Буква ё- показатель мягкости
согласного звука. чтение слов с буквой ё, которая стоит в начале слова и ОБОЗНАЧает ДВа ЗВУКа [й’о].
Цели: создать условия для знакомства с
функцией буквы «ё» обозначать два звука [й’о], [о] в определенных позициях: в
начале слова и под ударением; упражнять в чтении слов с буквой «ё»; закреплять
знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных
звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе
одноуровневых моделей слов; формировать умение читать предложения как
относительно законченные по смыслу структурные единицы; развивать
фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать уважение друг к
другу, чувство правдивости.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать и объяснять функцию буквы "ё" обозначать два звука в начале
слова; выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуковой и буквенной схем
слова.
Личностные УУД:
развитие познавательного интереса, формирование определённых познавательных
потребностей и учебных мотивов.
Регулятивные УУД:
различать способ и результат действия; принятие практической задачи.
Познавательные УУД:
использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные УУД:
уметь обмениваться мнениями, слушать партнёра по коммуникации и учителя.
Ход урока
I.
Организационный момент.
Психологический
настрой на работу "Улыбка"
II.
Аналитический этап. Обсуждение
темы «Правда».
Недавно к нам на урок приходил со своими
друзьями Буратино, который не мог справиться с заданиями и просил вас им
помочь. Мы им помогли? После этого он вновь захотел научиться читать. Возьмём
его с собой? Он обещает добросовестно заниматься с вами.
- Посмотрите на доску. Прочитайте
пословицы:
Завали правду золотом, затопчи её в грязь
– всё равно наружу выйдет.(рано или поздно всё вскроется)
Без правды не житьё, а вытьё.
(несправедливо,
)
Объясните их смысл. О чём они, какая тема
их объединяет? (Правда.)
Что вы для себя уяснили, прочитав
пословицы? (Нужно всегда говорить правду. Лгать это нехорошо. Обманывать
людей тоже очень плохо)
Как называют человека, который говорит
неправду? (Лгун, врун, обманщик, лжец и правдоруб.)
III.
Мотивация учебной деятельности.
- А
сейчас, ребята, послушайте басню Л.Н. Толстой «Лгун».
Лгун.
Мальчик
стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! Волк!». Мужики
прибежали и видят: неправда. Так сделал он и два и три раза. Случилось – и
вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!». Мужики
подумали, что опять обманывает, - не послушали его. Волк видит, бояться нечего:
на просторе перерезал всё стадо.
-
Какую работу выполнял мальчик? Как он решил подшутить над пастухами? Сколько
раз он обманывал мужиков? Какая история произошла на третий раз? Какая из наших
пословиц подойдёт к этому тексту? (Без правды не
житьё, а вытьё.)
IV. Сообщение темы урока.
Основной этап
– Откройте учебник на стр.32-33, рассмотрите
и скажите какая же тема нашего сегодняшнего урока. О какой букве сегодня пойдет
речь? (буква Ё)
– Сегодня мы выясним, в каких случаях
буква ё обозначает два звука, а когда один. Будем упражняться в чтении слов,
предложений с буквой «ё»; закреплять знание графического обозначения звонкого,
глухого, твердого и мягкого согласных звуков.
-Прочитайте
слова и поставьте в них ударение: ёлка. слёзы, клёны.(Ударение в этих
словах не надо ставить, так как ё всегда ударная и над ней знак ударения не
ставится).
- Из этой сказки вы узнаете, откуда
взялись у буквы ё вверху две шишки. Ой, нет! – Две точки.
Сказка
«Почему Ё всегда ударная»
Однажды буква «Е» убежала в лес. Вдруг
подул сильный ветер, закачались деревья. Букве «Е» стало страшно, и она
спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву «Е» упали две
шишки, от которых на голове у бедной «Е» образовались тоже две шишки, от этого
она превратилась в другую букву – букву «Ё». Вот, оказывается, почему Ё всегда
ударная.
- Прочитайте стихотворение Е. Благининой
«Ёлка» стр.32 (чтение по строчке – 4 чел.)
- Как была наряжена ёлка? (Ёлку
украшали ледяные блёстки. Смола, словно слёзки, сверкала. Из-под снежинок
выглядывала свежая зелень, солнышко освещало ёлочку. Она вся светилась.)
- Найдите в стихотворении гласные буквы,
которые обозначают два звука. Объясните, почему так. (я, ё обозначают два
звука потому, что ё стоит в начале слова, а я после гласного).
- Проговорите скороговорку.
Ёжик – под ёлкой дома.
(В.Лунин)
-
Укажите слова, в которых есть буква ё. (Ёжик, ёлкой)
Физкультминутка для пальчиков
Чтение + письмо. Работа со слого - звуковыми схемами.
-
Откройте пропись стр.19 найдите вверху страницы схему слова ёжик. CD диск.
Та же работа со словом Ёлочка в прописи.(составляем
схему этих слов)
- Какие звуки обозначает буква Ё в этих
словах? А ещё когда?
ВЫВОД: буква Ё
обозначает два звука [й’ о]в начале слова или после гласной.
Какую часть учебной задачи мы
выполнили на уроке? (выяснили, в
каких случаях буква ё обозначает два звука, упражнялись в чтении слов, предложений с буквой «ё»;
закрепили знания графического обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого
согласных звуков и гласных )
Чтение.
- Прочитайте слоги, записанные на доске: ёл,
ёк, ёд.
- Сколько звуков обозначает буква ё в
слогах? (Два, т.к. стоит в начале слога)
- От данных слогов образуйте слова путём
прибавления одной буквы к началу каждого слога.
Мёл
– Сделал пол чистым.
Пёк –
Получил румяные пирожки.
Лёд –
Это холодный, прозрачный, хрупкий предмет.
- Вы образовали слова: мёл, пёк, лёд.
Какой звук обозначает в этих словах буква ё? (звук [о] под ударением)
- Прочитайте слоги (стр.32) и вслушайтесь
в гласные звуки. Что вы заметили? (Они звучат одинаково.)
- А сейчас произнесем слоги-слияния на
стр.32 учебника и послушаем, как звучат согласные звуки перед ё. (Согласные
звучат мягко.)
- А какие ещё гласные смягчают согласные
звуки? (и, я, е, ё)
Письмо. Написание слов с буквой
ё.
Стр.19 прописи.
- Прочитайте первую строчку задания. Кто
догадался, что нам необходимо сделать? (образовать слова, которые будут
обозначать детеныша и детёнышей животного)
Какую часть
учебной задачи мы выполнили на уроке? (выяснили, в каких случаях буква ё обозначает один звук, гласная ё
смягчает согласный звук, стоящий перед ней, упражнялись в написании слов, в
которых встречается буква ё )
Физкультминутка
Ёж
спешил к себе домой,
Нёс запасы он с собой.
Через кочки он скакал,
Быстро по лесу бежал.
Вдруг он сел и изменился,
В шарик круглый превратился.
А потом опять вскочил
И к детишкам поспешил.
VI. Закрепление. Тренировочные
упражнения.
«Играем
вместе»- CD диск
-
Откройте учебник стр.33, рассмотрите ленту букв. Как заняли свои места буквы ё
и о? почему так, объясните? (Эти буквы обозначают одинаковые звуки.
Согласные звуки читаются мягко с ё, а согласные звуки с о читаются твёрдо.)
-
Какие ещё похожие пары гласных вы можете назвать? (а-я, ы-и)
-
Работа со стихотворением О.Григорьева «Велосипед» стр.32
-
Составь имена людей и запиши их.
Сё
ля па Е жа
ма
Стё Лё Тё рё
1. Сёма
2. Стёпа
3. Лёля
4. Тёма
5. Ерёма
- Какие звуки
обозначает буква ё в этих словах? ([о])
- Как слышатся
согласные звуки в слого-слиянии, когда за ним следует гласная ё? (читается
мягко)
- Какое ещё
правило повторили? (Имена людей пишутся с заглавной буквы)
- CD
ДИСК – «Составляем
рассказ».
Ёжик Тёма
отправился с ведром за водой.
Тёма и Сёма
задумали стирку.
Сёма насыпал
порошок в воду и стал стирать.
Затем они натянули
верёвку между клёнами и повесили бельё сушиться.
IV. VI.
Итог урока.
– Давайте напомним Буратино, что мы
сегодня узнали на уроке нового?
– Какие звуки
обозначает буква «ё»?
– Когда буква «ё»
обозначает два звука?
- Назовите гласные
буквы, которые могут обозначать два звука.
- Когда буквы «я,
ё, ю» обозначают два звука?
Рефлексия каждый
ребенок выбирает Смайлика-настроения и кладёт в соответствующий ящичек с
указанным смайликом. Учитель подсчитывает результаты по классу.
·
Игра "Слоги по местам"
На доске 2 цветка, один с зелёной
серединкой, другой с синей.
На столе карточки двух видов слогов,
первый где согласный твёрдый, 2, где согласный мягкий.
- Подул ветерок, и лепестки перепутались.
Надо расставить их по местам. Класс делится на две команды.
Ученик выходит, берёт карточку, читает
слог и помещает на лепесток цветка.
Затем
весь класс прочитывает все слоги.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.