Инфоурок Начальные классы КонспектыЧасти речи. Обобщение (4 класс)

Части речи. Обобщение (4 класс)

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

Урок русского языка в 4 классе

По теме: «Части речи» (обобщение)

 

 

 

Подготовила

учитель начальных классов

Тихонова Кристина Андреевна

 

 

 

 

2015 г.

                                                                    

Тема: Части речи (обощение)

Цели:

1. Обобщение знаний по частям речи.

2. Развитие умения отличать части речи от состава слова.

3. Тренировка навыков нахождения различных частей речи в тексте.

4. Воспитание доброты ,чувства дружбы, коллективизма.

 учащиеся совершенствуют знания об особенностях имён существительных, прилагательных, местоимений; сравнивают части речи по существенным признакам, распознают их.

Ход урока

                  I.            Организационный момент.

Итак, друзья, внимание.

Ведь прозвенел звонок

Садитесь поудобнее

-Начнем скорей урок!

II. Каллиграфическая минутка.

               II.            Отгадай тему урока по первым буквам отгадок

1.Живёт спокойно - не спешит,

На всякий случай носит щит,

Под ним, не зная страха,

Гуляет….          (Черепаха)

 

2. Буквы-значки как бойцы на парад,

 В строгом порядке построены в ряд.

 Каждый в условном месте стоит,

 И называется…  (Алфавит)

 

3. То погаснет, то зажжётся

    Ночью в роще огонёк.

    Угадай, как он зовётся?

    Золотистый…    (Светлячок)

 

4. Я антоним шума, стука,

    Без меня вам ночью мука.

    Я для отдыха, для сна,

    Называюсь… (Тишина)

 

5. Буду мастером таким,

    Как наш дядя Евдоким:

    Делать стулья и столы,

    Красить двери и полы.

    А пока сестре Танюшке

    Сам я делаю…… (Игрушки)

 

6. Лесники ее котят

    Взять домой не захотят.

    Ей не скажешь: Кошка, брысь,

    Потому что это… (Рысь)

 

7.Немытое в рот

   Ни за что не возьмёт,

   И ты будь таким,

   Как чистюля…. (Енот)

 

8. Солнце глянуло сквозь щелку,

    Свесив огненную…. (Челку)

 

9. Как это скучно -
   Сто лет без движенья
   В воду глядеть
   На своё отраженье.
   Свесила ноги с обрыва
   Такая грустная  (Ива)

 

-Назовите тему нашего урока.

-Части речи

   

           III.            Упражнение в правописании слов с безударной гласной в корне; выделении групп родственных слов.

1. Запись слов под диктовку учителя.

Перо, оперение, пернатые, перьевой, первый, оперились, пёрышко; колючка, колкий, уколоть, колючий, укол, колется, коллектив; просить, просьба, прошение, простой, опрос.

2. Выделение «лишних» слов в каждой группе, не относящихся к словам с данным корнем.

– Прочитайте ещё раз записанные слова. Что можете о них сказать? Какие группы можете выделить?

– Все ли слова названных вами групп являются однокоренными? Почему? Назовите эти «лишние» слова. В остальных словах выделите корни.

– Найдите слова с безударной гласной в корне, которую необходимо проверить.

– Есть ли в данных группах однокоренных слов слова, которые являются проверочными? Назовите их, выделите гласные, поставьте ударение.

Учащиеся получают в тетрадях следующую запись:

3. Группировка слов по частям речи.

– Подумайте, как ещё можно разделить на группы данные слова. (По частям речи.) Посмотрите, что обозначает каждое слово?

– На какие же части речи вы разгруппируете все эти слова? (Существительное, прилагательное, глагол.)

– Запишите слова в три столбика по частям речи.

– Назовите существительные, прилагательные, глаголы, которые вы записали в каждый столбик.

– Перед нами задача: вспомнить и сравнить существенные признаки изученных частей речи, тренироваться в их распознавании, употреблении в предложениях, текстах.

            IV.            Сопоставление грамматических признаков изученных частей речи.

– По каким  признакам  вы  различали  части  речи? (По значению, вопросу.)

– Какая изученная часть речи  не  была  использована  в  этом задании? (Местоимение.)

– Как вы думаете, почему? (Их не могло быть среди групп однокоренных слов, так как они только указывают на предмет, не называя его.)

– Какие грамматические признаки частей речи вы знаете? (Число, род, падеж, склонение.)

– Все ли части речи обладают этими признаками?

– Почему?

– Давайте попробуем отобразить в таблице, которую вы видите на доске, грамматические признаки каждой части речи.

Таблица дана в незаполненном виде. Учащиеся вместе с учителем вспоминают особенности каждой части речи.

В результате работы таблица приобретает следующий вид:

 

Существительное

Прилагательное

Глагол

Личные

местоимения

Значение

Предмет

Признак

Действие,
состояние

Указывает

на предмет

Вопросы

что делать?

что сделать?

+

измен.

+

измен.

+

измен.

+

постоян.

+

постоян.

+

измен.

+

измен.

в пр. вр.

+

измен.

в 3 л. ед. ч.

Склонение

+

Падеж

+

+

+

I

II

 СПР.

+

+

измен.

в наст.
и буд. вр.

+

постоян.

Время

+

               V.            Упражнение в определении части речи

1.     Определи часть речи над выделенными словами

Век живи – век учись.

Тетрадь – зеркало ученика.

Сперва аз да буки, а потом и науки.

Чем десять раз читать, лучше один раз записать.

Учиться никогда не поздно.

Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.

2.      Прочитайте. Вставьте пропущенные слова. Определите, какой частью речи они являются. Докажите.

Век живи – век …..

Тетрадь –…….. ученика.

Сперва аз да буки, а потом и  .……….

Чем …….. раз читать, лучше один раз записать.

Учиться никогда не …….

Книга – ……….. окошко, через него весь мир видно.

поздно

учись

десять

науки

зеркало

маленькое

 

            VI.            Работа с учебником.

Стр. 62 читаем правило

Стр. 63 Упражнение 130

        VII.            Домашнее задание: упражнение 542, с. 129; подготовиться к письму по памяти (упр. 543, с. 130).

    VIII.            Рефлексия. Итог урока.

  О чем мы говорили на уроке?  Какие части речи мы знаем? Как определить, к какой части речи  относится то, или иное слово? Приведите примеры каждой части речи. Оцените свою работу с помощью веера отметок.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Части речи. Обобщение (4 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Бухгалтер

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 973 материала в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.11.2015 3715
    • DOCX 83.5 кбайт
    • 17 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тихонова Кристина Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тихонова Кристина Андреевна
    Тихонова Кристина Андреевна
    • На сайте: 8 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 15261
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности развития критического мышления обучающихся в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 257 человек

Курс повышения квалификации

Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 224 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 058 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по литературному чтению у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 166 человек

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного привлечения и удержания клиентов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление техническими ресурсами и экономикой предприятия

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии антикризисных коммуникаций и управление репутацией в современном бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе