Главная / Другое / Центр притяжения Планеты слов и мыслей

Центр притяжения Планеты слов и мыслей

Центр притяжения Планеты слов и мыслей

Вишнякова Елизавета Гельевна, заведующая библиотекой
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №84» Советского района г. Казани

«Открыв книгу, ты обнаруживаешь перед собой театральную сцену: первое, что ты видишь, - это занавес, и как только раздвигаешь его, представление начинается. Звуки голоса человека пробуждают буквы и слова к жизни. Ночь, полная слов. Рассказы, романы и сказки похожи на живых существ, а может, они и в самом деле живые. У них есть голова, ноги, по их жилам течет кровь, а еще они носят одежду, совсем как люди. Мне, бедняку все царство – книги. Опасные слова, правильные слова. В книгах встречаю я мертвых живыми, в книгах вижу я грядущие времена» (Р. де Бери).

«Книги - мудрые, отважные, могущественные друзья, повидавшие многое на своем веку и прошедшие через тысячу испытаний. Книги одобряют, когда бывает грустно, и прогоняют скуку, помогают справляться со страхами. Они способны изгонять из головы все тревожные мысли»

2014 год. Школьная библиотека. Тишина, но вот раздается звонок, и появляются читатели, шахматисты, шашисты и «рассматриватели» журналов, которых я называю «журналистами». Но кто знает, может лет через десять они станут «акулами пера».

Мои усилия увенчались маленьким успехом. Библиотека становится «Центром притяжения», где школьники оказываются погруженными в определенную среду, обеспечивающую комплексное воздействие на все сферы нравственного мировосприятия и мировоззрения растущего человека.

Создание «Центра притяжения» как новой образовательно-воспитательной субстанции - это сложный и длительный процесс, требующий постоянного внесения изменений в придуманную модель.

Воспитание гражданина, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться - это важнейшие приоритеты государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

Введение ФГОС второго поколения кардинально меняет имидж школьного библиотекаря и пространство школьной библиотеки. Пространство школьной библиотеки как одна из форм образовательного пространства современного ОУ рассматривается частью содержания образования и является дидактическим ресурсом, способствующим достижению планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального и основного общего образования нового ФГОС.

Школьной библиотеке принадлежит особое место в библиотечном пространстве.


Сотворчество педагога, ученика и библиотекаря

В.А. Сухомлинский писал: «Школа – это, прежде всего книга, а воспитание, прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения». Взаимодействие библиотекаря и читателя-школьника строится на принципах «педагогики сотворчества», где библиотека играет активную роль. Формирование устойчивого интереса к книге, воспитание культуры чтения, развитие творческого мышления осуществляются библиотекой с помощью инновационных и традиционных методов личностного и читательского развития. Это, прежде всего индивидуальная работа, построенная в форме диалога. Второе - внеурочная жизнь школьника. Именно в ней проявляется эмоциональная, духовная сторона жизни ребенка. Психологи говорят о том, что развитие личности происходит лишь в процессе деятельности самого человека. Личностный фактор - фактор сопричастности, сопереживания. Библиотекарь и ребенок. Их отношения складываются на личностном уровне. Фактор сотрудничества: библиотекарь работает вместе с другими учителями. Это позволяет видеть в ребенке не только читателя, но и ученика.

«Центр притяжения» становится материальной и духовной средой, способной активизировать творческую деятельность детей и взрослых.

Видео- и аудиоматериалы, компьютерные сети и программы пытаются разрушить информационную монополию книги, все активнее внедряются во все области знаний.

И все-таки Школьная библиотека остается островком культуры, местом, где помогают учиться, центром, где учащиеся могут получать самую разнообразную информацию.

В.А. Сухомлинский очень точно заметил, что интерес к чтению и учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от творческой деятельности.

Именно школьная библиотека призвана сыграть большую роль в качественном образовании и воспитании культурного человека.

Вхождение ребенка в духовную вселенную происходит и с помощью книги: литературные герои, их отношения, переживания оказывают большое влияние на личность. «Чтение делает человека знающим» (Ф. Бэкон), открывает ему приемлемые модели поведения в обществе и соответствующий образ мыслей.

Нам, землянам, повезло! Мы родились на планете слов и мыслей!

Нелегко воспитать увлеченного, творческого читателя и читательскую культуру, привить любовь к книге. М. Цветаева определила истинное чтение как «соучастие в творчестве». А для этого необходимо знать ребенка, развивать его целостно, т.е. интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические способности, что наиболее оптимально делать через игру.

Именно игра стала средством, с помощью которого мы стараемся привлечь детей к чтению.

В игре нам важен не столько результат, сколько процесс переживаний, связанных с игровыми действиями (ситуации, проигрываемые ребятами, воображаемы, но чувства, переживаемые ими, реальны). Но игры пришлось адаптировать к новому времени. Так игра «Семеро смелых» разработана по законам компьютерных программ. Даны несколько уровней заданий. Выполнив правильно, команда получает бонусы и пробует двигаться дальше и выше. Команды разновозрастные (6человек+тренер). Команд может быть много. Кто не вошел в команду, стал болельщиком с правом ответа на вопрос, с которым не могли справиться участники игры. Отвечая правильно, он обеспечивает себе место в играющей команде. Команда, давшая неправильный ответ спускается на уровень ниже. Болельщик может подарить своей команде заработанный бонус. Команды составляются из учащихся разных классов, но идущих по одинаковым УМК, так как есть вопросы по предметам, а также различен подход к объяснениям заданий.

Творческие задания и работы возбуждают «умственный аппетит», формируют положительное отношение к учебной деятельности и любовь к удивительному миру книг.




Центр притяжения Планеты слов и мыслей
  • Другое
Описание:

«Открыв книгу, ты обнаруживаешь перед собой театральную сцену: первое, что ты видишь, - это занавес, и как только раздвигаешь его, представление начинается. Звуки голоса человека пробуждают буквы и слова к жизни. Ночь, полная слов. Рассказы, романы и сказки похожи на живых существ, а может, они и в самом деле живые. У них есть голова, ноги, по их жилам течет кровь, а еще они носят одежду, совсем как люди. Мне, бедняку все царство – книги. Опасные слова, правильные слова. В книгах встречаю я мертвых живыми, в книгах вижу я грядущие времена» (Р. де Бери).

Автор Вишнякова Елизавета Гельевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 277
Номер материала 46099
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓