Главная / Русский язык и литература / Человек и природа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Человек и природа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Учитель русского языка и литературы.

Рахматулина Р.М. г. Семипалатинск.

Человек и природа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Цели: Обучение навыкам анализа фрагментов текста и анализа эпизодов.

Повторение: роль пейзажа в литературном произведении, композиция произведения: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.

Словарная работа: Пейзаж, ягдташ – охотничья сумка.

Ход урока:

  1. Назовите ваши ассоциации со словом ПРИРОДА. ( В виде кластера учитель записывает на доске).





Земля



Флора

Фауна


Вода


природа


Образец для вечного подражания


Небо

Источник для вдохновения и объект для соперничества.

Человек



II. - Когда писатель или поэт изображают в своих произведениях природу, какие 3 цели они преследуют?

/ Представить картины из жизни природы; предать те чувства, которые она в нем пробуждает; рассказать о тех мыслях, которые тревожат его разум./

- Как воспринимает человек природу?

/ Всеми органами чувств. Видит – возникают зрительные образы.

Слышит – возникают звукообразы.

Чувствует запахи – образы-запахи.

Пробует на вкус, трогает руками – осязательные образы./

-Читая художественное произведение, мы знаем, как выглядит закат и звезды, розы или репей, как пахнет полынь. И мы вслед за писателем испытываем удивление и восхищение перед совершенством и гармонией природного мира. Задача сегодняшнего нашего урока – увидеть, как изображает И.С.Тургенев в своем произведении природу, и какое место в ней занимает человек, а также рассмотреть композицию рассказа « Бежин луг».

- Вспомните, ребята, что такое композиция произведения?

/Композиция – это построение./

- С чего начинается рассказ И.С.Тургенева « Бежин луг»?

/ С изображения дневного пейзажа прекрасного июльского дня/.

- Что такое пейзаж?

/ описание природы в художественном тексте или воссозданная с помощью слов в воображении читателя картина жизни органической и неорганической природы./


III. Задание в группах. Проследите, как описывает автор июльский день. Выпишите из текста описания:

1 группа: Небо.

2 группа. Солнце

3 группа. Облака.

4 группа Цвет небосклона и другие цвета.

5 группа. Запахи.

Зачитайте их.

- Какую функцию здесь играет пейзаж?

/ Собственно эстетическая функция. Экспозиция рассказа./

Следующая композиционная часть – завязка. Мы с вами знакомимся с автором, появляется образ объективного рассказчика.

IV. Задание по группам.

Проследите за блужданиями охотника и заполните таблицу.

1 группа.

Элементы пейзажа

Птицы, животные

Ощущения охотника

Реплики охотника.

Быстрыми шагами я прошел я длинную площадь кустов, взобрался на холм, и вместо ожиданной знакомой равнины с дубовым леском направо и низенькой белой церковью в отдалении увидал совершенно другие, мне неизвестные места.

Узкая долина; частый осинник, возвышающийся крутой стеной.







Остановился в недоумении, меня тотчас охватила неприятная…

«Эге!- подумал я-…

2 группа.

Элементы пейзажа

Птицы, животные

Ощущения охотника

Реплики охотника.

Я добрался, наконец, до угла леса, но там не было никакой дороги…

Некошеные, низкие кусты;….







« Что за притча?..

Да где же это я?

3 группа


Элементы пейзажа

Птицы, животные

Ощущения охотника

Реплики охотника.

Что я было принял за рощу, оказалось темным и круглым бугром… Я отчаянно устремился вперед, словно вдруг догадался, куда нужно идти, обогнул бугор и очутился в неглубокой, кругом распаханной лощине…








4 группа.

Элементы пейзажа

Птицы, животные

Ощущения охотника

Реплики охотника.

До сих пор я все еще не терял надежды сыскать дорогу домой; но тут я окончательно удостоверился в том, что заблудился совершенно и, уже нисколько не стараясь узнавать окрестные места, почти совсем потонувшие во мгле, пошел себя прямо, по звездам- наудалую!..






5 группа составляет диаграмму Вена: ночной и второй ночной пейзаж: что общего и что различного в этих двух описаниях.

Зачитывания ответов 1 – 4 группы.

V. Слово учителя:

- Природа в «Бежином луге» враждебна человеку, она пугает, настораживает и даже грозит смертью. Это ночной рассказ, и все, что происходит этой ночью – блуждания охотника, разговоры крестьянских детей, размышления и переживания рассказчика, поведение животных, состояние живой и неживой природы – на всем лежит отпечаток другого времени, которое не просто продолжает дневную часть жизни, но изменяет её, разворачивает в плоскость иного фантастического бытия.

А далее происходит кульминация рассказа : встреча рассказчика с мальчиками, которые рассказывают былички, прерывающиеся портретными характеристиками мальчиков и тремя перерывами в рассказах деревенских детей.

Затем вновь описание ночного пейзажа.

Зачитывает ответ 5 группа.

- Какую функцию несет второй ночной пейзаж?

/ Переход в утренний пейзаж, сон автора, собственно-эстетическая функция – сопоставление состояния автора с состоянием природы./

Ночь в рассказ Тургенева – время преображений. Если днем солнце, стоящее высоко в небе, олицетворяет первозданную и непреходящую реальность и истинность живой жизни, то теперь ясность и свет уступают место тьме и тайне: « Темное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием».

Описание восходящего солнца обрамляет « рассказ». Солнце – символ животворящей жизни, света и тепла – создает светящийся контур ночных событий и переживаний.

Далее уход автора и эпилог. – Доказательство «реальности происходящего».

VI.Проверка домашнего задания : Творческая работа «Что бы вы рассказали мальчикам, если были бы с ними в «ночном».

/ Учащиеся читают самостоятельно составленные дома рассказы./

VII. Домашнее задание. Подготовить по плану характеристики мальчиков:

  1. Портрет.

  2. История, рассказанная мальчиком.

  3. Как ведет себя герой, когда истории рассказывают другие.

  4. Отношение автора к мальчику.

  5. Социальное положение.


















Приложение. Задания по группам


1 группа.

Элементы пейзажа

Птицы, животные

Ощущения охотника

Реплики охотника.

Быстрыми шагами я прошел я длинную площадь кустов, взобрался на холм, и вместо ожиданной знакомой равнины с дубовым леском направо и низенькой белой церковью в отдалении увидал совершенно другие, мне неизвестные места.

Узкая долина; частый осинник. Возвышающийся крутой стеной.








Остановился в недоумении, меня тотчас охватила неприятная…

«Эге!- подумал я-…


2 группа.

Элементы пейзажа

Птицы, животные

Ощущения охотника

Реплики охотника.

Я добрался, наконец, до угла леса, но там не было никакой дороги…

Некошеные, низкие кусты;….








« Что за притча?..

Да где же это я?

3 группа


Элементы пейзажа

Птицы, животные

Ощущения охотника

Реплики охотника.

Что я было принял за рощу, оказалось темным и круглым бугром… Я отчаянно устремился вперед, словно вдруг догадался, куда нужно идти, обогнул бугор и очутился в неглубокой, кругом распаханной лощине…









4 группа.

Элементы пейзажа

Птицы, животные

Ощущения охотника

Реплики охотника.

До сих пор я все еще Гн терял надежды сыскать дорогу домой; но тут я окончательно удостоверился в том, что заблудился совершенно и, уже нисколько не стараясь узнавать окрестные места, почти совсем потонувшие во мгле, пошел себя прямо, по звездам- наудалую!..










Человек и природа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».
  • Русский язык и литература
Описание:

Человек и природа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Цели: Обучение навыкам  анализа фрагментов текста и анализа эпизодов. 

Повторение: роль пейзажа в литературном произведении, композиция произведения: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.

Словарная работа: Пейзаж, ягдташ – охотничья сумка.

Разработка урока по русской словесности, используются приемы  технологии "критического мышления через чтение и письмо", а также работа учащихся по группам. 

На уроке также ребята читают свои творческие работы на тему: «Что бы вы рассказали мальчикам, если были бы с ними в «ночном».

Автор Рахматулина Рашида Минишеевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1704
Номер материала 30230
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓