Урок
русского языка в 4 классе
По
теме: «Части речи» (обобщение)
Подготовила
учитель
начальных классов
Тихонова
Кристина Андреевна
2015
г.
Тема: Части речи (обощение)
Цели:
1.
Обобщение
знаний по частям речи.
2.
Развитие умения отличать части речи от состава слова.
3.
Тренировка навыков нахождения различных частей речи в тексте.
4.
Воспитание доброты ,чувства дружбы, коллективизма.
учащиеся совершенствуют знания об
особенностях имён существительных, прилагательных, местоимений; сравнивают
части речи по существенным признакам, распознают их.
Ход урока
I.
Организационный момент.
Итак,
друзья, внимание.
Ведь
прозвенел звонок
Садитесь
поудобнее
-Начнем
скорей урок!
II. Каллиграфическая минутка.
II.
Отгадай тему урока по первым буквам
отгадок
1.Живёт спокойно - не
спешит,
На всякий случай носит щит,
Под ним, не зная страха,
Гуляет…. (Черепаха)
2.
Буквы-значки как бойцы на парад,
В строгом порядке
построены в ряд.
Каждый в условном месте
стоит,
И называется… (Алфавит)
3.
То погаснет, то зажжётся
Ночью в роще огонёк.
Угадай, как он зовётся?
Золотистый… (Светлячок)
4.
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
Называюсь… (Тишина)
5. Буду мастером таким,
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и
столы,
Красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке
Сам я делаю……
(Игрушки)
6. Лесники ее котят
Взять домой не
захотят.
Ей не скажешь: Кошка,
брысь,
Потому что это…
(Рысь)
7.Немытое в рот
Ни за что не возьмёт,
И ты будь таким,
Как чистюля…. (Енот)
8. Солнце глянуло сквозь щелку,
Свесив огненную….
(Челку)
9. Как это скучно -
Сто лет без движенья
В воду глядеть
На своё отраженье.
Свесила ноги с обрыва
Такая грустная (Ива)
-Назовите тему нашего урока.
-Части речи
III.
Упражнение в правописании слов с
безударной гласной в корне; выделении групп родственных слов.
1. Запись
слов под диктовку учителя.
Перо, оперение, пернатые, перьевой,
первый, оперились, пёрышко; колючка, колкий, уколоть, колючий, укол, колется,
коллектив; просить, просьба, прошение, простой, опрос.
2. Выделение «лишних» слов в каждой
группе, не относящихся к словам с данным корнем.
– Прочитайте
ещё раз записанные слова. Что можете о них сказать? Какие группы можете
выделить?
– Все ли
слова названных вами групп являются однокоренными? Почему? Назовите эти
«лишние» слова. В остальных словах выделите корни.
– Найдите
слова с безударной гласной в корне, которую необходимо проверить.
– Есть ли в
данных группах однокоренных слов слова, которые являются проверочными? Назовите
их, выделите гласные, поставьте ударение.
Учащиеся получают в тетрадях следующую
запись:
3. Группировка
слов по частям речи.
– Подумайте,
как ещё можно разделить на группы данные слова. (По частям речи.)
Посмотрите, что обозначает каждое слово?
– На какие же
части речи вы разгруппируете все эти слова? (Существительное,
прилагательное, глагол.)
– Запишите слова в
три столбика по частям речи.
– Назовите
существительные, прилагательные, глаголы, которые вы записали в каждый столбик.
– Перед нами
задача: вспомнить и сравнить существенные признаки изученных частей речи,
тренироваться в их распознавании, употреблении в предложениях, текстах.
IV.
Сопоставление грамматических признаков
изученных частей речи.
– По каким
признакам вы различали части речи? (По значению, вопросу.)
– Какая
изученная часть речи не была использована в этом задании? (Местоимение.)
– Как вы
думаете, почему? (Их не могло быть среди групп однокоренных слов, так как
они только указывают на предмет, не называя его.)
– Какие
грамматические признаки частей речи вы знаете? (Число, род, падеж, склонение.)
– Все ли части
речи обладают этими признаками?
– Почему?
– Давайте
попробуем отобразить в таблице, которую вы видите на доске, грамматические
признаки каждой части речи.
Таблица дана в
незаполненном виде. Учащиеся вместе с учителем вспоминают особенности
каждой части речи.
В результате
работы таблица приобретает следующий вид:
|
Существительное
|
Прилагательное
|
Глагол
|
Личные
местоимения
|
Значение
|
Предмет
|
Признак
|
Действие,
состояние
|
Указывает
на предмет
|
Вопросы
|
|
|
что делать?
что
сделать?
|
|
|
+
измен.
|
+
измен.
|
+
измен.
|
+
постоян.
|
|
+
постоян.
|
+
измен.
|
+
измен.
в пр. вр.
|
+
измен.
в 3 л. ед. ч.
|
Склонение
|
+
|
–
|
–
|
–
|
Падеж
|
+
|
+
|
–
|
+
|
I
II
|
СПР.
|
–
|
–
|
+
|
–
|
|
–
|
–
|
+
измен.
в наст.
и буд. вр.
|
+
постоян.
|
Время
|
–
|
–
|
+
|
–
|
|
|
|
|
|
|
V.
Упражнение в определении части речи
1.
Определи часть речи над выделенными
словами
Век
живи – век учись.
Тетрадь
– зеркало ученика.
Сперва
аз да буки, а потом и науки.
Чем
десять раз читать, лучше один раз записать.
Учиться
никогда не поздно.
Книга
– маленькое окошко, через него весь мир видно.
2. Прочитайте.
Вставьте пропущенные слова. Определите, какой частью речи они являются.
Докажите.
Век
живи – век …..
Тетрадь
–…….. ученика.
Сперва
аз да буки, а потом и .……….
Чем
…….. раз читать, лучше один раз записать.
Учиться
никогда не …….
Книга
– ……….. окошко, через него весь мир видно.
|
поздно
учись
десять
науки
зеркало
маленькое
|
VI.
Работа с учебником.
Стр.
62 читаем правило
Стр.
63 Упражнение 130
VII.
Домашнее задание: упражнение
542, с. 129; подготовиться к письму по памяти (упр. 543, с. 130).
VIII.
Рефлексия. Итог урока.
О
чем мы говорили на уроке? Какие части речи мы знаем? Как определить, к какой
части речи относится то, или иное слово? Приведите примеры каждой части
речи. Оцените свою работу с помощью веера отметок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.