Главная / Русский язык и литература / "Чередование “е-и” в корнях слов"

"Чередование “е-и” в корнях слов"

Тема урока: "Чередование “е-и в корнях слов" ЦЕЛИ:

  • Сообщить о чередовании гласных Е-И в корнях; о способах действия при выборе условий написания этой орфограммы.

  • Закрепить навык выбора О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ, РАСТ(РАЩ)-РОС.

  • Развить творческие способности и воспитать любовь к родному языку. ОБОРУДОВАНИЕ:


  • Раздаточный материал

  • Сигнальные ракеты

  • Кроссворды

  • Индивидуальные карты

  • Творческие работы учащихся

  • Опорные таблицы и схемы

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Записываем число, классная работа, а следующую строчку отступаем и запишем её позже). Для того чтобы её заполнить, нам нужно выполнить несколько упражнений (заданий).

Какой корень лишний (найди лишнее слово)?

РАСТ(РАЩ)-РОС (О-А) ЛАГ-ЛОЖ (О-А)

Вырасти Положение

Подрастать Располагать

Выращенный Предположение
2 мин.

Сращение Излагать
Ростовщик (исключение) Предполагать

Разрослись Слагаемое

Выбирает Вберёт
Какой корень лишний? (чередование Е-И)

Какой процесс происходит в этих словах (чередование О-А), а в названных вами (тоже чередование).


Итак, какова же тема нашего урока?

Ответ: "ЧЕРЕДОВАНИЕ Е-И В КОРНЯХ СЛОВ"

Цель урока: мы должны познакомиться с выбором данных букв и отчего это зависит.

Лексическая работа

Смешивают глагол совершенного вида положить с глаголом несовершенного вида класть и вместо литературных форм положи, клади образуют "ложи", "ложьте", "положь".

Укажите вид у глагола положить, образуйте видовую пару.

Составьте по два предложения с этими глаголами, выделить орфограмму в слове положить.

П. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Найдите и выпишите из данных примеров столбиком пары корней с чередованием - ..ИРА-ЕР.



Замираю - замереть

Мира - мер

3 мин. Появляется Ира!

Набирая - наберу

Вира - Бер

Задирает - задерёт

Дира - дер

Вытирать - вытереть

Тира - тер

Отпирать - отпереть

Пира - пер

В чём разница этих двух столбиков (второго столбика). Когда пишут в корнях И? (если после корня есть суффикс А). Дети самостоятельно составили правило.


III. ОСМЫСЛЕНИЕ. РАБОТА С РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ

Задание: прочитайте пословицы и поговорки. Выпишите выделенные слова и обозначьте в них корень. Объясните графически орфограмму в корнях этих слов (устно комментируют по цепочке). Работает весь класс <Приложение

Вывод: Е - если нет суффикса А, И - если есть'суффикс А.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. РАБОТА С СИГНАЛЬНЫМИ РАКЕТАМИ

Задание: найдите слова с чередующимися гласными (дети показывают ту ракету, которая соответствует данному слову, от простого к сложному. <Приложение 5>.

Избиратель, замереть, прилагательное, растереть, разрастить, отрасль, задирать, отпирать, расположить.

Самолёт набирает высоту. Дорога стелется во ржи. Зимой жизнь в лесу замирает.

Над какими чередованиями поработали? (О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ, РАСТ(РАЩ)-РОС, Е-И в корнях БЕР-БИР, ДЕР-ДИР, ПЕР-ПИР, МЕР-МИР).

От чего зависит выбор буквы Е или И (от суффикса А).

Работа у доски по образцу (слабые учащиеся. <Приложение 3>.

Остальные учащиеся работают по Карточкам АПриложение 4>.

Проверка работ учащихся по карточкам (3-4 примера).

V. ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

(ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА)

Сердце замирает от восторга при виде чудесной картины природы. За флом расстилается гладкое зеркало большого озера, и низко стелется (нет а) туман. Трудно пробираться сквозь густые заросли кустов. Но вот только заблестит (нет а) солнце на небе, исчезнет туман.

6-10 мин.

Тестирование с использованием компьютера и интерактивной доски.

Вывод: зачитываем правило о чередовании Е-И в корнях слов.

VI. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Упражнение по учебнику

VII. ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ


"СКАЗКА О ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ БУКВАХ" Приложение 2>.

VIII. ИГРА "ЗАПОЛНИ КРОССВОРД"

Заполнение кроссворда <Приложение 6>.

Вывод: Е-И в корнях с чередованием зависит от суффикса А.

IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

По вариантам, упражнение по учебнику.

X. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.



"Чередование “е-и” в корнях слов"
  • Русский язык и литература
Описание:

ЦЕЛИ:

•Сообщить о чередовании гласных Е-И в корнях; о способах действия при выборе условий написания этой орфограммы.

•Закрепить навык выбора О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ, РАСТ(РАЩ)-РОС.

•Развить творческие способности и воспитать любовь к родному языку. ОБОРУДОВАНИЕ:

•Раздаточный материал

•Сигнальные ракеты

•Кроссворды

•Индивидуальные карты

•Творческие работы учащихся

•Опорные таблицы и схемы

Автор Хазгалиева Камиля Камилевна
Дата добавления 03.03.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 513
Номер материала MA-065372
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓