Главная / Русский язык и литература / БУКВЫ О-А В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ГОР – ГАР.

БУКВЫ О-А В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ГОР – ГАР.

hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m453bdcb5.gifhello_html_m53535a73.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifБУКВЫ О-А В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ГОР – ГАР.

  • Цели: обучающие:

      • познакомить учащихся с правилом правописания о-а в корнях с чередованием;

      • учить правильно обозначать орфограмму;

      • повторить правописание букв о–а в корнях с чередованием -лаг- - -лож-, -кас- - -кос-, -раст- (-ращ-) (-рос-)

      • безударных гласных корня;

      • повторить пунктуацию в сложносочиненном предложении;

  • развивающие:

      • развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать;

  • воспитательные:

      • вызвать интерес к урокам русского языка.


I. Организационный этап.

II. Этап актуализации.

ЗАДАНИЕ В КАРТОЧКЕ (СМ.ПРОШЛЫЙ УРОК): Распределить слова в две колонки в зависимости от способа проверки корневой гласной.


III. Этап создания нового знания.

I. пословицы спишите.

Обратите внимание на ударение в выделенных словах и гласную в корне.

  1. Когда на кухне два повара, обед бывает пригорелый. Ассирийская

  2. Когда на кухне три повара, обед получается с пригарками

От чего зависит правописание О-А в корнях гор-гар? (от ударения)

Сделайте вывод. (В корнях гор-гар под ударением пишется буква О, а под ударением –А)


II. Королева Орфография больше никогда не путала своих пажей. Она стала собирать слова с этими корнями в волшебные ларцы. Однажды слова рассыпались. Давайте поможем королеве распределить слова в зависимости от написания корневой гласной.


Распределительный диктант.

В первую колонку запишите слова с гласной О, во вторую с гласной А. Условия выбора орфограммы обозначьте.

Дог..рать, дог..реть, разг…р, заг..рать, заг..реться, наг..р, наг..рать, обг..рать, уг..рать, ог..рок, перег..рать, пог..реть, заг..р, подг…релый, приг..рать, уг..р, сг..рать, сг..реть, уг..реть, разг…рается, недог..рок,


  • Найдите слово, которое соответствует данной схеме:


Слово учителя.

У королевы Орфографии братья-близнецы -ГОР- и -ГАР- жили в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горевать и гора спокойствию братьев и решили разрушить их покой.

- Мы твои истинные братья, - нашептывали они корню –ГОР. Бери нас в свою семью, а корень

-ГАР- гони подальше.

Засомневался корень -ГОР-, и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!). Как быть?

Помогите корню -ГОР-!

  • Можем ли мы слова горевать, горец, загореть назвать однокоренными? Почему?

- Как называются корни в этих словах?

  • Какое орфографическое правило необходимо использовать, когда в предложении встречаются корни-чужаки, как в словах «горевать», «горец»?

  • Какое основное значение имеет корень -ГОР- с чередующейся гласной? (Поддаваться огню, уничтожаться огнем).

III. Выборочный диктант.

Из диктуемых слов выписать только те, в которых есть корень -ГОР- с чередующейся гласной.

Горе, выгореть, гористая (местность), горит, подгореть, горка, обгорел, выгоревший, горестный, угореть, разгорается.

- Прочитайте слова. Какую корневую гласную вы написали во всех словах? (Выгореть, горит, подгореть, обгорел, выгоревший, угореть, разгорается).


Слово учителя.

У королевы Орфографии любят пажи-близнецы играть в игру «Корректор». Она предлагает и вам в нее сыграть. Слово корректор – словарное. Запишите его. Что обозначает данное слово?


До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство - точность изложения наших мыслей на бумаге! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твердых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность.

- Вот сейчас мы этим и займемся.


IV. Игра «Корректор» (взаимопроверка).

Работаем в карточках. Исправьте ошибки. Первое предложение выпишите в тетрадь, сделайте его синтаксический разбор.

  1. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Русская.

  2. На чужое добро и глаза разгараются. Русская.

  3. Коснешься котла — измажешся, коснёшься зла — намаешся. Татарская.

  4. Одно сердце к другому прикосается. Чешская.

  5. Чаще всего посыпают сахаром подгорелую часть пирога. Нидерландская.

Выделить корень, обозначить выбор орфограммы.


- В четвертом предложении найдите слово, в котором букв больше, чем звуков (сердце).

  • Обменяйтесь работами, проверьте написанное по образцу.


V. “четвертое лишнее”

1. Возг…рание, возг..раться, возг…реться, г..рчить.

2. Г..ра, выг..рки, выг…рание, выг…реть.

3. Г…рючее, г..родок, загар, г..релый.

4. Угар, разгар, г..рчица, загар.


1 лист-схема:articles/214311/img1.jpg (31640 bytes)








Слово учителя.

А сейчас, чтобы порадовать королеву Орфографии, давайте покажем ей свои творческие способности.

Сочинение – миниатюра.

Используя данные словосочетания, напишите сочинение – миниатюру на тему «Утренняя заря».

Тихо разгоралась, утренняя заря, озарились светом, коснулся крыш, загорелись на сугробах.


Слово учителя.

Королева Орфография хочет проверить ваши знания. Она предлагает выполнить вам тест.








Выполнение теста (с самопроверкой)

Тест «Чередующиеся гласные в корне слова».

А1. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?

  1. г..ревать, з..ревать, заг..реться 3. ск..сить, прир..щу, з..рька

  2. заг..р, з..рница, предл..гать 4. предл..жение, г..ристый, прик ..снусь.

А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква а?

  1. з..ревой, наг..р 3. уг..реть, пол..г

  2. приг..реть, оз..ренный 4. прор..сти, р..сток

А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется о?

На разг(1)рающейся з(2)ре края высоких облаков г(3)рят розовым светом.

  1. 1, 2, 3 3. 2,3

  2. 1,2 4. 1,3

А4. В каком варианте ответа во всех предложениях есть слова с орфограммой «Буквы о-а в корнях -гор- - -гар-, -зар- - -зор-?

  1. Небо от з..рниц трепетало.

  2. Дети катались с г..ры.

  3. Утром солнце разг..ралось медленно.


  1. 1,2

  2. 2,3

  3. 1,3

(Оцените самостоятельную работу в рабочей карте урока).


VI. Итог урока.

  • А теперь дополним таблицу. От чего зависит выбор гласной в корнях -ГОР- - -ГАР-, -ЗОР- - -ЗАР-?

  • Когда пишется О, а когда А в этих корнях.

  • Заполните карточку эмоционального состояния. (Приложение №3)

(Поставьте себе итоговую отметку в рабочую карту урока).


VIII. Домашнее задание: § 51, упр. 610.


БУКВЫ О-А В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ГОР – ГАР.
  • Русский язык и литература
Описание:
  • Цели: обучающие:

    • познакомить учащихся с правилом правописания о-а в корнях с чередованием;

    • учить правильно обозначать орфограмму;

    • повторить правописание букв о–а в корнях с чередованием -лаг- - -лож-, -кас- - -кос-, -раст- (-ращ-) (-рос-)

    • безударных гласных корня;

    • повторить пунктуацию в сложносочиненном предложении;

  • развивающие:

    • развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать;

  • воспитательные:

    • вызвать интерес к урокам русского языка. 

Автор Алыкова Сабина Рафиковна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 644
Номер материала 32851
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓