Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыЧеловек и природа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Человек и природа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Скачать материал

Учитель русского языка и литературы.

Рахматулина Р.М. г. Семипалатинск.

Человек и природа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Цели: Обучение навыкам  анализа фрагментов текста и анализа эпизодов.

Повторение: роль пейзажа в литературном произведении, композиция произведения: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.

Словарная работа: Пейзаж, ягдташ – охотничья сумка.

                                                    Ход урока:

I.                   Назовите ваши ассоциации со словом ПРИРОДА. ( В виде кластера учитель записывает на доске).

 

 

 

 

Земля

 

 

Флора

Фауна

 

Вода

 

природа

 

Образец для вечного подражания

 

Небо

Источник для вдохновения и объект для соперничества.

Человек

 

 

II. - Когда писатель или поэт изображают в своих произведениях природу, какие 3 цели они преследуют?

/ Представить картины из жизни природы; предать те чувства, которые она в нем пробуждает; рассказать о тех мыслях, которые тревожат его разум./

- Как воспринимает человек природу?

/ Всеми органами чувств. Видит – возникают зрительные образы.

Слышит – возникают звукообразы.

Чувствует запахи – образы-запахи.

Пробует на вкус, трогает руками – осязательные образы./

-Читая художественное произведение, мы знаем, как выглядит закат и звезды, розы или репей, как пахнет полынь. И мы вслед за писателем испытываем удивление и восхищение перед совершенством и гармонией природного мира. Задача сегодняшнего нашего урока – увидеть, как изображает И.С.Тургенев в своем произведении природу, и какое место в ней занимает человек, а также рассмотреть композицию рассказа « Бежин луг».

- Вспомните, ребята, что такое композиция произведения?

/Композиция – это построение./

- С чего начинается рассказ И.С.Тургенева « Бежин луг»?

/ С изображения дневного пейзажа прекрасного июльского дня/.

- Что такое пейзаж?

/ описание природы в художественном тексте или воссозданная с помощью слов в воображении читателя картина жизни органической и неорганической природы./                                                

 

III. Задание в группах. Проследите, как описывает автор июльский день. Выпишите из текста описания:

1 группа: Небо.

2 группа. Солнце

3 группа. Облака.

4 группа Цвет небосклона и другие цвета.

5 группа. Запахи.

Зачитайте их.

  - Какую функцию здесь играет пейзаж?

/   Собственно эстетическая функция. Экспозиция рассказа./

Следующая композиционная часть – завязка. Мы с вами знакомимся с автором, появляется образ объективного рассказчика.

 IV. Задание по группам.

 Проследите за блужданиями охотника и заполните таблицу. 

1 группа.

Элементы пейзажа

Птицы, животные

Ощущения охотника

Реплики охотника.

Быстрыми шагами я прошел я длинную площадь кустов, взобрался на холм, и вместо ожиданной знакомой равнины с дубовым леском направо и низенькой белой церковью в отдалении увидал совершенно другие, мне неизвестные места.

Узкая долина; частый осинник, возвышающийся крутой стеной.

 

 

 

 

 

 

Остановился в недоумении, меня тотчас охватила неприятная…

«Эге!- подумал я-…

2 группа.

                

Элементы пейзажа

Птицы, животные

Ощущения охотника

Реплики охотника.

Я добрался, наконец, до угла леса, но там не было никакой дороги…

Некошеные, низкие кусты;….

 

 

 

 

 

 

« Что за притча?..

Да где же это я?

   3 группа                    

 

Элементы пейзажа

Птицы, животные

Ощущения охотника

Реплики охотника.

Что я было принял за рощу, оказалось темным и круглым бугром… Я отчаянно устремился вперед, словно вдруг догадался, куда нужно идти, обогнул бугор и очутился в неглубокой, кругом распаханной лощине…

 

 

 

 

 

 

 

4 группа.

Элементы пейзажа

Птицы, животные

Ощущения охотника

Реплики охотника.

До сих пор я все еще не терял надежды сыскать дорогу домой; но тут я окончательно удостоверился в том, что заблудился совершенно и, уже нисколько не стараясь узнавать окрестные места, почти совсем потонувшие во мгле, пошел себя прямо, по звездам- наудалую!..

 

 

 

 

 

5 группа составляет диаграмму Вена: ночной  и второй ночной пейзаж: что общего и что различного в этих двух описаниях.

Зачитывания ответов 1 – 4 группы.

V. Слово учителя:

- Природа в «Бежином луге» враждебна человеку, она пугает, настораживает и даже грозит смертью. Это ночной рассказ, и все, что происходит этой ночью – блуждания охотника, разговоры крестьянских детей, размышления и переживания рассказчика, поведение животных, состояние живой и неживой природы – на всем лежит отпечаток другого времени, которое не просто продолжает дневную часть жизни, но изменяет её, разворачивает в плоскость иного фантастического бытия.

А далее происходит кульминация рассказа : встреча рассказчика с мальчиками, которые рассказывают былички,  прерывающиеся портретными характеристиками мальчиков и тремя перерывами в рассказах деревенских детей.

Затем вновь описание  ночного пейзажа.

Зачитывает ответ 5 группа.

- Какую функцию несет второй ночной пейзаж?

/ Переход в утренний пейзаж, сон автора, собственно-эстетическая функция – сопоставление состояния автора с состоянием природы./

 Ночь в рассказ Тургенева – время преображений. Если днем солнце, стоящее высоко в небе, олицетворяет первозданную и непреходящую реальность и истинность живой жизни, то теперь ясность и свет уступают место тьме и тайне: « Темное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием».

Описание восходящего солнца  обрамляет « рассказ». Солнце – символ животворящей жизни, света и тепла – создает светящийся контур ночных событий и переживаний.

Далее уход автора и эпилог. – Доказательство «реальности происходящего».

VI.Проверка домашнего задания : Творческая работа «Что бы вы рассказали мальчикам, если были бы с ними в «ночном».

/ Учащиеся читают самостоятельно составленные дома рассказы./

VII. Домашнее задание. Подготовить по плану характеристики мальчиков:

  1. Портрет.
  2. История, рассказанная мальчиком.
  3. Как ведет себя герой, когда истории рассказывают другие.
  4. Отношение автора к мальчику.
  5. Социальное положение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение. Задания по группам

 

1 группа.

Элементы пейзажа

Птицы, животные

Ощущения охотника

Реплики охотника.

Быстрыми шагами я прошел я длинную площадь кустов, взобрался на холм, и вместо ожиданной знакомой равнины с дубовым леском направо и низенькой белой церковью в отдалении увидал совершенно другие, мне неизвестные места.

Узкая долина; частый осинник. Возвышающийся крутой стеной.

 

 

 

 

 

 

 

Остановился в недоумении, меня тотчас охватила неприятная…

«Эге!- подумал я-…

 

2 группа.

                

Элементы пейзажа

Птицы, животные

Ощущения охотника

Реплики охотника.

Я добрался, наконец, до угла леса, но там не было никакой дороги…

Некошеные, низкие кусты;….

 

 

 

 

 

 

 

« Что за притча?..

Да где же это я?

3 группа                    

 

Элементы пейзажа

Птицы, животные

Ощущения охотника

Реплики охотника.

Что я было принял за рощу, оказалось темным и круглым бугром… Я отчаянно устремился вперед, словно вдруг догадался, куда нужно идти, обогнул бугор и очутился в неглубокой, кругом распаханной лощине…

 

 

 

 

 

 

 

 

4 группа.

Элементы пейзажа

Птицы, животные

Ощущения охотника

Реплики охотника.

До сих пор я все еще Гн терял надежды сыскать дорогу домой; но тут я окончательно удостоверился в том, что заблудился совершенно и, уже нисколько не стараясь узнавать окрестные места, почти совсем потонувшие во мгле, пошел себя прямо, по звездам- наудалую!..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Человек и природа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Эксперт по оценке имущества

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Человек и природа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Цели: Обучение навыкам  анализа фрагментов текста и анализа эпизодов. 

Повторение: роль пейзажа в литературном произведении, композиция произведения: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.

Словарная работа: Пейзаж, ягдташ – охотничья сумка.

Разработка урока по русской словесности, используются приемы  технологии "критического мышления через чтение и письмо", а также работа учащихся по группам. 

На уроке также ребята читают свои творческие работы на тему: «Что бы вы рассказали мальчикам, если были бы с ними в «ночном».

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 478 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1025
    • DOCX 59.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Рахматулина Рашида Минишеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Рахматулина Рашида Минишеевна
    Рахматулина Рашида Минишеевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 31435
    • Всего материалов: 28

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 339 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 707 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Мини-курс

Возрастные кризисы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Личность в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов

Мини-курс

Эффективное создание и продвижение школьной газеты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе