Главная / Биология / Цепи питания в живой природе

Цепи питания в живой природе

Тема: Цепи питания


Форма проведения: сюжетно – ролевая игра


Задачи:

1. В ходе игры сформировать знания учащихся о цепях питания, их составных частях, пирамидах жизни;

2. Расширить представления учащихся о многообразии живого мира;

3. Развивать внимательность, логику, творческий подход к выполнению заданий;

4. Воспитывать коммуникативную культуру, умение слушать друг друга и работать в группе.


Оборудование: таблица «Цепи питания», клубок ниток, карточки с изображениями различных растений и животных с булавками для крепления, налобные маски с изображениями Солнца (1), травы (6), мыши (3) и лисы (1), тарелка с 12 печеньями, листы А4, цветные карандаши.


Подготовительная работа: в кабинете, где проводится мероприятие, необходимо предусмотреть место для проведения тренинговых упражнений и парты для работы 4 групп.



План проведения



1. Организационный момент:

⇒ Приветствие

⇒ Сообщение темы и задач игры

2. Упражнение «Я – животное»

 

3. Упражнение «Паутина жизни» 


4. Упражнение «Цепи питания» 


5. Упражнение «Модель пищевой пирамиды» 


6. Упражнение «Пирамида жизни» 


7. Закрепление знаний 






Ход игры

1. Организационный момент:

⇒ Приветствие

⇒ Сообщение темы и задач игры

2. Упражнение «Я – животное» - проводится в кругу. Учащиеся по очереди называют животное, начинающееся на первую букву своего имени (Маша – медведь, Андрей – альбатрос и т. п.) Затем по второму кругу надо назвать, чем питается это животное. В третьем кругу учащиеся называют характер питания своего животного: растительноядное, хищник, паразит.

3. Упражнение «Паутина жизни» - проводится в кругу. Один из учеников берет в руки клубок ниток и называет одно из растений или животных леса, например, «Осина». Учитель спрашивает: «Кто питается листьями осины?» Тот ученик, который сказал «осина», отдает клубок ниток тому, кто сказал «гусеница», оставив в руках конец нитки. Далее учитель спрашивает: «Кто питается древесиной осины?» и клубок переходит тому ученику, который сказал:  «Жук-короед». «На каких деревьях еще могут жить жуки-короеды (дуб)»?; «Для жизни всем растениям нужен солнечный свет. Дуб нуждается в солнечном свете?»; «Какой еще компонент неживой природы нужен для жизни дерева? (почва и вода)». Таким образом, можно задействовать всех ребят класса. По окончании упражнения необходимо попросить учеников натянуть верёвку, а потом пусть кто-нибудь отпустит свой конец. Произойдёт нарушение «сети». Это наглядно изображает важность каждого организма в данной пищевой сети.

4. Упражнение «Цепи питания» - учащиеся получают карточки с изображениями различных растений и животных и при помощи булавок крепят их на себе. Задание: по команде учителя составить цепи питания. Можно проводить в форме соревнования: какая цепь построится быстрее. Когда построятся все цепочки, надо обсудить каждую из них, указав продуцентов, консументов разных порядков (если таковые имеются) и редуцентов. После завершения упражнения карточки не снимаются, так как будут задействованы в дальнейших упражнениях.

5. Упражнение «Модель пищевой пирамиды» - перед началом между ребятами распределяются роли: Солнце (1 человек); Трава (6 человек); Мышки (3 человека); Лиса (1 человек). Солнце берет в руки тарелку с печеньем (12 штук) и передает «энергию» Траве - по 2 печенья каждой Травинке. Одно печенье каждая Травинка съедает - эта часть полученной от солнца «энергии» расходуется на поддержание жизненных процессов растения, а второе - передает Мышкам. Таким образом, каждая Мышка получает тоже по два печенья. Часть «энергии» (одно печенье) Мышка расходует на себя, а часть (второе печенье) - отдает Лисе. Таким образом, у Лисы оказывается три печенья. Часть «энергии» Лиса расходует, а оставшуюся часть может передать тому, кто сможет съесть Лису.

6. Упражнение «Пирамида жизни» - учащиеся на листочках втайне от других пишут названия какого-нибудь животного или растения. Затем учитель спрашивает: «Откуда Земля получает энергию? - От Солнца! - Правильно. А какие формы жизни первыми используют эту энергию? - Растения! - Правильно. А сейчас мы построим с вами пирамиду. Растения будут располагаться внизу, потому что все животные прямо или косвенно используют их для своего питания. Все «растения» должны встать на четвереньки и выстроиться в линию - близко друг к другу. Теперь я прочитаю вам названия животных, написанные на листочках, а вы скажите мне - кто из них травоядное, а кто - плотоядное. Все «травоядные» становятся в ряд, расположенный позади «растений». А все «плотоядные» - встают на скамейку и образуют ряд позади «травоядных». Обычно растений бывает намного меньше, и это надо использовать для показа неустойчивость получившейся пирамиды и предложить построить более устойчивый вариант. Затем можно продемонстрировать важность растений, убрав одно из них из основания пирамиды.

7. Закрепление знаний – работа в группах (деление на группы происходит по карточкам из упражнения «Цепи питания»: продуценты, консументы 1 порядка, консументы 2 порядка и редуценты):

1 задание. Прослушайте внимательно стихотворение древнеримского поэта Овидия. Найдите в нем пищевые связи. Составьте цепи питания.

Свирепый волк с кормящею волчат

Волчицей – гроза невинных стад;

Орел, стремясь из-под небес стрелою

Грозит голубке смертью злою;

Голубка ж, как овца должна,

Кормясь губить ростки и семена.

Охотнице сове средь ночи темной

Не жаль певца любви и неги томной,

А соловей съедает светляка,

Не посмотрев на прелесть огонька.

Светляк же, ночи светоч оживленный,

Вползая вверх, цветок съедает сонный…

(Пищевые цепи: трава – овца - волк; ростки и семена – голубь - орел; цветок – светляк - соловей- сова).

2 задание. Составить и оформить синквейн на тему своей группы: «Продуценты», «Консументы 2 порядка», «Консументы 2 порядка» и «Редуценты». Схема синквейна:

1. Название синквейна

2. 2 прилагательных

3. 3 глагола

4. Предложение из 4 слов

5. Существительное (синоним, ассоциация)

3 задание. Составить 2 пищевые цепи, используя названия растений и животных Республики Саха (Якутия).

Подведение итогов игры.














Государственное бюджетное образовательное учреждение

для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Петровский детский дом

Ишимбайский район

Республики Башкортостан




hello_html_3510bda3.gif



hello_html_m284c9a0b.gif


hello_html_mb2b0488.gif







С. Петровское 2014 год


Цепи питания в живой природе
  • Биология
Описание:

Тема: Цепи питания

 

Форма проведения: сюжетно – ролевая игра

 

Задачи:

1. В ходе игры сформировать знания учащихся о цепях питания, их составных частях, пирамидах жизни;

2. Расширить представления учащихся о многообразии живого мира;

3. Развивать внимательность, логику, творческий подход к выполнению заданий;

4. Воспитывать коммуникативную культуру, умение слушать друг друга и работать в группе.

 

Оборудование: таблица «Цепи питания», клубок ниток, карточки с изображениями различных растений и животных с булавками для крепления, налобные маски с изображениями Солнца (1), травы (6), мыши (3) и лисы (1), тарелка с 12 печеньями, листы А4, цветные карандаши.

 

Подготовительная работа: в кабинете, где проводится мероприятие, необходимо предусмотреть место для проведения тренинговых упражнений и парты для работы 4 групп.

 

 

План проведения

 

 

1. Организационный момент:

 Приветствие

 Сообщение темы и задач игры

2. Упражнение «Я – животное»

 

3. Упражнение «Паутина жизни» 

 

4. Упражнение «Цепи питания» 

 

5. Упражнение «Модель пищевой пирамиды» 

 

6. Упражнение «Пирамида жизни» 

 

 

7. Закрепление знаний 

Автор Ашрафзянова Люция Лутфулловна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1691
Номер материала 45583
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓