Главная / Начальные классы / Брошюра "Упражнения для повышения техники чтения"

Брошюра "Упражнения для повышения техники чтения"

Аннотация

Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребенок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений всегда выполняющих познавательную, эстетическую и воспитательную функции, практическое знакомство с особым обобщенным, образно-эмоциональным способом отражения и познания жизни формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребенка.

Начальная школа первая начинает реализовать общую основную цель обучения – формирование личности учащегося.

Поэтому так важно именно в этот период научить ребенка читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно - познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека.

Данная брошюра содержит практические упражнения, которые помогут учителю добиться реального повышения уровня техники чтения.

Упражнениях из системы

И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко.

1. Многократное чтение. При многократном чтении следует учитывать, что у разных учеников в классе скорость чтения различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.

Проводится это так. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. После этого каждый из учеников отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у детей, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать, а лучше поупражнять на этом кусочке текста артикуляционный аппарат. А это уже второе упражнение.

2. Чтение в темпе скороговорки.  Здесь следует сказать, что каждый урок начинается с чтения скороговорки. Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение скороговорки.

При чтении предложений в темпе скороговорки не следует уделять внимания выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но повышены к четкости прочтения окончания слов. Окончания слов не должны “проглатываться” учениками, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем начинается третье упражнение.

3. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. 

Детям объясняем так: “Теперь, ребята, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ребята прочитывают текст до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

4. Упражнения для развития угла зрения.

Малый угол зрения – большой недостаток у многих читателей. Раз он мал, то при прочих малых условиях в поле зрения такого читалеля попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно. И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения:

а) чтение первого и последнего слогов на строке.

Например,

Барсучий нос

(отрывок)

К. Паустовский

… Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос,
похожий на свиной пятачок, нос долго нюхал воздух и дрожал
от
 жадности

б) использование таблицы Шульте. Учитель засекает время (30 секунд), а дети ведут счет от 1 до 30, при этом отыскивая цифры в таблице и показывая их. При частом применеии этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1, можно обмениваться таблицами, т.к. дети выучивают расположение цифр.

Таблица Шульте

10

4

28

9

14

20

24

18

1

5

13

8

30

25

11

2

22

15

27

17

26

6

12

3

21

16

23

19

29

7

5. В целях четкого разграничения детьми чтения молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении вводилось упражнение “Губы”.

При команде “Губы” к плотно сжатым губам дети прикладывают палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. При команде “Вслух” дети убирали палец и читали вслух текст.

По мере привыкания детей к чтению без внешних признаков проговаривания, команда “Губы” подавалась все реже и, наконец, отменялась совсем.

6. Для развития скорости и гибкости  (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания)

используется упражнение “Буксир”.

Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читали тот же текст “про себя”, стараясь поспевать за учителем. Таким образом, они приучаются изменять скорость и ритм чтения в связи с содержанием и структурой самого текста. Средняя скорость чтения вслух учителя должна несколько превышать скорость молчаливого чтения слабых учеников, побуждая их тем самым к стремлению не отстать от учителя.

Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми осуществляется путем внезапной остановки учителя на каком-либо слове и повторении его. Дети должны остановить на этом месте, указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, делает выборочную проверку.

Иной способ проверки состоит в замене какого-либо слова другим, достаточно близким по значению и грамматической форме. Дети должны отметить это искажение текста поднятием рук и внести поправку.

Другой вариант упражнения “Буксир” заключается в чтении в парах. Более сильный ученик читает “про себя” и пальцем следит по книге. А его партнер читает вслух, но по пальцу своего соседа. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.

Третий вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении учителя и ученика вслух. Учитель читает в пределах скорости учеников, дети должны подстроиться под его темп. Затем учитель замолкает и продолжает читать “про себя”, дети следуют его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И те дети, которые правильно “уловили” темп чтения, должны “встретиться” с ним на одном слове.

7. Следующее упражнение называется “Бросок – засечка”. 

Заключается оно в следующем.

Дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда учителя “Засечка” дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” дети должны отыскать глазами то место в книге, на котором они остановились и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут. Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте.

8. Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения.

Применяется упражнение “Молния”. Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом уроке, чтения, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.

В конце урока чтения Оставить 3-4 минуты времени для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Ребята в течение одной минуты читают текст /каждый в своем темпе, вполголоса, чтобы не мешать своим товарищам/, замечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике.

Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Уже через неделю можно подойти к ученику и проверить его результаты. Они всегда свидетельствуют о прибавке в скорости чтения. это благотворительно сказывается на отношении учеников к тренировке.

Следует сказать, что детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае можно применить упражнение “Спринт”. К доске выходят несколько учеников /3-5/, им предлагается отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде учителя они начинают читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. При этом упражнении дети учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.

У некоторых учителей не получаются хорошие результаты из-за ошибок в использовании рекомендаций.

1. Учитель не верит в возможность достижения высокой скорости осмысленного чтения и поэтому не ставит такую задачу перед учениками и их родителями. Отсутствие целевой установки не помогает мобилизовать усилия.

2. Учитель не проводит периодических замеров скорости чтения, ученики не могу судить, каковы их успехи.

3. Зрительные диктанты проводятся не ежедневно и не по текстам И.Т. Федоренко. Только при ежедневном и постепенном наращивании длины предложений можно развить оперативную память.

Чтобы проверка домашнего задания не состояла из скучных пересказов и прочтений текстов, ее можно разнообразить.

1. Учитель читает домашний текст /при этом у учащихся книги закрыты/ и специально делает замены слов, дети должны на слух уловить эту замену и исправить учителя.

Лиса и козел”

/Русская народная сказка/

Бежала лиса, на кур /правильно ворон/ зазевалась и попала в яму /колодец/. Воды в колодце быломного /немного/: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет. Идет баран /козел/, глупая /умная/ голова. Идет бородой /бородищей/ трясет, рогами /рожищами/мотает…

2. Учитель зачитывает или записывает на доске начало, конец или середину предложения, входящего в домашний текст, а дети должны отыскать его в тексте и полностью зачитать.

Два жадных медвежонка”

/Венгерская народная сказка/

а) В этом нехоженом, невиданном густом лесу …

б) …все припасы у них…

в) … с теми, кто жадничает.

3. Учитель пишет на доске предложение, заранее исказив его. Дети отыскивают его в тексте и правильно зачитывают.

Лиса Патрикеевна.

К. Ушницкий.

Кума хорошо приодета: пушистая шерсть, золотая; жилеточка на груди, белый галстучек на шее.Правильный вариант: Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.

4. Если к тексту в классе составлялся коллективный план, учитель может зачитать предложение из текста, а дети определяют, к какому пункту плана относится это предложение.

5. Детям может быть предложено дома сделать рисунки к тексту и подписать их предложениями из текста. Остальные ребята класса определяют, на сколько точно подобраны предложения.

Постоянно используя на уроках чтения вышеописанные методику и рекомендации по развитию техники чтения у младших школьников, результаты проверки техники чтения покажут достаточно высокий уровень чтения у детей.


Упражнение (до 15 минут)


Цель: расширение объема ассоциативной памяти.


Постарайтесь запомнить каждый из данных рядов слов путем установления между словами ряда ассоциативных связей и создания одной и более образных ситуаций.



ЛУНА, ПЕШЕХОД, СНЕГ, ПРИГОРОД, ТЕМП, ТЕЛЕСКОП, ЦАПЛЯ.


ПИРАМИДА, ПЕТУХ, ПИРОГ, ПАМЯТЬ, ТЕЛЕФОН, ЯНТАРЬ, МОРЕ.


ПЕСОК, ПЛАТЬЕ, ЛАДЬЯ, ОВАЛ, МЕТЕЛЬ, ЛУНА, ЧАЙКА.


СЦЕНА, МАСЛО, ХУДОЖНИК, МАКЕТ, ГЛОБУС, ДОЛИНА, МАК.


ПОЕЗД, ПЕРРОН, ПЛОЩАДЬ, УЧЕНЫЙ, ПОИСК, ПЛАНЕТА, ЛИМОН.


ПЕСНЯ, ПИСЬМО, ЯЩИК, МОНТЕР, ЛИФТ, ПЕРСИК, СВИРЕЛЬ, ПОЭТ.


ВОЙНА, ПЛЕЧО, САЛЮТ, ПОБЕДА, ШАГ, САРАФАН, ЦВЕТ, ТЕСЬМА.




СЛОГОВЫЕ ПИРАМИДКИ




КОС 1 АРЬ



ПАР 2 ТА



КАР 3 ТА



БАЛ 4 КОН



ДРУ 5 ЖБА















Упражнения для тренировки осязания:


Несколько монет достоинством две, три, пять, десять рублей (копеек) рассыпьте и, закрыв глаза, рассортируйте по достоинству.


Упражнения, развивающие тактильные ощущения:


1) Представьте себе, что вы берете котенка в руку. Он вырывается, а вы стараетесь его удержать. Он все же вырвался, и ощущение его теплого, мягкого тела исчезает. Повторите это мысленно несколько раз.

2) «Душ». Вода холодная – горячая.


Упражнения для тренировки обоняния:


1) Выработка эталонов запахов. Знакомясь с группами запахов, пополняйте их теми запахами, с которыми вы часто встречаетесь:

Цветочные: ромашка, роза…

Пищевые: хлеб, сыр, мясо жареное…

Лекарственные: йод, полынь…

Опасные: газ, бензин…

2) Создание вторичных ощущений запахов в ситуациях: море, вечер, легкая волна накатывает на берег (песок), гнилые водоросли, мидии.


Упражнения для тренировки вторичных вкусовых ощущений:


Сладкое: сахар, мед, шоколад…

Кислое: лимон, кефир, сливы…

Горькое: лук, перец, чеснок…

Соленое: селедка…

Представляя вкусовые ощущения, постарайтесь вызвать зрительные образы и их носителей.


Упражнения для развития беглости чтения:


  1. Работа по созерцанию зеленой точки. (На карточке, на картинке ставим зеленую точку и концентрируем на ней взгляд. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу.)

  2. Работа по таблицам Шульте.


Развитие поля зрения по горизонтали.


847 22 9 14 18 7

215 3 12 6 23 20

639 21 4 1 25 15

13 5 24 11 17

10 8 19 2 16


Развитие поля зрения по вертикали:


13 33 9 4 26 26 31 23 5 21

3 22 19 2 30 17 3 35 11 29

28 31 12 24 6 14 22 8 24 6

7 10 21 27 14 20 33 27 16 13

35 18 1 16 8 12 30 18 2 34










СЛОГОВЫЕ ПИРАМИДКИ



Р 1 О



Н 2 У



С 3 Е



М 4 И



К 5 А



К 6 У















СЛОГОВЫЕ ПИРАМИДКИ





М 1 Ы



В 2 Ы



ШКО 3 ЛА



ТРАМ 4 ВАЙ



КОМБА 5 ЙНЕР



















Уhello_html_m441922ce.gifчись читать правильно!


1. Соблюдай правильный темп, ритм чтения, избегай торопливости.


2. Следи за правильным произношением (дикцией). Произноси слова ВНЯТНО, ОТЧЕТЛИВО.


3. Обращай особое внимание на знаки препинания, которые помогут тебе «исполнить» паузы, необходимые при чтении.


4. Правильно исполняй «голосом» знаки препинания.


5. Отыскивай наиболее важные «ценные» по смыслу слова, сочетания и выделяй их усилением голоса – логическим ударением.


6. Соблюдай определенный ТОН высказывания (интонацию).


Игра «Волшебная палочка»


Эта игра существует в нескольких вариантах: географическом, историческом, музыкальном, литературном и т.д. Проводится она в быстром темпе. Класс делится на две группы. Ученик, на которого учитель показывает «волшебной палочкой», должен вспомнить название горы или реки, дату, стихотворение, пропеть популярную песню и т.д. Побеждает та команда, у которой меньше штрафных очков.

Если занятие по методике И.Т. Федоренко ведутся не реже трех-четырех раз в неделю и ученик читает со скоростью 50-60 слов в минуту, то обучить его быстрому чтению можно за месяц. В сложных случаях,

Когда он заметно отстает в развитии, не может самостоятельно прочитать и двух-трех строк, на его обучение приходится затрачивать около двух-трех месяцев. Здесь все зависит от квалификации и добросовестности учителя, от его любви к детям и веры в конечный итог обучения.


Игра «Сыщик»


В классе на заметных местах раскладывают спичку, карандаш, веточку и т.п. Можно, наоборот, вынести вещи, которые там постоянно находятся. После этого в комнату приглашаются ученики: они молча осматривают ее, записывая в тетради названия предметов, которые появились в классе или вынесены из него.


Тренировка восприятия слов


Цель упражнения: опознавание слов.

Дается задание: возьмите карандаш и, проверяя каждую строчку, найдите и отметьте слово, идентичное ключевому слову, находящемуся слева и выделенному жирным шрифтом, старайтесь выполнять упражнение с самой максимальной скоростью; сконцентрируйтесь и работайте с чувством необходимости. Засеките время. Просто сфотографируйте ключевое слово, а затем скользите по другим словам строчки в поисках идентичной фотографии, не думая об их значениях. Если вам не удалось найти в строчке ключевое слово, не возвращайтесь назад, а идите вперед и переходите на другую строчку. Не проверяйте соответствие слов до тех пор, пока не закончите все 25 строчек. После выполнения упражнения запишите время, которое вам потребовалось для выполнения этого упражнения, затем произведите сверку ключевых и отмеченных слов, запишите результат.



Ваша цель – это 25 слов правильных ответов за 30 секунд.


  1. ручка/тучка кучка рубка ручка рюмка речка

  2. маска/манка марка каска пасха маска миска

  3. канат/карат кунак кайман канат коралл кант

  4. собор/забор набор отбор свора забор запор

  5. шапка/шахта шавка шпонка шаткий шапка шайка

  6. жить/шить пить бить лить жесть жить жито

  7. слон/сток столб салон слон скат слог

  8. кот/крот корт скот кот кол кон код

  9. лампа/лана рампа рама ласка ломка лампа

  10. стол/столб сталь толк скол стол сокол соло

  11. коса/коза оса краса кросс кость коса класс

  12. строчка/стачка отсрочка кочка строчка срочно

  13. чай/час чей чай май рай лай чан чум

  14. талон/тантал галлон баллон табун талон салон

  15. конфета/карета комета конфета кассета галета

  16. самолет/самокат самолет самострел самовар самосуд

  17. простой/пустой постой просто простой простота

  18. кость/трость гость кость злость масть страсть

  19. корм/кроме кромка корма корка корт корм крона

  20. топот/топор топот топаз топка тропка трон трос

  21. фара/фаза фата фуга фара фанат франт

  22. халат/халиф холоп халва ханжа хлам халат

  23. мель/мел цель сель гель трель мель ель отмель

  24. урок/урод урон урок уряд урка урна ураган

  25. стан/стон стал сталь стаж станок стакан



Затраченное время_______

Количество найденных слов________











Ваша цель – это 25 слов правильных ответов за 30 секунд.



  1. ручка/тучка кучка рубка ручка рюмка речка

  2. маска/манка марка каска пасха маска миска

  3. канат/карат кунак кайман канат коралл кант

  4. собор/забор набор отбор свора забор запор

  5. шапка/шахта шавка шпонка шаткий шапка шайка

  6. жить/шить пить бить лить жесть жить жито

  7. слон/сток столб салон слон скат слог

  8. кот/крот корт скот кот кол кон код

  9. лампа/лана рампа рама ласка ломка лампа

  10. стол/столб сталь толк скол стол сокол соло

  11. коса/коза оса краса кросс кость коса класс

  12. строчка/стачка отсрочка кочка строчка срочно

  13. чай/час чей чай май рай лай чан чум

  14. талон/тантал галлон баллон табун талон салон

  15. конфета/карета комета конфета кассета галета

  16. самолет/самокат самолет самострел самовар самосуд

  17. простой/пустой постой просто простой простота

  18. кость/трость гость кость злость масть страсть

  19. корм/кроме кромка корма корка корт корм крона

  20. топот/топор топот топаз топка тропка трон трос

  21. фара/фаза фата фуга фара фанат франт

  22. халат/халиф холоп халва ханжа хлам халат

  23. мель/мел цель сель гель трель мель ель отмель

  24. урок/урод урон урок уряд урка урна ураган

  25. стан/стон стал сталь стаж станок стакан


Затраченное время_______

Количество найденных слов________




















Уhello_html_18257a25.jpgПРАЖНЕНИЯ


ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ


ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ









Брошюра "Упражнения для повышения техники чтения"
  • Начальные классы
Описание:

Аннотация

Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребенок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений всегда выполняющих познавательную, эстетическую и воспитательную функции, практическое знакомство с особым обобщенным, образно-эмоциональным способом отражения и познания жизни формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребенка.

Начальная школа первая начинает реализовать общую основную цель обучения – формирование личности учащегося.

Поэтому так важно именно в этот период научить ребенка читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно - познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека.

 

Данная брошюра содержит практические упражнения, которые помогут учителю добиться реального повышения уровня техники чтения.

Автор Каскенова Айнура Алимжановна
Дата добавления 22.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 2223
Номер материала 4785
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓