Главная / Начальные классы / Чем и на чем рисует художник

Чем и на чем рисует художник

Тема урока: ЧЕМ И НА ЧЕМ РИСУЕТ ХУДОЖНИК

Цели: познакомить учащихся с инструментами и материалами, применяемыми на уроках изобразительного искусства; историей изобразительного искусства; учить окрашивать бумагу белого цвета различными способами.

Оборудование: краски, кисточки, карандаши цветные и простые, бумага разных видов, ластик, пастель.

Словарь : изобразительное искусство, акварель, пастель, бумага.

Ход урока

I. Организационный момент урока.

  1. Приветствие.

  2. Проверка готовности учащихся к уроку.

  3. Смачивание красок.

    1. Сообщение темы урока.

Без чего никак нельзя

Нам начать урок, друзья?

Как подточить нам карандаш

И выбрать кисточку, гуашь?

Палитру сделать из чего?

Пастель нужна нам для чего?

Вопросов много есть у нас.

На каждый ждем ответ.

Помощник нужен нам сейчас,

Чтоб дельный дал совет.

Возьмем в помощники Карандаша-Знайку. Ведь без него не обходится ни один художник, и поэтому он уж точно знает о том, на чем и чем рисует живописец. Попросим Карандаша- Знайку поделиться своими секретами.


III. Рассказ об истории изобразительного искусства.

Вопрос. Кто придумал рисовать красками?

F:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\урок\media\image1.jpeg

Ответ. Древние художники за много десятков тысяч лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах и даже на собственной коже! Им казалось, что с помощью рисунков они привлекают на свою сторону удачу. Охотники-художники считали, что надо обязательно нарисовать косматых бизонов, огромных мамонтов, пугливых оленей, быстрых лошадей - и тогда уж все эти звери непременно станут добычей охотников. «Куда им деться, — думали древние охотники-художники, - если звери нарисованы, а рисунки пронзены копьями и стрелами?». А чтобы колдовство было надежнее, чтобы рисунок не исчез, художники сначала острыми камнями высекали на скалах контуры рисунков, а потом уж раскрашивали их. Прошли тысячелетия, а эти первые картины до сих пор восхищают нас. Особенно хорошо сохранились они в пещерах, где вечная тьма и не льют дожди, смывая краску.

Вопрос. Какими же красками рисовали древние художники?

Ответ. Самой первой краской была обычная глина. А глины бывают разные — желтые, красные, зеленоватые, белые... Черный цвет давала копоть, сажа.

Шли тысячелетия, и вот человеку понадобились другие, более стойкие краски, которыми можно было разрисовывать ткань, кожу, оружие. Эти краски стали получать из растений. Кора барбариса и ольхи давали желтую краску, отвары луковой шелухи, коры дуба - коричневую. Для красной краски пригодились некоторые ягоды. Так что у каждой краски своя длинная и удивительная история.

Вот посмотрите в коробочку с акварельными красками. У некоторых в наборе есть один из оттенков темно-синей краски, который называется индиго. Откуда она? Из Индии?

Ткани, окрашенные индиго, находили в гробницах фараонов, правивших несколько тысяч лет назад Древним Египтом. Долгое время никто не знал секрета се изготовления. А ведь кустарник, из листьев которого получали индиго, рос не только в Индии, но и во многих других странах.

Пурпур — тоже очень знаменитый цвет. В Древнем Риме багряную, пурпурную одежду мог носить лишь император. Дело в том, что пурпурная краска стоила очень дорого. Ее добывали с превеликим трудом из раковин средиземноморских улиток - багрянок. Десять тысяч раковин давали чуть больше грамма краски. А открыли эту краску около четырех тысяч лет назад.

Вопрос. А почему сейчас красок много и стоят они недорого?

Ответ. Теперь краски получают не только из природных материалов (охра, например), но и из каменноугольной смолы и других веществ. Оказалось, что в черном каменном угле можно отыскать все цветовое богатство природы. А от старинных красок сегодня сохранились лишь звучные названия, например, кармин, и удивительные истории.

IV. Знакомство с материалами и принадлежностями для рисования.

Вопрос. На чем рисуют художники?

Ответ. Художники пишут свои картины на самых разных материалах. Так, знаменитый портрет «Джоконда» Леонардо да Винчи нарисовал на деревянной доске, а фреску «Тайная вечеря» - на каменной стене. Но чаще всего художники используют для своих рисунков, картин холсты, которые могут быть изготовлены из самых разных волокон и иметь разную фактуру. Бумага также необходима и начинающему рисовальщику, и опытному художнику. Именно на ней мы выполняем учебные рисунки, наброски, пишем этюды. Но для выполнения разных рисунков требуется и разная бумага. Так, для рисунка акварельными красками нужна специальная бумага, а для других краткосрочных рисунков, набросков можно использовать оберточную, газетную или папиросную бумагу. Надо пробовать любую бумагу, которую только сможете найти: и гладкую, и шероховатую, и цветную, и белую. Ведь от вида бумаги зависит и рисунок.

Вопрос. А кто придумал бумагу?

Ответ. Наши предки - жители Древней Руси — славяне писали на самом дешевом и доступном материале: на березовой коре - бересте. Ученые нашли немало таких берестяных листочков. Один из самых любопытных - берестяной черновик восьмилетнего мальчика Онфима. Жил Онфим в древнем Новгороде примерно 850 лет назад. Однажды он, переписывая буквы, отвлекся и стал рисовать. Нарисовал Онфим диковинное чудище и написал: «Я - зверь».

Хороша, конечно, береста, но для рисунков красками явно не годилась.

Но вот из далеких восточных стран купцы и путешественники стали привозить удивительные, белые, как снег, тонкие листы. Это была бумага. Первую старинную бумагу изготовляли из коры тутового дерева - шелковицы. Но в России это дерево было мало распространено. И европейцы долго ломали голову: из чего делать бумагу? И додумались. Бумага состоит из коротких растительных волокон (разорвите листочек бумаги и убедитесь в этом), а растительные волокна можно добыть не только из коры шелковицы. Старые льняные и хлопчатобумажные ткани - тряпье тоже имеет волокна, только длинные, которые очень просто превратить в короткие. Попробовали - получилось.

Сегодня бумагу делают на огромных бумажных комбинатах. Большую часть работы здесь выполняют машины. Первоначально быстрый многопильный станок распиливает бревна на чурбаки, затем машина обдирает с них кору, а рубильная машина рубит чурбаки на щепки, которые «провариваются» в специальном растворе. Последняя машина имеет огромные размеры. Для нее отводят отдельное помещение. В ней бумажная масса сначала трясется для того, чтобы волоконца лучше переплелись, затем из бумаги отжимается вода. Готовая бумага утюжится, проходя между горячими валиками, и сматывается уже сухой и гладкой в большие рулоны.

Вопрос. Как появился карандаш?

Ответ. Свое начало карандаш берет от обыкновенной заостренной палочки, которой писали в восковой тетрадке. Один конец у палочки был острым, чтобы выцарапывать буквы, другой тупой, в виде лопаточки, - чтобы удобно было стирать с восковой странички неверно написанное.

  • Что это вам напоминает? (Ответы учащихся.)

  • Правильно, карандаш с ластиком.

Для восковых тетрадей она годилась, но для бумажных палочка оказалась абсолютно непригодной. Вот тут и появился свинцовый карандаш, то есть палочка, но только из свинца, который на бумаге оставляет заметные штрихи. Такой карандаш оставлял свои следы не только па бумаге, но и на пальцах, поэтому его помещали в «костюм» из кожи или в тростинку. Но и этот карандаш не очень был удобен. Вот и появилась палочка с тонким графитовым стерженьком внутри деревянного корпуса.

Делают современные карандаши на карандашных фабриках. Сначала изготовляют деревянный футляр из кедровой, липовой или тополевой дощечки. На дощечке машина прорезывает шесть бороздок-канавок. В каждую канавку другая машина кладет по одному графитовому стержню. Третья машина смазывает дощечку клеем и сверху покрывает другой, точно такой же дощечкой. Получается сразу шесть карандашей под одной деревянной крышей. Следующая машина острыми ножами разрезает заготовку на шесть равных частей. Вот так и появляются на свет сразу шесть карандашей-близнецов.

Вопрос. Какими красками мы будем рисовать на уроках изобразительного искусства?

Ответ. Наиболее распространенными красками являются акварельные.

Акварельные краски - водно-клеевые из топко растертых пигментов (красящих веществ), смешанных с растительным клеем (камедью, декстрином, глицерином, иногда с медом или сахарным сиропом). Эти краски могут быть сухими, полусырыми или полужидкими. Акварель - единственный вид красок, отличающийся особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета. Акварелью можно писать по сухой и по сырой бумаге.

Само слово «акварель» происходит от латинского слова «аква» - вода, гак как вода является растворителем этого вида красок.

Гуашь - водная непрозрачная краска. После высыхания она светлеет, поэтому нужен определенный опыт, чтобы предвидеть степень изменения тона и цвета. Гуашевыми красками пишут на бумаге, картоне, фанере. Работы имеют матовую бархатистую поверхность.

Темперные краски - водно-клеевые краски, приготовленные из сухих порошков, смешанных с яичным желтком, разведенным клеевой водой. Темперными красками можно писать густо, как масляными, и жидко, как акварельными, разбавляя их водой. Сохнут они медленнее гуаши. Картины, написанные темперными красками, имеют матовую поверхность, поэтому их иногда покрывают специальным лаком.

Масляные краски - это красители, смешанные с растительным маслом: льняным, маковым или ореховым. Масляные краски под воздействием света и воздуха постепенно затвердевают. Работают масляными красками по дереву, картону, холсту.

Пастель - это цветные карандаши без оправы, изготовленные из красочного порошка. Их получают путем смешивания красочного порошка с клеящим веществом (вишневым клеем, декстрином, желатином, казеином). Работают пастелью на бумаге, картоне или холсте.

Вопрос. Что такое палитра и зачем она нужна?

Ответ. Краски при рисовании нужно на чем-то смешивать, чтобы получить нужный оттенок. Для этого и нужна палитра. Она может быть изготовлена из картона, древесины, оргстекла, фарфора, фаянса и т. д. Но для того, чтобы вы смогли ясно видеть, какой получается цвет при смешивании, лучше, чтобы палитра имела белый цвет.

Вопрос: А какие бывают кисти для рисования?

Ответ: Кисти бывают разных размеров и разного типа. Мягкие кисти лучше использовать для работы акварелью, а жесткие — для масляных красок. Кисти могут быть круглыми и плоскими и различаются по номерам. Так, размер 4 подходит для рисования мелких деталей, а 12 - для закрашивания большого пространства. Делают кисти из волоса или шерсти различных животных - беличьих, барсучьих, колонковых и др.

Вопрос. Почему ластик стирает?

Ответ. Есть такая пословица: «Что написано пером, того не вырубишь топором». Так вот ластик эту пословицу опровергает. Он легко сотрет любой карандашный штрих. Вообще-то у ластика есть еще одно название - стиральная резинка. Ведь он действительно сделан из резины - искусственного каучука. А чтобы ластик мог стирать неверно нарисованное, в резину добавляют стеклянную пудру, и ее крохотные острые частицы сдирают верхний слой бумаги. Главное тут - не переусердствовать, иначе будет дырка.

V. Организация рабочего места.

Вопрос. Как правильно подобрать и подточить карандаш?

Ответ. Для уроков изобразительного искусства необходимо подготовить несколько карандашей различной степени твердости: Т, ТМ, М, 2М (Т - твердый, ТМ - твердо-мягкий, М - мягкий, 2М - более мягкий).

Затачивают карандаш конусообразно с одного конца, сохраняя указания номера, обозначающие степень твердости графита. Чтобы правильно заточить карандаш, нужно на 20-30 мм сточить деревянную оправу и обнажить графит па 8-10 мм. Тонкий острый конец графита можно получить, аккуратно обрабатывая его ножом или используя наждачную бумагу, наклеенную на дощечку. Карандаши требуют бережного отношения. Упавший на пол карандаш может стать непригодным для работы, так как хрупкий графитный стержень его окажется поврежденным.

Вопрос. Как правильно ухаживать за кистями?

Ответ. Ни в коем случае нельзя оставлять кисти в байке с водой. От этого портятся щетинки. Моют кисти в теплой воде с мылом. От горячей воды щетинки вылезают. Пока кисть не высохла, пальцами ей нужно придать нужную форму. Хранят кисти или в коробке, или в стакане. Там их ничто не повредит.

Вопрос. Как правильно работать на уроке?

Ответ. Перед началом урока акварельные краски необходимо смочить водой. Карандаш и кисточку нельзя сильно сжимать и держать их у самого кончика. Сидя за столом, необходимо следить за своей осанкой. По окончании работы краски, карандаши, фломастеры, кисточки убирают в коробки или пенал.

  1. Просмотр работ, выполненных разными красками, карандашами, пастелью.

Учащиеся под руководством учителя просматривают работы, выполненные в разной технике.

  1. Игровой момент.

Игра «Что в черном ящике?».

В коробке или шкатулке лежит предмет, относящийся к материалам или принадлежностями для рисования. Учащиеся задают учителю вопросы, пытаясь отгадать предмет, таким образом, чтобы учитель мог ответить «Да» или «Нет».

Например:

Этот предмет мягкий?

Нет.

Он имеет прямоугольную форму?

Да.

Он резиновый?

- Да.

О т в е т: это ластик.


  1. Введение к практическому заданию.

Учитель. Говоря о бумаге, мы отметили, что для рисования можно использовать самые разные ее виды: белую и цветную, гладкую и шероховатую и т. д. Но иногда для какого-то особого, оригинального рисунка нужна такая бумага, которой не найдешь и продаже. Так что же делать? Просто пофантазируйте и изобретите свою, как сейчас говорят, эксклюзивную бумагу.

Предлагаю вам несколько вариантов:

    1. Закрасьте лист бумаги акварельной краской любого цвета и, пока она не высохла, посыпьте мелкой поваренной солью. После высыхания излишки соли стряхните.

    2. Старую зубную щетку смочите краской и затем проведите линейкой или другой какой-либо палочкой по щетине, разбрызгивая краску.

    3. Целлофановый пакет покрыть краской и сверху на него наложить лист бумаги и слегка пригладить. Затем бумагу снимают и высушивают.

    4. Закрасьте лист бумаги акварельной краской. На мокрую окрашенную бумагу капают чистую воду или акварельную краску.

    5. Боковой стороной воскового карандаша закрасить бумагу. после этого закрасить лист акварельной краской любого цвета.

  1. Практическая работа.

Задание 1 : окрасить бумагу белого цвета в разные цвета, используя различные способы.

Задание 2: оформить в альбоме-словаре лист «Окрашивание бумаги разными способами».


Ф и з к у л ь т м и н у т к а

ЧАСЫ

Тик-так, тик-гак –

Все часы идут вот так:

Тик-так! Тик-так!

(Дети наклоняют голову то к одному, то к другому плечу.)

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так.

(Дети раскачиваются в такт маятника.)

Налево - раз, направо - раз,

Тик-так, тик-так.

Мы тоже можем так.

(Ноги вместе, руки на поясе.)

Тик-так, тик-так.

(Наклоны головы к правому и левому плечам.) Целевые обходы учителя

    1. Контроль организации рабочего места.

    2. Контроль правильности выполнения приемов работы.

    3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

    4. Контроль качества и объема выполненной работы.

X. Итог урока.

      1. Выставка работ учащихся.

      2. Беседа с учащимися.

- Отгадайте загадки о материалах и принадлежностях для рисования:

Маленький Ивашка,

Красная рубашка,

Где носом ткнет,

Там черту проведет.

(Карандаш.)

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой.

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым.

(Кисточка и краски.)

Семя плоско,

Поле гладко,

Кто умеет,

Тот и сеет,

Семя не всходит,

А плод приносит.

(Бумага.)

3.Заключительное слово учителя.

Как видите, такой, казалось бы, скучный процесс окрашивания фона может стать очень увлекательным и творческим, если проявить свою фантазию и смекалку. Посмотрите, какие интересные работы получились у вас. Вы не только повторили предложенные мною варианты, по и сумели изобрести свои способы. Молодцы!

4. Выставление оценок.

Домашнее задание: оформить в альбоме или тетради- словаре информацию о материалах и принадлежностях для рисования.










Чем и на чем рисует художник
  • Начальные классы
Описание:

Данный урок представляет собой конспект урока изобразительного искусства. Материал подобран и  построен с учетом возрастных особенностей младших школьников. На уроке отводится время для физкультминутки, дидактической игры и психологической разрядки. В объяснении темы используется игровой момент, чем стимулируется интерес к уроку, а также проводится аналогия между новой темой и личным опытом ребенка, что позволяет более быстро и качественно закрепить учебный материал в памяти школьника младшего возраста. Данный урок вызывает высокую познавательную активность учащихся. Думаю, что каждый педагог увидит и реализует предложенный материал по-своему, подойдет к нему творчески и дети смогут в полной мере раскрыть свои способности.

Автор Халилова Елена Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1674
Номер материала 32606
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓