Тема урока. Буквы И– Ы после Ц.
Цель урока.:
- познакомить с новым опознавательным
признаком – наличием звука Ц перед гласным,
- с правописанием Ы –И после Ц;
- развивать внимание, память, умение
сравнивать, обобщать,
- воспитывать интерес к урокам русского
языка.
Оборудование: карточки, компьютер,
мультимедийный проектор.
Ход урока.
1. Организационный
момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас и
наших гостей в этот осенний солнечный день. Я надеюсь на сотрудничество,
взаимопонимание. Вы у меня все умнички, и мы продолжаем с вами наше путешествие
через тернии русского языка к звездам. В конце урока те,кто будет особенно
старательным и активным получат по звездочке. Так давайте отправляться в путь.
Итак, начнем урок с фонетической зарядки.
2.
Работа над темой урока.
1.
Фонетическая зарядка. (Слайд 1)
Отгадайте звук по «паспорту»:
[?]- согласный глухой непарный, твердый непарный. [ц]
Этот звук особый, он будет сегодня
гостем нашего урока.
Проблемная ситуация. Слайд 2
Давайте потренируем наше
произношение и произнесем скороговорку.
Бегают две курицЫ прямо по
улице ,где цветет акацИя.
ЦЫпленок цапли цепко цепляется
за цепь.
- Посмотрите, какие буквы пишутся
в наших словах. Спишите.
– Почему же так? Наша задача
–разобраться , когда после ц нужно писать Ы, а когда—И .
- Помогите мне сформулировать
тему нашего урока? Слайд 3
Слайд 4. Правописание ы-и
после ц
3.Работа с учебником.
Чтобы узнать, когда после Ц пишется Ы, а
когда – И, отправимся на урок. Заглянем в учебник
2.
Проверим, как вы усвоили
материал учебника (Сценка)
3.
Учитель. - По правилам
грамматики в именах существительных после Ц пишется И… Кроме тех случаев, когда
пишется Ы. Первое: в окончаниях слов. Например: синицы, птицы, молодцы.
Ученик.
- И огурцы!
Учитель.
- Верно, везде Ы, потому что это окончания слов. Второй случай, когда пишется Ы
– в суффиксе ЫН. Например: сестрицын, курицын.
Ученик.
- Значит, и цыпленок через Ы?
Учитель.
-Почему?
Ученик.
-Потому что цыпленок – курицын сын.
Учитель.
- Цыпленок действительно пишется через Ы, но совсем не потому. Просто цыпленок
одно из пяти слов, которые надо запомнить. Посмотрите на слова – исключения.
Цыган на цыпочках цыкнул цыпленку: «Цыц»!(Слайд 5)
4.
Я. Во всех этих словах
пишется: Ы после Ц. Запомнили?
А чтобы вы не забыли, прослушайте
песенку из радионяни, в которую входят все эти слова. песня
из радионяни
(На слайде 6 появляются
слова)
Цыган
цыплёнка увидал,
Заиграл на
скрипочке,
А цыплёнок
услыхал—
Станцевал на
цыпочках.
Цыц, ребята,
не шуметь,
А то цыган
собьётся,
Перестанет
скрипка петь,
Наш урок
сорвётся.
Или запомнить фразу, которую вы видите на слайде
Цыган на
цыпочках цыкнул цыпленку: «Цыц»!
– Ну что,
цыплята, вам всё понятно?( Да)
5.
Итак, диктант в стихах.
Приготовьтесь писать и будьте внимательны: в диктанте много слов с буквой ц, и
вы должны определить, что писать цы или ци. Готовы?
Цыплёнок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где пишут ЦИ, где ЦЫ.
- А теперь проверим, правильно
ли вы записали слова из диктанта, при этом немного отдохнем. Встаньте.
Звучит музыка.
Я читаю еще раз стихотворение,
а вы, если слышите слово с Ы после Ц – делаете хлопок над головой, если слышите
слово с И после Ц – приседаете.
Цыплёнок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где пишут ЦИ, где ЦЫ.
3.
Закрепление.
1.
Осложнённое списывание.
2.
Слайд 7
Отгадайте
загадки Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, обозначьте морфему, в
которой пропущена орфограмма. Один у доски.
Сели птиц.. на страниц..
знают быль и небылиц...
(буквы)
Поселились мудрец…
в застеклённые дворц... (глаза)
- Какой вывод мы можем
сделать?
( В окончаниях существительных
множественного числа после Ц пишется буква Ы).
Загадки у нас относятся к
устному народному творчеству. А не могли бы вы вспомнить, вид еще относится к
устному народному творчеству, в названии которого есть буква Ц?(Пословицы).
Молодец среди овец. а против
молодца и сам. как овца.
Конец – делу венец.
Цыплят по осени считают.
2. Творческий диктант.
Узнайте слово по лексическому
значению.
Ребята, прочитай те значение слова и
запиши слово с И-Ы после Ц. Ребята, вы записываете только одно слово.
•
Точная выдержка из
произведения (цитата).
Встать на
кончики пальцев (на цыпочки).
·
Род перчаток с отделением
только для большого пальца (рукавицы).
·
Систематизированное собрание
каких-либо предметов (коллекция).
·
Переносная станция (рация).
3.Игра «Передай мелок другому»
(Слайд 9) Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически покажите,
в какой части слова пропущена буква. Затем передайте мел и вызовите к доске
своего друга.
Н-р,
цыган
Ц…рк, медиц…на, порц…я, ц…ган,
молодц.., рукавиц…, ц…фра, модниц…, ц…почки, операц…я, лисиц…н хвост, ц…пленок.
4.
+1Контроль по теме. ( Для
слабоуспевающих – самоконтроль.Работа с тестом на ноутбуках)
Давайте
послушаем с вами текст, в котором описываются впечатления вашего ровесника Вовы
Синицына о посещение цирка.
В
ц…рк.
Сегодня
мы идем в ц…рк. Мы - это папа, мама, моя сестренка и я, Вова Синиц…н. Папа
сказал, что сегодня будут выступать борц…, гимнасты, акробаты, наездниц…,
мотоц…клисты, веселый зверинец.
Весь
день я смотрел на часы. Наконец, маленькая стрелка остановилась на ц…фре
"три". Отец скомандовал нам, что пора собираться, но мы давно уже
были готовы.
По
дороге в ц…рк, на углу одной улиц…, папа купил букет душистой белой акац…и для
артистов, а нам вкусные леденц…. Сестрёнка приподнялась на ц…почки и понюхала
цветы. Ах, как они пахнут! А нес их я.
Вот и
цирк. Круглолиц…й контролер с улыбкой пригласил нас в зал.
Подпишите
листочки и заполните пробелы на месте пропусков. На выполнение задания вам 5
минут.
6.
РефлексияСлайд 11
- С какой
орфограммой познакомились на уроке?
- Что нужно
знать, чтобы правильно писать Ы или И после Ц?
Оценки за
урок.
За высокий
темп работы –
За глубину
знаний –
За
аккуратность и чистоту исполнения –
За умение
сосредоточиться –
За активность
–
(Слайд 12)Домашнее задание : параграф 43, составить алгоритм,
упр. 431
(Слайд 13)Прозвучал для вас, ребята,
Наш урок про ЦЫ и ЦИ.
Кто не понял, те цыплята,
Кто запомнил, молодцы!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.