Главная / Логопедия / Буклет мастер-класса на тему «Развитие ритмико-интонационной стороны речи при работе над диалогом»

Буклет мастер-класса на тему «Развитие ритмико-интонационной стороны речи при работе над диалогом»





































Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья «Волгоградская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат I и II вида №7»









Мастер - класс

















«Развитие ритмико-интонационной

стороны речи при работе над диалогом»













Провела:

Парамонова Н.Г.,

учитель-дефектолог

высшей категории











Волгоград, 2014 г.

Диалогическая речь – это наилучшая модель общения, поддерживающая социальные контакты.

Речевой материал диалога насыщен основными интонационными конструкциями, что содействует более осознанному овладению учениками элементами интонации, развитию выразительной и эмоциональной речи.



Основные интонационные структуры:

  • слитность и пауза,

  • краткость и длительность произнесения гласных,

  • выделение более длительным произнесением гласного

одного из слогов в ряду других,

  • изменения темпа (нормальный, быстрый, медленный),

  • динамические модуляции голоса в естественном

диапазоне (нормальный, громкий, тихий),

  • изменение голоса по высоте в пределах естественного диапазона (нормальный, более высокий, более низкий),

  • базовые мелодические модуляции речи (ровная

интонация, повышение голоса от основного тона и его

понижение,

  • ударение в словах,

  • логическое и синтагматическое ударения во фразах.

Работа над текстом диалога при использовании комикса.

1.Учитель воспроизводит диалог артистично, эмоционально

и выразительно, представляя коммуникативную ситуацию

при использовании серии сюжетных фотографий или

картинок, обращает внимание на эмоции героев диалога,

ученики воспринимают речь учителя слухозрительно и

повторяют воспринятое. Этому способствует то, что текст

включает большинство слов, словосочетаний и фраз из

числа тех, над которыми проводилась на данном уроке работа.

Овальная выноска 39Овальная выноска 40Овальная выноска 41 hello_html_74c97a80.pnghello_html_m45e916cd.png









Требования к составлению комикса.



  1. Комикс должен отражать конкретные события, ситуации, игры, занятия детей, т.е. коммуникативные ситуации, которые необходимы детям для общения, знакомы им, соответствовать жизненному и эмоциональному опыту, а так же ситуации, к участию в которых нужно подготовить обучающихся.

  2. Речевой материал должен:

  • состоять из звуков, которые дети произносят правильно (включая регламентированные и допустимые замены), а также тех звуков, которые закрепляются в его речи в данный период обучения, т.е. учитывается фонетический принцип;

  • иметь не более двух произносительных трудностей;

  • содержать основные интонационные конструкции;

  • быть доступным детям для восприятия.









Выноска-облако 32Выноска-облако 33

Овальная выноска 34Овальная выноска 37hello_html_m6dee3e43.png

hello_html_5024065e.pngОвальная выноска 35Овальная выноска 36hello_html_m23095545.png

Овальная выноска 38hello_html_6698c1bf.png

2. Диалог предъявляется по фразам слухозрительно и

независимо от того, воспринята реплика или нет, дети

читают данную реплику в комиксе, обязательно

передавая особенности речевого поведения

действующего лица. Учитель с помощью

предъявления образца собственной речи, а также при

использовании фонетической ритмики и других

специальных приёмов работы над произношением

побуждает ученика к реализации всех его

произносительных возможностей.

3. Комикс-диалог читается учениками целиком и

разыгрывается в парах, максимально подробно

обыгрывая текст. Дети неоднократно меняются

ролями.

4. После этого предлагается детям самостоятельно, без

опоры на текст, воспроизвести диалог.

Рекомендуется изменять ситуацию речевого общения

(например, разговаривают мама и дочка, бабушка и

ребёнок и т.д.).

Обязательное требование: дети должны передать

особенности речевого поведения введенных

действующих лиц. Большое значение придается

реализации произносительных возможностей при

использовании естественных невербальных средств

коммуникации.

5. Для отработки вариативных высказываний, можно

предложить детям самостоятельно составить диалог

из уже отработанного речевого материала,

коммуникативная ситуация вновь обыгрывается в

комиксе и оречевляется.





Составление диалога-комикса.

1.Создайте папку с нужными фотографиями.

hello_html_m3443c573.png

2.Откройте папку с фотографиями, выделите одну,

которую необходимо перенести в документ Word,

на вкладке нажмите кнопку Копировать.



hello_html_b8caa78.png



Овальная выноска 9Овальная выноска 14На уроке рисования.



Овальная выноска 20Овальная выноска 21hello_html_48f188d8.pnghello_html_m70846ef5.png

Овальная выноска 24hello_html_478b382a.pnghello_html_468cca14.png

hello_html_485e9a88.png

9. Наберите необходимый текст.



hello_html_mab00ad5.png





10. Для продолжения работы над составлением

комикса повторите все действия с пункта 2 до 9.

















3. Нажмите на кнопку Пуск, выделите документ Word

и нажмите левую кнопку мыши.



hello_html_5c68f907.png





4.Нажмите правую кнопку мыши, на вкладке выделите

Вставка, нажмите правой кнопкой мыши.

hello_html_2f9958aa.png

5.На ленте выделите кнопку Вставка и нажмите кнопку.

hello_html_3ee39c11.png

6.В разделе Вставка щелкните элемент Фигуры и

вОвальная выноска 13ыделите символ необходимой фигуры.



hello_html_e876031.png





7. Наведите курсор на необходимое место для вставки

символа и щелкните мышкой.



hello_html_m65f7ca50.png

8. Если необходимо изменить цвет заливки,

щелкните в разделе Стили фигур на нужный цвет.



hello_html_m2f9882eb.png

Буклет мастер-класса на тему «Развитие ритмико-интонационной стороны речи при работе над диалогом»
  • Логопедия
Описание:

В данном буклете представлены основные идеи  технологии: «Развитие ритмико-интонационной  стороны речи при работе над диалогом».

Для того чтобы речь детей строилась на интересном материале, и чтобы наглядно продемонстрировать интонационные конструкции, рекомендую использовать диалог-комикс.

Буклет содержит  описание методики работы над текстом диалога-комикса, требования к составлению диалога-комикса, алгоритм составления диалога-комикса.

 

А как показать ребенку с нарушениями слуха изменение интонации? Ответ содержится в данном буклете. 

Автор Парамонова Надежда Геннадьевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 574
Номер материала 21843
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓