Конспект
урока математики в 1-м классе по теме "Число и цифра 5. Состав числа
5"
Тип урока: урок
изучения нового материала
Основные цели:
- сформировать представление о
числе 5 с опорой на числовой отрезок, способность к его записи с помощью графической
модели и цифрой;
- познакомить с геометрической
фигурой пятиугольником, звездой;
- закрепить взаимосвязь между
частью и целым;
- сформировать способность к
сложению и вычитанию в пределах 5, к фиксированию движения по отрезку
несколькими одновременно выполняемыми шагами;
- повторить схематическую и
знаковую форму записи чисел в пределах 5, научить соотносить числа 1, 2,
3, 4, 5 с соответствующим множеством предметов;
- учить формулировать тему и
цели урока, подводить итог урока.
Развивать мыслительные операции,
математические способности, внимание, память, речь, наблюдение, сравнение,
аналогия необходимые на этапе проектирования.
Творческие: учиться
отгадывать загадки
Демонстрационный
материал:
- карточки с графическим
изображением чисел и знаков;
- модель числового отрезка;
- карточка для графической
модели числа 5 на листе А-4, домики цифр, чёрный фломастер;
- эталон состава числа 5;
- герои сказок
Ход урока
I. Организационный
момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
II. Актуализация
опорных знаний. Постановка проблемы. Открытие нового.
Учитель: Мы
продолжаем с Вами путешествовать по стране Цифирии. Вместе с нами сегодня
отправятся в путь Мальвина и Буратино.
Устный счет: Начнем мы
свое путешествие со счета до 20 и обратно.
Учитель. Игра
"Молчанка". Внимательно слушайте задачи, ответы показывайте
числовыми карточками.
Задачи:
Сколько яблок у ребят
Солнышком горят в руках?
У Наташи и у Томы,
У Сережи и у Ромы.
На столе ещё одно
Солнышком наполнено.
Ну-ка, сколько яблок, братцы?
Кто сумеет догадаться? (Дети показывают 5)
Две мышки проникли в квартиру,
Решили попробовать сыру.
Тут следом явились подружки:
Три сереньких Мышки-норушки.
Кот спал в это время на крыше,
Про этот не ведая пир.
А ну, сосчитай, сколько мышек
Съели оставленный сыр? (Дети показывают 5)
На вокзале у перрона
Стояло 4 вагона
Добавили еще 1,
Чтоб был большой локомотив.
Теперь вопрос мы зададим.
Какой длины локомотив? (Дети показывают 5)
Учитель: – Ребята,
кто догадался, какое число сегодня будем изучать? (5)
– Вот она наша красавица.
– Какая тема нашего урока? Число 5. Состав числа 5.
– Цель нашего урока научиться писать цифру 5,
понять как образовывается число5 , выучить состав числа, построить домик для
числа 5.
– Назовите число, за которым идет число 5? (4)
– Назовите число, следующее за числом 5? (6)
– Назовите соседей числа 5? (4 и 6)
– Как получить 5 из четырех? ( Надо к 4+1.
Выставляю карточку)
– Как получить 5 из трех? ( Надо к 3+2.
Выставляю карточку)
– Как получить 5 из двух? ( Надо к 2+3. Выставляю
карточку)
– Как получить 5 из одного? ( Надо к 1+4. Выставляю
карточку)
Учитель: Поможем нашим
героям построить домик для числа 5.
Я буду строить на доске, а вы в своих тетрадях в клетку.
Я тетрадь свою открою,
Уголочком положу.
Я друзья от вас не скрою
Ручку правильно держу.
– Сколько этажей будет в доме? (4)
– Называем соседей на первом этаже. (4 и 1)
– Называем соседей на втором этаже. (3 и 2)
– Называем соседей на третьем этаже. (2 и 3)
– Называем соседей на четвертом этаже. (1 и 4)
– На каких этажах живут одинаковые числа-соседи?
– Какое правило использовали на этих этажах? (Переставили
слагаемые - части местами.)
– А можем ли мы на двоих поровну разделить пять предметов?
(нет)
– Значит число 5 четное или нечетное? (Нечетное)
– Молодцы!
Вывод: Что мы уже с вами
узнали? Состав числа 5, соседей числа 5, число 5 нечетное, построили домик для
числа 5.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Рыбки плавали, ныряли
В теплой чистенькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
III. Первичное закрепление знаний.
– Ребята, посмотрите,
что я нашла в песке.
– Как морские звездочки связаны с темой урока? (у них 5
щупальцев)
– Где еще вы видели звезды? (Погоны, Кремль, звезда героя)
1. Геометрические построения
– Мальвина и Буратино
очень любят рисовать звездочки. Давайте научимся чертить звездочку в рабочих
тетрадях стр. 40 №2, что нам для этого понадобится? (линейка и
карандаш)
– Как мы должны соединять числа? (По порядку)
– Мальвина и Буратино принесли геометрическую фигуру и
рассматривают ее.
– Кто догадался какая? (пятиугольник) стр. 40 №1
– Почему фигура так
называется? (5 углов, 5 вершин, 5 сторон)
– Мальвина и Буратино хотят, чтобы вы тоже научились его
чертить.
– Что общего между пятиугольником и звездой? (5 точек, 5
отрезков)
– Чем отличаются фигуры? (у пятиугольника стороны не пересекаются,
а у звезды пересекаются)
Молодцы!
2. Изображение числа количеством предметов.
– Буратино прослушал задание, которое дала Мальвина. Давайте
ему поможем выполнить задание №3 стр. 40. Рассмотрите
внимательно и скажите, что надо сделать. (Нарисовать столько палочек и точек,
какое число написано в первом столбике.)
У доски 2 человека выполняют задание. Проверка.
№4 с. 40. Это задание
сможет выполнить только самый внимательный. Найдите и раскрасьте клетку с
числом, которое соответствует количеству предметов на картинке.
– Что нарисовано на первой картинке? Какое число надо
раскрасить?
– Сколько предметов нарисовано на второй картинке? Какое число
надо раскрасить?
– Что нарисовано на третьей картинке? Какое число надо
раскрасить?
– Что нарисовано на четвертой картинке? Какое число надо
раскрасить?
– Что нарисовано на пятой картинке? Какое число надо
раскрасить?
Молодцы!
– Ребята, чтобы выполнить следующие задания надо научиться
писать цифру 5.
Начинаю писать сверху, веду под наклоном линию, не отрывая
руки, пишу полуовал, и горизонтальную линию в правый уголок.
Взяли ручки, руки на локоток: я на доске, а вы вместе со мной
в воздухе, приготовились…
Начинаю писать сверху, веду под наклоном линию, не отрывая
руки, пишу полуовал, и горизонтальную линию в правый уголок.
– Напишите цифру 5 самостоятельно пять раз.
УЧИТЕЛЬ. Ах, как
красиво у вас получается! А у кого получилось не совсем так, как он хотел, не
беда! Дома в тетрадях обязательно потренируйтесь и у вас все получится!
- Сложение и
вычитание с помощью числового отрезка.
1, 2, 3, 4, 5.
Начинаем мы считать.
Чтобы не было ошибки,
Нужно нам отрезок взять.
А отрезок не простой,
Он, конечно, … числовой.
Выполняем задание №6 стр. 41.
Рассмотрим, что выполняли на первом
числовом отрезке? (Прибавляли по одному от числа 3)
– Сколько всего прибавили? (2)
– Запишем нужное число в клетку.
– Сколько всего получилось? (5)
– Как называется результат этого
действия? (сумма)
– Что выполняли на втором числовом
отрезке? (Вычитали по одному от числа 5)
– Сколько всего вычли, убрали? (3)
рисуем
– Запишем нужное число в клетку.
– Сколько осталось? (2)
– Чему учились в этом задании?
(Складывать и вычитать по 2 и по 3 используя числовой отрезок.)
УЧИТЕЛЬ. Ой,
молодцы! С вами просто радостно сегодня работать и вы заслужили маленькую
передышку.
– Повернулись лицом друг к другу
посчитаем и похлопаем ритм. Называть громко будем четные числа. (Ритмический
счет по 2)
УЧИТЕЛЬ. Хорошо!
А теперь снова за работу! Занимайте свои места и в путь по стране Цифири!
– Прочитайте задание к №7 с. 41.
Составим по рисункам примеры, числовые выражения и запишем ответы.
– Составим задачи по первому
рисунку. На одну тарелку положили одно яблоко, на вторую тарелку четыре яблока.
Сколько всего яблок разложили?
– Рассмотрите второе выражение. Как
надо разложить яблоки? (На одну тарелку положили 3 на другую – 2)
– Сколько получилось?
– Рассмотрите третье выражение. Как
надо разложить яблоки? (На одну тарелку положили 2, на другую – 1, на третью –
2)
– Сколько получилось?
Чем отличается это выражение от двух
других? (Три слагаемых)
Мы хорошо поработали коллективно, а
теперь поработайте самостоятельно, над второй частью задания. Составьте
и запишите выражение по рисункам. Первые пять человек, правильно выполнивших
задание, получат звездочки.
Проверка на доске. Кто выполнил все
правильно, встаньте.
– Спасибо, молодцы!
4. Состав числа 5.
– Ребята,
Буратино опять растерялся, что же ему делать в задании №5 с. 41.
– Надо в
пустые мешочки нарисовать фигуры соответственно выражению, и наоборот составить
выражение по рисунку.
–Самостоятельно выполняем задание,
а Мальвина раздаст звездочки тем, кто правильно его сделает.
IV. Итог урока.
Учитель. Какая у
нас была тема урока?
– Какое число мы окружили
вниманием?
– Что можете рассказать о числе 5?
По рисунку в учебнике.
– Где можно встретить число 5?
– А какие знания помогли вам
справиться со всеми заданиями? (знания состава числа 5)
– Мальвине и Буратино очень
понравилось, как вы работали на уроке. Молодцы!
– Вы все сегодня хорошо поработали,
скажем друг другу – СПАСИБО.
Прозвенел опять звонок
и закончился урок!
Вы, ребятки, отдохните,
силы новой наберите.
Это нужно детворе
для здоровья, при игре.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.