Главная / Начальные классы / Части речи. Обобщение

Части речи. Обобщение















Урок русского языка в 4 классе

По теме: «Части речи» (обобщение)







Подготовила

учитель начальных классов

Тихонова Кристина Андреевна









2015 г.

Тема: Части речи (обощение)

Цели:

1. Обобщение знаний по частям речи.

2. Развитие умения отличать части речи от состава слова.

3. Тренировка навыков нахождения различных частей речи в тексте.

4. Воспитание доброты ,чувства дружбы, коллективизма.

учащиеся совершенствуют знания об особенностях имён существительных, прилагательных, местоимений; сравнивают части речи по существенным признакам, распознают их.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание.

Ведь прозвенел звонок

Садитесь поудобнее

-Начнем скорей урок!

II. Каллиграфическая минутка.

hello_html_m6aaa7f86.png

  1. Отгадай тему урока по первым буквам отгадок

1.Живёт спокойно - не спешит,

На всякий случай носит щит,

Под ним, не зная страха,

Гуляет…. (Черепаха)


2. Буквы-значки как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условном месте стоит,

И называется… (Алфавит)



3. То погаснет, то зажжётся

Ночью в роще огонёк.

Угадай, как он зовётся?

Золотистый… (Светлячок)



4. Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна,

Называюсь… (Тишина)

5. Буду мастером таким,

Как наш дядя Евдоким:

Делать стулья и столы,

Красить двери и полы.

А пока сестре Танюшке

Сам я делаю…… (Игрушки)



6. Лесники ее котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: Кошка, брысь,

Потому что это… (Рысь)



7.Немытое в рот

Ни за что не возьмёт,

И ты будь таким,

Как чистюля…. (Енот)



8. Солнце глянуло сквозь щелку,

Свесив огненную…. (Челку)



9. Как это скучно -
Сто лет без движенья
В воду глядеть
На своё отраженье.
Свесила ноги с обрыва
Такая грустная (Ива)



-Назовите тему нашего урока.

-Части речи

  1. Упражнение в правописании слов с безударной гласной в корне; выделении групп родственных слов.

1. Запись слов под диктовку учителя.

Перо, оперение, пернатые, перьевой, первый, оперились, пёрышко; колючка, колкий, уколоть, колючий, укол, колется, коллектив; просить, просьба, прошение, простой, опрос.

2. Выделение «лишних» слов в каждой группе, не относящихся к словам с данным корнем.

– Прочитайте ещё раз записанные слова. Что можете о них сказать? Какие группы можете выделить?

– Все ли слова названных вами групп являются однокоренными? Почему? Назовите эти «лишние» слова. В остальных словах выделите корни.

– Найдите слова с безударной гласной в корне, которую необходимо проверить.

– Есть ли в данных группах однокоренных слов слова, которые являются проверочными? Назовите их, выделите гласные, поставьте ударение.

Учащиеся получают в тетрадях следующую запись:

hello_html_m79b06fe2.png

3. Группировка слов по частям речи.

– Подумайте, как ещё можно разделить на группы данные слова. (По частям речи.) Посмотрите, что обозначает каждое слово?

– На какие же части речи вы разгруппируете все эти слова? (Существительное, прилагательное, глагол.)

Запишите слова в три столбика по частям речи.

– Назовите существительные, прилагательные, глаголы, которые вы записали в каждый столбик.

– Перед нами задача: вспомнить и сравнить существенные признаки изученных частей речи, тренироваться в их распознавании, употреблении в предложениях, текстах.

  1. Сопоставление грамматических признаков изученных частей речи.

– По каким признакам вы различали части речи? (По значению, вопросу.)

– Какая изученная часть речи не была использована в этом задании? (Местоимение.)

– Как вы думаете, почему? (Их не могло быть среди групп однокоренных слов, так как они только указывают на предмет, не называя его.)

– Какие грамматические признаки частей речи вы знаете? (Число, род, падеж, склонение.)

Все ли части речи обладают этими признаками?

Почему?

– Давайте попробуем отобразить в таблице, которую вы видите на доске, грамматические признаки каждой части речи.

Таблица дана в незаполненном виде. Учащиеся вместе с учителем вспоминают особенности каждой части речи.

В результате работы таблица приобретает следующий вид:


Существительное

Прилагательное

Глагол

Личные

местоимения

Значение

Предмет

Признак

Действие,
состояние

Указывает

на предмет

Вопросы

hello_html_m71c87bb8.png

hello_html_70f57a0.png

что делать?

что сделать?

hello_html_m620bdd9c.png

hello_html_m621ac143.png

+

измен.

+

измен.

+

измен.

+

постоян.

hello_html_5fdd9170.png

+

постоян.

+

измен.

+

измен.

в пр. вр.

+

измен.

в 3 л. ед. ч.

Склонение

+

Падеж

+

+

+

I

II

СПР.

+

hello_html_m49c1675b.png

+

измен.

в наст.
и буд. вр.

+

постоян.

Время

+

  1. Упражнение в определении части речи

  1. Определи часть речи над выделенными словами

Век живи – век учись.

Тетрадь – зеркало ученика.

Сперва аз да буки, а потом и науки.

Чем десять раз читать, лучше один раз записать.

Учиться никогда не поздно.

Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.

  1. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова. Определите, какой частью речи они являются. Докажите.

Век живи – век …..

Тетрадь –…….. ученика.

Сперва аз да буки, а потом и .……….

Чем …….. раз читать, лучше один раз записать.

Учиться никогда не …….

Книга – ……….. окошко, через него весь мир видно.

поздно

учись

десять

науки

зеркало

маленькое



  1. Работа с учебником.

Стр. 62 читаем правило

Стр. 63 Упражнение 130

  1. Домашнее задание: упражнение 542, с. 129; подготовиться к письму по памяти (упр. 543, с. 130).

  2. Рефлексия. Итог урока.

 О чем мы говорили на уроке? Какие части речи мы знаем? Как определить, к какой части речи  относится то, или иное слово? Приведите примеры каждой части речи. Оцените свою работу с помощью веера отметок.

Части речи. Обобщение
  • Начальные классы
Описание:

Тема: Части речи (обощение)

Цели:

1. Обобщение знаний по частям речи.

2. Развитие умения отличать части речи от состава слова.

3. Тренировка навыков нахождения различных частей речи в тексте.

4. Воспитание доброты ,чувства дружбы, коллективизма.

учащиеся совершенствуют знания об особенностях имён существительных, прилагательных, местоимений; сравнивают части речи по существенным признакам, распознают их.

Ход урока

  • I.Организационный момент.
  • Итак, друзья, внимание.
  • Ведь прозвенел звонок
  • Садитесь поудобнее
  • -Начнем скорей урок!

II. Каллиграфическая минутка.

  • II.Отгадай тему урока по первым буквам отгадок
  • 1.Живёт спокойно - не спешит,
  • На всякий случай носит щит,
  • Под ним, не зная страха,
  • Гуляет…. (Черепаха)
  • 2. Буквы-значки как бойцы на парад,
  • В строгом порядке построены в ряд.
  • Каждый в условном месте стоит,
  • И называется… (Алфавит)
  • 3. То погаснет, то зажжётся
  • Ночью в роще огонёк.
  • Угадай, как он зовётся?
  • Золотистый… (Светлячок)
  • 4. Я антоним шума, стука,
  • Без меня вам ночью мука.
  • Я для отдыха, для сна,
  • Называюсь… (Тишина)
  • 5. Буду мастером таким,
  • Как наш дядя Евдоким:
  • Делать стулья и столы,
  • Красить двери и полы.
  • А пока сестре Танюшке
  • Сам я делаю…… (Игрушки)
  • 6. Лесники ее котят
  • Взять домой не захотят.
  • Ей не скажешь: Кошка, брысь,
  • Потому что это… (Рысь)
  • 7.Немытое в рот
  • Ни за что не возьмёт,
  • И ты будь таким,
  • Как чистюля…. (Енот)
  • 8. Солнце глянуло сквозь щелку,
  • Свесив огненную…. (Челку)
  • 9. Как это скучно -
    Сто лет без движенья
    В воду глядеть
    На своё отраженье.
    Свесила ноги с обрыва
    Такая грустная (Ива)
  • -Назовите тему нашего урока.
  • -Части речи

III.Упражнение в правописании слов с безударной гласной в корне; выделении групп родственных слов.

1. Запись слов под диктовку учителя.

Перо, оперение, пернатые, перьевой, первый, оперились, пёрышко; колючка, колкий, уколоть, колючий, укол, колется, коллектив; просить, просьба, прошение, простой, опрос.

2. Выделение «лишних» слов в каждой группе, не относящихся к словам с данным корнем.

– Прочитайте ещё раз записанные слова. Что можете о них сказать? Какие группы можете выделить?

– Все ли слова названных вами групп являются однокоренными? Почему? Назовите эти «лишние» слова. В остальных словах выделите корни.

– Найдите слова с безударной гласной в корне, которую необходимо проверить.

– Есть ли в данных группах однокоренных слов слова, которые являются проверочными? Назовите их, выделите гласные, поставьте ударение.

Учащиеся получают в тетрадях следующую запись:

3. Группировка слов по частям речи.

– Подумайте, как ещё можно разделить на группы данные слова. (По частям речи.) Посмотрите, что обозначает каждое слово?

– На какие же части речи вы разгруппируете все эти слова? (Существительное, прилагательное, глагол.)

– Запишите слова в три столбика по частям речи.

– Назовите существительные, прилагательные, глаголы, которые вы записали в каждый столбик.

– Перед нами задача: вспомнить и сравнить существенные признаки изученных частей речи, тренироваться в их распознавании, употреблении в предложениях, текстах.

IV.Сопоставление грамматических признаков изученных частей речи.

– По каким признакам вы различали части речи? (По значению, вопросу.)

– Какая изученная часть речи не была использована в этом задании? (Местоимение.)

– Как вы думаете, почему? (Их не могло быть среди групп однокоренных слов, так как они только указывают на предмет, не называя его.)

– Какие грамматические признаки частей речи вы знаете? (Число, род, падеж, склонение.)

– Все ли части речи обладают этими признаками?

– Почему?

– Давайте попробуем отобразить в таблице, которую вы видите на доске, грамматические признаки каждой части речи.

Таблица дана в незаполненном виде. Учащиеся вместе с учителем вспоминают особенности каждой части речи.

В результате работы таблица приобретает следующий вид:

Автор Тихонова Кристина Андреевна
Дата добавления 28.11.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 352
Номер материала MA-062738
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓