Главная / Другое / Буклет "Профилактика суицидального поведения у подростков (Что делать и как помочь?)"

Буклет "Профилактика суицидального поведения у подростков (Что делать и как помочь?)"

hello_html_125da06d.jpg

Мифы о суициде

Неправда, что:

Влечение к самоубийству передается по наследству. Это утверждение еще никем не доказано.

Самоубийство совершают психически неполноценные люди. Исследования показали: 80-85% суицидентов были вполне здоровыми людьми.

Самоубийство невозможно предсказать. Период кризиса – явление временное и в этот момент человек нуждается в душевной теплоте, помощи, поддержке. Получив это, человек отказывается от своих намерений.

Виды суицидов

1. Демонстративный суицид – это разыгрывание театральных сцен безо всякого намерения покончить с собой. В 90% - это крик о помощи, и только 10% подростков действительно хотят смерти. Маленькие дети обращают на себя внимание шалостями и баловством, а большие – суицидом. С демонстративными суицидами следует быть осторожными, иногда этот вид проявляется как способ шантажа: "Сделай то-то и то-то, а то я…"

2. Скрытый суицид – это удел тех, кто понимает, что самоубийство – не самый достойный путь решения проблемы, но и не может найти другой. Такие дети могут начинать заниматься экстримом, пристращаются к алкоголю и наркотикам.

3. Истинный суицид. Это обдуманное, постепенно выполненное намерение покончить с собой. Этот вид суицида иногда может выглядеть неожиданным, но никогда не бывает спонтанным. Всё поведение строится так, чтобы попытка не сорвалась. Всегда предшествует угнетённое настроение и депрессивное состояние, но эту депрессию не всегда замечают даже самые близкие люди.

4.Аффективный суицид – совершается в состоянии аффекта (сильной эмоциональной вспышки), которое может длиться даже одну минуту, но именно в это время можно удержать ребенка от осуществления суицида. Следует помнить, что суицидальная угроза, высказанная в состоянии аффекта, как правило, осуществляется.

Группа риска:

  1. Подростки из конфликтных и асоциальных семей, а также подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками.

  2. Подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелем её, либо такой случай был в семье.

  3. Одарённые подростки, склонные к одиночеству.

  4. Подростки в состоянии сильного стресса.

Признаки надвигающегося суицида:

  1. Депрессия (тревога, уныние, отсутствие планов на будущее, мысли о смерти, бессонница, потеря аппетита, уход от контактов, постоянная усталость, немотивированная агрессия).

  2. Прощание в различных формах (например: письменные указания, раздача ценных вещей).

  3. Внешняя удовлетворённость, т.к. когда решение принято, появляется избыток энергии. Внешне может казаться, что человек отказался от суицида. Это состояние опаснее, чем глубокая депрессия.

  4. Угроза – прямая или косвенная.

Основными причинами проявления

суицидального поведения

можно назвать:

Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых;

Социально-экономическая дестабилизация и отсутствие морально-этических ценностей;
• Алкоголизм и наркомания среди родителей, а не редко и среди самих подростков;
• Жестокое обращение с подростком;

Низкая самооценка, трудности в самоопределении, неуверенность в завтрашнем дне, потеря смысла жизни;
• Бедность эмоциональной и интеллектуальной сфер;

Безответная влюбленность.

Советы

по профилактике подросткового

суицидального поведения.

  1. Суицид – это не повод для публичного обсуждения в коллективе детей;

  2. Попытку или намерения – рассматривать серьёзно, не оставлять без внимания;

  3. Дать возможность высказаться и внимательно выслушать;

  4. Не употреблять общие фразы "Да ты не думай об этом", "Ну, всё не так плохо", "Не стоит этого делать" и т.д. Это может привести к обратному эффекту;

  5. Отговаривая, не давить на чувство долга. Это может подтолкнуть к роковому шагу: "А вот посмотрим, значу ли я что-нибудь для вас! ";

  6. Установить доверительные, заботливые взаимоотношения, проявлять интерес к любым проблемам;

  7. Не стыдить! Не спорить! Спор блокирует дальнейшее обсуждение;

  8. Задавать прямые вопросы: "Ты думаешь о самоубийстве. Каким образом? Что будет потом?". Не бойтесь говорить об этом с подростком. Открытое обсуждение планов и проблем снижает тревогу. Беседы не могут спровоцировать убийство, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, обсуждение же помогает "выпустить пар", выплеснуть эмоции;

  9. Обсуждать семейные и внутренние проблемы детей;

  10. Помогать подросткам ставить реальные цели в жизни и стремиться к ним;

  11. Ни при каких обстоятельствах не применяйте наказания;

  12. Будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с детьми;

  13. При малейшем подозрении на суицид – обращайтесь к специалистам!

От заботливого человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь. Самое главное, надо научиться принимать детей такими, какие они есть. Ведь это мы, взрослые, формируя отношения, помогая ребёнку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда.


Будьте внимательны и

ПОМНИТЕ!

Лучшая профилактика суицидального поведения – своевременно оказанная педагогическая и психологическая поддержка!



Материал подготовила:

педагог-психолог Пономарева О.Ю.

Казенное учреждение Омской области

"Социально-реабилитационный центр

для несовершеннолетних "Гармония"




Профилактика

суицидального

поведения у подростков


(Что делать и как помочь?)


hello_html_m504f3c91.jpg








Омск, 2014

Буклет "Профилактика суицидального поведения у подростков (Что делать и как помочь?)"
  • Другое
Описание:

Суицид (в узком, медико-биологическом смысле) – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей  оказывается человек.   Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

Суицидент – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности.

 Об актуальности этой проблемы свидетельствует статистика:

Самоубийство является 13-й по счету причиной смерти во всем мире.

·         В России, согласно данным Госкомстата, самоубийство как причина смерти находится на пятом месте в ряду других причин (после болезней сердечно-сосудистой системы, несчастных случаев и других заболеваний).

·         В настоящее время Российская Федерация занимает 2-е место,  по уровню завершенных самоубийств, 1- по числу самоубийств среди подростков и пожилых людей.

·         За последнее десятилетие в России частота суицидов среди подростков возросла почти в 3 раза. Самоубийства являются второй по частоте причиной смерти в молодости. По словам Павла Астахова, в России ежегодно происходит более 4 тыс. попыток самоубийств среди подростков. Около полутора тысяч из них – завершенные.

·         В нашей стране каждый день совершают самоубийство с летальным исходом 17 детей от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.

·         У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли.

Оказывается, что подавляющая, непропорционально большая часть случаев приходится на долю юношей и девушек в переходном возрасте. По мнению специалистов, подростковая психика предрасположена к суициду. На сухом языке медицины это называется специальным термином — «пубертатный суицид», то есть самоубийство, совершенное в пору полового созревания.

Буклет создан в помощь психологу, классному руководителю, завучу, родителям, как краткое руководство "Что делать и как помочь?"  в ситуации, когда вы чувствуете или подозреваете, что у вас в семье, классе, школе есть подросток, предрасположенный к суицидальному поведению, либо с уже совершенными попытками суицида (парасуицида).

Материалл может быть использован для проведения родительских всеобучей в школах и отдельных классах на родительских собраниях.

 

 

Автор Пономарева Оксана Юрьевна
Дата добавления 18.12.2014
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 3782
Номер материала 7631
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓