Главная / Классному руководителю / Cеребряный звон колоколов России

Cеребряный звон колоколов России











Методическая разработка «Серебряный звон России»


















МБОУ «СОШ №19» г. Нижневартовск

Чебыкина Нина Леонидовна

Учитель географии




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «СЕРЕБРЯНЫЙ ЗВОН РОССИИ»

ЦЕЛЬ: Развитие духовно-нравственных качеств личности, любви к Родине и ее историческому прошлому.


ЗАДАЧИ: 1.Познакомить с историей колоколов

2.Дать сведения о достоинствах колокольного звона в различных

сферах жизни

3. Показать связь времен через возрождение колокольного звона

на материале фильма «Малая Родина»


hello_html_38aa49f2.jpg



Колокол дремавший разбудил поля

Улыбнулась солнцу сонная земля.

Понеслись удары к синим небесам

Звонко раздается голос по лесам.

Скрылась за рекою бледная луна,

Звонко побежала резвая волна.

Тихая долина отгоняет сон,

Где-то за дорогой замирает звон.

(С. Есенин)


Колокольный звон до недавнего времени был неотъемлемой частью жизни каждого человека в нашей стране. Колокола звони на звонницах церквей и своим звоном призывали верующих на молитву.

В наше время колокольный звон можно услышать только в день церковного или какого-либо другого праздника. Например, «Проводы русской зимы» , он интересен и детям и взрослым, когда несутся тройки лошадей – звенят колокольчики. Под их звон можно представить старинную ярмарку, а вместо обычных людей – бояр и крестьян, пришедших на праздник. Когда слышишь его мелодичный перезвон, задумываешься о своей судьбе, о прошлом и будущем.

Говорят, колокольный звон полезен для здоровья, поэтому звонари живут долго.

Сегодня в нашей стране все чаще слышится звон колоколов – быть может, они помогут и нам жить долго…

hello_html_269c2ca2.jpg

Как нежный звук любовных слов

На языке полупонятном,

Твердит о счастье необъятном

Далекий звон колоколов.

Гуди своим могучим языком,

Зови дрожаньем грозного металла

Разноязычных – эллина и галла,

Буди простор и говори, как гром.


СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМОВ(10- 13 вв.)


Храм – другое название церковь – специальное здание, предназначенное для публичного или частного богослужения. Вся жизнь христианина, от рождении до смерти должна быть связана с храмом.

Первые сооружения из камня были построены приезжими византийскими мастерами. Первые русские храмы были построены в соответствии с византийскими архитектурными традициями, позднее – сочетание славянских и византийских традиций. Храмы строились по поводу церковных или исторических событий на средства царей, князей и простых мирян. Стены были покрыты фресками, мозаикой, позднее – украшены иконами. Здание храма завершается сверху куполом – символом неба.

Над входом в храм или рядом с ним строилась колокольня или звонница. Колокольный звон созывает верующих и возвещает о важнейших частях совершаемой в храме службы.

hello_html_m60771805.jpg


ИСТОРИЯ КОЛОКОЛОВ В НАШЕЙ СТРАНЕ


Колокола не могут существовать отдельно от храмов. Они появились с возникновением храмов. Как первые храмы на Руси строились греческими мастерами, так и первые колокола вывозились из пределов Византийской империи.

В небольших городах и селах колокола появились не сразу. Вместо них использовали «БИЛА» или «КЛЕПАЛА».

Это были металлические или деревянные доски, по ним били палками или колотушками. Первые колокола на Руси были установлены в 10-11 веках в храмах Новгорода, Киева, Владимира.

Колокольный звон стал неотъемлемой частью церковных обрядов. Для колоколов строились специальные звонницы или колокольни. Меняется и отношение людей к колоколам.

Это не просто кусок металла, издающий звук, а живое существо, имеющее душу и способность говорить. На Руси к колоколам относятся как к людям.

В Х-ХII веках были построены большие каменные храмы в Полоцке, Чернигове, Новгороде. (Показ слайдов).

Собор в Новгороде, единственное сооружение, дошедшее до наших дней почти без изменений. Храм в древней Руси был местом нескольких видов искусства (иконопись, фреска, мозаика, торжественное богослужение, церковное пение) – составляющее удивительное единство). На Руси храмы являлись не только центрами религиозной, но и общественной жизни: здесь оглашались указы государей, объявлялось о важнейших политических событиях. Храм служил местом хранения важнейших документов, был хранилищем казны, сюда отдавали свои сбережения и частные лица; в храме велись записи о крещении, венчании, смерти. Иногда при храмах создавались школы и велось летописание.

С 14 века начинается второй этап в колокольной жизни в России – ориентация Руси на запад. Сырье для колокольной бронзы привозили из-за границы. Вместе с тем создаются и свои центры колокольного литья – это Тверь, Псков.

Идет рост веса и числа колоколов по всей России, но ориентация на запад в петровские времена привела к снижению государственного интереса к колоколам.

Возрождение начинается с середины XIХ века. В начале ХХ в.

около 20 заводов производили колокола в России.

А вот с 1917 года и до середины ХХ века производство колоколов «загнано в подполье». Этому периоду характерно «скрытое звучание вечернего звона». В светской жизни колокола заменяли в городах механические часы.


hello_html_m348e396b.jpg


История колоколов в других странах.


Во Франции в колокол ударяли, чтобы объявить о начале торговли рыбой. Ударом колокола напоминали, что пора тушить огни. В Бельгии один колокол оповещал о начале и конце рабочего дня, другой - сообщал, когда открывались и закрывались городские ворота. И был колокол, звон которого знали все бедняки - в него звонили во время раздачи торфа.

У царя Соломона на крыше храма находились большие золотые колокольчики, чтобы разгонять птиц.

Бронзовые колокольчики были обнаружены при раскопках в Ниневии, которая была разрушена, примерно в 612 г. до н.э.

В прошлом колокол были знатным военным трофеем. Например, в 17 в. шведские войска вывезли с захваченной новгородской земли все колокола, на которых были отлиты имена русских царей. А херсонский колокол, отлитый в 1776г. из турецких пушек, после поражения России в Крымской войне, был вывезен во Францию и установлен на звоннице Собора Парижской Богоматери. Только в 1913 году, благодаря усилиям русских

дипломатов, он был возвращен на родину.

hello_html_m4d685b4e.jpg

Предшественники царь-колокола


Первого «Царя» - прадеда ныне существующего колокола отлили
в 1600 году по приказу Бориса Годунова. Назывался он БОЛЬШИМ УСПЕНСКИМ.
Чтобы раскачать его язык, нужно было 24 человека. Во время пожара он разбился.
Кремлевским колоколам по имени «Царь» не везло и дальше. В 1652 г. Царь Алексей Михайлович из разбившегося колокола приказал отлить новый, его вес был более 130 тонн. Колокол был поднят на деревянную звонницу рядом с Иваном Великим. При рождественских звонах он был разбит. В 1655 г. Разбитый колокол был вновь перелит и весил более 160 тонн. Колокол был поднят на звонницу Соборной площади. Он был очень красив: на нем было изображение царя Алексея Михайловича и царицы. Во время пожара колокол упал и разбился.
В 1730 г. Анна Иоанновна издала указ об отливке нового гиганта.


hello_html_1812c649.jpg


Подготовка к изготовлению Царь-Колокола


Для исполнения грандиозного плана специалиста искали в Париже, но таковой отыскался в своем Отечестве – колокольных дел мастер Иван Моторин с сыном Михаилом. В 1731 г. Для отливки выбрано место – Ивановская площадь Московского Кремля. Были сооружены 4 плавильные печи, а для отливки вырыта яма глубиной 10 метров. В связи со смертью старшего Моторина дело перешло к сыну. В 1735 г. вновь начались работы и плавка металла продолжалась 36 часов, а отливка колокола – гиганта заняла всего 1 ч.12 мин. Надпись на колоколе гласит, что отлил его Иван Моторин с сыном в 1733г., хотя он отлит на самом деле в 1735г.
Сам Царь – Колокол весил свыше 200 тонн, его высота 6 м. 14 см.
Он уникален по своему весу и размеру. После пожара он еще 100 лет оставался в литейной яме. О нем вспомнили в 1819 г., когда велись восстановительные работы в Кремле после нашествия французов.
И до настоящего времени он остается памятником высокому искусству русских литейщиков. До сих пор это чудо – изделие радует и удивляет всех посетителей Кремля
.



История Царь колокола


Царь-колокол, высотой 6,14 метров и массой свыше 200 тонн. Самый большой в мире колокол был отлит из бронзы и серебра в 1733-35 годах. Колокол украшен множеством декоративных чеканных элементов, центральное место среди которых занимают портреты императрицы Анны Иоановны, по велению которой он был отлит, и царя Алексея Михайловича, во времена правления которого был создан более древний, Большой Успенский колокол. Во время сильного пожара в Москве в 1701 году Большой Успенский колокол упал и разбился на множество кусков - они и были взяты за основу при литье нового. Царь-колоколу не повезло так же, как и его предшественнику - в 1737 году во время пожара колокол сильно накалился, а затем в результате резкого охлаждения дал трещины и раскололся.

hello_html_63c99268.jpg



Царь – колокол


Когда туристы отойдут от пьедестала

Гранитного, что для тебя воздвигли

На площади Великого Ивана,

Я подойду к тебе – поговорить.

Металл холодный ласково поглажу,

Вчитаюсь снова в древней речи вязь –

Но не слова мне о тебе расскажут,

Увижу то, что прячется от глаз…

Закатный свет на утомленных лицах,

Мозоли на натруженных руках;

Печник в одежде, вымазанной глиной,

Стрелец у медного, громадного куска.

Трудились мастера с зари до ночи, -

Тьму – тьмущую ты задал людям дел:

Копали ямы, возводили печи,

Месили глину, чтобы ты запел…

Отрада для любого сердца русского,
Когда колокола зовут – поют;
Трудились со сноровкой, споро, дружно, -
И каждый думу вкладывал свою.
И думы эти голосом металла
Разнес бы ты – о, мир бы зазвенел!
Царем тебя совсем не зря назвали,
Вот только песен людям ты не спел…
Стоишь ты здесь, не разу не запевший,
Поют тебе на все лады ветра;
Стоишь, как памятник всем колокольным песням
И не царям – мастеровым рукам!
Но голос твой услышу в час закатный.
Когда пройдет волной набат грозы;
О Колокол! Одно лишь небо знает ,
Что ты хотел сказать царям земным.


Изготовление колоколов

hello_html_m5208f63.jpg

Процесс производства колоколов — долгий и кропотливый. Первый этап называется «обнарядка»: мастера изготавливают объемную форму из воска. Этот воск они берут лишь от огарков церковный свечей, которые стояли на литургии. Для литья используется колокольная бронза —это сплав олова, меди и цинка с добавлением серебра. Химические пропорции были известны только мастерам.

После этого они бережно смазывают «обнаряженный» колокол маслом и заливают специальным составом — так делается форма для внешней поверхности колокола. Параллельно готовится стержень — внутренняя форма колокола. Формы обжигаются, воск выплавляется и получается огнеупорная керамика с отпечатками украшений. Заливка колокола — финальный и самый ответственный момент работы. Если что-то пойдет не так, труд многих месяцев окажется напрасным. И тут уже высокоточные технологии уходят на второй план. Мастера постятся, перед заливкой читают молитву. Затем двери закрывают, и в цех уже не пускают никого из

посторонних. Рождается колокол.


Какие бывают звоны?


Голос колокола – это не один звук, а сочетание нескольких.

Чтобы звучание было красивым, все звуки должны гармонировать. Голос колокола зависит от формы и веса тела колокола. Чем он тяжелее, тем ниже его голос.

Если вслушаться в звон колоколов, то можно услышать, что все они звучат по-разному.

Есть колокола-часы. Такие часы придумали в Бельгии и Голландии. Из-за туманов и облачности там трудно рассмотреть часы, вот и добавили к часам колокол. А чтобы правильно посчитать удары перед отчетом первого наигрывают мелодию маленькие колокола.

Устройство понравилось всем, поэтому они появились и в других странах.

Охранный звон – призывно и размеренно бухал, указывая в бурю дорогу путникам.


БЛАГОВЕСТ

праздничный церковный колокольный звон, совершаемый одним колоколом. Извещает о начале богослужения, звучит во время службы

Ионинский Звон


Самый древний звон. Торжественный и строгий при простоте ритмического рисунка.


ТРЕЗВОН


основной вид колокольного звона православной церкви; звон во все колокола (в отличие от благовеста). Различают собственно трезвон (удары трижды с небольшими перерывами), двузвон, перезвон (удары в каждый колокол, начиная с самого большого), перебор (медленные поочередные удары, начиная с самого малого; завершается ударом во все колокола.


Пословицы, поговорки, загадки о колоколах


  1. «Первый звон – пропадай мой сон,

другой звон - земной поклон,

третий звон - из дому вон ».

  1. « Сходить а Москву калачей откушать,

Красного звону послушать».

  1. «Не пойдешь в звонари, не попадешь в пономари.»

  2. «Рыкнул вол на семь сел».

  3. «Стоит бык на горах о семи головах,

ребра стучат, бока горят».

  1. «Сидит петух на воротах,

косы до полу, голос до небу».

  1. «Живой мертвого бьет, мертвый благим матом кричит,

на крик народ бежит».


Приметы, поверья, связанные с колокольным звоном


1.При первом ударе колокола во время Благовеста не крестятся, за вторым – крестятся, за третьим – кланяются.

2.Русские литейщики , собираясь отлить колокол, отвлекают внимание праздной толпы выдумкой или вестью, которую молва пускает по городу .От этого, якобы, отливка удастся лучше, в колоколе не будет пузырей.

3.Если звон колокола раздается звонко – будет ясно ,

если глухо – будет дождь.

4.Видеть во сне, что ломаешь колокольню – предвещает потерю доброго имени, а служащему – лишения места.

5.Пасечники старались держать у себя на пасеке осколок церковного колокола, добытого при пасхальном звоне. Считалось, что пчелы будут лучше роиться.






Колокольный звон в медицине


Существует один интересный факт. Группа исследователей в области биологии установила ,что колокола работают как генераторы энергии, разрушая болезнетворную среду. Колокольный звон обезвреживает вирусы гриппа, желтухи и др. инфекции. Наши предки знали это и во время «морового поветрия» круглосуточно звонили в колокола.

Велико воздействие колокола на душевное состояние человека, его психику. Например, психиатр Гнездилов из Санкт-Петербурга лечит ряд психических заболеваний звучанием колоколов. На его счету сотни исцеленных людей.

Применяется колокол и в ритуальных целях. Ему приписывают магические способности отгонять злых духов, болезни и бедствия.

Существует и колокол чувств. Идея его оформления принадлежит датскому художнику Эрику Андерсену. Каждый из девяти цветов представляет определенное чувство человека: черный- боль, белый- покой, красный – любовь, и т.д….Каждому цвету соответствует свой звук и тон, извлечь который можно специальным молотком. Идея такова: чтобы 9 личностей смогли его использовать одновременно и , возможно, достичь гармонии.

Говорят, колокольный звон полезен для здоровья, поэтому звонари живут долго. Сегодня в нашей стране все чаще слышится звон колоколов – может быть, он поможет и нам всем жить дольше.


КОЛОКОЛА В МУЗЫКЕ


Древнейшими музыкальными инструментами считаются ударные.

Колокол-это также ударный инструмент, так как звук извлекается посред-

ством удара. Исполнение музыки на колоколах – большое искусство. Звонарей всегда уважали. Но игра на колоколах – это и тяжелый физический труд. Правда, русские звонари предпочитают звонить по старинке, дергая веревки , привязанные к языкам колоколов. Основные средства выразительности колокольного звона – ритм и тембр.

И, пожалуй, нигде колокольные звоны не встречаются так часто, как в творчестве русских композиторов. Мы слышим их у Бородина и Чайковского, Глазунова и Серова. Величаво звучат колокола в эпилоге оперы Глинки «Иван Сусанин», колокольным звоном наполнена опера Мусоргского «Борис Годунов».

С 17 в. употребляются колокольчики с клавиатурой, как в легкой музыке, так и в оперно-симфонических произведениях.

Еще позже стали применять двухактавные колокольчики, извлечение звука из которых производилось молоточками клавишного механизма.

Инструмент этот используется в оркестре и в настоящее время. А церковные колокола, звучащие на десятки верст, были своеобразным оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом.

Далеко слышится голос колокола, особенно в сельской местности, где волны колокольного благовеста разносятся на много верст по округе. В городе звуку не так просторно- из-за плотной городской застройки благовесту негде разгуляться.

В настоящее время весомый вклад в колокольное дело вносит наука. В результате акустических исследований, произведенных с применением современных звуковых и вибро-анализаторов, были получены новые данные, послужившие отлитию нового поколения российских колоколов.


Фестиваль колокольного звона на Урале


Российский фестиваль колокольного звона состоялся в Каменске – Уральском в июле 2006г .На фестиваль приехали 26 мастеров, приглашенных всемирно известным мастером Николаем Пятковым. Его завод по производству колоколов единственный в России , построенный по всем правилам колокольного завода. Его колокола на екатеринбургском Храме – на – Крови и на Храме Христа Спасителя в Москве, а кроме того его колокола украшают множество православных церквей за границей. Со слов отца Игоря, священника храма страстотерпца Николая, колокола для строящегося храма в п. Арти будут изготовлены на этом же заводе.



« Мир устроен так, что каждой стране

дана неповторимая красота».

Долгушина А.И


Природа Уральской земли очень богата. Кажется, что на нашей земле поселились покой и воля. Среди этой красоты живут люди. Среди этой красоты строят храмы. А жизнь людей полна событий.

По мнению современных педагогов и психологов, любое событие включает в себя : созерцание ,сопереживание, соучастие, сотрудничество. Сотрудничество людей невозможно, если они не умеют созерцать и сопереживать. Лучшей формой влияния на чувства молодежи , несомненно ,

является кино. Поэтому и родилась идея создания фильма, фильма – эссе , в котором мы попытались: музыкой , поэзией и красотой кадров воздействовать на зрителя, на его чувство сопричастности к Малой родине. Своим фильмом мы хотели также развить потребность учащихся в приобщении к национальным ценностям православной и эстетической культуры.

Нам бы хотелось, чтобы люди научились смотреть на мир другими глазами, научились чувствовать и понимать красоту и доброту. И не разучились бы в будничной суете удивляться и наблюдать, наблюдать и гордиться, гордиться и сохранять. Учились просить прощения и прощать, что всегда было присуще душе русского человека.

Cеребряный звон колоколов России
  • Классному руководителю
Описание:

Колокольный звон до недавнего времени был неотъемлемой частью жизни каждого человека в нашей стране. Колокола жили на звонницах церквей и своим звоном призывали верующих на молитву. В наше время колокольный звон можно услышать только в день церковного праздника или какого другого праздника. Например, "Проводы русской зимы", он интрересен и детям и взрослым, когда несутся тройки лошадей и звенят колокольчики. Под их звон можно представить старинную ярмарку, а вместо обычных людей - бояр и крестьян. шедших на праздник.Когда слышишь его мелодичный перезвон, задумываешься о своей судьбе, о прошлом и будущем.

Автор Чебыкина Нина Леонидовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 685
Номер материала 50172
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓