Главная / Русский язык и литература / Ч.Айтматов «Белый пароход» для национальной школы

Ч.Айтматов «Белый пароход» для национальной школы

«Белый пароход» (7 класс)

Тема: Главное в человеческой жизни

Цели:

  • вместе с детьми осмыслить прочитанное произведение Айтматова; продолжить обучение характеристике литературных героев через их взаимоотношения и отношение к миру природы; учить подбирать ключевые эпизоды, цитаты для характеристики героев;


  • развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся, устную речь;


  • формировать интерес к нравственным вопросам, «вечным» проблемам, учить чувствовать слово.

Оборудование: портрет писателя, высказывание Айтматова, репродукции картин А. Кастеева, С. Романова, иллюстрации художников к повести.


I. Вводная часть


1. Краткое сообщение ученика (домашнее индивидуальное задание) о жизни и творчестве Ч. Айтматова (В своих лучших произведениях «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий краем моря», «Белый пароход», «Буранный полустанок», «Плаха» писатель говорит о нравственных проблемах общества. Все произведения находят живой отклик в душах читателей разных стран. Они объединяют добрых людей, делают их близкими друг другу в чем-то важном, делают людей духовно богаче. Проза киргизского писателя открывает и помогает осознать целый мир человеческих чувств, нравственных поисков).


2. Обращение к высказыванию писателя (читает учитель).


«Искусство должно призывать к радости, жизнеутверждению, оптимизму. Но также верно и то, что искусство должно ввергать человека в глубокие раздумья и потрясения, вызывать в нем полезные чувства сострадания, протеста против зла, давать ему повод сокрушаться, печалиться и жаждать восстановить, отстоять то лучшее в жизни, что оказалось попранным, погубленным…»

3. Обращение к теме урока

- Что вы считаете главным в человеческой жизни? (Быть добрым. Любить людей и свою родину. Жить честно. Беречь природу и т.д.)


- А теперь давайте посмотрим, как это понимают герои повести.


II. Сравнительная характеристика Момуна и Орозкула.


- Ч. Айтматов во многих своих произведениях прибегает к резким противопоставлениям героев. Такой прием позволяет ярче нарисовать персонажи. Есть ли в повести такие герои? (Момун. Орозкул)


1. Ученики читают определения (запись на доске)


великодушный самодовольный

надежный эгоистичный

трудолюбивый невежественный

бескорыстный грубый

добрый жестокий

приветливый хвастливый

скромный мстительный

бесхитростный

Выясняем, какие из них подходят для характеристики Момуна, а какие для объездчика Орозкула. Детьми приводятся примеры (аналитический пересказ, чтение эпизодов и ситуаций), в которых наиболее ярко проявились в характерах героев эти черты.

2. Беседа.

- Момуна «многомудрые» люди называют Расторопным. Что означает это слово? (Расторопный – быстрый и ловкий в деле).


- Нет ли в этом прозвище какой-то насмешки? Справедливо это по отношению к Момуну?


- Почему люди воспринимают доброту старика как чудаковатость, а может, даже глупость? (Доброту люди расценивают как неблагодарное свойство человека. Доброта не ценилась)


- Был ли у вас при чтении повести момент, когда вы посочувствовали даже такому герою, как Орозкул, увидели в нем проблеск чего-то человеческого? (Когда пьяный объездчик плачет о своей судьбе. Он все же изредка ощущает свое нравственное убожество).


3. Знакомство с результатом самостоятельной исследовательской работы ученика (домашнее задание)

Цитатная характеристика героев



Момун


Орозкул


«Мы бугинцы, и в родстве от самой прародительницы нашей – Рогатой Матери – оленихи. А она, пречудная Мать-олениха, завещала нам дружбу и в жизни, и в памяти».


«Что тебе? Ты хочешь, чтобы я сделал для тебя что-то? Так я сейчас, ты мне только скажи, в чем твоя нужда?»


«Э-э, сын мой, худо, когда люди не умом блещут, а богатством!»



«Э-э, сын мой, еще в древности люди говорили, что богатство рождает гордыню, гордыня – безрассудство».


«Э-э, сын мой, худо, когда певцы состязаются в славословии, из певцов они превращаются во врагов песни!»


«Э-э, сын мой, а там, где деньги, слову доброму не место, красоте не место!»


«Как просто вдруг стать счастливым и принести счастье другому! Вот так бы и жить всегда».

«Уехать бы в город. Там умеют уважать человека по должности. Раз положено – значит, обязан уважать. Большая должность – больше уважения».


«Красотой сыт не будешь».





«Запрещена охота там, где маралы водятся. А у нас они не водятся. И мы за них не отвечаем. Ясно?»


«Я и не такие головы могу размозжить! И не такие рога обломаю».


«Эх, пулемет бы!» (глядя на стаю кричащих галок)



«Ну и пусть. Пусть! Мне плохо, почему ей должно быть хорошо?» (предвкушая расправу над женой)


«Ух, нет у меня большей власти, не таких бы крутил в бараний рог! Не таких заставил бы ползать в пыли».


На основании ключевых высказываний героев ученик делает вывод о противостоянии Момуна и Орозкула, у которых такие разные жизненные позиции, нравственные ценности и ориентиры.

- Кто, по-вашему, является победителем в этой нравственной борьбе? Почему Момун все-таки стреляет в марала? (Орозкул торжествует победу. Его враждебность ко всему доброму отчетливо проступает в символической сцене зверской расправы с головой убитой Матери-оленихи. Он расправляется с лучшими чувствами, которые предал старый жалкий дед Момун и которые живут в душе мальчика).


III. Образ мальчика


Аналитическая беседа

- Как живется мальчику среди взрослых? Почему так часто ему хочется «уйти куда-нибудь или улететь»? (Мальчику всего 7 лет. Но он уже узнал, что такое жестокость, равнодушие, несправедливость, неблагодарность. Он растет, брошенный отцом и матерью, на попечении деда и неродной бабки. Та постоянно попрекает его и напоминает, что он чужой. Мальчику жаль деда, тетку Бекей.)


- Какие вопросы волнуют мальчика? Что он пытается понять? («Почему люди так живут? Почему одни злые, а другие добрые? Почему есть счастливые и несчастливые? Почему есть такие, которых все боятся, и такие, которых никто не боится? Почему у одних есть дети, у других нет? Почему одни люди могут не выдавать жалованье другим?» Вопросы остаются без ответа, и мальчик страдает, затаив обиду. Мальчик не может понять, почему все прощают обиды Орозкулу. Он уверен, что таких людей надо наказывать).


- В чем суть мечты мальчика о Белом пароходе? (Это мечта о добрых, любящих людях, об отце и о матери, о справедливости и счастье).


- Какие определения вы подобрали бы для характеристики этого героя? (Чуткий, впечатлительный, доверчивый, светлый, дружелюбный, умеющий фантазировать и т.д. Он многому хорошему научился у деда).


- Что мальчика заставило сделаться рыбой и уплыть? (Он уплывает «рыбой» в знак протеста против бессердечности взрослых людей. Для мальчика расправа с Матерью-оленихой, в которой участвовал и Момун, стало крушением мира. Его мучило сознание собственной беспомощности, то, что он не в силах был ничего поделать с этими людьми).

Вывод учителя:

- Значит, мальчик в свои 7 лет понял, почувствовал сердцем, что главное в человеческой жизни. Он был до конца верен себе, своему идеалу, своей сказке.

IV. Осмысление заключительных слов повести.

1. Чтение отрывка учителем.

- Почему, несмотря на трагический конец повести, в нашей душе рождается светлое чувство? (Мечта мальчика осуществилась: он хотел приплыть к Белому пароходу, рассказать людям о своей жизни, о Расторопном Момуне, о своей вере в Рогатую Мать-олениху, в красоту, добро и справедливость. Писатель выполнил волю мальчика, повторяя его слова: «Здравствуй, Белый пароход, это я!» В этих словах – победа всего светлого в жизни).


2. Ученик читает стихотворение М. Волошина.


Пройдемте по миру, как дети.

Полюбим шуршанье осок.

И терпкость прошедших столетий,

И едкого знания сок.


Таинственный рой сновидений

Овеял рассвет наших дней.

Ребенок – непризнанный гений

Средь буднично серых людей.


V. Итог урока.


- В начале урока вы ответили на вопрос, что же главное в человеческой жизни. Могли бы вы сейчас дополнить свой ответ? (Это совесть. Детская совесть в человеке).


- А что такое совесть? (Совесть – это чувство ответственности за свое поведение перед людьми).


Вывод учителя.


- Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает, то радует. Это чувство называется совестью. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках. Совесть объединяет в человеке добро, сердечность, веру и надежду.

Ч.Айтматов «Белый пароход» для национальной школы
  • Русский язык и литература
Описание:

В своих лучших произведениях «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий краем моря», «Белый пароход», «Буранный полустанок», «Плаха» писатель говорит о нравственных проблемах общества. Все произведения находят живой отклик в душах читателей разных стран. Они объединяют добрых людей, делают их близкими друг другу в чем-то важном, делают людей духовно богаче. Проза киргизского писателя открывает и помогает осознать целый мир человеческих чувств, нравственных поисков

Автор Карабаев Уркен Буртабаевич
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1059
Номер материала 38674
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓