Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыБуквы И– Ы после Ц.

Буквы И– Ы после Ц.

Скачать материал

Тема урока. Буквы  И– Ы  после Ц.

Цель урока.:

- познакомить с новым опознавательным признаком – наличием звука Ц перед гласным,

-  с правописанием  Ы –И после Ц;

- развивать внимание, память, умение сравнивать, обобщать,

-  воспитывать интерес к урокам русского языка.

 Оборудование:   карточки, компьютер, мультимедийный проектор.

                                                            Ход урока.

1.     Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас и наших гостей в этот осенний солнечный  день. Я надеюсь на сотрудничество, взаимопонимание. Вы у меня все умнички, и мы продолжаем с вами наше путешествие через тернии русского языка к звездам. В конце урока те,кто будет особенно старательным и активным получат по звездочке. Так давайте отправляться в путь.

Итак, начнем урок с фонетической зарядки.

2.     Работа над темой урока.

1.     Фонетическая зарядка. (Слайд 1)

Отгадайте звук по «паспорту»: [?]- согласный глухой непарный, твердый непарный. [ц]

Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока.

Проблемная ситуация. Слайд 2

Давайте потренируем наше произношение и произнесем скороговорку.

Бегают две курицЫ прямо по улице ,где цветет акацИя.

ЦЫпленок цапли цепко цепляется за цепь.

-   Посмотрите, какие буквы пишутся в наших словах. Спишите.

 – Почему же так? Наша задача –разобраться , когда после ц нужно писать Ы, а когда—И .

- Помогите мне сформулировать тему нашего урока? Слайд 3

Слайд 4. Правописание ы-и после ц

3.Работа с учебником.

Чтобы узнать, когда после Ц пишется Ы, а когда – И, отправимся на урок. Заглянем в учебник

2.     Проверим, как вы усвоили материал учебника (Сценка)

3.     Учитель.      - По правилам грамматики в именах существительных после Ц  пишется И…  Кроме тех случаев, когда пишется Ы. Первое: в окончаниях слов. Например: синицы, птицы, молодцы.

Ученик.           - И огурцы!

Учитель.      - Верно, везде Ы, потому что это окончания слов. Второй случай, когда пишется Ы – в суффиксе ЫН. Например: сестрицын, курицын.

Ученик.      - Значит, и цыпленок через Ы?

Учитель.      -Почему?

Ученик.      -Потому что цыпленок – курицын сын.

Учитель.      - Цыпленок действительно пишется через Ы, но совсем не потому. Просто цыпленок одно из пяти слов, которые надо запомнить. Посмотрите на слова – исключения.

                  Цыган на цыпочках цыкнул цыпленку: «Цыц»!(Слайд 5)

4.     Я.       Во всех этих словах пишется: Ы после Ц. Запомнили?

А чтобы вы не забыли, прослушайте песенку из радионяни, в которую  входят все эти слова. песня из радионяни

  (На слайде 6 появляются слова)

Цыган цыплёнка увидал,

Заиграл на скрипочке,

А цыплёнок услыхал—

Станцевал на цыпочках.

Цыц, ребята, не шуметь,

А то цыган собьётся,

Перестанет скрипка петь,

Наш урок сорвётся.

 Или запомнить фразу, которую вы видите на слайде

Цыган на цыпочках цыкнул цыпленку: «Цыц»!

 – Ну что, цыплята, вам всё понятно?( Да)

 

5.     Итак, диктант в стихах. Приготовьтесь писать и будьте внимательны: в диктанте много слов с буквой ц, и вы должны определить, что писать цы или ци. Готовы?

Цыплёнок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал,

Где пишут ЦИ, где ЦЫ.

- А теперь проверим, правильно ли вы записали слова из диктанта, при этом немного отдохнем. Встаньте.

Звучит музыка.

Я читаю еще раз стихотворение, а вы, если слышите слово с Ы после Ц – делаете хлопок над головой, если слышите слово с И после Ц – приседаете.

Цыплёнок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал,

Где пишут ЦИ, где ЦЫ.

3.     Закрепление.

1.     Осложнённое списывание.

2.     Слайд 7

Отгадайте загадки  Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, обозначьте морфему, в которой пропущена орфограмма.  Один у доски.

Сели птиц.. на страниц..

знают быль и  небылиц... (буквы)

Поселились мудрец…

в застеклённые  дворц... (глаза)

- Какой вывод мы можем сделать?

( В окончаниях существительных множественного числа после Ц пишется буква Ы).

Загадки у нас относятся к устному народному творчеству. А не могли бы вы вспомнить, вид еще относится к устному народному творчеству, в названии которого есть буква Ц?(Пословицы).

Молодец среди овец. а против молодца и сам. как овца.

Конец – делу венец.

Цыплят по осени считают.

2. Творческий диктант.

Узнайте слово по лексическому значению.

 Ребята, прочитай те значение слова и запиши слово с И-Ы после Ц. Ребята, вы записываете только одно слово.

                 Точная выдержка из произведения (цитата).

              Встать на кончики пальцев (на цыпочки).

·        Род перчаток с отделением только для большого пальца (рукавицы).

·        Систематизированное собрание каких-либо предметов (коллекция).

·        Переносная станция (рация).

3.Игра «Передай мелок другому»

(Слайд 9)          Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически покажите, в какой части слова пропущена буква. Затем передайте мел и вызовите к доске своего друга.

                        Н-р, цыган

Ц…рк, медиц…на, порц…я, ц…ган, молодц.., рукавиц…, ц…фра, модниц…, ц…почки,  операц…я,  лисиц…н хвост,  ц…пленок.

 

4.     +1Контроль по теме. ( Для слабоуспевающих – самоконтроль.Работа с тестом на ноутбуках)

Давайте послушаем с вами текст, в котором описываются впечатления вашего ровесника Вовы Синицына о посещение цирка.

В ц…рк.

Сегодня мы идем в ц…рк. Мы - это папа, мама, моя сестренка и я, Вова Синиц…н. Папа сказал, что сегодня будут выступать борц…, гимнасты, акробаты, наездниц…, мотоц…клисты, веселый зверинец.

Весь день я смотрел на часы. Наконец, маленькая стрелка остановилась на ц…фре "три". Отец скомандовал нам, что пора собираться, но мы давно уже были готовы.

По дороге в ц…рк, на углу одной улиц…, папа купил букет душистой белой акац…и для артистов, а нам вкусные леденц…. Сестрёнка приподнялась на ц…почки и понюхала цветы. Ах, как они пахнут! А нес их я.

Вот и цирк. Круглолиц…й контролер с улыбкой пригласил нас в зал.

 

Подпишите листочки и заполните пробелы на месте пропусков. На выполнение задания вам 5 минут.

6.     РефлексияСлайд 11

- С какой орфограммой познакомились на уроке?

- Что нужно знать, чтобы правильно писать Ы или И после Ц?

 

Оценки за урок.

За высокий темп работы –

За глубину знаний –

За аккуратность и чистоту исполнения –

За умение сосредоточиться –

За активность –

 

(Слайд 12)Домашнее задание : параграф 43, составить алгоритм,

упр. 431

(Слайд 13)Прозвучал для вас, ребята,

                    Наш урок про ЦЫ и ЦИ.

                    Кто не понял, те цыплята,

                    Кто запомнил, молодцы!

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Буквы И– Ы после Ц."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Научный сотрудник музея

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока. Буквы  И– Ы  после Ц.

Цель урока.:

- познакомить с новым опознавательным признаком – наличием звука Ц перед гласным,

-  с правописанием  Ы –И после Ц;

- развивать внимание, память, умение сравнивать, обобщать,

-  воспитывать интерес к урокам русского языка.

 Оборудование:   карточки, компьютер, мультимедийный проектор.

Данный урок может быть использован при изучении темы "Фонетика" в 5 классе общеобразовательной школы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 831 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2442
  • 357
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3154
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 630
    • DOCX 27.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Cливка Алла Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Cливка Алла Николаевна
    Cливка Алла Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 7148
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 23 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 29 регионов

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 322 человека из 64 регионов

Мини-курс

Искусство переговоров: стратегии и тактики в различных сферах жизни

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 14 регионов

Мини-курс

Музыкальная журналистика: создание и продвижение контента

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Toolbox классического проектного менеджмента

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе