Сказкотерапия.
Сказкотерапия
– это форма познания и лечения души, как и любая другая психотерапия.
Сказкотерапия исследует сказки как форму существования и проявления психических
процессов и создает сказки, благотворно влияющие на психику.
Сказкотерапия концентрирует свое внимание на сюжетности психических процессов,
то есть на происходящих с душою историях. Эти истории архетипичны, то есть
универсальны для людей любых культур и времен. Сказкотерапия исходит из того,
что бессознательное развивается и проявляет себя по определенным схемам,
количество возможных вариантов которых довольно ограничено и познаваемо. Эти
схемы очень удобно изучать в форме сказок. В этом смысле Сказкотерапия является
формой глубинной психотерапии, хотя по своей доступности и универсальности она
вполне применима для задач “поверхностных” и “текущих”.
Стоит только сказать «Жили-были» или «В некотором царстве – в некотором
государстве», как уже ясно, что начинается сказка.
А что такого в этих простеньких словах? – В них заключена таинственная формула,
безотказно формирующая пространственный интерес на протяжении тысячелетий,
задолго до появления модного ныне нейро-лингвистического программирования. И
вряд ли случайность, что одна из самых первых книг родоначальников НЛП
называется вовсе по-сказочному: «Из лягушек в принцы»!
Многовековая народная мудрость богаче любой авторской теории, а сказкотерапия
базируется на неисчерпаемом богатстве этой мудрости и безбрежном потенциале
психологических возможностей.
Простой пример: «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая…»
Почему-то ни слова о том, как ее поливали, пололи и т.д. Знаете, почему? Эта
репка САМА ВЫРОСЛА. И сказка говорит о том, что стоит лишь начать дело, как оно
пойдет, и удача непременно улыбнется! – На казенном языке это называлось бы
стимулированием труда методом моделирования причинно-следственных
связей. Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного
восприятия. В ней возможно все, чего не бывает в жизни. И, заметьте, всегда
счастливый конец! Слушатель всегда сопричастен с происходящим, он может
вообразить себя любым из персонажей, пережить все перипетии сюжета, отзываясь
на них душой. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить
самооценку и измениться в желаемом направлении.
Причем
происходит все легко и просто, можно сказать – играючи. Вы скажете: «Зачем же в
таком случае нужен психолог, раз сказка все делает сама?» Ну, например, чтобы
задавать вопросы, ответы на которые человек «достает из себя», – потому что их
каждый знает сам, только не знает о том, что знает. Психолога, видимо, можно
сравнить с живым инструментом, который может сориентировать, показать
направление, но не стоит требовать, чтобы он прошел Ваш путь за Вас.
Вы можете сделать сказку помощником в воспитании и обучении детей, в познании
себя, во взаимопонимании с окружающими.
Быть волшебником.
(Игровое занятие для учащихся
начальной школы)
Задачи:
- помочь школьникам научиться лучше понимать других
людей: одноклассников, друзей, окружающих;
- прививать учащимся этические нормы поведения в
обществе, общения друг с другом.
1 . Приветствие.
- Здравствуйте, ребята, я рада встрече с вами.
- Ребята, что я сейчас сделала?
-А как можно приветствовать человека без слов? Как?
-А теперь каждый из вас выйдет из- за парты и
поприветствует кого хочет.
-А теперь повернитесь к гостям и поприветствуйте их.
2. Введение в тему.
Учитель. Сегодня мы с вами попробуем
стать волшебниками.
Учитель. В произведениях какого
литературного жанра вы встречаете больше всего волшебства, загадочности?
(ответы детей)
Учитель. Людей, которые творят волшебство,
называют волшебниками. А что делают волшебники.
(волшебники- помогают героям, совершают добрые
поступки.)
Учитель. Получается, что добро- это
практически синоним волшебства. А значит, и мы с вами можем быть волшебниками,
если будем развивать в себе хорошие качества и совершать добрые поступки.
Народная мудрость гласит: «Доброта- это солнце». Как вы понимаете это выражение?
3. Терапевтическая сказка «Звёздная
страна».
А)Вводный комментарий.
Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие.
А попасть в сказку нам помогут вот эти волшебные бусинки. Сейчас я подойду со
шкатулкой к каждому из вас. И вы выберите ту бусинку, которая вам больше
понравится. Берегите эту бусинку, чтобы потом благодаря ей вернуться назад. А
теперь, когда все выбрали, сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза
и подумайте о том, что есть доброго и хорошего в вашей душе, за какие качества
вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза. У каждого свой
темп. Мы терпеливо подождём всех.
Итак, мы с вами попали в сказочную страну и сейчас
послушаем одну историю.
Сказка «Звёздная страна».
В одной сказочной стране жили-были звездочки,
поэтому страна называлась Звездная. Звездочки были разные: голубые и белые,
желтые и синие, зеленые и розовые, красные и даже черные. Они и по размеру были
разные. Жили здесь совсем крохотные звездочки, жили и средних размеров, жили и
вовсе огромные звезды. Не было среди них ни одной звездочки точь в точь похожей
на другую. Но всех их объединяло одно общее свойство. Душа каждой звездочки
была заполнена любовью ко всем жителям этой сказочной страны. Поэтому они
видели друг в друге только хорошее и доброе и от этого светились удивительным
волшебным светом. Звездная страна от этого чудесного сияния была необыкновенно
красива и неповторима. Повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь.
Но однажды пролетал над Звездной страной самый
пакостный из всех пакостей на свете злой волшебник, которого так и звали Пакость
Пакостьевич. Увидел Звездную страну Пакость Пакостьевич и закипела в нем
зависть. Как же так, думает: любовь кругом, красота, мир. Никто не воюет, никто
не ссорится. И не стало Пакость Пакостьевичу покоя. К сожалению, встречаются
еще такие экземпляры, которым очень плохо, если другим хорошо.
И задумал Пакость Пакостьевич свое злое дело.
А чтобы звездочки его не узнали, обернулся ветром перемен и начал нашептывать,
что, мол, в других странах веселее, интереснее и лучше живут. Заволновались звездочки,
забеспокоились. Им тоже хотелось зажить еще интереснее, еще веселее, еще лучше.
“А что же нужно для этого сделать?” -
поинтересовались звездочки.
“Все очень просто, нужно находить в других
недостатки, все время ругать, побольше критиковать, вспоминать все проступки,
которые когда-то были совершены”, - учил со знанием дела Пакость Пакостьевич.
Но звездочки не умели этого делать. И злой
волшебник принялся их обучать дальше.
- Эй, ты, - крикнул он черной звездочке по имени
Аделаида. - Ты чего такая черная? Знаю, знаю, умываться ленишься. Фу, грязнуля,
какая... Тонну мыла надо, чтобы такую чумазую отмыть. Хи-хи-хи... ха-ха-ха...
Кто-то подхватил, кто-то промолчал... Но
веселее не стало. А черная звездочка Аделаида от грубых насмешек стала прямо у
всех на глазах тускнеть и не светилась уже удивительным волшебным светом как
раньше. А Пакость Пакостьевич не унимался.
- Эй, громадина, - крикнул он большой зеленой
звезде Иоланте. Вот разъелась... Смотри, скоро всю страну без продуктов
оставишь с такими-то аппетитами. Ха-ха ха...
Никто не заступился. И от грубых насмешек
начала блекнуть яркая прежде зеленая звездочка Иоланта. А Пакость Пакостьевич
все не унимался. Он подошел к маленькой розовой звездочке по имени Юта и стал
смеяться над ней.
- Ой, не могу... Что это за крохотуля? Не
звездочка, а микроб какой-то. Только в микроскоп такую разглядывать. Какой от
нее прок, зря только небо коптит. И снова весело расхохотался.
От таких грубых и злых слов, странного смеха
крохотная розовая звездочка Юта почти совсем погасла. И тут многие звездочки
подхватили идею Пакость Пакостьевича. Они принялись с большим усердием
выискивать недостатки в каждой звездочке, критиковали друг друга, вспоминали
все проступки, которые были совершены когда-то. И от грубых, обидных слов,
дурных мыслей любовь стала уходить, а души начали заполняться ненавистью,
злобой, завистью. И от этого звездочки поблекли, потускнели и уже не светились
удивительным волшебным светом, который когда-то придавал неповторимое
очарование Звездной стране. Прекрасная и светлая ранее, она превращалась в
унылую, серую, безжизненную страну.
Первой опомнилась совсем юная белая звездочка
по имени Люська. Она решила во чтобы то ни стало спасти свою любимую родину.
“Что же делать?” - думала Люська. “Может быть подождать доброго волшебника? Но
когда он прилетит? Ведь так можно прождать и год, и два, и три, и тридцать три,
а то и вовсе не дождаться. А действовать надо прямо сейчас, немедленно, иначе
может быть поздно. И она на свой страх и риск начала действовать...
Люська стала вместо недостатков находить в звездочках
достоинства, искала то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. Сначала
она обратилась к черной звездочке Аделаиде.
- Аделаида, ты очень добрая, ты всегда заботилась о
больных звездочках. Благодаря твоему вниманию, чуткости, терпению они быстрее
выздоравливали.
И свершилось чудо. Поблекшая звездочка Аделаида
засияла вдруг снова удивительным волшебным светом.
- Ура! Получилось. Добрые слова помогают -
ликовала обрадованная Люська. И начала действовать уже увереннее.
- Иоланта, я всегда восхищалась твоей
ответственностью, твоей пунктуальностью. Ведь ты ни разу в жизни никуда не
опоздала. И от этих добрых слов Иоланта вновь вспыхнула, засверкала,
переливаясь всевозможными оттенками чудесного зеленого цвета.
Потом Люська заговорила с крошечной звездочкой
Ютой.
- Хоть, ты, Юта, и очень маленькая, но душа твоя
напоминает огромный неиссякаемый кладезь всевозможных интересных творческих
идей. Именно благодаря тебе наши праздники проходили так весело и интересно.
И Юта засияла вновь удивительным волшебным
светом. Люськину идею подхватили другие звездочки. Они принялись искать друг в
друге что-то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. И свершилось
чудо. Звездочки вспыхивали одна за одной как огоньки новогодней гирлянды. Снова
Звездная страна засияла удивительным волшебным светом, вновь она стала
прекрасной и неповторимой, пожалуй, она стала еще краше, чем прежде.
А Пакость Пакостьевич понял, что ему здесь
нечего больше делать и убрался восвояси. Он полетел искать такую страну, жители
которой обожают находить в других недостатки, а достоинств не замечают, где
любят критиковать друг друга, ссориться, вспоминать ошибки и промахи, где долго
помнят обиды.
- А не пролетал ли Пакость Пакостьевич случайно над
вашей страной?
Вопросы для обсуждения:
1.
Итак, вы
прослушали удивительную историю. О чём она?
2.
Чему учит
эта сказка? Пригодится ли она в жизни?
4.Психотерапевтические
упражнения:
История эта напоминает о том, что все мы
разные. У каждого свое тело, своя форма, а чем мы наполним эту
форму, любовью или нелюбовью к себе и окружающим зависит от каждого
из нас. Выискивая в себе или в другом человеке только недостатки,
промахи и ошибки, мы тем самым подталкиваем человека к тому,
чтобы он стал еще хуже, потерял, веру в свои собственные силы,
стремление к добрым поступкам. И наоборот, подчеркивая в человеке
достоинства, мы помогаем ему стать еще лучше.
Сказка учит, что нельзя безоглядно доверять
всем подряд, помнить, что в мире есть и добро и зло, что порой с
молчаливого нашего согласия кто-то творит ужасные дела. В жизни бывают такие
ситуаций, когда самый обыкновенный человек должен взять
на себя ответственность за изменение этой ситуации. А порой не
стоит торопиться что-то менять, нужно терпимее относиться друг к
другу. И еще многому другому учит эта сказка.
А теперь возьмите
бусинку в левую ладошку, сожмите в кулачке, закройте глаза,
приложите бусинку к сердцу и подумайте о том, какой опыт каждый из вас возьмет
с собой из этой сказочной истории. Пусть этот опыт помогает вам в жизни быть
добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе
каждого человека. Кто готов, откройте глаза. У каждого свой темп.
Мы терпеливо
подождём каждого.
А) Бусинка.
Итак, ребята, мы с вами вернулись из сказочного
путешествия. Бусинки мы сейчас нанижем на одну общую нитку и завяжем её концы.
Посмотрите, какие чудесные бусы у нас получились! Какие разные бусинки! Так и
мы с вами все разные. Посмотрите, каждая бусинка связана с другими, но в то же
время она существует отдельно. Так и человеку порой хочется быть вместе со
всеми, а порой хочется побыть одному.
Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к
другу, как будто они очень дружны между собой. Я хочу, чтобы вы в классе тоже
были сплочённые и дружные.
Б) Солнышко.
(на доске рисунок солнышка и слова: теплота, забота,
честность, взаимопомощь, злоба, ненависть и др.)
Учитель. Солнышко посылает вам
волшебные лучики. Вы должны выбрать и записать на лучиках те качества,
которыми должны обладать ребята нашего класса, чтобы наш класс стал дружным.
Теперь ваша задача – вырабатывать в себе эти качества,
и делиться ими с теми, кто рядом с вами.
В) Ожерелье.
К нашему занятию добрая фея передала волшебный клубок.
От этого клубка мы отрезали нить. Возьмите эту нить и сделайте себе ожерелье. У
нас в классах часто ссорятся и мальчики и девочки. А так хочется, чтобы у нас в
классе мальчики дружили с девочками. Давайте объменяемся пожеланиями друг с
другом, привязывая ниточки к ожерелью одноклассника. Теперь мы будем лучше
понимать себя, девочки- мальчиков, а мальчики – девочек. Пусть волшебное
ожерелье будет нам напоминать как мы должны относиться друг к другу.
Г) Лепка из пластилина «Страх».
-Мы возвращаемся из Волшебной страны на Землю. В
сказочной стране нечего бояться, а на Земле нас очень часто преследуют страхи.
Но даже страх можно взять в свои руки. Возьмите пластилин и вылепите свой страх,
то чего мы боимся.
- А теперь давайте возьмём свой страх в руки и бросим
его в воду!!! Пусть страх утонет и нам не будет страшно на нашей планете Земля.
ИТОГ.
Ребята, будьте волшебниками - не забывайте про
волшебные слова и добрые поступки. Посмотрите ещё раз на символ нашего
классного часа - Волшебное солнце. Пусть оно ещё раз коснётся всех вас своими
лучами и поможет всем нам быть добрее и творить волшебство в нашем сложном
мире.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.