнью.
Тип урока: урок открытия
новых знаний
Материально-техническое обеспечение:
-
компьютер, мультимедийный проектор, презентация
Power Point, Internet;
-
электронное приложение к учебнику Габриеляна О.С. Химия. 8 класс;
- лабораторное оборудование: воронка с фильтром,
стеклянная палочка, стакан с водой, стакан, песок, смесь железа с серой, магнит
(на каждую группу – предположительно на 3 группы)
- карточки с контекстными заданиями для групповой
работы;
- анкеты (для рефлексии).
СТРУКТУРА
И ХОД УРОКА
№
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Формируемые УУД
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
Самоопределение к деятельности. Организационный момент
|
Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку
|
Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем
и сверстниками.
|
2
|
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
|
Я вам предлагаю перечень веществ. «Найдите лишнее»: молоко,
кислород, морская вода, алюминий, нефть, углекислый газ, дистиллированная
вода, воздух, медь.
Что такое чистое вещество?
Что такое смесь?
Создает проблемную ситуацию путем предложения задания:
1 задание (слайд 1)
|
Обучающиеся в группах распределяют вещества на две группы –
чистые вещества и смеси.
Высказываются
Отвечают на вопросы, записывают определения
Учащиеся предполагают способ разделения смеси
|
Познавательные:
логические – анализ объектов с целью выделения признаков;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем
и сверстниками.
|
3
|
Постановка учебной задачи
|
Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока.
Для того чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему
урока, учитель предлагает обучающимся выполнить контекстные задания в
группах.
На основе прослушанной информации учитель предлагает сделать
вывод, о чем идет речь? Какова будет тема урока? Цель?
Зачем надо очищать смеси?
|
Высказывают предположения
Работа обучающихся в 3 группах – смысловое чтение материала:
1. Кисель можно приготовить из ягод или фруктов —
свежих, замороженных, сушеных, из ревеня и молока. Взяв большее или меньшее
количество картофельного крахмала, можно получить кисели из ягод и фруктов
различной густоты. Обычно готовят кисель средней густоты. На 4 стакана такого
киселя достаточно взять 2 ст. ложки картофельного крахмала. При приготовлении
киселя разводят в охлажденной кипяченой воде (на 2 ст. ложки муки 1 стакан
воды).
2. Чтобы приготовить Компот из слив необходимо: сливы
промыть, разрезать пополам и удалить косточки и опустить в кипящую воду.
Затем добавить сахар и пряности. Накрыть крышкой и варить 3 - 5 минут.
3. В кипящую подсоленную воду (на 1 кг изделий
2,2—3 л воды и 30 соли) засыпают макаронные изделия и варят до загустения, в
конце варки добавляют жир, накрывают посуду крышкой и доваривают на слабом
огне.
Формулируют тему урока, цель и задачи
Отвечают на вопрос.
|
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: постановка вопросов;
Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели.
|
4
|
Построение проекта выхода из затруднения
|
Организует работу по исследованию классификации смесей
2 задание
2 стакана – смесь мела с водой, раствор сахара с водой Смеси разные.
На какие две группы делятся смесь?
3 задание
Организует изучение способов разделения однородных и
неоднородных смесей
Организует проведение лабораторной работы (приложение 1)
|
Предполагают, что способ зависит от типа смеси
Отвечают, записывают в тетради
Самостоятельно изучают новый материал в форме групповой деятельности.
Работают с лабораторным оборудованием
Делают записи в тетрадь.
|
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;
Регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели
на основе учета выделенных учителем ориентиров действия;
Познавательные:
общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой
информации, умение структурировать знания;
логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ,
синтез.
|
5
|
Первичное закрепление
|
Организует работу по отработке умений находить способ разделения
смесей Использование электронного приложения к учебнику
|
Обучающиеся решают задание в учебнике (в. 1-3)
|
Регулятивные:
контроль, оценка, коррекция;
Познавательные: общеучебные.
|
6
|
Самостоятельная работа
|
Организует деятельность по применению новых знаний, анализирует
выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность.
|
Работают с заданиями из презентации
|
Регулятивные:
контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено
и что еще подлежит усвоению;
Личностные: самоопределение.
|
7
|
Рефлексия деятельности
(итог урока)
|
Организует рефлексию в форме
анкетирования (слайд 5):
1. На уроке я работал(а):
активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я:
доволен/ не доволен
3. Урок для меня показался:
коротким/ длинным
4. За урок я:
не устал(а)/ устал(а)
5. Мое настроение:
стало лучше/ стало хуже
6. Материал урока мне был:
понятен/ не понятен
полезен/ бесполезен
интересен/ скучен
|
Заполняют анкету.
Осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную
оценку урока
|
Познавательные:
рефлексия
Личностные: смыслообразование
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
8
|
Домашнее задание
|
Формулирует задание, комментируя его по необходимости:
Параграф ?, приложение 2 ( 3 задания разные по сложности),3
|
Фиксируют задание.
|
|
Приложение
1
ИНСТРУКЦИЯ
по
выполнению лабораторного опыта «Разделение смесей».
Цель: закрепить понятие о смесях и способах
их разделения; работать над умением находить и осуществлять рациональные
способы выделения веществ из смесей на основе знаний о физических свойствах их
компонентов.
Содержание
и порядок выполнения опыта.
1. Заполните
таблицу для предложенной вам смеси:
а) определите тип выданной вам
смеси (однородная или неоднородная);
б) чем различаются по физическим
свойствам вещества, входящие в состав смеси?
в) каким способом можно разделить
данную смесь?
Название
компонентов смеси
|
Тип
смеси
|
Свойства,
используемые для разделения компонентов
|
Способ
разделения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Подумайте, на чем основан
данный способ разделения смесей?_____________________________
______________________________________________________________________________________
- Практически осуществите
разделение смеси.
- Расскажите о результатах опыта
одноклассникам.
Приложение 2
ЗАДАНИЕ №
1
Приведите примеры смесей, которые
можно разделить фильтрованием, отстаиванием. Ответ запишите в таблице.
Состав
смеси
|
Способ
разделения
|
1.
|
1.
|
2.
|
2.
|
3.
|
3.
|
4.
|
4.
|
ЗАДАНИЕ №
2
В сахар случайно попала раскрошенная пробка. Как очистить от неё сахар?
ЗАДАНИЕ №
3
Приведите пример смеси состоящей из трех веществ и перечислите
последовательность действий необходимых для их разделения.
Приложение 3
ПЛАН.
1. Чистые вещества.
2.
Классификация смесей.
3. Способы
разделения неоднородных смесей.
4. Способы
разделения однородных смесей.
5*. Использование способов
разделения смесей в быту и на производстве.
ЗАДАНИЕ
Определите по таблице оборудование, которое необходимо для разделения указанных
в ней смесях. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите
название ещё одного способа получения чистых веществ.
Название оборудования
|
Состав
смеси
|
Подсолнечное масло и вода
|
Глина и
вода
|
Морская
вода
|
Железо и
медь
|
Воронка химическая
|
Ф
|
П
|
И
|
Ц
|
Делительная воронка
|
Е
|
Б
|
Ж
|
К
|
Химический стакан
|
Р
|
Е
|
У
|
Т
|
Спиртовка
|
О
|
В
|
Г
|
Ж
|
Фильтр
|
З
|
О
|
К
|
Ф
|
Фарфоровая чашечка
|
А
|
Д
|
Н
|
Л
|
Магнит
|
Т
|
Л
|
О
|
К
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.