Блоки КИМ
В каждом блоке из
4-х вариантов даётся одна тема сочинения 15.3, отражающая ключевое
слово-понятие текста для изложения.
Композиция
сочинения-рассуждения
1. Вступление.
Тезис.
Формулировка
определения и комментарий к нему.
2. Основная
часть. Доказательства.
Два
примера-аргумента.
3. Заключение.
Вывод.
Каждая часть
сочинения пишется с красной строки.
Критерий
оценивания
С1К4 Композиционная стройность работы
Работа
характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в
построении текста нет – 2 б.
Работа
характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
но
допущена
одна ошибка в построении текста – 1 б.
В
работе допущено две и более ошибки в построении текста - 0 б.
Вступление. Тезис
По условию задания
в качестве тезиса берём сформулированное определение.
Есть разные способы
толкования лексического значения слова.
1. Понятийный
Дружба – это
бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии,
искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.
2. Синонимический
Человечность – это
гуманность, человеколюбие.
3. Описательный
Добро – всё
положительное, хорошее, полезное.
4. Комбинированный
Сострадание – это жалость,
сочувствие, вызываемые несчастьем или бедой другого человека или животного.
Комментарий
Данное определение
нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания.
Смысл комментария заключается
в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную
состоятельность этического понятия.
Например: Человечность
– это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к
людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно
зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.
Критерий
оценивания
С3К1 Толкование значения слова
Экзаменуемый
(в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение и
прокомментировал его – 2 б.
Экзаменуемый
(в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение,
но не прокомментировал его – 1 б.
Экзаменуемый
дал неверное определение
или
толкование
слова в работе экзаменуемого отсутствует – 0 б.
Переход к
рассуждению
Связать
вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише:
Попробуем
разобраться в смысле этого понятия.
Как можно понять
это определение?
Попробуем
объяснить данное определение.
Основная часть.
Аргументы
В основной части аргументируется
тезис.
Необходимо
привести 2 примера-аргумента
1) из указанного
текста;
2) из жизненного
опыта (случай, действительно имевший место в жизни автора; свидетельство
очевидцев и т.п.).
Примеры должны
Ø соответствовать
данному понятию;
Ø иллюстрировать
данное определение.
Включение
примеров
Для включения в
сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише:
Ø Чтобы подтвердить
сказанное, обратимся тексту (автор).
Ø Проиллюстрировать
это понятие можно на примере текста (автор).
Ø Предложение …
подтверждает мысль о том, что … .
Ø Примеры (понятие)
можно встретить в жизни.
Ø Это определение
можно доказать на таком примере.
Ø В подтверждение
приведу также пример из жизни.
Критерий
оценивания
С3К2 Наличие
примеров-аргументов
Экзаменуемый
привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного
текста, а второй – из жизненного опыта
или
экзаменуемый
привёл два примера-аргумента из прочитанного текста – 3 б.
Экзаменуемый
привёл один пример-аргумент из прочитанного текста – 2 б.
Экзаменуемый
привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта– 1 б.
Экзаменуемый не
привёл ни одного примера-аргумента– 0 б.
Заключение. Вывод
Заключение так же,
как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Задача
заключения — подвести итог, обобщить сказанное.
Вывод должен быть
логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу
тезису и аргументам.
Начать заключение можно
вводными словами
значит, итак,
следовательно, таким образом
или речевым клише
мы пришли к
выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д.
Критерий
оценивания
С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность сочинения
Работа
экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и
последовательностью изложения:
–
логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
–
в работе нет нарушений абзацного членения текста –2б.
Работа
экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и
последовательностью изложения,
но
допущена
одна логическая ошибка,
и/или
в
работе имеется одно нарушение абзацного членения текста – 1 б.
В
работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено
более одной логической ошибки,
и/или
имеется
два случая нарушения абзацного членения текста – 0 б.
О почерке
Помните, что
задания 1 (изложение) и 15 (сочинение) будут проверять эксперты, поэтому
старайтесь писать не только грамотно, но и аккуратно, разборчиво, чтобы
написанное можно было прочитать без труда.
Использованные
источники
Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для
общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.: Дрофа,
2014. – 319с.
ОГЭ 2015 Русский язык. Типовые
экзаменационные варианты / Под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Национальное
образование, 2014. – 240с.
http://www.fipi.ru
(Проект демонстрационного варианта КИМ ОГЭ-9 2015 г.)
Удачи на
экзамене!
Автор-составитель
Григорян Кристина Саркисовна
учитель
русского языка и литературы
МОУ ООШ № 25 ст.Курской
Государственная
итоговая аттестация
Основной
государственный экзамен
по русскому языку
Советы по
написанию
сочинения-рассуждения
Задание 15.3
2015
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.