Инфоурок Биология Другие методич. материалыЦепи питания в живой природе

Цепи питания в живой природе

Скачать материал

Тема: Цепи питания

 

Форма проведения: сюжетно – ролевая игра

 

Задачи:

1. В ходе игры сформировать знания учащихся о цепях питания, их составных частях, пирамидах жизни;

2. Расширить представления учащихся о многообразии живого мира;

3. Развивать внимательность, логику, творческий подход к выполнению заданий;

4. Воспитывать коммуникативную культуру, умение слушать друг друга и работать в группе.

 

Оборудование: таблица «Цепи питания», клубок ниток, карточки с изображениями различных растений и животных с булавками для крепления, налобные маски с изображениями Солнца (1), травы (6), мыши (3) и лисы (1), тарелка с 12 печеньями, листы А4, цветные карандаши.

 

Подготовительная работа: в кабинете, где проводится мероприятие, необходимо предусмотреть место для проведения тренинговых упражнений и парты для работы 4 групп.

 

 

План проведения

 

 

1. Организационный момент:

 Приветствие

 Сообщение темы и задач игры

2. Упражнение «Я – животное»

 

3. Упражнение «Паутина жизни» 

 

4. Упражнение «Цепи питания» 

 

5. Упражнение «Модель пищевой пирамиды» 

 

6. Упражнение «Пирамида жизни» 

 

7. Закрепление знаний 

 

 

 

 

 

 

 

Ход игры

1. Организационный момент:

 Приветствие

 Сообщение темы и задач игры

2. Упражнение «Я – животное» - проводится в кругу. Учащиеся по очереди называют животное, начинающееся на первую букву своего имени (Маша – медведь, Андрей – альбатрос и т. п.) Затем по второму кругу надо назвать, чем питается это животное. В третьем кругу учащиеся называют характер питания своего животного: растительноядное, хищник, паразит.

3. Упражнение «Паутина жизни» - проводится в кругу. Один из учеников берет в руки клубок ниток и называет одно из растений или животных леса, например, «Осина». Учитель спрашивает: «Кто питается листьями осины?» Тот ученик, который сказал «осина», отдает клубок ниток тому, кто сказал «гусеница», оставив в руках конец нитки. Далее учитель спрашивает: «Кто питается древесиной осины?» и клубок переходит тому ученику, который сказал:  «Жук-короед». «На каких деревьях еще могут жить жуки-короеды (дуб)»?; «Для жизни всем растениям нужен солнечный свет. Дуб нуждается в солнечном свете?»; «Какой еще компонент неживой природы нужен для жизни дерева? (почва и вода)». Таким образом, можно задействовать всех ребят класса. По окончании упражнения необходимо попросить учеников натянуть верёвку, а потом пусть кто-нибудь отпустит свой конец. Произойдёт нарушение «сети». Это наглядно изображает важность каждого организма в данной пищевой сети.

4. Упражнение «Цепи питания» - учащиеся получают карточки с изображениями различных растений и животных и при помощи булавок крепят их на себе. Задание: по команде учителя составить цепи питания. Можно проводить в форме соревнования: какая цепь построится быстрее. Когда построятся все цепочки, надо обсудить каждую из них, указав продуцентов, консументов разных порядков (если таковые имеются) и редуцентов. После завершения упражнения карточки не снимаются, так как будут задействованы в дальнейших упражнениях.

5. Упражнение «Модель пищевой пирамиды» - перед началом между ребятами распределяются роли: Солнце (1 человек); Трава (6 человек); Мышки (3 человека); Лиса (1 человек). Солнце берет в руки тарелку с печеньем (12 штук) и передает «энергию» Траве - по 2 печенья каждой Травинке. Одно печенье каждая Травинка съедает - эта часть полученной от солнца «энергии» расходуется на поддержание жизненных процессов растения, а второе - передает Мышкам. Таким образом, каждая Мышка получает тоже по два печенья. Часть «энергии» (одно печенье) Мышка расходует на себя, а часть (второе печенье) - отдает Лисе. Таким образом, у Лисы оказывается три печенья. Часть «энергии» Лиса расходует, а оставшуюся часть может передать тому, кто сможет съесть Лису.

6. Упражнение «Пирамида жизни» - учащиеся на листочках втайне от других пишут названия какого-нибудь животного или растения. Затем учитель спрашивает: «Откуда Земля получает энергию? - От Солнца! - Правильно. А какие формы жизни первыми используют эту энергию? - Растения! - Правильно. А сейчас мы построим с вами пирамиду. Растения будут располагаться внизу, потому что все животные прямо или косвенно используют их для своего питания. Все «растения» должны встать на четвереньки и выстроиться в линию - близко друг к другу. Теперь я прочитаю вам названия животных, написанные на листочках, а вы скажите мне - кто из них травоядное, а кто - плотоядное. Все «травоядные» становятся в ряд, расположенный позади «растений». А все «плотоядные» - встают на скамейку и образуют ряд позади «травоядных». Обычно растений бывает намного меньше, и это надо использовать для показа неустойчивость получившейся пирамиды и предложить построить более устойчивый вариант. Затем можно продемонстрировать важность растений, убрав одно из них из основания пирамиды.

7. Закрепление знаний – работа в группах (деление на группы происходит по карточкам из упражнения «Цепи питания»: продуценты, консументы 1 порядка, консументы 2 порядка и редуценты):

1 задание. Прослушайте внимательно стихотворение древнеримского поэта Овидия. Найдите в нем пищевые связи. Составьте цепи питания.

Свирепый волк с кормящею волчат

Волчицей – гроза невинных стад;

Орел, стремясь из-под небес стрелою

Грозит голубке смертью злою;

Голубка ж, как овца должна,

Кормясь губить ростки и семена.

Охотнице сове средь ночи темной

Не жаль певца любви и неги томной,

А соловей съедает светляка,

Не посмотрев на прелесть огонька.

Светляк же, ночи светоч оживленный,

Вползая вверх, цветок съедает сонный…

(Пищевые цепи: трава – овца - волк; ростки и семена – голубь - орел; цветок – светляк - соловей- сова).

2 задание. Составить и оформить синквейн на тему своей группы: «Продуценты», «Консументы 2 порядка», «Консументы 2 порядка» и «Редуценты». Схема синквейна:

1. Название синквейна

2. 2 прилагательных

3. 3 глагола

4. Предложение из 4 слов

5. Существительное (синоним, ассоциация)

3 задание. Составить 2 пищевые цепи, используя названия растений и животных Республики Саха (Якутия).

Подведение итогов игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Петровский детский дом

 Ишимбайский район

Республики Башкортостан

 

 

 

Сюжетно - ролевая
игра

 

 

Цепи
питания

 

воспитателя 1 группы
Ашрафзяновой 
Люции Лутфулловны

 

 

 

 

 

 

С. Петровское 2014 год

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Цепи питания в живой природе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель научной организации

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: Цепи питания

 

Форма проведения: сюжетно – ролевая игра

 

Задачи:

1. В ходе игры сформировать знания учащихся о цепях питания, их составных частях, пирамидах жизни;

2. Расширить представления учащихся о многообразии живого мира;

3. Развивать внимательность, логику, творческий подход к выполнению заданий;

4. Воспитывать коммуникативную культуру, умение слушать друг друга и работать в группе.

 

Оборудование: таблица «Цепи питания», клубок ниток, карточки с изображениями различных растений и животных с булавками для крепления, налобные маски с изображениями Солнца (1), травы (6), мыши (3) и лисы (1), тарелка с 12 печеньями, листы А4, цветные карандаши.

 

Подготовительная работа: в кабинете, где проводится мероприятие, необходимо предусмотреть место для проведения тренинговых упражнений и парты для работы 4 групп.

 

 

План проведения

 

 

1. Организационный момент:

 Приветствие

 Сообщение темы и задач игры

2. Упражнение «Я – животное»

 

3. Упражнение «Паутина жизни» 

 

4. Упражнение «Цепи питания» 

 

5. Упражнение «Модель пищевой пирамиды» 

 

6. Упражнение «Пирамида жизни» 

 

 

7. Закрепление знаний 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 899 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку биологии в 11 классе (по учебнику «Биология. 11 класс : углубленный уровень / под ред. В.К. Шумного и Г.М. Дымшица. – М. : Просвещение, 2019)
  • Учебник: «Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.
  • Тема: § 10. Сравнительно-анатомические и эмбриологические свидетельства эволюции
  • 04.10.2020
  • 1160
  • 37
«Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 739
    • DOCX 44 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ашрафзянова Люция Лутфулловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ашрафзянова Люция Лутфулловна
    Ашрафзянова Люция Лутфулловна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 31266
    • Всего материалов: 36

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях реализации ФГОС

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 805 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Биология")

Учитель биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 488 человек

Мини-курс

Психологические особенности педагогического общения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

История педагогических идей: основатели и теоретики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовые ключи экспертного успеха

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе