Главная / Классному руководителю / Час общения "Эра милосердия?!"

Час общения "Эра милосердия?!"

Конспект часа общения в 9 классе «Эра милосердия?!...»


Павлова Ольга Владимировна

учитель истории и обществознания

МОУ «Гимназия с.Ивантеевка»


Цель:

Способствовать формированию ценностного отношения к миру: пониманию и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие».

Задачи:

1. Помочь учащимся в самоопределении, что такое милосердие: поступок? Чувство? Слово?

2.Способствовать формированию нравственного понятия «милосердие».

3.Способствовать воспитанию чувства сопереживания, как проявления милосердия.



Ход мероприятия:


Время эти понятия не стёрло.

Нужно только поднять верхний пласт.

И дымящейся кровью у горла

Чувства вечные хлынут из нас.

Ныне присно, во веки веков, старина,

И цена есть цена, и вина есть вина,

И всегда хорошо, если честь спасена

Если духом надёжно прикрыта спина.

Чистоту, простоту мы у древних берём саги, сказки из прошлого тащим,

Потому что добро остаётся добром

В прошлом, будущем и настоящем.


Добрый день! Попытаемся поговорить на такую трудную тему – тему о милосердии.

Почему эта тема разговора трудная?

Я не сомневаюсь, что Вы можете раскрыть, дать словесное определение понятию «милосердие». Но нельзя с помощью слов «заставить» человека быть милосердным.

Так что же такое милосердие? Поступок? Чувство? Слово?


Каждый год в гимназии проходят акции «Вспомни о солдате», «Спешите делать добрые дела». Мы участвуем в выполнении посильных работ по благоустройству, чтобы наше село стало ещё краше. Это лишь малая часть добрых дел учащихся гимназии.


Почему у часа общения такое «громкое» название и несколько знаков препинания?

Слайд 2 – 3.

Наверное, вы смотрели фильм с участием В. Высоцкого и В. Конкина (Глеб Жеглов и Владимир Шарапов) «Место встречи изменить нельзя». Фильм снят по произведению братьев Вайнер «Эра милосердия». Речь идет о послевоенной Москве. Продуктовые карточки… Банда «Черная кошка»…Дети-сироты… И название – «Эра милосердия»!

Вот, что говорит один из героев этого романа - много поживший Михал Михалыч:

«Я хотел только сказать, что, по моему глубокому убеждению, в нашей стране окончательная победа над преступностью будет одержана не карательными органами, а естественным ходом нашей жизни, ее экономическим развитием. А главное - моралью нашего общества, милосердием и гуманизмом наших людей...

- Милосердие - это поповское слово, - упрямо мотал головой Жеглов.

- Ошибаетесь, дорогой юноша, - говорил Михал Михалыч. - Милосердие не

поповский инструмент, а та форма взаимоотношений, к которой мы все

стремимся...

- Точно! - язвил Жеглов. - "Черная кошка" помилосердствует... Да и мы,

попадись она нам...

И снова тихий говор Михал Михалыча:

- ...У одного африканского племени отличная от нашей система

летосчисления. По их календарю сейчас на земле - Эра Милосердия. И кто

знает, может быть, именно они правы и сейчас в бедности, крови и насилии

занимается у нас радостная заря великой человеческой эпохи - Эры

Милосердия, в расцвете которой мы все сможем искренне ощутить себя

друзьями, товарищами и братьями...»[1]


Можно ли ответить однозначно на вопрос: «Есть ли милосердие в нашем обществе»?


Как же мы назовем наше время: Век жестокости или Время милосердия?

Подумайте, пожалуйста.

Можете ли вы привести примеры, подтверждающие то или другое название?


Слайд 4.

Во время аномальной летней жары кто-то сразу поднял цену на прохладительные напитки, мороженое…

А потом начались страшные пожары, телевизионные сюжеты о которых напоминали сводки военной поры: сгорела ещё одна деревня, погибло ещё столько-то человек… Пострадало 17 регионов, 148 населенных пунктов, 2448 семей.

Слайд 5.

Премьер-министр Путин В.В. пообещал на встречах с жителями сгоревших домов, что государство построит им дома ещё до морозов.

"У нас, конечно, и в других местах жизнь в деревне довольно трудная, но если уж у нас деревни пострадали, сгорели, сделать их нужно самым современным образом, - заявил президент России Д.А.Медведев. - Главное - восстанавливать по-современному, по-новому, так, как во всем мире делается. Раз уж так случилось, нужно сделать все качественно. Поэтому вы за качеством следите и, конечно, за сроками. Качество подразумевает не только возведение новых домов, но и развитие инфраструктуры пострадавших сел».

Съемки в реальном времени подтвердили, что обещание выполнено. Но вот сюжет из деревни на границе Мордовии: жители сгоревших домов получили жилье, газ, воду, новую мебель… А как быть тем старикам этой же деревни, дома которых не сгорели? Газовые баллоны привозили последний раз им только весной (!), воды в высохших колодцах нет, дома – покосившиеся развалюхи! Мир одной деревни оказался разделен на два противоположных полюса. Конечно, они не пострадали от пожара, но разве жить по-человечески, они не достойны?

Так какой наш век - Век жестокости или Время милосердия?

(Озвучивание примеров учащихся).


Итак, государство немилосердно, нечутко, жестоко и небрежно по отношению к отдельным своим «единицам» – людям. Но что такое государство? Власть?

-Это тоже люди! Следовательно, именно людям не хватает такого простого человеческого качества – сострадания, сопереживания, милосердия…



Слайд 6 – 9.

Послушайте известную притчу о двух волках.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:
«В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...»

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает»?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Ответы учащихся

Индейская притча перекликается   с библейской притчей о двух началах за нашими плечами. Ангел – хранитель у нас за правым плечом стоит, его огорчать не надо. Он каждому доброму делу рад, улыбается и смеется. А за левым плечом в это время стонет и корчится бес. Ему плохо от наших добрых дел. А когда мы плохо поступаем, бес радуется и руки потирает. Зачем его радовать? Зачем вызывать смех за левым плечом?


Задания группам

1) Многие считают, что культура человека проявляется в его речи, в умении выражать свои мысли чётко, грамматически правильно, в надлежащем тоне, говорить просто, без лишних слов, жаргонных выражений, образно, живо, с правильными интонациями.

Совпадает ли это мнение с вашим?

Достаточно ли перечисленного выше, чтобы судить о человеке как о культурном?


2) «В современном мире быть добрым – слишком большое удовольствие. Ведь жизнь – это борьба, жизнь, по – моему , это забег на дальнюю дистанцию, и если будешь смотреть на цветы у обочины да говорить с каждым встречным о закате, то дело не будет сделано никогда.»


А как думаете вы? Поясните свой ответ.

3) «В последнее время стали часто говорить о нравственности. А по – моему, такие понятия, как милосердие, сострадание, жалость – пережиток прошлого. Это пошло от церкви. Я не верю в Бога и считаю, что главное – умственное развитие, а не нравственное. Жалость никому не нужна, так как разумный человек помогает людям разумом, а не жалостью.»


Опровергните или поддержите эту точку зрения.


Когда мы читаем чьи-то мысли, есть те, которые созвучны нам, а есть те, с которыми мы не согласны. Я предлагаю вам познакомиться с японскими пословицами. Почему с японскими, а не русскими? Япония – страна противоречий. 2000 иероглифов, которые нужно выучить для письма и миниатюры: хокку и танку… Великий учебный труд и бережное отношение к детям, когда в возрасте до 10 лет для них нет никаких запретов… Любование жизнью в малейших её проявлениях и уничтожение дельфинов… Созерцание красоты камня, ветки сакуры, кленового листа и камикадзе, жертвовавшие своей жизнью… Долгожительство и отведение стариков в горы, где они оставались в одиночестве…

Выберите то высказывание, которое ближе всего Вам по душе. Почему Вы его выбрали?


Слайд 10.

Японские пословицы:

* Прощай другим, но не прощай себе.

*Ущипни себя и узнаешь - больно ли, другому.

*Со старым человеком обращайся, как с отцом.

* И добро и зло - в твоем сердце.

*Какая душа в три года, такая она и в сто.

*Сострадание - начало человеколюбия.

*Благодарность помни так же долго, как и обиду.

*В пути нужен попутчик, в жизни – сочувствие.

*Видя чужой недостаток, исправляй свой.

*Родители любят детей больше, чем дети родителей.

*Раны от меча заживают, раны от языка остаются.[6]


Как говорят японцы: «Сказать легко, сделать трудно».

- Согласны ли Вы с тем, что говорить о милосердии легче, чем поступать милосердно?

- Можно ли воспитать в себе милосердие?


Слайд 11.

О том, что такое милосердие, давно написано в божественных изданиях:

Дела милости телесной следующие:

питать алчущих, напоить жаждущего, одеть нагого или имеющего недостаток в приличной и необходимой одежде, посетить находящегося в темнице, посещать больных, странника принять в дом и успокоить, погребать умерших в убожестве.



Духовные дела милости следующие:

увещеванием обратить грешника от заблуждения пути его, неведающего научить истине и добру, подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или не примечаемой им опасности, молиться за него Богу, утешить печального, не воздавать за зло, которое сделали нам другие, от сердца прощать обиды.


Ребята, сможете ли Вы привести пример своего милосердного поступка? (Озвучивание ответов учащихся)


- Александра Львовна Толстая. Во время Первой мировой войны она

окончила курсы сестер милосердия и ушла добровольно на фронт, служила на Турецком и Северо-Западном фронтах. Вынужденная покинуть Россию, графиня и на чужбине вершила великое дело: не сгибаясь под тяжестью моральных ударов и житейских нужд, она колесила по городам Японии и США, чтобы воспеть доброе имя своего отца – великого писателя и гражданина, рассказать правду о Советской России, протянуть руку помощи всем, кто в этом нуждался.

Высокой оценкой огромного вклада в общественную и духовную жизнь США и

других стран во имя гуманизма и прогресса стало присвоение Толстой звания лауреата Русско-Американской Палаты Славы

- Гражданский подвиг матери Терезы. Международное признание расширило диапазон еѐ служения. Как лауреат Нобелевской премии мира она приняла на

себя ряд международных поручений, отправляясь в зоны катастроф и военных

конфликтов в качестве эмиссара мира, хотя прежде избегала малейшего участия в

политике.

Жизнь — это Счастье.
Жизнь — это шанс, не упусти его.
Жизнь — это красота, удивляйся ей.
Жизнь — это мечта, осуществи ее.
Жизнь — это долг, исполни его.
Жизнь — это игра, так играй.
Жизнь — это любовь, так люби.
Жизнь — это тайна, разгадай ее.
Жизнь — это трагедия выдержи ее.
Жизнь — это приключение, решись на него.
Жизнь — это жизнь, спаси ее!
Жизнь — это счастье, сотвори его сам.
Жить стоит.
Не уничтожай свою Жизнь!


Слайд 12.

Надо ли подавать милостыню цыганке, которая зашла в дом и говорит: «Подайте, Христа ради»!? Ведь психологи утверждают, что помощь нужно оказывать тому, кто её просит… Но… Вот лишь некоторые строчки в СМИ: «В Сочи задержали 11 цыганок-попрошаек …» «Цыганки похитили у пенсионерки 40 тысяч»...

И мы закрываем двери на замок при приближении цыган к дому.


Слайд 13.

Подумайте над определением В.И.Даля:

«Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, жалостливость, мягкосердечность».


Слайд 14.

Вот мы и подошли к тому, чтобы высказать собственное представление о милосердии. Что же такое милосердие? Чувство? Мысль? Слово? Поступок?

Продолжите фразы:

«Милосердие – это…»

«В наше время милосердие…»

«Для меня милосердие …»

«Я понял, что милосердие …»


Если вас не оставила равнодушными тема нашего разговора, постарайтесь прочитать:

Л.Андреев «Кусака»

В.Железников «Чучело»

А.Алексин «Безумная Евдокия»

Е.Мурашова «Класс коррекции»

Л.Разумовская драма «Дорогая Елена Сергеевна»

Д.Гранин очерк «О милосердии»

Б.Екимов рассказ «Миколавна и «Милосердия»

О.Уайльд «Счастливый принц»

А. Неелова «Месть праведного»

В.Немирович – Данченко «Ключ врага милосердного»

С.Островой поэма в стихах «Волк»


Вот и конец нашего разговора…



Слайд 15.

Мне интересно, как Вы назовете наш Век. кто считает, что сейчас – Время милосердия, добра и справедливости – Эра милосердия!…

кто считает, что сейчас Век жестокосердия, агрессии, зла – Эра милосердия?…

Оказываются, простые знаки препинания: ?!... так многоречивы!

Задания группам: подумайте и выразите тему нашего общения через символику: рисунок, слово


Пока мы боль чужую чувствуем

пока живёт в нас сострадание

пока мечтаем мы и буйствуем

есть в нашей жизни оправдание.

А. Дементьев

Час общения "Эра милосердия?!"
  • Классному руководителю
Описание:

Некоторые темы часов общения классного руководителя с детьми требуют бережного и чуткого отношения к теме со стороны учителя. В Интернете многие разработки  на тему о милосердии начинаются с того, что учащиеся называют слова – синонимы понятию «милосердие»: гуманность, сострадание, доброта, альтруизм, человеколюбие, уважение и др. Говорят о том, по отношению к кому следует быть милосердным…

 Современные молодые люди на просьбу привести примеры, проявленного ими милосердия, в качестве своего милосердного поступка приводят следующие примеры:

-помог перевести старушку через улицу…

- пропустил старушку в очереди в магазине впереди себя…

Но согласитесь, раньше это было нормой поведения. Ты должен был поступить так, не задумываясь, потому, что ты уважительно относишься к старикам, ты – воспитанный человек. А сейчас выходит, что это милосердный поступок?

Мне кажется важным пробудить в душах учеников желание быть милосердными. Будет ли это вопрос, на который мы не смогли ответить? Будет ли это пример поступка, который совершили  близкие или знакомые им люди, который вызовет чувство сочувствия или стыда? Главное, в разговоре на эту тему не скатиться к пафосности, не свести разговор без участия души в пустое сотрясание воздуха…

Надеюсь, что данная разработка поможет провести трудный разговор о милосердии с учащимися.

Цель:

Способствовать формированию  ценностного отношения  к миру: пониманию и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие».

Задачи:

1. Помочь учащимся в самоопределении, что такое милосердие: поступок? Чувство? Слово?

2.Способствовать формированию нравственного понятия «милосердие».

 

3.Способствовать воспитанию чувства сопереживания, как проявления милосердия.

Автор Павлова Ольга Владимировна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 490
Номер материала 23137
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓