Главная / Школьному психологу / Час психолога. Коррекционные занятия «Развитие познавательных процессов. Тренировка памяти, внимания, мышления, воображения»

Час психолога. Коррекционные занятия «Развитие познавательных процессов. Тренировка памяти, внимания, мышления, воображения»


1. Попова Лариса Васильевна

2. Преподаватель психологии, практический психолог, педагогический стаж - 22 года, преподаватель высшей категории, практический психолог высшей категории.

3. Экономико-гуманитарный колледж РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта)

4. Час психолога. Коррекционные занятия

«Развитие познавательных процессов. Тренировка памяти, внимания, мышления, воображения»

5. Цель занятия: ознакомить студентов колледжа с приемами, направленными на развитие и тренировку памяти, внимания, мышления, воображения. Занятия направлены на использование в ходе проведения воспитательных часов, а также как дополнительные задания на занятиях при изучении темы «Познавательная деятельность» дисциплины «Основы педагогики и психологии (психология)» для специальности 39.02.01 Социальная работа.




































Развитие памяти

Цель: познакомить студентов с памятью, как формой психического отражения, видами памяти; развивать продуктивную зрительную и логическую память; совершенствовать навыки восприятия информации.

Введение. Создаем хорошее настроение. Улыбаемся, говорим хорошие слова приветствия друг другу.

Слово психолога: память – форма психического отражения, которая состоит в закреплении, сохранении и дальнейшем воспроизведении прошлого опыта. Основными процессами памяти являются: запоминание, сохранение и воссоздание информации. Различают: зрительную, слуховую, эмоциональную, образную, словесно-логическую память. По характеру целей деятельности – произвольную и непроизвольную; по длительности закрепления и сохранения информации – кратковременную, долговременную и оперативную.

Упражнения для развития памяти

Упражнение 1

Представьте лицо человека, которого часто видите. Попробуйте детально его описать. Если возникли трудности, необходимо при случае дополнить представление о лице этого человека.

Упражнение 2

Необходимо считать в обратном порядке, начиная с 200, отнимая при этом от каждого следующего числа 3. например 200 – 197 – 194 – 191 и т.д.

Упражнение 3

Психолог показывает студентам 10 абстрактных рисунков в определенной последовательности. Рисунки демонстрируются с таким интервалом, чтоб каждый из студентов мог рассказать, что он видит на изображении.

После этого студенты индивидуально отображают рисунки в заданном порядке.

Упражнение 4

Психолог зачитывает односложные слова, студенты повторяют их наоборот: сон – нос, раб – бар, село – олес, парк – крап и т.д.

Упражнение 5

Проводится в тройках. Первый студент – эксперт, второй – натурщик, третий – художник. Художник внимательно рассматривает натурщика, потом отворачивается и словесно «рисует» портрет. Эксперт оценивает.

Упражнение 6

На столе раскладывается 15-20 предметов, не связанных между собой. После того, как студент внимательно их изучил, он перечисляет предметы, разложенные на столе. Предметы меняют местами, студент должен заметить и исправить изменения.

Упражнение 7

Психолог зачитывает один раз пары логически связанных слов. Студенты внимательно слушают, а потом психолог называет первое слово, а студенты – второе.

Пары слов: курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сено, книга - учить, бабочка - муха, щетка - зубы, барабан - пионер, снег - зима, петух - кричать, чернила - тетрадь, корова - молоко, паровоз - ехать, груша - компот, лампа - вечер.

жук - кресло, перо - вода, очки - ошибка, колокольчик - память, голубь - отец, лейка - трамвай, гребенка - ветер, сапоги - котел, замок - мать, спичка - овца, терка - море, салазки - завод, рыба - пожар, топор - кисель.

Памятка запоминания

  1. Прежде, чем учить материал, спросите себя: что именно нужно запоминать? Зачем это запоминать?

  2. Внимательно прочитайте текст и определите главную мысль.

  3. Прочитав текст, выясните, что вы знаете из того, что прочитали, а что – нет.

  4. После первого прочтения нового текста представьте то, о чем в нем шла речь. Если не удается, возможно, вы забыли предыдущий материал.

Развитие мышления

Цель: познакомить студентов с психическим процессом мышления, развивать аналитико-синтетические функции мышления.

Введение психолога: мышление – высший процесс познавательной деятельности человека, который характеризуется обобщением и опосредованным отображением действительности.

Выделяют такие виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Различают также мышление теоретическое и практическое, логическое, аналитическое, интуитивное, репродуктивное и продуктивное.

Упражнение 1

Выбираются любые три слова (имена существительные), не связанные между собой по смыслу, например, озеро, медведь, карандаш. Студентам необходимо составить как можно больше предложений, включая все три слова (падеж можно изменять). Например: Медведь кинул в озеро карандаш, мальчик нарисовал карандашом медведя, купающегося в озере и т.д.

Упражнение 2

Психолог описывает какую-нибудь необычную ситуацию. Например: «Вернувшись из магазина, вы увидели двери собственной квартиры открытыми настежь». Необходимо назвать как можно больше причин, которые объясняют ситуацию.

Упражнение 3

Вставьте в слова пропущенные буквы: пс_х_л_г_я, ч_рн_л_, п_р_, л_п_, ж_рн_л, г_з_т_, т_л_ф_н, к_в_р, ст_л, м_л_

Выберите из расшифрованных слов те, которые означают отдельные предметы, и перечислите как можно больше сфер их применения.

Упражнение 4

В каждом ряду выделите лишнее слово и допишите слово или словосочетание, которое было бы обобщающим. Например, сталь, бронза, латунь – металлы.

1. Стол, стул, пол, кровать, шкаф

2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр

3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки

4. Молоток, клещи, гвоздь, пила, топор

5. Сладкий, кислый, горячий, горький, соленый

6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.

8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.

10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.

11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.

13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.


Развитие воображения

Цель: развивать пространственное, творческое и воссоздающее воображение

Введение психолога: Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

Виды воображения: Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы. Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д.

Упражнение 1. Развитие воссоздающего воображения. Для этого решите 4 следующие задачи (никакие чертежи при решении делать нельзя.)

1. Представьте себе равносторонний треугольник, каждая сторона которого равна 6 м. Продолжите мысленно основание треугольника влево на 6 м и параллельно ему через вершину треугольника проведите влево такой же отрезок. Соедините концы параллельных линий прямой. Какая фигура получилась?

2. Представьте себе, что от точки А вы прошли на юг 10 шагов, затем повернули на восток и также сделали 10 шагов, после опять сделали 10 шагов на юг, а затем повернули на запад, прошли столько же и, наконец, сделали 10 шагов на север. Какая фигура получилась из указанных отрезков?

3. Представьте себе окружность: Поставьте в центре окружности точку, на равном расстоянии от нее (внутри окружности) проведите две параллельные линии, а затем к этим прямым на таком же расстоянии от центра проведите две перпендикулярные линии. Какая фигура получилась внутри окружности?

4. Представьте себе квадрат. Проведите в нем диагонали. Затем двумя горизонтальными линиями разделите квадрат на равные части. Сколько получилось фигур и какие?

Проверьте правильность решения каждой задачи с помощью чертежа.

Упражнение 2. Развитие творческого мышления. Для этого решите следующие задачи:

1.     Мысленно представьте себе, что у вас есть деревянный шарик диаметром 30   мм. Придумайте и укажите на бумаге (словами или рисунком) как можно больше предметов, которые можно сделать, используя этот предмет. Работайте 5 мин. Сравните спой вариант решения с вариантами своих одногруппников.

2. В течение 5 мин придумайте (и запишите) как можно больше вариантов использования обыкновенного карандаша. Имейте в виду, что можно придумывать самые нелепые — с точки зрения  здравого смысла — вещи,  непременное условие — чтобы карандаш действительно можно было в принципе применять в этом качестве (например, вместо скалки при раскатывании теста и др.). Еще одно замечание: различными считаются только те варианты, которые существенно отличаются друг от друга. Например, ответы «Для рисования на бумаге» и «Для рисования на стене» однотипные. Учтите, что некоторые творческие люди могут за один присест без ограничения времени найти около 50 вариантов применения карандаша.

3. Если вы справились с карандашом, попробуйте пофантазировать с использованием других предметов, например кирпича, щетки для обуви, пустого пакета из-под молока и т. д. Сравните свои результаты с результатами одногруппников.

Упражнение 3. Развитие творческого воображения. Для этого в течение 20 мин составьте как можно большее число предложений, чтобы в каждое из них обязательно вошли указанные ниже три слова (в любом падеже):

а) ветер, вода, велосипед;

б) машина, сыр, кино;

в) яблоко, пожар, ярость.

Упражнение 4. Обойдите комнату, постепенно прикасаясь ко всем вещам (стол, стул, тетрадь, книга, шкаф...). И за всеми вещами постарайтесь представить себе людей, которые их делали. Перечислите профессии этих людей. Это упражнение с разными предметами полезно повторять чаще, оно что-то вроде духовной гимнастики, поможет вам никогда и ни на что не смотреть безразлично, научит видеть за всем труд человека. Кроме того, это упражнение хорошо развивает воображение. 

Упражнение 5. Развитие живости, яркости воображения. Для этого проделайте ряд упражнений на разные виды представлений. Зачитывая слово – раздражитель, старайтесь, как можно более ярко представить себе соответствующий образ.

1. Зрительные представления. Ромашка. Лицо матери. Холодильник. Огурец. Автобус. Абрикос. Алые розы. Собака. Бедный человек.

2. Слуховые представления. Бой барабана. Свист милиционера. Собачий лай. Звук горна. Голос классного руководителя.

3. Осязательные представления. Бархатная ткань. Прикосновение ко льду. Укол иглы. Мел в руках. Ползущая по руке оса.

4. Обонятельные представления. Запах: земляники, лука, черемухи, бензина, мяты.

5. Двигательные представления. Аврал. Азарт. Плавание. Качание на качелях. Молчание.

Приведите примеры профессий, которые предъявляют повышенные требования:
а) к воссоздающему воображению; б) к творческому.

Трудно дать однозначные рекомендации, как целенаправленно развить свое воображение. Вот несколько рекомендаций: 1. Воображение развивается в игре, особенно в тех ее видах, где человек как бы выполняет определенную роль.

«Игра со словами» – началом игры может служить любое слово, которое является ключевым. К каждой его букве придумываются первые пришедшие в голову слова. Начинаются эти слова с буквы, входящей в ключевое слово. Затем из этих слов придумывается история или рифмованные строки  (стихи).

«Игра в рассказчика» все участники игры по очереди рассказывают своим товарищам выдуманную историю. Затем иллюстрируют свой рассказ рисунками.

«Игра в фантастические гипотезы» техника ее заключается в постановке вопроса: что было бы, если бы...? Играющий должен быстро назвать любые пришедшие ему в голову подлежащее и сказуемое. Они в сочетании со словами «что было бы, если бы...» создадут гипотезу, на основе которой начинает работать фантазия. Например: «Что было бы, если бы город Москва оказался посреди моря?»; «Что было бы, если бы к вам постучался крокодил и попросил конфет?» и т. д. Больше всего увлекают самые неожиданные и даже нелепые вопросы. Польза от такой игры в том, что воображение привыкает «соскальзывать» с привычных накатанных рельсов обычного смысла и в своем развитии получает мощный толчок.

«Игра в придумывание загадок» очень облегчает придумывание загадок такой прием, как отстранение от знаний, т. е. как бы характеристика объекта или явления для человека, который его никогда не видел и ничего о нем не слышал.

Развивают воображение и такие игры, как сочинение сказок, стихов, рисование, лепка.

Лжезагадка — это такая загадка, которая, так или иначе, уже содержит в себе ответ.

Вот ее простейший вариант:

А и Б сидели на трубе.

А упало,

Бпропало.

Кто остался на трубе?

(Ответ:И.)

Здесь речь идет не о том, чтобы, собственно, «отгадывать», а о том, чтобы сосредоточить внимание на стишке, чутко уловить каждый составляющий его звук.

Синьор Освальд в разгар летней поры

Направился в Африку, где погибал от жары.

Возникает вопрос: почему он страдал от жары:

Потому что родился в Форли

Иль потому что Освальдом его нарекли?

Ответ содержится в самом стишке: синьору Освальду было жарко, потому что он находился в Африке, то есть в таком месте, где высокая температура — нормальное явление. В лжезагадке этот факт замаскирован тем, что внимание слушателя уводится в сторону с помощью некоего альтернативного «или-или», совершенно произвольно выраженного двумя «потому что». В данном случае для правильного ответа только усиленного внимания недостаточно, необходима еще некоторая работа мысли, логика.

Слово «редиска» один недоумок

В своем огороде посеять надумал.

Вопрос возникает такого порядка:

Слова иль редиски взошли на грядке?

В этом стишке прямой ответ (ничего не взошло: чтобы вырастить редиску, надо посеять семена, слова в огороде не растут) не заключен, навести на мысль об ответе может лишь глагол «взойти». Такого рода упражнения играют и воспитательную роль, ибо в жизни очень часто, чтобы принять правильное решение, надо уметь отбросить ложную альтернативу.

2. Воображение развивается при чтении книг. Многие из нас, к сожалению, имеют привычку пропускать места в книгах, где дается описание природы, интерьера, внешности персонажа. В результате этого воссоздающее воображение не получает пищи и поэтому не развивается. Если же при чтении литературы вы воссоздаете при помощи воображения то, что описано в них, то тренируется ваше воображение, происходит его формирование и совершенствование.

3. Своеобразной школой воссоздающего воображения служит изучение разных географических карт. Умение путешествовать по карте и представлять в своем воображении различные места обогащает человека и развивает его воображение.

4. Совершенствует воображение внимательное рассматривание чертежей, умение за различными проекциями представлять объект и, наоборот, умение изображать объекты в различных проекциях.

5. Для развития воображения важны жизненный опыт и широкий круг знаний. Накопление большого количества ярких образов может происходить в результате целенаправленного наблюдения в процессе общения с природой. Чем больше человек наблюдает и фиксирует свои наблюдения (в рисунках, сочинениях и т. п.), тем больше у него активный запас того образного материала, который можно использовать в процессе воображения.


пс__х__л__г__я

ч__рн__л__

п__р__

л__п__

ж__рн__л

г__з__т__

т__л__ф__н

к__в__р

ст__л

м__л

к__л__нд__рь

пс__х__л__г__я

ч__рн__л__

п__р__

л__п__

ж__рн__л

г__з__т__

т__л__ф__н

к__в__р

ст__л

м__л

к__л__нд__рь



пс__х__л__г__я

ч__рн__л__

п__р__

л__п__

ж__рн__л

г__з__т__

т__л__ф__н

к__в__р

ст__л

м__л

к__л__нд__рь

пс__х__л__г__я

ч__рн__л__

п__р__

л__п__

ж__рн__л

г__з__т__

т__л__ф__н

к__в__р

ст__л

м__л

к__л__нд__рь
















Список использованных источников:

Гильбух Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьника. – К., Освита, 1999.- 386 С.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные пограммы. – М., Просвещение., 2008. - 378 С.

Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 2008. – 290 С.

Час психолога. Коррекционные занятия «Развитие познавательных процессов. Тренировка памяти, внимания, мышления, воображения»
  • Школьному психологу
Описание:

        Цель занятия: ознакомить студентов колледжа с приемами, направленными на развитие и тренировку памяти, внимания, мышления, воображения. Занятия направлены на использование в ходе проведения воспитательных часов, а также как дополнительные задания на занятиях при изучении темы «Познавательная деятельность» дисциплины «Основы педагогики и психологии (психология)» Цель: познакомить студентов с памятью, как формой психического отражения, видами памяти; развивать продуктивную зрительную и логическую память; совершенствовать навыки восприятия информации.

 

 

Слово психолога: память – форма психического отражения, которая состоит в закреплении, сохранении и дальнейшем воспроизведении прошлого опыта. Основными процессами памяти являются: запоминание, сохранение и воссоздание информации. 

Автор Попова Лариса Васильевна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 1301
Номер материала 11375
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓