Главная / Начальные классы / "Части речи" 2 класс

"Части речи" 2 класс

hello_html_211bc994.gifТема. Части речи (обобщение)

Цель: обобщить знания учащихся о самостоятельных частях речи; учить правильной постановке вопросов к словам, чтобы различать части речи; развивать речь, творческое мышление, расширять кругозор, развивать память; формировать навыки аккуратной работы; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: на доске прикреплены картинки солнышка, облаков и схема предложения: По

Картинки с животными, с вазой, рисунок дерева, листочки.




Ход урока.

I. Организационный момент.

На улице замечательная погода. У всех в классе прекрасное настроение. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи.

Сегодня к нам на урок пришли гости. Вы должны показать, как научились работать.


Быть: внимательными, активными, аккуратными,

Знать: самостоятельные части речи и вопросы к ним, Уметь: их отличать друг от друга.

  1. Мобилизующий этап.

  • Урок начнём с настроя, с мобилизации своих знаний и умений на решение поставленных задач.

Буквы У и Ю живут в разных домиках: один высокий, другой низкий. Буква У не живёт в низком домике. В каком домике живёт каждая буква?

-Расскажите об этих буквах.

  1. Минутка чистописания, фонетическая разминка.

  • Откройте тетради и приготовьтесь к работе.

  • Урок начнём с минутки чистописания, вы покажите, как умеете писать.

А вот что вы будите писать, отгадайте сами. Встаньте друг за другом, сзади стоящие ребята пишут предыдущему на спине букву и т.д. Вы должны отгадать. (Задумана буква В.)

Продолжите прочитать слово:

Устно сделайте фонетический анализ этого слова (по цепочке).

Сообщение цели урока.

  • Урок у нас сегодня необычный. Урок-аукцион. Что обозначает это слово? В «Словаре иностранных слов» даётся следующее толкование:

АУКЦИОН (лат) - продажа товара, который приобретает человек, предложивший наивысшую цену.

А вот какие товары выставлены у нас на продажу, вы попробуете назвать сами. Посмотрите на доску:







(На облаках с обратной стороны написаны названия «товаров»:имя существительное, имя прилагательное, глагол.)



  • По схеме и иллюстрации придумайте предложение.

(По небу плывут лёгкие облака.)

  • Докажите, что вы составили предложение.

  • Из чего состоит предложение?

  • Догадались, что сегодня выставлено на продажу?

IV. Аукцион.

Здесь у нас аукцион-

Подведёт итоги он.

Тот, кто больше, лучше знает,

Тот награду получает.

  • Товар на аукционе называется лот.

ЛОТ № 1 (переворачиваю облако) -ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

  • Что вы знаете об имени существительном? (после каждого ответа спрашиваю: «Кто больше?» Когда все сказано, раздаётся гонг.)

  • Товар продан! (Кто отвечал, получает награду- листочек от дерева или цветочек.)

А )Словарная работа.

А сейчас выполним задание с целью повторить словарные слова и изменение имен существительных по числам.

Посмотрите на картинки и запишите слова (медведь, заяц) во множественном числе.

А следующие слова зашифрованы. Отгадайте их.

КСООРБОАВКАА.

-Как догадались?

  • Посмотрите на рисунки этих животных. Что вы можете о них рассказать?

  • Довольно часто в своей речи мы пользуемся такими фразеологическими оборотами, как сидит, как на корове седло; собака на сене .Попробуйте объяснить их смысл.

  • А сейчас запишите эти слова во множественном числе, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные, их надо запомнить. Давайте проверим (1 ученик читает и объясняет).





Б) Написание собственных имён существительных.

-Ваши представления, связанные со словом весна.

  • Всё верно. Весна - это время пробуждения всего живого, появления нового.

Вы послушайте, ребята,

Посмотрите-ка сюда.

У кошки родились котята,

Их по счёту - ровно пять.

  • Придумайте и запишите клички кошке и котятам (самостоятельно).

  • Как вы их назвали? Прочитайте.

  • Сделайте вывод о написании собственных имён существительных.

Физминутка.

Дети маршируют и говорят:

Имя существительное - очень удивительное.

На вопросы кто? и что? отвечать оно должно.

Если я назову одушевлённое существительное - вы поднимаете руки вверх, а если неодушевлённое - приседаете ( облако, медведь, работа, дети).

ЛОТ № 2.

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь.

Меня вам надо знать, беречь.

-Что вы знаете об имени прилагательном?

  • Продано!

  • А сейчас я проверю вашу внимательность и память. Прочитайте словосочетания: зелень травы, солнце весны, цветы на лугу, белизна облака.

  • Подчёркнутые существительные замените прилагательным. Устно ставьте вопросы.

(На доске появляется запись: Зелённая трава, весеннее солнце, луговые цветы, белое облако.)

  • Еще раз прочтите эти словосочетания(прилагательное закрываются).

  • Запишите по памяти данные словосочетания.



  • Поменяйтесь тетрадями и проверьте у своего соседа (сравнить с записью на доске).

  • Кто правильно написал все словосочетания?

  • Давайте немного поиграем. Называется игра «Кто это? Что это?».

( Вызванный ученик слушает музыку в наушниках, отвернувшись от класса. Учитель детям показывает картинку, учащиеся подбирают имена прилагательные и старается отгадать предмет.)

Картинки: яблоко, заяц, сороки.

Какая часть речи помогла отгадать предмет?

Физминутка.

Дети маршируют и говорят.

Имя прилагательное - очень замечательное.

На вопрос какой?, какая?

Отвечать оно желает.

Учитель называет прилагательные в единственном и во множественном числе. Если в единственном - дети топают, если во множественном - наклоняются (косолапый, белые, интересная, луговые, умные, яркий). ЛОТ №3

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам ... ( глагол ).

  • Что вы знаете о глаголе?

  • Товар продан!

  • Сейчас я предлагаю вам совершить прогулку

  • В весенний лес. Как хорошо в лесу! Красота!

  • И дышится легко! А звуки! Слышите? (Аудиозапись)

  • Составьте устно сочинение-миниатюру «Звуки весеннего леса»,используя слова птицы, дятел, комар, ручеек. (Послушать 2-3 рассказа.)





  • Какая часть речи помогла вам услышать эти звуки?

  • На доске и в тетрадях запишем предложение (лучшее).

  • Охарактеризуйте предложение.

  • Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения, укажите части речи.

Итог урока.

-Все товары проданы. Мы должны подвести итог.

Давайте составим алгоритм, как определить Часть речи.

  • Что надо сделать сначала?

  • А потом?

  • Алгоритм

  • 1) поставь к слову вопрос;

  • 2) если кто? что? - имя существительное,

если какой? какая? какое? какие? - имя прилагательное, если что делать? Что сделать? - глагол.

Игра - тест «Части речи».

Весной появляются первые цветы- подснежники.

Как вы думаете, можно ли рвать их много и неосторожно?

Правильно.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы- Опустеют все поляны,

И не будет красоты!

Лучше мы соберем букеты из частей речи. (На доске 3 вазы, на столе - слова. Вызванный ученик читает слово, ставит к нему вопрос, называет одну часть речи и ставит в одну из ваз.)


"Части речи" 2 класс
  • Начальные классы
Описание:

На уроке обобщаются знания и умения учащихся о самостоятельных частях речи; умение ставить вопросы к словам, чтобы различать части речи; развивть речь, творческое мышлени, расширять кругозор, развивать память, формировать навыки акураной работы, воспитание бережного отношения к природе. 

На доске появляются картинки солнышка, облаков и схемы преложения.

Урок начинается с психологического настроя. -         Урок начнём с настроя, с мобилизации своих знаний и умений на решение поставленных задач.

Буквы У и Ю живут в разных домиках: один высокий, другой низкий. Буква У не живёт в низком домике. В каком домике живёт каждая буква?

-Расскажите об этих буквах.

-         Откройте тетради и приготовьтесь к работе.

-         Урок начнём с минутки чистописания, вы покажите, как умеете писать.

А вот что вы будите писать, отгадайте сами. Встаньте друг за другом, сзади стоящие ребята пишут предыдущему на спине букву и т.д. Вы должны отгадать. (Задумана буква В.)

Продолжите прочитать слово:

 

Устно сделайте фонетический анализ этого слова (по цепочке).

-         Урок у нас сегодня необычный. Урок-аукцион. Что обозначает это слово? В «Словаре иностранных слов» даётся следующее толкование:

АУКЦИОН (лат) - продажа товара, который приобретает человек, предложивший наивысшую цену.

А вот какие товары выставлены у нас на продажу, вы попробуете назвать сами. Посмотрите на доску:

(На облаках с обратной стороны написаны названия «товаров»:имя существительное, имя прилагательное, глагол.)

 

 

-         По схеме и иллюстрации придумайте предложение.

(По небу плывут лёгкие облака.)

-         Докажите, что вы составили предложение.

-         Из чего состоит предложение?

-         Догадались, что сегодня выставлено на продажу?

IV. Аукцион.

Здесь у нас аукцион-

Подведёт итоги он.

Тот, кто больше, лучше знает,

Тот награду получает.

-         Товар на аукционе называется лот.

ЛОТ № 1 (переворачиваю облако) -ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

-         Что вы знаете об имени существительном? (после каждого ответа спрашиваю: «Кто больше?» Когда все сказано, раздаётся гонг.)

-         Товар продан! (Кто отвечал, получает награду- листочек от дерева или цветочек.)

А )Словарная работа.

А сейчас выполним задание с целью повторить словарные слова и изменение имен существительных по числам.

Посмотрите на картинки и запишите слова (медведь, заяц) во множественном числе.

А следующие слова зашифрованы. Отгадайте их.

КСООРБОАВКАА.

-Как догадались?

-         Посмотрите на рисунки этих животных. Что вы можете о них рассказать?

-         Довольно часто в своей речи мы пользуемся такими фразеологическими оборотами, как сидит, как на корове седло; собака на сене .Попробуйте объяснить их смысл.

-         А сейчас запишите эти слова во множественном числе, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные, их надо запомнить. Давайте проверим (1 ученик читает и объясняет).

 

 

 

 

Б) Написание собственных имён существительных.

 -Ваши представления, связанные со словом весна.

-         Всё верно. Весна - это время пробуждения всего живого, появления нового.

Вы послушайте, ребята,

Посмотрите-ка сюда.

У кошки родились котята,

Их по счёту - ровно пять.

-         Придумайте и запишите клички кошке и котятам (самостоятельно).

-         Как вы их назвали? Прочитайте.

-         Сделайте вывод о написании собственных имён существительных.

Физминутка.

Дети маршируют и говорят:

Имя существительное - очень удивительное.

На вопросы кто? и что? отвечать оно должно.

Если я назову одушевлённое существительное - вы поднимаете руки вверх, а если неодушевлённое - приседаете ( облако, медведь, работа, дети).

ЛОТ № 2.

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь.

Меня вам надо знать, беречь.

-Что вы знаете об имени прилагательном?

-         Продано!

-         А сейчас я проверю вашу внимательность и память. Прочитайте словосочетания: зелень травы, солнце весны, цветы на лугу, белизна облака.

-         Подчёркнутые существительные замените прилагательным. Устно ставьте вопросы.

(На доске появляется запись: Зелённая трава, весеннее солнце, луговые цветы, белое облако.)

-         Еще раз прочтите эти словосочетания(прилагательное закрываются).

-         Запишите по памяти данные словосочетания.

 

 

-         Поменяйтесь тетрадями и проверьте у своего соседа (сравнить с записью на доске).

-         Кто правильно написал все словосочетания?

-         Давайте немного поиграем. Называется игра «Кто это? Что это?».

( Вызванный ученик слушает музыку в наушниках, отвернувшись от класса. Учитель детям показывает картинку, учащиеся подбирают имена прилагательные и старается отгадать предмет.)

Картинки: яблоко, заяц, сороки.

Какая часть речи помогла отгадать предмет?

Физминутка.

Дети маршируют и говорят.

Имя прилагательное - очень замечательное.

На вопрос какой?, какая?

 Отвечать оно желает.

Учитель называет прилагательные в единственном и во множественном числе. Если в единственном - дети топают, если во множественном - наклоняются (косолапый, белые, интересная, луговые, умные, яркий). ЛОТ №3

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам ...        ( глагол ).

-         Что вы знаете о глаголе?

-         Товар продан!

-         Сейчас я предлагаю вам совершить прогулку

-         В весенний лес. Как хорошо в лесу! Красота!

-         И дышится легко! А звуки! Слышите? (Аудиозапись)

-         Составьте устно сочинение-миниатюру «Звуки весеннего леса»,используя слова птицы, дятел, комар, ручеек. (Послушать 2-3 рассказа.)

 

 

 

 

-         Какая часть речи помогла вам услышать эти звуки?

-         На доске и в тетрадях запишем предложение (лучшее).

-         Охарактеризуйте предложение.

-        Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения, укажите части речи.

Итог урока.

-Все товары проданы. Мы должны подвести итог.

Давайте составим алгоритм, как определить Часть речи.

-         Что надо сделать сначала?

-         А потом?

-         Алгоритм

-         1) поставь к слову вопрос;

-         2) если кто? что? - имя существительное,

если какой? какая? какое? какие? - имя прилагательное, если что делать? Что сделать? - глагол.

Игра - тест «Части речи».

Весной появляются первые цветы- подснежники.

Как вы думаете, можно ли рвать их много и неосторожно?

Правильно.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы- Опустеют все поляны,

И не будет красоты!

Лучше мы соберем букеты из частей речи. (На доске 3 вазы, на столе - слова. Вызванный ученик читает слово, ставит к нему вопрос, называет одну часть речи и ставит в одну из ваз.)

 

 

Автор Трофимова Наталья Васильевна
Дата добавления 30.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 693
Номер материала 6074
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓