Главная / Начальные классы / Звук [ж]. Буквы Ж, ж.

Звук [ж]. Буквы Ж, ж.

ТЕМА:     Буква Ж, ж, звук [ж].

ЦЕЛЬ:  Познакомить обучающихся с согласным звуком [ж], его особенностью (всегда твердый) и буквами Ж, ж; дифференцировать звуки [ж, ш].

ЗАДАЧИ:  Закрепить понятия: звонкие - глухие парные согласные; обратить внимание на слоги-слияния жи и же; научить правильно, плавно и осознанно читать по слогам слова и текст.

              Совершенствовать речевые способности,  фонематический слух, наглядно-действенное мышление, логическое мышление; развивать внимание, память, наблюдательность обучающихся; стимулировать их познавательные и интеллектуальные способности; формировать творческое воображение.

              Воспитывать любовь к родному языку, к родной природе, интерес к предмету, умение работать в коллективе.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, касса букв и слогов, лента букв, схемы звуков и слогов слияний, слова-помощники (для формулирования цели урока), предметные картинки: снегурочка, матрешка,

                           гномик, клоун, карлсон,запись слов на доске ландыш, снежинки, роза, Снежинка,запись столбиков слогов и слов с пропущенными буквами,печатные тексты «Снежинка» (по     п                    количеству учеников), снежинки-сюрпризы, магнитофон, аудио запись П.И. Чайковского «Времена года», звуки природы «Метель».

ХОД УРОКА. 

Организационный этап. Встаньте, подравняйтесь. Проверьте всё ли готово к уроку.

– Ребята, в начале нашего урока подарите улыбку своим товарищам. А я дарю вам свою улыбку. Мы продолжаем наше путешествие за новыми знаниями. Но вначале давайте вспомним основные правила работы на уроке:

– работать дружно и активно;

– уметь слушать друг друга;

– уважать друг друга;

– внимательно относиться друг к другу;

– выслушивать ответы ребят

  1. – работать успешно

- Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

- Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем – с согласного твёрдого, с согласного мягкого звука.

Приготовились учиться,

Ни минутки не лениться

Не стучать, не отвлекаться,

А стараться и стараться!


- Молодцы! Сегодня мы продолжим путешествие по городу звуков и букв

II.               Мобилизующий этап.

Учитель (У.).      Назовите хором вывешенные на доске картинки в той последовательности, в которой они сейчас находятся, и постарайтесь  их запомнить.

      А теперь закройте глаза. (Учитель меняет местами две картинки.)

      Скажите, в каком порядке висели картинки первоначально и в какой последовательности они находятся после перестановки? Какие картинки поменяли свои места?

Дети (Д.).     Первоначально картинки висели в следующем порядке: снегурочка, матрешка, гномик, клоун, снеговик. После перестановки они находятся в такой последовательности: снегурочка, матрешка, клоун, гномик, карлсон.                                 

Поменяли свои места клоун и гномик.

III.              Формулирование обучающимися темы и цели урока.

На доске написаны слова ландыш, снежинки, роза.

У.   Прочитайте написанные на доске слова.

    Исключите одно из данных слов по нескольким признакам одновременно.

Д.   Можно исключить слово снежинки. Оно обозначает  название явления природы, а слова ландыш и роза обозначают названия цветов.

-Посмотрите на правописание слов.

 -По каким еще признакам можно слово снежинки лишнее?

Д.   В слове снежинки три слога, а в словах  ландыш и роза по два.

-Как определить сколько слогов в слове?( Сколько гласных в слове ,столько и слогов)

Д.   В слове снежинки есть мягкие согласные звуки, а  в словах ландыш и роза все согласные звуки твердые.

Какие звуки

-Сколько предметов обозначает слово снежинки ?

Д.   Слово снежинки обозначает название нескольких предметов, а слова  ландыш и роза – название одного предмета( Снежинки- мн.ч.; роза, ландыш-ед.ч.)

У.   Внимательно посмотрите на буквы, из которых состоит слово снежинка. Определите, с какой  из них мы еще не знакомились, и постарайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока.

(   Мы не знакомились с буквой Ж.  Значит, тема сегодняшнего урока – «Буква Ж и звук, который она обозначает».)

У.   Отталкиваясь от темы урока, и опираясь на слова-помощники, сформулируйте цель нашего урока:

Познакомиться со … звуком “ж”;

Учиться читать слоги и слова с новой буквой.

Учиться отличать звук “ж” от других звуков;



( Цель нашего урока – познакомиться с буквой Ж и звуком, который она обозначает; учиться отличать звук [ж] и букву, которая его обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой.)

IV.            Знакомство с новым звуком.

У.   Измените слово снежинки так, чтобы оно обозначало один предмет. Какое у вас получилось слово?

Д.   Получилось слово снежинка.

У.   Что такое снежинка?

Д.   Снежинка – очень маленькая снежная частичка.

У.   Сегодня эта пушистая красавица прилетела к нам на урок. (Учитель показывает красивую снежинку.)

У.   Произнесите слово снежинка по слогам. (Дети произносят.)

       Произнесите второй слог слова снежинка. (Дети произносят.)

       Произнесите второй слог слова снежинка, выделяя в нем первый звук.

       Назовите выделенный звук.

Д.   Это звук [ж].

-Что нужно узнать о звуке?

Согласный или гласный

Звонкий или глухой

Твердый или мягкий



У.   А теперь повернитесь друг к другу, и глядя друг на друга, как в зеркальце, произнесите звук [ж]

-Как произносим звук свободно или с преградой во рту?

Д.    При произнесении звука [ж] воздух встречает преграду, он не тянется и не поется. Значит он согласный. (на доске запись согласный)

- Возьмите волшебные наушники. Произнесите звук. Какой он: звонкий или глухой? Почему?

Вывод: Звук «ж» звонкий, потому что произносим его голосом и шумом.





При его произнесении слышится голос. Значит он звонкий.

У.   Красавица снежинка нежная и мягкая. А вот слов, где бы наш звук был мягким, мне не удалось найти. А может быть, вы придумаете такие слова.

(Дети не могут придумать.)

У.    Ни я, ни вы не смогли назвать слова, в которых звук [ж] был бы мягким.

 Какой можно сделать вывод?

Д.    Звук [ж] всегда твердый.

У.    Дайте полную характеристику звука [ж].

Д.    Звук [ж] согласный, звонкий, всегда твердый.

У.    Найдите схему, с помощью которой можно изобразить данный звук.

(Дети ищут и вывешивают на доску.)

У.    Какой уже известный нам звук, тоже всегда твердый?

Д.    Это звук [ш].

У.    Чем похожи звуки [ж] и [ш]?

Д.    Звуки [ж] и [ш] согласные, твердые.

У.    Чем отличаются?

Д.    Звук [ж] – звонкий согласный, звук [ш] – глухой.

У.    Звуки [ж] и [ш] – парные по звонкости – глухости.

Д.   Жираф, слон – это животные.

Д.   Ножик, книга – это предметы.

Д.   Женя, Олег – это имена.

Д.   Жасмин, тюльпан – это цветы. И т. д.

У.   Подведем итог первой части урока. С каким звуком мы познакомились?

Д.   Мы познакомились со звуком [ж]. Он согласный, звонкий, всегда твердый.

V.               Физкультминутка.

У.   Сейчас мы отправимся в зимний лес, где настоящих снежинок видимо-невидимо. Нам понадобиться полезный предмет, чтобы не провалиться в снег, и потребуется он именно сегодня на уроке. Какой это предмет?

Д.    Нам понадобятся лыжи, потому что в слове лыжи есть Звук [ж] и на лыжах не провалишься в снег.

У.    Проходя по лесу мы будем останавливаться возле тех предметов, в названиях которых есть звук [ж]. Если нового звука не услышим, не останавливаясь, едем дальше.  (Дети изображают движения на лыжах.)

 Звучит аудио запись П.И. Чайковского «Времена года»

        Медвежата, лиса, ежик, подснежник, дятел, снежок, березка, осинка, кедр,

сосна, снежный барс.

VI.            Знакомство с новой буквой.

У.    Пока мы гуляли по лесу, в окошко влетел ветер и перепутал все буквы. Но в нашем классе есть предмет, на который похожа буква, обозначающая звук [ж]. Он поможет  нам отыскать новую букву. На что же она похожа?

Д.    Новая буква похожа на снежинку

У.    Найдите в ленте букву, которая похожа на снежинку. (Дети находят букву и показывают учителю.) Как она называется?

Д.   Это буква «жэ».

У.   Вспомните вторую цель нашего урока. Скажите, что мы будем делать дальше?

Д.   Мы будем читать слоги и слова с буквой Ж.

 VII.        Чтение слогов и слов с новой буквой.

У.   Почитайте про себя слоги  с буквой Ж. (Дети читают слоги.) ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ, ЖЕ.  На какие слоги мы должны обратить особое внимание и почему?

Д.   Мы должны обратить  особое внимание на слоги ЖИ, ЖЕ. В них гласные И, Е, которые обозначают мягкость согласных звуков. Но мы знаем, что звук [ж] всегда твердый, поэтому они не будут обозначать его мягкость. Читать эти слоги надо твердо. (Дети читают слоги-слияния с буквой Ж  вслух.)

У.   А теперь прочитайте другие слоги. Первый столбик слогов читаем с вопросительной интонацией, второй – удивленно, третий – шепотом, четвертый – радостно восклицая.

ЖАН              ЖОНС                    ЖРЕ             ЖЛЕК

ЖУР               ЖАЛК                    ЖНО            ЖМАС

ЖИС              ЖУРТ                     ЖНА            ЖМУР

ЖОЛ              ЖИСМ                   ЖЛЫ            ЖМЫР

У.   Посмотрите на данную запись. Сформулируйте к ней свое задание.

не*ная                    жме*ся                   отваж*ая

по*вижная            бе*ит                      *вижется

*ожится               кру*ится                 *елоснежная

Д.    Надо прочитать слова, в которых некоторые буквы прикрыты снежинками. (Дети открывают буквы и читают слова.)

У.    Прочитайте только те слова, которые обозначают действия снежинки.

Д.    Это слова: ложится, жмется, кружится,  движется, бежит.

У.    Почитайте слова, которые говорят о признаках снежинки.

Д.    Это слова: нежная, отважная, белоснежная, подвижная.

Составим предложение со словом снежинки используя слова

 VIII.     Упражнение на развитие творческого воображения.

У.    А сейчас закройте глазки и представьте снежную картину. Холодно, морозно, кругом белым-бело. Земля спит под снежным одеялом. В медленном танце кружатся снежинки. Это подарок, который нам подарила природа.

Фиминутка танец снежинок

        Откройте глаза и поднимите руку, кто увидел падающие снежинки?

Конечно, вы все видели, как падает снег, и видели не один раз. Какими вы представили снежинки?

Д.     Мы представили снежинки ажурные, легкие, серебристые, белые, пушистые, нежные.

У.     А вы знаете, что многие русские поэты писали о зимнем времени года. Среди этих стихотворений есть те, которые посвящены снегу и снежинкам.

Давайте их послушаем. (Заранее подготовленные ученики читают отрывки из стихотворений.)

И.З. Суриков.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает ложится.

К. Бальмонт.

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!..



В лучах блистающих

Скользит, умелая,

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая…

 

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается

Звезда хрустальная.

 

Лежит, пушистая,

Снежинка смелая.

Какая чистая,

Какая белая!

 

У.    С чем сравнивает поэт снежинку?

Д.    Поэт сравнивает снежинку с хрустальной звездой.

У.    Снежинка наша не только красавица. Это очень интересное явление природы. Чем интересны снежинки, мы узнаем, прочитав текст, который имеется у вас на партах. (Первичное чтение текста).

Снежинки.

          Снежинки не всегда бывают белыми. Бывали случаи, когда на земле выпадали снежинки красного, синего и желтого цвета.  Происходило это из-за пыльцы, которая находилась в воздухе перед тем, как начал падать снежок.

         По снежинкам можно предсказывать погоду. Если на землю падают маленькие снежинки, будет холодно. Если падают большие снежинки, будет тепло.

У.   Что интересного вы узнали из этого текста? (Дети отвечают?)

(Вторичное чтение текста) Во время чтения надо хлопать в ладоши, когда встретится слово с новой буквой.

 IX.            Итог урока.

У.    Наш урок подошел к концу, нашей гостье пора лететь к своим подружкам-снежинкам, но прежде она хотела узнать, помогла ли она вам запомнить новую букву и звук, который она обозначает.

У.    С каким звуком и какой буквой мы познакомились на уроке?

Д.    Мы познакомились со звуком [ж] и буквой Ж.

У.    Дайте характеристику звука [ж].

Д.    Звук [ж] согласный, звонкий, всегда твердый.

У.    Назовите слова с новым звуком, которые не называли сегодня на уроке.

 Молодцы, ребята, за вашу работу на уроке наша Красавица-снежинка приготовила  для вас сюрприз. (Раздаются снежинки.)

 



VI.Рефлексия.

- Скоро праздник Новый Год. Давайте украсим елочку. Если вам было все понятно, интересно, запомнили новую букву – повесьте на елку красный шарик, если непонятно, были трудности – синий шарик.





Звук [ж]. Буквы Ж, ж.
  • Начальные классы
Описание:

Познакомить обучающихся с согласным звуком [ж], его особенностью (всегда твердый) и буквами Ж, ж; дифференцировать звуки [ж, ш].

ЗАДАЧИ:  Закрепить понятия: звонкие - глухие парные согласные; обратить внимание на слоги-слияния жи и же; научить правильно, плавно и осознанно читать по слогам слова и текст.

              Совершенствовать речевые способности,  фонематический слух, наглядно-действенное мышление, логическое мышление; развивать внимание, память, наблюдательность обучающихся; стимулировать их познавательные и интеллектуальные способности; формировать творческое воображение.

 

              Воспитывать любовь к родному языку, к родной природе, интерес к предмету, умение работать в коллективе.

Автор Денисова Валентина Васильевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 698
Номер материала 35965
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓