Инфоурок Русский язык Конспекты"Чередование “е-и” в корнях слов"

"Чередование “е-и” в корнях слов"

Скачать материал

Тема урока: "Чередование “е-и в корнях слов" ЦЕЛИ:

  • Сообщить о чередовании гласных Е-И в корнях; о способах действия при выборе условий написания этой орфограммы.

  • Закрепить навык выбора О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ, РАСТ(РАЩ)-РОС.

  • Развить творческие способности и воспитать любовь к родному языку. ОБОРУДОВАНИЕ:


  • Раздаточный материал

  • Сигнальные ракеты

  • Кроссворды

  • Индивидуальные карты

  • Творческие работы учащихся

  • Опорные таблицы и схемы

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Записываем число, классная работа, а следующую строчку отступаем и запишем её позже). Для того чтобы её заполнить, нам нужно выполнить несколько упражнений (заданий).

Какой корень лишний (найди лишнее слово)?

РАСТ(РАЩ)-РОС (О-А) ЛАГ-ЛОЖ (О-А)

Вырасти Положение

Подрастать Располагать

Выращенный Предположение
2 мин.

Сращение Излагать
Ростовщик (исключение) Предполагать

Разрослись Слагаемое

Выбирает Вберёт
Какой корень лишний? (чередование Е-И)

Какой процесс происходит в этих словах (чередование О-А), а в названных вами (тоже чередование).


Итак, какова же тема нашего урока?

Ответ: "ЧЕРЕДОВАНИЕ Е-И В КОРНЯХ СЛОВ"

Цель урока: мы должны познакомиться с выбором данных букв и отчего это зависит.

Лексическая работа

Смешивают глагол совершенного вида положить с глаголом несовершенного вида класть и вместо литературных форм положи, клади образуют "ложи", "ложьте", "положь".

Укажите вид у глагола положить, образуйте видовую пару.

Составьте по два предложения с этими глаголами, выделить орфограмму в слове положить.

П. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Найдите и выпишите из данных примеров столбиком пары корней с чередованием - ..ИРА-ЕР.



Замираю - замереть

Мира - мер

3 мин. Появляется Ира!

Набирая - наберу

Вира - Бер

Задирает - задерёт

Дира - дер

Вытирать - вытереть

Тира - тер

Отпирать - отпереть

Пира - пер

В чём разница этих двух столбиков (второго столбика). Когда пишут в корнях И? (если после корня есть суффикс А). Дети самостоятельно составили правило.


III. ОСМЫСЛЕНИЕ. РАБОТА С РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ

Задание: прочитайте пословицы и поговорки. Выпишите выделенные слова и обозначьте в них корень. Объясните графически орфограмму в корнях этих слов (устно комментируют по цепочке). Работает весь класс <Приложение

Вывод: Е - если нет суффикса А, И - если есть'суффикс А.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. РАБОТА С СИГНАЛЬНЫМИ РАКЕТАМИ

Задание: найдите слова с чередующимися гласными (дети показывают ту ракету, которая соответствует данному слову, от простого к сложному. <Приложение 5>.

Избиратель, замереть, прилагательное, растереть, разрастить, отрасль, задирать, отпирать, расположить.

Самолёт набирает высоту. Дорога стелется во ржи. Зимой жизнь в лесу замирает.

Над какими чередованиями поработали? (О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ, РАСТ(РАЩ)-РОС, Е-И в корнях БЕР-БИР, ДЕР-ДИР, ПЕР-ПИР, МЕР-МИР).

От чего зависит выбор буквы Е или И (от суффикса А).

Работа у доски по образцу (слабые учащиеся. <Приложение 3>.

Остальные учащиеся работают по Карточкам АПриложение 4>.

Проверка работ учащихся по карточкам (3-4 примера).

V. ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

(ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА)

Сердце замирает от восторга при виде чудесной картины природы. За флом расстилается гладкое зеркало большого озера, и низко стелется (нет а) туман. Трудно пробираться сквозь густые заросли кустов. Но вот только заблестит (нет а) солнце на небе, исчезнет туман.

6-10 мин.

Тестирование с использованием компьютера и интерактивной доски.

Вывод: зачитываем правило о чередовании Е-И в корнях слов.

VI. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Упражнение по учебнику

VII. ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ


"СКАЗКА О ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ БУКВАХ" Приложение 2>.

VIII. ИГРА "ЗАПОЛНИ КРОССВОРД"

Заполнение кроссворда <Приложение 6>.

Вывод: Е-И в корнях с чередованием зависит от суффикса А.

IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

По вариантам, упражнение по учебнику.

X. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.



Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал ""Чередование “е-и” в корнях слов""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по занятости населения

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 094 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.03.2016 718
    • DOCX 18.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Нам Бэлла Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Нам Бэлла Алексеевна
    Нам Бэлла Алексеевна
    • На сайте: 8 лет и 1 месяц
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1372
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 210 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 454 человека

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Мини-курс

Искусство и техника: совершенствование в художественной гимнастике

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология эмпатии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Методология и организация образовательного процесса по информатике

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе