Главная / Химия / Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей

Технологическая карта урока «Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей» в 8 классе (базовый учебник: Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2013. – 286 с.)


Тема урока: Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

Цель: углубление представлений о материальном единстве и возможности познания окружающего мира; формирование комплекса знаний о чистых веществах и смесях и способах разделения смесей; совершенствование умений выделять проблему в теме занятия, формулировать познавательные цели, контролировать и оценивать достижение результата, строить содержательную коммуникацию при групповой работе.

Задачи:

Предметные:

  • определить отличительные признаки чистых веществ и смесей;

  • классифицировать способы разделения смесей по их составу;

  • привести доказательства целесообразности использования основных способов разделения смесей.

Метапредметные:

  • осознать ограниченность собственного знания, выделить проблему и цель через выполнение задания на сравнение и классификацию веществ;

  • анализировать при групповой работе информацию из разных источников, структурировать ее через перевод текстовой и видео-информации в символы, схемы;

  • провести контроль, оценку и коррекцию знаний по способам разделения смесей, их классификации через выполнение тренировочных заданий;

  • выразить в ходе рефлексивной деятельности свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Критерии достижения цели урока: обучающийся знает понятия «чистое вещество» и «смесь», классификацию смесей; умеет: подбирать способ разделения смесь в зависимости от ее состава, анализировать информацию и соотносить ее с повседневной жизнью.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Материально-техническое обеспечение:

- компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, Internet;

- электронное приложение к учебнику Габриеляна О.С. Химия. 8 класс;

- лабораторное оборудование: воронка с фильтром, стеклянная палочка, стакан с водой, стакан, песок, смесь железа с серой, магнит (на каждую группу – предположительно на 3 группы)

- карточки с контекстными заданиями для групповой работы;

- анкеты (для рефлексии).






СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку


Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Я вам предлагаю перечень веществ. «Найдите лишнее»: молоко, кислород, морская вода, алюминий, нефть, углекислый газ, дистиллированная вода, воздух, медь.


Что такое чистое вещество?

Что такое смесь?




Создает проблемную ситуацию путем предложения задания:    

1 задание (слайд 1)

Обучающиеся в группах распределяют вещества на две группы – чистые вещества и смеси.

Высказываются




Отвечают на вопросы, записывают определения




Учащиеся предполагают способ разделения смеси


Познавательные:

логические – анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


3

Постановка учебной задачи

Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока.

Для того чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему урока, учитель предлагает обучающимся выполнить контекстные задания в группах.















На основе прослушанной информации учитель предлагает сделать вывод, о чем идет речь? Какова будет тема урока? Цель?













Зачем надо очищать смеси?

Высказывают предположения


Работа обучающихся в 3 группах – смысловое чтение материала:

  1. Кисель можно приготовить из ягод или фруктов — свежих, замороженных, сушеных, из ревеня и молока. Взяв большее или меньшее количество картофельного крахмала, можно получить кисели из ягод и фруктов различной густоты. Обычно готовят кисель средней густоты. На 4 стакана такого киселя достаточно взять 2 ст. ложки картофельного крахмала. При приготовлении киселя разводят в охлажденной кипяченой воде (на 2 ст. ложки муки 1 стакан воды).

  2. Чтобы приготовить Компот из слив необходимо: сливы промыть, разрезать пополам и удалить косточки и опустить в кипящую воду. Затем добавить сахар и пряности. Накрыть крышкой и варить 3 - 5 минут.

  3. В кипящую подсоленную воду (на 1 кг изделий 2,2—3 л воды и 30 соли) засыпают макаронные изделия и варят до загустения, в конце варки добавляют жир, накрывают посуду крышкой и доваривают на слабом огне.

Формулируют тему урока, цель и задачи


Отвечают на вопрос.

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

4

Построение проекта выхода из затруднения

Организует работу по исследованию классификации смесей

2 задание

2 стакана – смесь мела с водой, раствор сахара с водой Смеси разные. На какие две группы делятся смесь?


3 задание

Организует изучение способов разделения однородных и неоднородных смесей

Организует проведение лабораторной работы (приложение 1)


Предполагают, что способ зависит от типа смеси




Отвечают, записывают в тетради



Самостоятельно изучают новый материал в форме групповой деятельности.

Работают с лабораторным оборудованием

Делают записи в тетрадь.





Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

Регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия;

Познавательные:

общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания;

логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез.

5

Первичное закрепление

Организует работу по отработке умений находить способ разделения смесей Использование электронного приложения к учебнику

Обучающиеся решают задание в учебнике (в. 1-3)

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные.

6

Самостоятельная работа

Организует деятельность по применению новых знаний, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность.

Работают с заданиями из презентации

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение.

7

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организует рефлексию в форме анкетирования (слайд 5):

1. На уроке я работал(а):

активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я:

доволен/ не доволен

3. Урок для меня показался:

коротким/ длинным

4. За урок я:

не устал(а)/ устал(а)

5. Мое настроение:

стало лучше/ стало хуже

6. Материал урока мне был:

понятен/ не понятен

полезен/ бесполезен

интересен/ скучен

Заполняют анкету.

Осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока

Познавательные:

рефлексия

Личностные: смыслообразование

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

8

Домашнее задание

Формулирует задание, комментируя его по необходимости:

Параграф ?, приложение 2 ( 3 задания разные по сложности),3

Фиксируют задание.



Приложение 1

ИНСТРУКЦИЯ

по выполнению лабораторного опыта «Разделение смесей».

Цель: закрепить понятие о смесях и способах их разделения; работать над умением находить и осуществлять рациональные способы выделения веществ из смесей на основе знаний о физических свойствах их компонентов.

Содержание и порядок выполнения опыта.

  1. Заполните таблицу для предложенной вам смеси:

а) определите тип выданной вам смеси (однородная или неоднородная);

б) чем различаются по физическим свойствам вещества, входящие в состав смеси?

в) каким способом можно разделить данную смесь? 

Название компонентов смеси

Тип смеси

Свойства, используемые для разделения компонентов

Способ разделения

 

 

 

 

 

 





  1. Подумайте, на чем основан данный способ разделения смесей?_____________________________

______________________________________________________________________________________

  1. Практически осуществите разделение смеси.

  2. Расскажите о результатах опыта одноклассникам.



Приложение 2

ЗАДАНИЕ № 1

Приведите примеры смесей, которые можно разделить фильтрованием, отстаиванием. Ответ запишите в таблице.

Состав смеси

Способ разделения

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

ЗАДАНИЕ № 2

       В сахар случайно попала раскрошенная пробка. Как очистить от неё сахар?

ЗАДАНИЕ № 3

      Приведите пример смеси состоящей из трех веществ и перечислите последовательность действий необходимых для их разделения.

 Приложение 3                                                             

ПЛАН.

1. Чистые вещества.

2.     Классификация смесей.

3.     Способы разделения неоднородных смесей.

4.     Способы разделения однородных смесей.

5*. Использование способов разделения смесей в быту и на производстве.

 ЗАДАНИЕ

         Определите по таблице оборудование, которое необходимо для разделения указанных в ней смесях. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название ещё одного способа получения чистых веществ.

Название оборудования

Состав смеси

Подсолнечное масло и вода

Глина и вода

Морская вода

Железо и медь

Воронка химическая



Ф



П



И



Ц

Делительная воронка



Е



Б



Ж



К

Химический стакан

 

Р

 

Е

 

У

 

Т

Спиртовка

 

О

 

В

 

Г

 

Ж

Фильтр

 

З

 

О

 

К

 

Ф

Фарфоровая чашечка

 

А

 

Д

 

Н

 

Л

Магнит

 

Т

 

Л

 

О

 

К

 



Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей
  • Химия
Описание:

 

Технологическая карта урока «Чистые  вещества и смеси. Способы разделения смесей» в 8 классе (базовый учебник: Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2013. – 286 с.)

 

 

 

Тема урока: Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

 

Цель: углубление представлений о материальном единстве и возможности познания окружающего мира; формирование комплекса знаний о чистых веществах и смесях и способах разделения смесей; совершенствование умений выделять проблему в теме занятия, формулировать познавательные цели, контролировать и оценивать достижение результата, строить содержательную коммуникацию при групповой работе.

 

Задачи:

 

Предметные:

 

  • определить отличительные признаки чистых веществ и смесей;

  • классифицировать способы разделения смесей по их составу;

  • привести доказательства целесообразности использования основных способов разделения смесей.

    Метапредметные:

 

  • осознать ограниченность собственного знания, выделить проблему и цель через выполнение задания на сравнение и классификацию веществ;

  • анализировать при групповой работе информацию из разных источников, структурировать ее через перевод текстовой и видео-информации в символы, схемы;

  • провести контроль, оценку и коррекцию знаний по способам разделения смесей, их классификации через выполнение тренировочных заданий;

  • выразить в ходе рефлексивной деятельности свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

    Критерии достижения цели урока: обучающийся знает понятия «чистое вещество» и «смесь», классификацию смесей; умеет: подбирать способ разделения смесь в зависимости от ее состава, анализировать информацию и соотносить ее с повседневной жизнью.

    Тип урока: урок открытия новых знаний

    Материально-техническое обеспечение:

    - компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, Internet;

    - электронное приложение к учебнику Габриеляна О.С. Химия. 8 класс;

    - лабораторное оборудование: воронка с фильтром, стеклянная палочка, стакан с водой, стакан, песок, смесь железа с серой, магнит (на каждую группу – предположительно на 3 группы)

    - карточки с контекстными заданиями для групповой работы;

    - анкеты (для рефлексии).

     

     

     

    СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

     

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку

 

 Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Я вам предлагаю перечень веществ. «Найдите лишнее»:  молоко, кислород, морская вода, алюминий, нефть, углекислый газ, дистиллированная вода, воздух, медь.

 

Что такое чистое вещество?

Что такое смесь?

 

 

 

Создает проблемную ситуацию путем предложения задания:    

1 задание (слайд 1)

Обучающиеся в группах распределяют вещества на две группы – чистые вещества и смеси.

Высказываются

 

 

 

Отвечают на вопросы, записывают определения

 

 

 

Учащиеся предполагают способ разделения смеси

 

Познавательные:

логические – анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

3

Постановка учебной задачи

Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока.

Для того чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему урока, учитель предлагает обучающимся выполнить контекстные задания в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На основе прослушанной информации учитель предлагает сделать вывод, о чем идет речь? Какова будет тема урока? Цель?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зачем надо очищать смеси?

Высказывают предположения

 

Работа обучающихся в 3  группах – смысловое чтение материала:

1.      Кисель можно приготовить из ягод или фруктов — свежих, замороженных, сушеных, из ревеня и молока. Взяв большее или меньшее количество картофельного крахмала, можно получить кисели из ягод и фруктов различной густоты. Обычно готовят кисель средней густоты. На 4 стакана такого киселя достаточно взять 2 ст. ложки картофельного крахмала. При приготовлении киселя разводят в охлажденной кипяченой воде (на 2 ст. ложки муки 1 стакан воды).

2.      Чтобы приготовить Компот из слив необходимо: сливы промыть, разрезать пополам и удалить косточки и опустить в кипящую воду. Затем добавить сахар и пряности. Накрыть крышкой и варить 3 - 5 минут.

3.       В кипящую подсоленную воду (на 1 кг изделий 2,2—3 л воды и 30 соли) засыпают макаронные изделия и варят до загустения, в конце варки добавляют жир, накрывают посуду крышкой и доваривают на слабом огне.

Формулируют тему урока, цель и задачи

 

Отвечают на вопрос.

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

4

Построение проекта выхода из затруднения

Организует работу по исследованию классификации  смесей

2 задание

2 стакана – смесь мела с  водой, раствор сахара с водой Смеси разные.                   На какие две группы делятся смесь?

 

3 задание

Организует изучение способов разделения однородных и неоднородных смесей

Организует проведение лабораторной работы (приложение 1)

 

Предполагают, что способ зависит от типа смеси

 

 

 

Отвечают, записывают в тетради

 

 

Самостоятельно изучают новый материал в форме групповой  деятельности.

Работают с лабораторным оборудованием

Делают записи в тетрадь.

 

 

 

 

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

Регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия;

Познавательные:

общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания;

логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез.

5

Первичное закрепление

Организует работу по отработке умений находить способ разделения смесей Использование электронного приложения к учебнику

Обучающиеся решают задание в учебнике (в. 1-3)

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные.

6

Самостоятельная работа

Организует деятельность по применению новых знаний, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность.

Работают с заданиями из презентации

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение.

7

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организует рефлексию в форме анкетирования (слайд 5):

1. На уроке я работал(а):

активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я:

доволен/ не доволен

3. Урок для меня показался:

коротким/ длинным

4. За урок я: 

не устал(а)/ устал(а)

5. Мое настроение:

стало лучше/ стало хуже

6. Материал урока мне был:

понятен/ не понятен

полезен/ бесполезен

интересен/ скучен

Заполняют анкету.

Осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока

Познавательные:

рефлексия

Личностные: смыслообразование

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

8

Домашнее задание

Формулирует задание, комментируя его по необходимости:

Параграф  ?, приложение 2 ( 3 задания разные по сложности),3

Фиксируют задание.

 

 

 

 

   Приложение 1

 

ИНСТРУКЦИЯ

 

по выполнению лабораторного опыта «Разделение смесей».

 

Цель: закрепить понятие о смесях и способах их разделения; работать над умением находить и осуществлять рациональные способы выделения веществ из смесей на основе знаний о физических свойствах их компонентов.

 

Содержание и порядок выполнения опыта.

 

  1. Заполните таблицу для предложенной вам смеси:

    а) определите тип выданной вам смеси (однородная или неоднородная);

    б) чем различаются по физическим свойствам вещества, входящие в состав смеси?

    в) каким способом можно разделить данную смесь? 

 

Название компонентов смеси

Тип смеси

Свойства, используемые для разделения компонентов

Способ разделения

 

 

 

 

 

 

       

 

  1. Подумайте, на чем основан данный способ разделения смесей?_____________________________

 

______________________________________________________________________________________

 

  1. Практически осуществите разделение смеси.
  2. Расскажите о результатах опыта одноклассникам.    

 

 

 

Приложение 2

 

ЗАДАНИЕ № 1

 

Приведите примеры смесей, которые можно разделить фильтрованием, отстаиванием. Ответ запишите в таблице.

 

Состав смеси

Способ разделения

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

 

ЗАДАНИЕ № 2

 

       В сахар случайно попала раскрошенная пробка. Как очистить от неё сахар?

 

ЗАДАНИЕ № 3

 

      Приведите пример смеси состоящей из трех веществ и перечислите последовательность действий необходимых для их разделения.

 

 Приложение 3                                                             

 

 ПЛАН.

 

 1.   Чистые вещества.

 

2.     Классификация смесей.

 

3.     Способы разделения неоднородных смесей.

 

4.     Способы разделения однородных смесей.

 

5*. Использование способов разделения смесей в быту и на производстве.

 

 ЗАДАНИЕ

 

         Определите по таблице оборудование, которое необходимо для разделения указанных в ней смесях. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название ещё одного способа получения чистых веществ.

 

Название оборудования

Состав смеси

Подсолнечное масло и вода

Глина и вода

Морская вода

Железо и медь

Воронка химическая

 

Ф

 

П

 

И

 

Ц

Делительная воронка

 

Е

 

Б

 

Ж

 

К

Химический стакан

 

Р

 

Е

 

У

 

Т

Спиртовка

 

О

 

В

 

Г

 

Ж

Фильтр

 

З

 

О

 

К

 

Ф

Фарфоровая чашечка

 

А

 

Д

 

Н

 

Л

Магнит

 

Т

 

Л

 

О

 

К

 

 

 

 

 

Автор Пестова Наталья Михайловна
Дата добавления 21.11.2014
Раздел Химия
Подраздел Конспекты
Просмотров 3239
Номер материала 4383
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓