Главная / Физкультура / ЧАСЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ в 1 – 4 классах (подвижные игры, лапта)

ЧАСЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ в 1 – 4 классах (подвижные игры, лапта)

Департамент образования города Москвы.

Государственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 406 ВОУО ДО г. Москвы

_______________________________________________________________________


«Утверждаю» «Согласовано»

Директор школы Заместитель директора

________________ по учебной работе

«___»________2010г. «___»__________2010г.



Образовательная программа


ЧАСЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ в 1 – 4 классах

(подвижные игры, лапта)




Методическая разработка

учителя физической культуры

ГБОУ СОШ № 406 ВАО г. Москвы Петухова Н.Г.



Москва

2010 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



С началом обучения детей в школе их суточная двигательная активность снижается примерно в два раза, большую часть дневного времени учащиеся находятся в статическом положении. Уроки физической культуры лишь частично пополняют недостаток движений учащегося.

При значительной и ежедневной умственной нагрузке, хронической усталости большинства школьников, около половины учащихся, кроме как на учебных обязательных занятиях по физическому воспитанию, к физическим упражнениям больше не обращаются, и среди школьников только примерно каждый седьмой выходит на оптимальный уровень двигательной активности.

Одной из важнейших задач совершенствования учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях является организация двигательной активности школьников, обеспечивающей им активный отдых и удовлетворяющей их естественную потребность в движениях.

Моя программа по введению дополнительного часа двигательной активности базируется на подвижных играх для учащихся 1-4 классов.

Игра — один из современных прогрессивных методов обуче­ния, который эффективно используется педагогами. Пользуясь игровыми приемами, мы не только полноценно решаем учебные и воспитательные задачи, но и легко устанавливаем контакт с ре­бенком. Игры способствуют развитию творческого взаимодейст­вия между детьми, умения выразить себя невербальными средст­вами, а именно: жестом, мимикой, движением.

Помимо снятия физического переутомления, игры содейству­ют сплочению детского коллектива, формированию доброжела­тельной и безопасной атмосферы в классе.

Расположение игрового материала отражает дидактический принцип от простого к сложному, с учетом возрастных особенностей и уровнем физического развития детей.

В данную программу вошли русские народные подвижные игры, в том числе лапта.





ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ



История развития лапты. Значение занятий физическими упражнениями. Распорядок дня и двигательный режим школьника.

Гигиена, врачебный контроль, травматизм. Гигиенические правила занятий физическими упражнениями. Закаливание. Основные причины травматизма.

Самоконтроль, техника безопасности. Правила поведения в спортивном зале. Правила честной игры. Правила поведения на спортивной площадке.


ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА


Строевые упражнения. Построения и перестроения. Смыкания и размыкания. Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов. Силовые упражнения (лазанье, перелазание, лазание по канату, висы, упоры).

Легкоатлетические упражнения. Различные виды ходьбы и бега. Бег с ускорением, бег с изменением направления и темпа движения. Высокий старт. Прыжковые упражнения ( на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу). Метание (броски и ловля мяча, метание мяча в цель и на дальность, метание малого мяча с разбега).

Подвижные игры.


СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА


Упражнения для развития быстроты. Бег с остановками и резким изменением направления. Челночный бег. Бег с изменением скорости и способа передвижения в зависимости от зрительного сигнала. Бег в колонну по одному с различными заданиями. Упражнения на развитие скоростно-силовых качеств.

Подвижные игры.



ТЕХНИКА И ТАКТИКА ИГРЫ



1-2 класс


Техника игры. Упражнения с малым мячом (класть, брать, перекладывать его из руки в руку). Упражнения с малым мячом ногами. Ловля двумя руками со своего подбрасывания. Броски мяча. Подбор лежащего мяча. Упражнения с битой. Игровой бег вперед лицом спиной и боком.


Подвижные игры.

Перемещения. Бегуны и скакуны. Белые медведи. Броуновское движение. Быстро в строй. Два мороза. Салки. Заколдованный лес. Ипподром. Колдунчики. Нападение акулы. Северные и южные ветры. Салки цепочкой.

Броски и ловля. Закинь волан. Охотники и утки. Пробежки под обстрелом. Пограничники. Смелый прорыв.

Увертывание. Бой с тенью. Делай как я. Разведчики.

Тактика. Осетры и браконьеры.




3 класс


Техника игры. Упражнения с перебрасыванием мяча из руки в руку. Ловля в сочетанием с перемещением.(индивидуальные и парные упражнения с набрасыванием).Передачи (ловля и броски). В паре. Удар битой.

Подвижные игры.

Перемещения. Бегай как я. Ловля парами. Прилипала. Салки в парах. Свободные пробежки. Сокол и голуби. Салки цепочкой. Цифры.

Броски и ловля. Катящаяся мишень. Меткие стрелки. Охота на зайцев. Очисти свой сад от камней.

Увертывание. Вышибалы. Салки ногами. Удочка с прыжками. Унеси предмет.

Тактика. Парные перебежки. Борьба квартетов: учебные и соревновательные игры.




4 класс


Правила игры. Общее представление о правилах игры в лапту. Учебные и соревновательные игры. С соблюдением правил.

Техника игры. Удар сверху в пределы площадки. Передачи в сочетании с перемещением. Передачи в паре на скорость. Ловля с лета. Ловля катящегося мяча.

Тактика игры. Направление удара. Ознакомление с игрой капитана. Расположение игроков в поле (2-2-2). Лапта: учебные и соревновательные игры.

Подвижные игры.

Перемещения. Ловля тройками. Невод. Односторонние перебежки. Семья. Смена мест. Сокол и голуби (с метанием).

Броски и ловля. Звездопад. Свечи. Четные и нечетные.

Увертывание. Пробеги ворота.

Тактика. Мы с товарищем вдвоем. Партизаны. Раненый зверь.





Контрольные упражнения.


Контрольные упражнения

Оценки

Мальчики

Девочки

3

4

5

3

4

5

Удар-бег-падение (сек)

16,8

14,6

13,3

16,9

14,8

13,6

Удар на точность в пределы площадки (раз)

1

2

3

1

2

3

Передачи в парах за 20 сек на расстоянии 5 м

7

10

12

6

9

11









Русские народные подвижные игры



hello_html_m536f9261.png





Игры с бегом


«Кружева». «Берегись». «Ловлю птиц на лету». «Пятнашки с домом». «Пятнашки». «Зайки». «Пятнашки с мячом». «Пустое место». «Третий лишний». «Кошка и мышка». «Ястреб и наседка». «Кошка и две и мышки». «Горелки». «Двойные горелки». «День и ночь». «Дедушка – рожок». «Корзинки». «Щука и караси». «Перебежки». «Добежать и убежать».



Игры с мячом


«Шарильщик». «Зевака». «Старые лапти». «Перекидка мяча». «Охотник». «Перебежки с мячом». «Выбей мяч из круга» (игра ногами) «Самые ловкие». «Сторож». «Даровки». «Зевака». «Встреча». «Гонка мячей». «Круговая лапта».




Игры с прыжками


«Попрыгунчики». «Воробушек и кот». «Хромая лиса». «Удочка». «Салка на одной ноге».


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1-2 класс


Содержание занятий

Год

Четверть

1

2

3

4

Теоретические сведения

4

1

1

1

1

Практические занятия

30

8

6

9

7

1). ОФП

6

2

1

2

1

2). СФП

2



1

1

3). Техническая подготовка

6

1

1

2

2

4). Подвижные игры

16

5

4

4

3







ИТОГО

34

9

7

10

8



УЧЕБНЫЙ ПЛАН

3 класс


Содержание занятий

Год

Четверть

1

2

3

4

Теоретические сведения

4

1

1

1

1

Практические занятия

30

8

6

9

7

1). ОФП

5

2

1

1

1

2). СФП

5

1

1

2

1

3). Техническая подготовка

6

1

1

2

2

4). Подвижные игры

14

4

3

4

3







ИТОГО

34

9

7

10

8



УЧЕБНЫЙ ПЛАН

4 класс


Содержание занятий

Год

Четверть

1

2

3

4

Теоретические сведения

4

1

1

1

1

Практические занятия

30

8

6

9

7

1). ОФП

5

2

1

1

1

2). СФП

5

1

1

2

1

3). Техническая подготовка

6

1

1

2

2

3). Тактическая подготовка

5

1

1

2

1

4). Подвижные игры

9

3

2

2

2







ИТОГО

34

9

7

10

8



Тематическое планирование часов двигательной активности

1 четверть 1 класс


Учебный материал

Номера занятий

1

2

3

4

5

6

7

8

9




ОСНОВЫ ЗНАНИЙ













Правила поведения в спортивном зале

+



+



+






Требования к одежде и обуви


+



+



+





Т.Б. при занятиях подвижными играми



+



+



+




УМЕНИЯ, НАВЫКИ

1

2

3

4

5

6

7

8

9




Общая физическая подготовка













Строевые упражнения (построения)

+

+

+

+

+

+

+

+

+




ОРУ без предметов

+

+

+

+









ОРУ с большими мячами





+

+

+

+





Различные виды ходьбы и бега

+

+

+

+

+

+

+

+

+




Подвижные игры: Зевака, Попрыгунчики.

+

+



+

+




















Специальная физическая подготовка













Бег с остановками и изменением направления

+

+

+



+

+






Упражнения на развитие быстроты




+

+



+

+




Подвижные игры: Салки, Пятнашки с домом



+

+



+

+


















Техника и тактика игры ЛАПТА

1

2

3

4

5

6

7

8

9




Техника игры: упражнения малым мячом (класть, брать, перекладывать из руки в руку)

+

+

+

+

+

+

+

+

+




Перемещения: подвижные игры













«Быстро в строй» «Бегуны и скакуны»

+

+

+

+

+

+

+

+





«Белые медведи» «Пятнашки»

+

+

+

+

+

+

+

+

+




Броски и ловля.













«Закинь волан», «Охотники и утки»

+

+

+

+

+

+

+

+

+












Тематическое планирование часов двигательной активности

1 четверть 2 класс


Учебный материал

Номера занятий

1

2

3

4

5

6

7

8

9




ОСНОВЫ ЗНАНИЙ













Правила поведения в спортивном зале

+



+



+






Требования к одежде и обуви


+



+



+





Т.Б. при занятиях подвижными играми



+



+



+




УМЕНИЯ, НАВЫКИ

1

2

3

4

5

6

7

8

9




Общая физическая подготовка













Строевые упражнения (построения)

+

+

+

+

+

+

+

+

+




ОРУ без предметов

+

+

+

+









ОРУ с большими мячами





+

+

+

+





Различные виды ходьбы и бега

+

+

+

+

+

+

+

+

+




Подвижные игры: Зевака, Попрыгунчики.

+

+



+

+







Специальная физическая подготовка













Бег с остановками и изменением направления

+

+

+



+

+






Упражнения на развитие быстроты




+

+



+





Подвижные игры: Салки, Пятнашки с домом



+

+



+

+

+

















Техника и тактика игры ЛАПТА

1

2

3

4

5

6

7

8

9




Техника игры: упражнения малым мячом (класть, брать, перекладывать из руки в руку)

+

+

+

+

+

+

+

+

+




Перемещения: подвижные игры













«Быстро в строй» «Бегуны и скакуны»

+

+

+

+

+

+

+

+





«Белые медведи» «Пятнашки»

+

+

+

+

+

+

+

+

+




Броски и ловля.













«Закинь волан», «Охотники и утки»

+

+

+

+

+

+

+

+

+













Тематическое планирование часов двигательной активности

1 четверть 3 класс


Учебный материал

Номера занятий

1

2

3

4

5

6

7

8

9




ОСНОВЫ ЗНАНИЙ













Правила поведения в спортивном зале Требования к одежде и обуви. Т.Б. при занятиях подвижными играми

+

+

+

+

+

+







УМЕНИЯ, НАВЫКИ

1

2

3

4

5

6

7

8

9




Общая физическая подготовка













Строевые упражнения (построения)

+

+

+

+

+

+

+

+

+




ОРУ без предметов

+

+

+

+









ОРУ с большим и малым мячом





+

+

+

+





Различные виды ходьбы и бега.

+

+

+

+

+

+

+

+

+




Перелазания



+

+



+

+





Подвижные игры: Старые лапти, Выбей мяч из круга

+

+



+

+







Специальная физическая подготовка













Бег с остановками и изменением направления

+

+

+



+

+






Упражнения на развитие быстроты




+

+



+

+




Подвижные игры: Зайки, Пятнашки с мячом


+

+



+

+






Техника и тактика игры ЛАПТА

1

2

3

4

5

6

7

8

9




Техника игры: упражнения малым мячом (класть, брать, перекладывать из руки в руку)

+

+

+

+

+

+

+

+

+




Перемещения: подвижные игры













«Бегай как я» «Ловля парами»

+

+

+

+

+

+

+

+





«Белые медведи» «Прилипала»

+

+

+

+

+

+

+

+

+




Броски и ловля. «Охотники и утки»

+


+


+


+






«Катящаяся мишень», «Меткие стрелки»

+

+

+

+

+

+

+

+

+




Увертывания: Вышибалы


+


+


+


+





Тактика: Парные перебежки

+

+

+

+

+

+

+

+

+












Тематическое планирование часов двигательной активности

1 четверть 4 класс


Учебный материал

Номера занятий

1

2

3

4

5

6

7

8

9




ОСНОВЫ ЗНАНИЙ













Требования к одежде и обуви Т.Б. при занятиях подвижными играми

Правила игры лапта

+



+



+






УМЕНИЯ, НАВЫКИ

1

2

3

4

5

6

7

8

9




Общая физическая подготовка













Строевые упражнения

+

+

+

+

+

+

+

+

+




ОРУ без предметов и с предметами

+

+

+

+









Бег с изменением направления и темпа движения

+

+

+

+

+

+

+

+

+




Высокий старт

+

+

+

+









Подвижные игры: Пятнашки с мячом.

+

+



+

+







Специальная физическая подготовка













Бег в колонну по одному с различными заданиями

+

+

+

+









Челночный бег





+

+

+

+





Подвижные игры: Перебежки с мячом Хромая лиса



+

+



+

+





Техника и тактика игры ЛАПТА

1

2

3

4

5

6

7

8

9




Техника игры: удары сверху в пределы площадки, передачи в сочетании с перемещением

+

+

+

+

+

+

+

+

+




Тактика игры: Направление удара






+

+

+

+




Подвижные игры













Перемещения: «Ловля тройками», «Невод»

+

+



+

+







Броски и ловля. «Звездопад», «Вышибалы»



+

+



+

+





Увертывания: «Пробеги ворота»




+

+

+







Тактика: «Мы с товарищем вдвоем»

+

+

+










Учебные и соревновательные игры







+

+

+









Тематическое планирование часов двигательной активности

2 четверть 1 класс


Учебный материал

Номера занятий

1

2

3

4

5

6

7






ОСНОВЫ ЗНАНИЙ













Правила поведения в спортивном зале

+



+



+






Распорядок дня ученика 1 класса


+



+








УМЕНИЯ, НАВЫКИ

1

2

3

4

5

6

7






Общая физическая подготовка













Строевые упражнения (построения)

+

+

+

+

+

+

+






ОРУ с короткой скакалкой

+

+

+

+









ОРУ с большими мячами





+

+

+






Различные виды ходьбы и бега

+

+

+

+

+

+

+






Подвижные игры: Воробушек и кот.

+

+



+

+







Специальная физическая подготовка













Бег с изменением скорости

+

+

+



+

+






Упражнения на развитие быстроты




+

+








Подвижные игры: Кошка и мышка



+

+



+



















Техника и тактика игры ЛАПТА

1

2

3

4

5

6

7






Техника игры: упражнения малым мячом упражнения с малым мячом ногами

+

+

+

+

+

+

+






Перемещения: подвижные игры













«Броуновское движение»

+

+

+

+

+

+

+






«Белые медведи», « Колдунчики»

+

+

+

+

+

+

+






Броски и ловля.













«Пробежки под обстрелом», «Охотники и утки»

+

+

+

+

+

+

+

















Тематическое планирование часов двигательной активности

2 четверть 2 класс


Учебный материал

Номера занятий

1

2

3

4

5

6

7






ОСНОВЫ ЗНАНИЙ













Правила поведения в спортивном зале

+



+



+






Распорядок дня ученика 2 класса


+



+








УМЕНИЯ, НАВЫКИ

1

2

3

4

5

6

7






Общая физическая подготовка













Строевые упражнения (построения)

+

+

+

+

+

+

+






ОРУ с короткой скакалкой

+

+

+

+









ОРУ с большими мячами





+

+

+






Различные виды ходьбы и бега

+

+

+

+

+

+

+






Подвижные игры: «Воробушек и кот», «Пятнашки с мячом»

+

+



+

+







Специальная физическая подготовка













Бег с изменением скорости

+

+

+



+

+






Упражнения на развитие быстроты




+

+








Подвижные игры: «Кошка и мышка», «Выбей мяч из круга»



+

+



+



















Техника и тактика игры ЛАПТА

1

2

3

4

5

6

7






Техника игры: упражнения малым мячом упражнения с малым мячом ногами

+

+

+

+

+

+

+






Перемещения: подвижные игры













«Броуновское движение»

+

+

+

+

+

+

+






«Белые медведи», « Колдунчики»

+

+

+

+

+

+

+






Броски и ловля.













«Пробежки под обстрелом», «Охотники и утки»

+

+

+

+

+

+

+
















Тематическое планирование часов двигательной активности

2 четверть 3 класс


Учебный материал

Номера занятий

1

2

3

4

5

6

7






ОСНОВЫ ЗНАНИЙ













Правила поведения в спортивном зале

Распорядок дня ученика 3 класса

+

+

+

+

+

+







УМЕНИЯ, НАВЫКИ

1

2

3

4

5

6

7






Общая физическая подготовка













Силовые упражнения

+

+

+

+

+

+

+






ОРУ с короткой скакалкой

+

+

+

+









ОРУ с большим и малым мячом





+

+

+






Бег с ускорением, бег с изменением направления

+

+

+

+

+

+

+






Подвижные игры: Старые лапти, Выбей мяч из круга

+

+



+

+







Специальная физическая подготовка













Бег с ускорением и изменением направления

+

+

+



+

+






Упражнения на развитие быстроты




+

+








Подвижные игры: «Ястреб и наседка»


+

+



+

+






Техника и тактика игры ЛАПТА

1

2

3

4

5

6

7






Техника игры: Ловля мяча в сочетании с перемещением

+

+

+

+

+

+

+






Перемещения: подвижные игры













«Белые медведи»

+


+


+


+






«Салки цепочкой»


+


+


+







Броски и ловля. «Охотники и утки»

+


+


+


+






«Охота на зайцев», «Меткие стрелки»

+

+

+

+

+

+

+






Увертывания: «Вышибалы», «Салки ногами»


+


+


+







Тактика: «Парные перебежки»

+

+

+

+

+

+

+

















Тематическое планирование часов двигательной активности

2 четверть 4 класс


Учебный материал

Номера занятий

1

2

3

4

5

6

7






ОСНОВЫ ЗНАНИЙ













Т.Б. при занятиях подвижными играми

Гигиенические требования к занятиям подвижными играми

+



+



+






УМЕНИЯ, НАВЫКИ

1

2

3

4

5

6

7






Общая физическая подготовка













ОРУ без предметов и с предметами

+

+

+

+









Бег с изменением направления и темпа движения

+

+

+

+

+

+

+






Прыжковые упражнения

+

+

+

+









Силовая подготовка





+

+

+






Подвижные игры: «День и ночь»

+

+



+

+







Специальная физическая подготовка













Бег с ускорением

+

+

+

+









Метание мяча в цель





+

+

+






Подвижные игры: Перебежки с мячом Хромая лиса



+

+



+






Техника и тактика игры ЛАПТА

1

2

3

4

5

6

7






Техника игры: удары сверху в пределы площадки, передачи в сочетании с перемещением

+

+

+

+

+

+

+






Тактика игры: Направление удара






+

+






Подвижные игры













Перемещения «Невод»

+

+



+

+







Броски и ловля.»Свечи», «Вышибалы»



+

+



+






Увертывания: «Пробеги ворота»




+

+

+







Тактика: «Партизаны»

+

+

+










Учебные и соревновательные игры






+

+















Тематическое планирование часов двигательной активности

3 четверть 1 класс


Учебный материал

Номера занятий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



ОСНОВЫ ЗНАНИЙ













Основные причины травматизма

+



+



+






Двигательный режим школьника


+



+



+





УМЕНИЯ, НАВЫКИ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Общая физическая подготовка













Легкоатлетические упражнения

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



ОРУ с короткой скакалкой

+

+

+










ОРУ с большими мячами




+

+

+







ОРУ с малым мячом







+

+

+




Подвижные игры: Воробушек и кот. Хромая лиса

+

+



+

+



+

+



Специальная физическая подготовка













Бег с изменением скорости

+

+

+



+

+






Упражнения на развитие быстроты




+

+



+

+

+



Подвижные игры: Кошка и две мышки.



+

+



+

+





День и ночь, Горелки

+

+



+

+



+

+



Техника и тактика игры ЛАПТА

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Техника игры: упражнения малым мячом ,

подбор лежащего мяча, упражнения с битой

+

+

+

+

+

+

+

+

+




Перемещения: подвижные игры













«Два мороза», «Заколдованный лес»

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



«Северные и южные ветры», « Колдунчики»

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



Броски и ловля.













«Пробежки под обстрелом», «Пограничники»

+

+

+

+

+

+

+

+





Увертывания: «Бой с тенью»









+

+












Тематическое планирование часов двигательной активности

3 четверть 2 класс


Учебный материал

Номера занятий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



ОСНОВЫ ЗНАНИЙ













Основные причины травматизма

+



+



+






Двигательный режим школьника


+



+



+





УМЕНИЯ, НАВЫКИ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Общая физическая подготовка













Легкоатлетические упражнения

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



ОРУ с короткой скакалкой

+

+

+










ОРУ с большими мячами




+

+

+







ОРУ с малым мячом







+

+

+




Подвижные игры: Воробушек и кот. Хромая лиса

+

+



+

+



+

+



Специальная физическая подготовка













Бег с изменением скорости

+

+

+



+

+






Упражнения на развитие быстроты




+

+



+

+

+



Подвижные игры: Кошка и две мышки.



+

+



+

+





День и ночь, Горелки

+

+



+

+



+

+



Техника и тактика игры ЛАПТА

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Техника игры: упражнения малым мячом ,

подбор лежащего мяча, упражнения с битой

+

+

+

+

+

+

+

+

+




Перемещения: подвижные игры













«Два мороза», «Заколдованный лес»

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



«Северные и южные ветры», « Колдунчики»

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



Броски и ловля.













«Пробежки под обстрелом», «Пограничники»

+

+

+

+

+

+

+

+





Увертывания: «Бой с тенью»









+

+













Тематическое планирование часов двигательной активности

3 четверть 3 класс


Учебный материал

Номера занятий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



ОСНОВЫ ЗНАНИЙ













Основные причины травматизма. Двигательный режим школьника.

Правила честной игры

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



УМЕНИЯ, НАВЫКИ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Общая физическая подготовка













ОРУ с короткой скакалкой

+

+

+

+









ОРУ с большим и малым мячом





+

+

+

+





Легкоатлетические упражнения

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



Подвижные игры: «Самые ловкие», «Дедушка рожок», «Караси и щука»

+

+



+

+



+

+



Специальная физическая подготовка













На развитие скоростно-силовых качеств.



+

+



+

+





Подвижные игры: «Удочка», Кругоавя лапта»



+

+



+

+

+

+



Техника и тактика игры ЛАПТА

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Техника игры: Индивидуальные и парные упражнения с набрасыванием, удар битой

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



Перемещения: подвижные игры













«Сокол и голуби», «Цифры»

+


+


+


+


+




«Салки цепочкой», «Свободные пробежки»


+


+


+


+


+



Броски и ловля. «Охотники и утки»

+



+



+



+



«Очисти свой сад от камней»


+



+



+





«Меткие стрелки»



+



+



+




Увертывания: «Вышибалы», «Салки ногами»

+


+


+


+


+




Тактика: «Борьба квартетом»


+


+


+


+


+













Тематическое планирование часов двигательной активности

3 четверть 4 класс


Учебный материал

Номера занятий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



ОСНОВЫ ЗНАНИЙ













Основные причины получения травм.

Закаливание

Правила игры лапта

+

+

+

+

+

+

+

+

+




УМЕНИЯ, НАВЫКИ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Общая физическая подготовка













ОРУ в движении

+

+

+

+

+

+

+

+





Легкоатлетические упражнения



+

+



+

+





Подвижные игры: «Караси и щука»

«Перебежки»

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



Специальная физическая подготовка













Упражнения на развитие скоростно-силовых качеств

+

+



+

+



+

+



Метание мяча в подвижную цель


+

+

+


+

+

+





Подвижные игры: «Добежать и убежать»

«Салка на одной ноге»

+

+

+

+

+

+

+

+





Техника и тактика игры ЛАПТА

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Техника игры: удары сверху в пределы площадки, передачи мяча на скорость, ловля катящегося мяча

+

+

+

+

+

+

+

+





Тактика игры: Расположение игроков в поле, ознакомление с игрой капитана

+

+

+

+

+

+

+

+





Подвижные игры













Перемещения «Смена мест», «Сокол и голуби»

+

+



+

+







Броски и ловля. «Четные и нечетные», «Вышибалы»



+

+



+

+





Увертывания: «Пробеги ворота»

+

+

+

+

+

+







Тактика: «Партизаны», «Раненый зверь»

+

+

+

+

+

+







Учебные и соревновательные игры







+

+

+

+













Тематическое планирование часов двигательной активности

4 четверть 1 класс


Учебный материал

Номера занятий

1

2

3

4

5

6

7

8

9




ОСНОВЫ ЗНАНИЙ













Правила поведения на спортивной площадке

+



+



+






Правила честной игры


+



+



+





УМЕНИЯ, НАВЫКИ

1

2

3

4

5

6

7

8

9




Общая физическая подготовка













Легкоатлетические упражнения

+

+

+

+

+

+

+

+

+




ОРУ с большими мячами

+

+

+










ОРУ с малым мячом




+

+

+







Метание малого мяча на дальность




+

+

+

+

+





Подвижные игры: «Добежать и убежать»

+

+



+

+


+

+




Специальная физическая подготовка













Бег с изменением скорости в зависимости от зрительного сигнала

+

+




+

+






Легкоатлетические упражнения



+

+

+








Подвижные игры: «Караси и щука»

+

+



+

+







«Круговая лапта»



+

+



+

+

+




Техника и тактика игры ЛАПТА

1

2

3

4

5

6

7

8

9




Техника игры: упражнения малым мячом ,

подбор лежащего мяча, упражнения с битой

+

+

+

+

+

+

+

+

+




Перемещения: подвижные игры













«Нападение акулы», «Салки»

+

+

+

+

+

+

+

+

+




«Северные и южные ветры», « Колдунчики»

+

+

+

+

+

+

+

+

+




Броски и ловля: «Пробежки под обстрелом»

«Смелый прорыв»

+

+

+

+

+

+

+

+





Увертывания: «Бой с тенью»

+

+

+

+









Тактика: «Осетры и браконьеры»





+

+

+

+

+












Тематическое планирование часов двигательной активности

4 четверть 1 класс


Учебный материал

Номера занятий

1

2

3

4

5

6

7

8

9




ОСНОВЫ ЗНАНИЙ













Правила поведения на спортивной площадке

+



+



+






Правила честной игры


+



+



+





УМЕНИЯ, НАВЫКИ

1

2

3

4

5

6

7

8

9




Общая физическая подготовка













Легкоатлетические упражнения

+

+

+

+

+

+

+

+

+




ОРУ с большими мячами

+

+

+










ОРУ с малым мячом




+

+

+







Метание малого мяча на дальность




+

+

+

+

+





Подвижные игры: «Добежать и убежать»

+

+



+

+


+

+




Специальная физическая подготовка













Бег с изменением скорости в зависимости от зрительного сигнала

+

+




+

+






Легкоатлетические упражнения



+

+

+








Подвижные игры: «Караси и щука»

+

+



+

+







«Круговая лапта»



+

+



+

+

+




Техника и тактика игры ЛАПТА

1

2

3

4

5

6

7

8

9




Техника игры: упражнения малым мячом ,

подбор лежащего мяча, упражнения с битой

+

+

+

+

+

+

+

+

+




Перемещения: подвижные игры













«Нападение акулы», «Салки»

+

+

+

+

+

+

+

+

+




«Северные и южные ветры», « Колдунчики»

+

+

+

+

+

+

+

+

+




Броски и ловля: «Пробежки под обстрелом»

«Смелый прорыв»

+

+

+

+

+

+

+

+





Увертывания: «Бой с тенью»

+

+

+

+









Тактика: «Осетры и браконьеры»





+

+

+

+

+













Тематическое планирование часов двигательной активности

4 четверть 3 класс



Учебный материал

Номера занятий

1

2

3

4

5

6

7

8

9




ОСНОВЫ ЗНАНИЙ













Правила поведения на спортивной площадке

Правила игры лапта

+

+

+

+

+

+

+

+

+




УМЕНИЯ, НАВЫКИ

1

2

3

4

5

6

7

8

9




Общая физическая подготовка













ОРУ с малым мячом

+

+

+

+

+

+

+

+





Легкоатлетические упражнения, скоростно-силовые упражнения

+

+

+

+

+

+

+

+

+




Подвижные игры: «Добежать и убежать», «Караси и щука»

+

+



+

+







Специальная физическая подготовка













На развитие скоростно-силовых качеств.

+

+

+

+









Подвижные игры: «Салка на одной ноге», «Круговая лапта»



+

+



+

+





Техника и тактика игры ЛАПТА

1

2

3

4

5

6

7

8

9




Техника игры: Индивидуальные и парные упражнения с набрасыванием, удар битой

+

+

+

+

+

+

+

+

+




Перемещения: подвижные игры













«Салки цепочкой», «Свободные пробежки»

+

+

+

+

+

+

+

+





Броски и ловля.













«Меткие стрелки»


+


+


+


+





Увертывания: «Вышибалы»

+


+


+


+


+




Тактика: Борьба квартетом: учебно-соревновательные игры


+

+

+

+

+

+

+

+
















Тематическое планирование часов двигательной активности

4 четверть 4 класс


Учебный материал

Номера занятий

1

2

3

4

5

6

7

8

9




ОСНОВЫ ЗНАНИЙ













Правила поведения на спортивной площадке

Правила игры лапта

+

+

+

+

+

+

+

+

+




УМЕНИЯ, НАВЫКИ

1

2

3

4

5

6

7

8

9




Общая физическая подготовка













ОРУ в движении с мячами

+

+

+

+

+

+

+

+

+




Легкоатлетические упражнения



+

+



+

+





Метание мяча с разбега

+

+

+

+

+








Подвижные игры: «Караси и щука»

«Перебежки»

+

+

+

+

+

+







Специальная физическая подготовка













Упражнения на развитие скоростно-силовых качеств

+

+



+

+







Метание мяча в подвижную цель


+

+

+


+

+

+





Подвижные игры: «Добежать и убежать»

«Салка на одной ноге»

+

+

+

+

+

+

+

+





Техника и тактика игры ЛАПТА

1

2

3

4

5

6

7

8

9




Техника игры: ловля мяча с лета

+

+

+

+

+

+







Тактика игры: Расположение игроков в поле (2-2-2)

+

+

+

+









Подвижные игры













Перемещения «Семья»

+

+



+

+







Броски и ловля. «Вышибалы»



+

+



+

+

+




Увертывания: «Пробеги ворота»

+

+











Тактика: «Партизаны»



+

+









Лапта: учебные и соревновательные игры





+

+

+

+

+















Техника безопасности

Причины возможного травматизма при обучении игре в лапту:

- слабая дисциплина;

  • переутомление игроков;

  • болезненное состояние (температура, сильный насморк и т.д.);

- участие в соревнованиях детей из специальной медицинской группы;

- участие в соревнованиях детей из подготовительной меди­цинской группы без разрешения врача;

- наличие у игроков предметов, попадание по которым может привести к травме или нанести травму другим игрокам: часов, це­почек, браслетов, металлических или пластмассовых заколок, се­режек и т.п.;

- слабое владение техникой игры;

- слишком близкое расположение игроков от бьющего;

  • проведение игры без предварительной разминки;

  • несоответствие формы одежды погодным условиям и отсут­ствие спортивной обуви;

- наличие на площадке посторонних предметов: скамеек у ли­цевых стен и другого оборудования (в зале), камней, палок и т.п. (на улице);

- игра на скользкой площадке или в обуви со скользящей по­дошвой;

- слабое судейство, допускающее нарушение правил и вольно­сти в поведении игроков.


Чтобы избежать травм, необходимо строго выполнять правила игры.

Например, для избежания травм при ударе по мячу введены следующие условия:

1. Подбрасывание мяча выполняется самим бьющим игроком, так как:

- лапта вылетает из рук при ударе по мячу (если ребенок слаб физически или плохо владеет техникой), а игрок, набрасывающий мяч, стоит как раз со стороны бьющей руки;

- игрок, не глядя, бросает лапту перед началом перебежки и может травмировать набрасывающего или стоящих рядом игро­ков.

  1. Расположение игроков города в строго определенных зонах (по тем же причинам).

  2. Наличие штрафной зоны, которая предохраняет водящих от сильного удара мячом или лаптой, если та вылетит из рук бьющего.

Учителю также необходимо систематически комплексно гото­вить ребенка к игре, что позволит тому приобрести определенные навыки и опыт и избежать травм.

  1. Расположение игроков города в строго определенных зонах (по тем же причинам).

  2. Наличие штрафной зоны, которая предохраняет водящих от сильного удара мячом или лаптой, если та вылетит из рук бьющего.

Учителю также необходимо систематически комплексно гото­вить ребенка к игре, что позволит тому приобрести определенные навыки и опыт и избежать травм.

Если придерживаться вышеизложенных правил, можно сделать игру практически безопасной. Но предусмотреть все в работе с де­тьми трудно. Поэтому каждый учитель (тренер) всегда должен быть готов своевременно и правильно оказать первую помощь еще до прихода врача.

Однако, как бы вы ни были компетентны, всегда лучше обра­титься к помощи специалиста. Не надо бояться лишний раз вы­звать «скорую». Ни в коем случае нельзя отправлять получившего легкую травму ребенка в медицинский пункт одного. Сопровож­дение необходимо, поскольку получившие травму дети часто бо­ятся идти к врачу или по дороге состояние их может ухудшиться.

Совершенно неправильно бытующее еще мнение, что занятия спортивными играми, в которых игроки постоянно соприкасают­ся друг с другом и где есть толчки и столкновения, выполнение за­прещенных приемов и т.д. связаны с риском для здоровья и обяза­тельно сопровождаются различными травмами. Опыт большин­ства спортивных медиков убедительно опровергает эту точку зре­ния. Анализ несчастных случаев во время спортивных игр свиде­тельствует о том, что подавляющее большинство травм вызвано вполне устранимыми причинами. Следовательно, при строгом со­блюдении мер профилактики учителями, тренерским составом и самими спортсменами (учащимися), при строгом и грамотном су­действе занятия любыми спортивными играми безопасны для иг­роков. Необходима обязательная профилактика травм, эффектив­ность ее во многом зависит от отношения специалистов физичес­кой культуры к данному вопросу.














Список литературы:


1. В.А. Лепешкин Подвижные игры для детей. Лапта. Москва «Школьная пресса! 2004г.

2. Г.И. Погадаев Народные игры на уроках физической культуры и во внеурочное время. Москва «Дрофа» 2010г.

3. М.Ф. Литвинова Русские народные подвижные игры. Практическое пособие. Второе издание. Москва «АЙРИСдидактика» 2004г.

4. И.М. Коротков Подвижные игры детей. Москва «Советская Россия» 1987г.


ЧАСЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ в 1 – 4 классах (подвижные игры, лапта)
  • Физкультура
Описание:

Моя программа по введению дополнительного часа двигательной активности базируется на подвижных играх для учащихся 1-4 классов.

Игра — один из современных прогрессивных методов обуче­ния, который эффективно используется педагогами. Пользуясь игровыми приемами, мы не только полноценно решаем учебные и воспитательные задачи, но и легко устанавливаем контакт с ре­бенком. Игры способствуют развитию творческого взаимодейст­вия между детьми, умения выразить себя невербальными средст­вами, а именно: жестом, мимикой, движением.

Помимо снятия физического переутомления, игры содейству­ют сплочению детского коллектива, формированию доброжела­тельной и безопасной атмосферы в классе.

Расположение игрового материала отражает дидактический принцип от простого к сложному, с учетом возрастных особенностей и уровнем физического развития детей.

В данную программу вошли русские народные подвижные игры, в том числе лапта.

Автор Петухов Николай Григорьевич
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Физкультура
Подраздел
Просмотров 557
Номер материала 40643
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓