Главная / Физика / Брошура "Проблемные методы обучения на уроках физики в 7, 8 классах."

Брошура "Проблемные методы обучения на уроках физики в 7, 8 классах."












hello_html_m230fc894.gif


Проблемные методы

обучения на уроках физики в 7, 8 классах.








Основная цель активизации познавательной деятельности учащихся – развитие их творческих способностей, которые развиваются в процессе деятельности.

Развитие творческих познавательных способностей учащихся – цель деятельности учителя, а применение различных приёмов активизации является средством достижения этой цели.

Еще К. Д Ушинский писал: «Преподавание всякого предмета должно идти таким путём, чтобы на долю воспитанников оставалось столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы».

Развивать познавательные способности учащихся – значит, формировать у них мотивы учения.

Мыслительная деятельность делится на три уровня:

1.  уровень понимания;

2.  уровень логического мышления;

3.  уровень творческого мышления.

Понимание – это аналитико-синтетическая деятельность, направленная на усвоение готовой информации, сообщаемой учителем или книгой. Именно в процессе понимания ученик усваивает опыт проведения логических рассуждений, анализа, синтеза, абстракции и обобщения и т. д.

Логическое мышление – процесс самостоятельного решения познавательных задач.

Учащиеся должны самостоятельно анализировать изучаемые объекты, сравнивать результаты отдельных опытов, строить обобщенные выводы, выполнять классификацию, доказательства, выводить формулы, анализировать их и т. д.

Одна из идей развивающего обучения – это идея о наличии затруднения (проблемы) для учащихся в процессе обучения. Проблемная ситуация предполагает умственную активность ученика и порождает соответствующую мотивацию.

При проблемном обучении познавательную деятельность учащихся необходимо развивать по логике развертывания творческого познавательного процесса, а именно:

1.  Создают проблемную ситуацию, анализируют её и в ходе анализа подводят учащихся к необходимости изучения определенной проблемы.

2.  Включают учащихся в активный поиск решения проблемы на основе имеющихся знаний и мобилизации познавательных способностей. Выдвигаемые в ходе поиска гипотезы и догадки должны подвергаться анализу, с тем, чтобы найти наиболее рациональное решение.

3.  Предполагаемое решение проблемы проверяется иногда теоретически, но чаще экспериментально. Проблема решается, и на основе этого решения делается вывод, который несёт в себе новое знание об изучаемом объекте.

В соответствии с основными закономерностями творческой познавательной деятельности, которые являются теоретической основой проблемного обучения, проблемное обучение должно начинаться с организации проблемных ситуаций, а не с формулировки учебных проблем. «Самой существенной чертой проблемного обучения является не постановка вопроса, а создание проблемных ситуаций», писал В. Оконь.

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, оно направлено на формирование умений самостоятельно решать познавательные проблемы, на развитие творческого мышления школьников.

Творческое мышление имеет три этапа:

1.  проблемная ситуация, с первоначальным её анализом и формулировкой проблемы;

2.  поиск пути решения проблемы;

3.  претворение найденного принципа решения проблемы и его проверка.

Проблемы возникали в физике каждый раз, когда обнаруживались противоречия между вновь открываемыми опытными фактами и прежними представлениями, не способными их объяснить.

«... каждый раз, когда научное знание в данной области принимало законченную форму теории, опыт и наблюдение вне нас существующего мира обнаруживали новые факты, которые никак не укладывались в рамки теории

и, наоборот, явно ей противоречили. Под давлением новых фактов вырастала новая теория», писал академик А. Ф. Иоффе.

Для создания проблемных ситуаций на уроках физики необходимо выявить возможные типы противоречий, которые могут возникать в ходе изучения физики.

На уроках физики можно для создания проблемных ситуаций использовать три типа противоречий:

1.  противоречия между жизненным опытом учащихся и научными знаниями;

2.  противоречия процесса познания 9противоречия между ранее полученными учениками знаниями и новыми);

3.  противоречия самой объективной реальности.















Создание проблемных ситуаций по темам

7 класс

Тема урока

Создание проблемной ситуации

Этап урока, на котором можно использовать проблемную ситуацию


«Первоначальные сведения о строении вещества»


Строение вещества. Молекулы.

Если к 50 см3 прибавить 50 см3 сколько получится? Опыт: Смешивание спирта и воды равного объема. Как такое возможно?

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Лабораторная работа «Определение размеров малых тел».

Предложите различные способы определения радиуса мяча и измерьте одним из них мяч дома.

Контроль и оценка результатов учебной работы

Диффузия в газах, жидкостях, твердых телах.

Предложите способ измерения скорости распространения диффузии в газах и жидкостях. Измерьте эту скорость.

Анализ и обобщение изученного материала

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Фронтальный опыт. Капля воды соединяет две стеклянные пластинки так, что их трудно разделить, а два кусочка пластилина не соединяет. Почему?

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

Почему, если открыть крышку чайника, пар выходит, а вода остаётся?

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

«Взаимодействие тел»

Механическое движение.

Что меняется при переходе из одной системы отсчета в другую?

СD УМК «Живая физика» модель О1 и 04

Овладение новым учебным материалом

Равномерное и неравномерное механическое движение

Рассмотрите движение 3 тел. Определите, к какому из них относится каждый график движения.

СD УМК «Живая физика» модель Р1

Овладение новым учебным материалом

Скорость. Единицы скорости

Построить график зависимости пути от времени собственного движения в школу.

Контроль и оценка результатов учебной работы

Явление инерции.

Древнегреческий учёный Аристотель писал: «Всё движущее необходимо бывает движимо чем-то», а итальянский учёный Галилео Галилей писал: «Когда тело движется по горизонтальной плоскости, не встречая никакого сопротивления движению, то… движение его является равномерным и продолжалось бы бесконечно, если бы плоскость простиралась в пространстве без конца». Какого мнения придерживаетесь Вы? Обоснуйте.

Почему поскользнувшийся человек падает назад, а споткнувшийся вперёд?

Первичное ознакомление с новым учебным материалом






Контроль и оценка результатов учебной работы

Взаимодействие тел.

Понаблюдайте за движением различных тел. Что происходит со скоростью этих тел? Почему?

СD УМК «Живая физика» модель С1.

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.

Почему трудно выпрыгнуть на берег из лёгкой надувной лодки?

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Плотность вещества.

Что больше плотность кипящей воды или плотность находящего над ней пара?

Анализ и обобщение изученного материала

Лабораторная работа «Измерение плотности твердого тела»

Определите (можно вдвоем с другом) плотность в домашних условиях (на выбор ученика) соли, сахара, муки, своего тела и т.п. Другой вариант: Сравните плотность сахара и соли, муки и соли, муки и сахара.

Анализ и обобщение изученного материала

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести

Пронаблюдайте за движением тела при различной скорости. Какие закономерности вы наблюдаете?

Почему автомобиль не может въехать на крутую гору?

СD УМК «Живая физика» модели С2 и ТР7

Овладение новым учебным материалом

Сила упругости. Закон Гука.

Придумайте способы сравнения жесткости двух различных пружин.

Анализ и обобщение изученного материала

Вес тела.

Чем отличается вес тела от силы тяжести и массы?

Контроль и оценка результатов учебной работы

Центр тяжести

Определите центр тяжести неправильной формы.

Анализ и обобщение изученного материала

Динамометр.

Градуирование динамометра с круглой шкалой

СD УМК «Живая физика» модель С6

Контроль и оценка результатов учебной работы

Сложение двух сил, направленных по одной прямой.

Экспериментальная задача. Какой должна быть равнодействующая сила?

СD УМК «Живая физика» модели С3а, С3б

Овладение новым учебным материалом

Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя.

Куда направлена сила трения при ходьбе человека?

Овладение новым учебным материалом

Трение в природе и технике.

Когда трение необходимо уменьшать, а когда увеличить? Предложите несколько способов изменения трения.

Анализ и обобщение изученного материала


Тема «Давление твердых тел, жидкостей и газов»


Давление тел на опору. Единицы давления.

Вам надо нести тяжелую покупку за верёвку. Предложите способы уменьшения боли в пальцах.

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Способы уменьшения и увеличения давления

Изменение каких параметров тела приводит к изменению давления? Почему?

СD УМК «Живая физика» модель Дт4

При каких условиях давление необходимо увеличивать, а при каких уменьшать.

Овладение новым учебным материалом


Анализ и обобщение изученного материала

Давление газа

Можно ли увеличить объем шарика, не развязывая нити. Демонстрационный опыт: Раздувание шарика при откачивании воздуха из- под колокола воздушного насоса.

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Закон Паскаля

Демонстрационный опыт: Ученик, стоит на гладкой доске, находящейся на воздушном шарике. Почему шарик не лопнул?

Овладение новым учебным материалом

Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда.

Выясните зависимость давления внутри жидкости от положения тела в пространстве, плотности жидкости и глубины погружения.

СD УМК «Живая физика» модель Г1

Овладение новым учебным материалом


Сообщающиеся сосуды

Применение сообщающихся сосудов в быту и технике.

Анализ и обобщение изученного материала

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует атмосфера.

Демонстрационный опыт: Колокол воздушного насоса легко отрывается от тарелки, но если откачать воздух из – под колокола, то крышка поднимается вместе с тарелкой и гирей 5 кг. Объясните это явление.

Какими физическими явлениями объясняется вдох и выдох воздуха человеком?

Первичное ознакомление с новым учебным материалом



Анализ и обобщение изученного материала

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

Придумайте водяной барометр.

Контроль и оценка результатов учебной работы

Барометр- анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

Как барометр можно использовать для определения высоты подъема самолета, вертолёта, ракеты?

Контроль и оценка результатов учебной работы

Манометры

Придумать прибор для измерения давления, которое больше или меньше атмосферного.

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Поршневой жидкостной насос Гидравлический пресс

Калитка, ведущая в сад американского изобретателя Томаса Алва Эдинсона, очень тяжело открывалась. Один из его гостей укорил хозяина в несовершенстве конструкции. На что, изобретатель возразил, что конструкция калитки идеальна, просто пока гость открывал, насос домашнего водопровода накачал 20 литров воды. Придумайте варианты возможного изобретения Эдинсона.

Овладение новым учебным материалом

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила

Собака легко перетаскивает утопающего в воде. Однако на берегу, она не может сдвинуть его с места. Почему?

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Плавание тел

Опыт. В одном сосуде яйцо тонет, в другом всплывает, в третьем плавает. Как это можно объяснить? Подтверждение или опровержение при помощи компьютерного исследования условий плавания тел.

СD УМК «Живая физика» модель Э1

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Плавание судов Воздухоплавание

Работа с информацией. Обсуждение детских докладов «Плавание судов», «Воздухоплавание».

Контроль и оценка результатов учебной работы


Тема «Работа и мощность. Энергия»


Механическая работа.

Опытным путём определите, от чего и как зависит механическая работа?

СD УМК «Живая физика» модель Э1

Овладение новым учебным материалом

Мощность

Какую мощность Вы развиваете при подъеме с первого на второй этаж в кабинет физики?

Контроль и оценка результатов учебной работы

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы

Мальчик помогает девочке нести тяжёлую большую сумку. Для удобства сумку повесили на палку. Как поступить мальчику, чтобы девочке было легче нести груз?

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

«Золотое правило» механики

Можно ли с помощью простых механизмов получить выигрыш в работе? Какой?

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Энергия. Потенциальная и кинетическая

Превращение одного вида энергии в другой.

Защита фантастических идей использования в будущем превращения одного вида энергии в другой.

Анализ и обобщение изученного материала


8 класс


Тема урока

Создание проблемной ситуации

Этап урока, на котором можно использовать проблемную ситуацию


Тема «Тепловые явления»


Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия

Можно ли движение молекул считать механическим?

СD УМК «Живая физика» модель В11

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Способы изменения внутренней энергии тела.

Придумайте варианты использования внутренней энергии различных веществ.

Анализ и обобщение изученного материала

Теплопроводность. Излучение. Конвекция.

Серия демонстрационных опытов на теплопроводность, конвекцию и излучение. Что общего в этих тепловых явлениях и чем они отличаются?

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Особенности различных способов теплопередачи

Какие особенности различных способов теплопередачи использует человек в быту и технике?

Анализ и обобщение изученного материала

Количество теплоты. Единицы количества теплоты

Повлияет ли заварка чая (или сахар) на скорость остывания воды? Как это проверить?

или опровержение гипотез.

Контроль и оценка результатов учебной работы

Удельная теплоемкость Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении

Можно ли утверждать, что для нагревания 200 г воды потребуется большее количество теплоты, чем для нагревания 100 г воды? Почему?

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива

Как опытным путём оценить удельную теплоту сгорания спирта?

Контроль и оценка результатов учебной работы

Закон сохранения и превращения энергии

Способы использования закона сохранения и превращения энергии в быту и технике.

Овладение новым учебным материалом

Агрегатное состояние вещества. График плавления и отвердевания.

Почему при переходах вещества из одного агрегатного состояния в другое температура не меняется?

Контроль и оценка результатов учебной работы

Испарение.

Если подуть на руку, то чувствуете холод, а если подышать, то тепло? Почему?

Фронтальный эксперимент: установление зависимости испарения жидкости от рода жидкости, температуры, площади свободной поверхности жидкости, а также ветра.

Придумайте холодильник без льда.

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Овладение новым учебным материалом



Контроль и оценка результатов учебной работы

Кипение. Удельная теплота парообразования.

Демонстрационный опыт: кипение воды при низкой температуре, при откачивании воздуха из колбы. Объясните наблюдаемое явление.

Предложите способ определения удельной теплоты парообразования спирта.

Первичное ознакомление с новым учебным материалом


Контроль и оценка результатов учебной работы

Влажность воздуха

Как вы считаете, почему затрудняется дыхание в пустыне и на крайнем севере?

Что произойдет, если влажность воздуха резко понизится, повысится?

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Контроль и оценка результатов учебной работы

Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания.

Учимся работать с информацией. Обсуждение достоинств и недостатков детских презентаций по темам «История создания тепловых двигателей». «Использование двигателей внутреннего сгорания»


Паровая турбина Холодильник.

КПД тепловых двигателей

. Учимся работать с информацией. Обсуждение достоинств и недостатков детских презентаций по темам «Паровые машины». «Экологические проблемы использования тепловых машин»

Анализ и обобщение изученного материала

Экологические проблемы использования тепловых машин и охрана среды

Создание и защита собственных моделей: «Экологическая тепловая машина будущего».




Анализ и обобщение изученного материала


Тема «Электрические явления»

Электризация тел, Два рода зарядов

Фронтальный эксперимент. Как определить знак заряда у разных тел?

Овладение новым учебным материалом

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества

Придумайте электрометр, который позволил бы вам вечером измерять свой электростатический заряд.

Контроль и оценка результатов учебной работы

Делимость заряда. Строение атомов.

Может ли тело быть заряжено один раз положительно, а другой - отрицательно?

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Объяснение электрических явлений

Могут ли одноименно заряженные тела притягиваться?

СD УМК «Живая физика» модель Э1

Овладение новым учебным материалом

Электрический ток. Источники тока.

Придумайте новые источники тока, которые возможны в ближайшие 20-30 лет.

Анализ и обобщение изученного материала

Электрическая цепь

Предложите варианты обозначения различных электрических приборов на электрических схемах? Или наоборот, какие приборы можно изобразить следующими элементами электрическими схем?

Изобразите схему электрической цепи, в которой можно включать и выключать электрическую лампу, присоединенную к источнику тока, в разных концах длинного коридора.

Первичное ознакомление с новым учебным материалом


Контроль и оценка результатов учебной работы

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока.

Где и как можно использовать различные действия электрического тока?

Анализ и обобщение изученного материала

Электрическое сопротивление закон Ома для участка цепи.

От чего зависит электрическое сопротивление человека?

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Удельное сопротивление.

Предложите способы увеличения и уменьшения сопротивления проволок.

Контроль и оценка результатов учебной работы

Реостаты.

Мозговой штурм. Придумайте различные виды реостатов.

Анализ и обобщение изученного материала

Последовательное сопротивление проводников. Параллельное соединение проводников.

У вас три сопротивления 10 Осv, 20 Ом и 30 Ом.

Какие сопротивления вы можете получить?

Контроль и оценка результатов учебной работы

Работа и мощность электрического тока.

Почему вечером, когда все включают электроприборы, напряжение в сети падает?

Контроль и оценка результатов учебной работы

Закон Джоуля – Ленца.

На длинных высоковольтных проводах теряется много энергии. Придумайте способы борьбы с потерей этой энергии.

Анализ и обобщение изученного материала

Лампа накаливания. Короткое замыкание. Предохранители.

Обсуждение презентаций «Лампа накаливания», «Короткое замыкание», «Предохранители».

Овладение новым учебным материалом


Тема «Оптика»


Источники света. Распространение света.

Египетский ученый Эратосфен во II в. н.э. измерил радиус Земли, отдыхая в полдень в саду и наблюдая за тенью от дерева. Как это ему удалось?

Контроль и оценка результатов учебной работы

Отражение света. Законы отражения.

На модели выведите зависимость между падающим лучом и отраженным.

СD Физикон «Открытая физика» модель «Отражение и преломление света»

Овладение новым учебным материалом

Плоское зеркало. Построение изображений

Использование плоских зеркал в быту и технике.

Анализ и обобщение изученного материала

Преломление света. Законы преломления.

Можно ли сфотографировать мираж?

Анализ и обобщение изученного материала

Линзы. Оптическая сила линзы

У вас в наличии три линзы, разной оптической силы: 3дптр, -5 дптр и 7 дптр. Какой оптической силы линзы вы можете получить?

Контроль и оценка результатов учебной работы

Изображения, даваемые линзой.

Можно ли, используя одну собирающую линзу, получить один раз прямое изображение, а другой - перевернутое? А рассеивающей линзой?

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Глаз и зрение

Определите с физической точки зрения достоинства и недостатки человеческого глаза.

Анализ и обобщение изученного материала

Тема «Электромагнитные явления»

Магнитное поле. Магнитные линии.

Как меняются магнитные линии вокруг проводника с током на модели?

СD Физикон «Открытая физика» модель «Магнитные линии»

Овладение новым учебным материалом

Магнитное поле катушки с током.

Где можно использовать электромагнит?

Контроль и оценка результатов учебной работы

Примеры применения проблемного обучения


7 класс

7 класс, при изучении атмосферного давления в 7 классе хорошую проблемную ситуацию создает следующий занимательный опыт: сваренное вкрутую и очищенное яйцо, положенное на горлышко графина, втягивается внутрь его, если предварительно бросить в графин зажженную бумагу и быстро закрыть графин яйцом. Проблемная ситуация рождается в силу того, что яйцо втягивается в графин «само», якобы без внешнего воздействия.

Проблемные ситуации возникают в ходе познавательной деятельности человека. Поэтому для введения в проблемную ситуацию нельзя (недостаточно) просто указать учащимся на противоречие. Необходимо так организовать их деятельность, чтобы они сами натолкнулись на некоторое несоответствие познаваемого с имеющейся у них системой знаний.



При изучении атмосферного давления в 7 классе задаю вопрос: «Производит ли атмосферный воздух давление на находящиеся в нём тела?».

Если получен отрицательный ответ, то можно сказать, что «... ведь вода оказывает давление на погруженное в неё тело, почему же воздух не может оказывать давления?»

Далее проделываем опыт: неполный стакан с водой и лист бумаги или цилиндрический сосуд с краном, из которого выкачан воздух.

Бывает иногда и так, что формулировка вопроса сразу создает проблемную ситуацию.


“Плавание тел” в 7 классе.

Перед учащимися находится три сосуда с жидкостью, в которых помещены три одинаковых тела,

например, яйца: в первом сосуде тело плавает на поверхности, во втором находится внутри жидкости, в третьем тело на дне.

Вопрос: Почему одно тело ведет себя по-разному? От каких факторов зависит поведение тела в жидкости?

Учащиеся предлагают много версий, но не все они отражают суть, поэтому сами учащиеся выбирают из всех самые доказательные. Так как, во всех случаях тела одинаковые, то можно сразу исключить параметры тела, остается жидкость, следовательно, условия плавания связаны с жидкостью.

Таким образом, зная о существовании силы тяжести и силы Архимеда, учащиеся приходят к выводу о соотношении этих сил, а так же связывают это с плотностью тел и жидкости. На доске делаем чертеж данного опыта и подбираем соотношение сил, после каждого рисунка делаем вывод: тело тонет, если…и т.д.

в) при проведении фронтальной лабораторной работы

Проблемные вопросы исследовательского характера можно поставить на уроке физики по теме “Сила трения” в 7 классе.

Перед учащимися ставится вопрос: От каких факторов зависит сила трения? Для того, чтобы решить эту проблему, учащимся необходимо самостоятельно предложить ход работы и выбрать необходимое оборудование.

Учащиеся уже знакомы с измерением силы трения с помощью динамометра, поэтому они предлагают параметры, от которых зависит сила трения:

масса тела (т.е. брусок необходимо нагружать)

поверхность, по которой движется брусок (это может быть дерево, обложка тетради, поверхность книги, пол-линолиум, линейка и т. д.)

После проведения данного эксперимента учащиеся делают вывод: “ сила трения зависит от…”

г) при использовании мысленного эксперимента.

Урок физики по теме «Инерция». Предлагаю детям представить движущийся пароход. На палубе стоите вы и бросаете мяч вертикально вверх. Куда упадет мяч?

Посыпались ответы учащихся: передо мной, на палубу, прямо мне в руки, в воду. Далее ребятам говорю: «Итак, сколько же разных мнений у нас в классе?» - много мнений. «Значит, какой вопрос возникает?» - кто из нас прав, куда упадет мяч?1

Или еще пример: тема «Плавление», читаю ученикам отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

На месте славного побега

Весной растопленного снега

Потоки мутные текли

И рыли влажну грудь земли…

О каком тепловом процессе сегодня пойдет речь на уроке?

Тема «Относительность движения», начинаю урок со стихотворения А.С.Пушкина «Движение».

«Движенья нет», - сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не смог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.

Кто из мудрецов прав?

Все та же относительность движения – предлагаю ответить на следующий вопрос: «Как по вашему мнению, ракета сейчас движется?» (показываю движение ракеты вместе с тележкой по демонстрационному столу).

Какое явление описывает поэт С. Михалков в своем стихотворении «Азбука»?

Что случилось? Что случилось?

С печки азбука свалилась.

Больно вывихнула ножку

Прописная буква М,

Г ударилось немножко,

Ж рассыпалось совсем!

Потеряла буква Ю

Перекладину свою!

Очутившись на полу,

Поломала хвостик У!

Ф, бедняжку, так раздуло –

Не прочесть ее никак!

Букву Р перевернуло –

Превратило в мягкий знак!

Буква С совсем сомкнулось –

Превратилось в букву О.

Буква А, когда очнулась,

Не узнала никого. (Диффузия)

Тема «Сила трения», начинаю повествование:

«Ребята, всем нам случалось выходить в гололедицу: сколько усилий стоило нам удержаться от падения, сколько смешных движений приходилось нам проделывать, чтобы устоять! Это заставляет признать, что обычно земля, по которой мы ходим, обладает драгоценным свойством, благодаря которому мы сохраняем равновесие без особых усилий. Та же мысль у нас возникает, когда мы едем на велосипеде по скользкой мостовой».




Учащимся 7 класса при изучении темы «Плотность вещества» предлагается определить массу куска сахара- рафинада используя только линейку. Тем ребятам, которые затрудняются с выполнением задания, выдается план с необходимыми пояснениями, который направляет деятельность ребенка и позволяет даже слабому ученику получить результат.

Задание: Определите массу кусочка сахара-рафинада.

Оборудование: линейка, таблица плотностей.

План проводимых измерений

Измерить длину, ширину, высоту куска сахара.

Рассчитать объем тела по формуле.

Определить плотность сахара, используя справочные данные.

Рассчитать массу тела по формуле.


Учащимся 7 класса при изучении темы «Атмосферное давление» демонстрируется опыт с яйцом, втягивающимся в бутылку. Затем предлагается объяснить опыт и условия его проведения.



8 класс


8 класс, при изучении тепловых явлений учащимся неоднократно подчеркиваю, что все тела, находящиеся в длительное время в контакте друг с другом, имеют одинаковую температуру. Предлагаю учащимся измерить температуру в разных частях кабинета и убедиться, что она одинакова. После этого прошу их потрогать различные тела: железный гвоздь и деревянную линейку, книгу и батарею отопления и т. д. Они обнаруживают, что температура различных тел на ощупь кажутся разной. В конечном итоге выясняем, почему это так, кажется.



Например, после изучения явления теплопроводности в 8 классе, учащиеся уже знают, что теплота может передаваться постепенно от более нагретой части тела к менее нагретой, задаю вопрос: «Почему в помещениях под потолком температура воздуха обычно бывает выше, чем внизу, около пола, хотя нагреватели – батареи отопления – находятся внизу?»

Здесь учащиеся сталкиваются с принципиально новым для них явлением. Его нельзя объяснить передачей теплоты путем теплопроводности.

После обсуждения данной проблемной ситуации приходим к выводу о том, что здесь имеет место другой вид теплопередачи – конвекция.

Вы пошли в поход, как охладить газводу? Учащиеся предлагают разные варианты как это можно сделать. Оказывается в этом может помочь... Солнце и мокрая тряпка.


На уроке по теме: “ сопротивление проводника” учащиеся должны четко представлять, от каких параметров зависит сопротивление.

Ученики предлагают различные параметры и логику своих рассуждений. Например:

от длины проводника

Учащиеся должны хорошо понимать, что для того чтобы найти зависимость от какого либо параметра, необходимо остальные параметры уровнять.

Чем больше длина, тем большее сопротивление приходиться преодолевать электронам при прохождении по проводнику, следовательно, R1>R2

Следовательно, сопротивление прямо пропорционально длине

от толщины

от рода проводника

Таким образом, учащиеся, имея теоретические данные, смогли предположить результат эксперимента и сделать вывод.

Учащимся 8 класса при изучении темы «Агрегатные состояния вещества предлагается найти физическую ошибку в тексте:

Один поэт так писал о капле: «Она жила и по стеклу текла, но вдруг ее морозом оковало, и неподвижной льдинкой капля стала, а в мире поубавилось тепла».

Все учащиеся с удовольствием включаются в обсуждение, выдвигают свои гипотезы и в результате приходят к верному ответу.





















































Проблемное обучение, как показал мой опыт его использования, может привести к серьезным положительным результатам в развитии учащихся только в том случае, если его применять систематически и оно охватывает основные виды учебной деятельности учащихся

В настоящее время, в обществе возникает потребность в развитии всесторонне и гармонично развитой личности, а также, развитие интеллекта учащихся, т.е. их познавательной самостоятельности и творческих способностей, усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности. Кроме того, важным является воспитание навыков творческого усвоения знаний, применения усвоенных знаний в новой ситуации и умение решать учебные проблемы, формирование и накопление опыта творческой деятельности, формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.


Например, в теме "Ток, сопротивление, напряжение" (8 класс), центральным вопросом является закон Ома для участка цепи. Поэтому, проблемный эксперимент целесообразно подчинить задаче уяснения и закрепления закона Ома, применения его к анализу и решению различных практических вопросов. Учет индивидуальных возможностей учащихся осуществляется путем предъявления серии практических заданий разной степени сложности на выбор.

Суть проблемного обучения в том, что эти задания вызывают большой интерес у учащихся и способствуют развитию самостоятельности мышления. Все эти проблемные задачи отличает то, что у учащихся для их решения вполне достаточно знаний, но ход и способ решения не очевиден. Для этого им необходимо совершить небольшое для себя открытие, проявляя творческие способности. 

Например, при решении следующей экспериментальной задачи учащиеся по - новому воспринимают знакомые и казалось - бы простые знания, закон Ома для участка цепи, правила последовательного соединения проводников.

3. Сначала учащимся демонстрируется следующий опыт: К источнику питания, подключается лампочка с U = 3,5 В, параллельно лампочке подключен вольтметр. В тот момент когда мы увеличиваем U более 3,5 В она перегорает. Факт фиксируется учащимися. Далее демонстрируют гирлянду, состоящую из 20 лампочек, каждая из них с U = 13,6 В. Предположим, что одна из лампочек перегорает, есть возможность ее заменить только лампочкой 3,5 В. Возможно ли это?

Ученики бурно обсуждают вопрос учителя, мнения разделяются. Далее необходимо продемонстрировать замену лампочки 13, 6 В на 3,5 В и результат этой замены. Учащиеся видят, что все лампочки на 13,6 В светят ярко, а одна на 3,5 В почти не светит (смотрите фотографию). У школьников возникают вопросы: 1) Почему лампочка не перегорает? 2) Почему она почти не светит? И т.д.

В процессе решения этой проблемы углубляются знания учащихся о законе Ома, а также многих других знаний, правила последовательного соединения. В частности, уравнение U0 = U1+U2+U3+...+Un. Выясняется, что напряжение в последовательной цепи суммируется из напряжений на каждом элементе, которое пропорционально сопротивлению, что лампочка не перегорает т.к. напряжение не превышает номинального значения. А это возможно когда сопротивление этой лампочки гораздо меньше сопротивлений других лампочек. В этой задаче ученики усваивают что такое ток, и практическое применение закона Джоуля - Ленца. Лампочка не светится, значит, протекающий через нее ток очень мал, поэтому она не нагревается. Возникает и другой вопрос у учащихся, почему для лампочек с напряжением 13,6В тока достаточно, а для этой лампочки тока не хватает? В процессе беседы выясняется, что наверное нити накала сделаны из разных металлов или различной длинны и поперечного сечения. Проблемные задачи могут сопровождаться демонстрациями.

Пример проблемной демонстрации. На фотографии изображен прибор для изучения зависимости сопротивления проводника от его геометрических размеров и его строения. Учащимся, которые уже знают закон Ома для участка цепи демонстрируется изменение длины проводника в 2 раза, при этом показания приборов не меняются. Это вызывает удивление и желание разобраться в ситуации. В процессе решения можно направлять мысль учащихся в нужном направлении при помощи "наводящих" вопросов.

Например: 1. Почему приборы не меняют показания? (Ответ: Значит либо они не исправны, либо ток и напряжение не изменились).

2. Возможны ли ситуации когда ток или напряжение изменяются, а приборы этого не регистрируют? (Да, это зависит от устройства прибора. Для проведения аналогии одного из действенных методов познания, можно вспомнить миллидинамометр, для измерения сил поверхностного натяжения. Использование обычного, как известно не позволяет точно измерить малые силы.)

3.Верны ли показания амперметра? (Нет, так как нет шунта, и фактически ток значительно меньше).

Данный метод в традиционной классификации (Скаткина-Лернера) называется частично-поисковым или эвристическим, и успешно применяется опытными, творчески работающими учителями. Однако проблема заключается в том, что их опыт мало известен. Потому и существует до сих пор потребность в разработке подобных дидактических материалов.

Автором составлен сборник проблемных задач для учащихся, которые способствуют развитию у учащихся познавательной самостоятельности и творческих способностей, а также, умение применять усвоенные знания в новой ситуации.

На одном из этапов педагогического эксперимента, ученикам был задан вопрос: "Нравится ли вам решать задачи, носящие проблемный характер". 85% учащихся ответили положительно. Следовательно, можно предположить, что уроки физики стали интереснее. Далее, необходимо было проверить, как усвоен учебный материал. Для этого, в экспериментальном и контрольном классах проведена контрольная работа. Пример одного из вариантов вы видите на экране. Она состоит из 5 задач, 1 и 2 базового уровня сложности, 3 повышенного, 4 и 5 высокого уровня сложности - задачи проблемного характера. Результаты контрольной показали, что уровень знаний в экспериментальном классе выше (слайд с гистограммой).

В заключении следует отметить, что таким образом поставленные задачи выполнены:
дипломантом изучены основы проблемного обучения, теоретические сведения применены практически в процессе создания сборника проблемных задач, эффективность которых доказана в процессе проведения педагогического эксперимента.


1

Брошура "Проблемные методы обучения на уроках физики в 7, 8 классах."
  • Физика
Описание:

Основная цель активизации познавательной деятельности учащихся – развитие их творческих способностей, которые развиваются в процессе деятельности.

Развитие творческих познавательных способностей учащихся – цель деятельности учителя, а применение различных приёмов активизации является средством достижения этой цели.

Еще К. Д Ушинский писал: «Преподавание всякого предмета должно идти таким путём, чтобы на долю воспитанников оставалось столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы».

Развивать познавательные способности учащихся – значит, формировать у них мотивы учения.

Мыслительная деятельность делится на три уровня:

1.  уровень понимания;

2.  уровень логического мышления;

3.  уровень творческого мышления.

Понимание – это аналитико-синтетическая деятельность, направленная на усвоение готовой информации, сообщаемой учителем или книгой. Именно в процессе понимания ученик усваивает опыт проведения логических рассуждений, анализа, синтеза, абстракции и обобщения и т. д.

Логическое мышление – процесс самостоятельного решения познавательных задач.

Учащиеся должны самостоятельно анализировать изучаемые объекты, сравнивать результаты отдельных опытов, строить обобщенные выводы, выполнять классификацию, доказательства, выводить формулы, анализировать их и т. д.

Одна из идей развивающего обучения – это идея о наличии затруднения (проблемы) для учащихся в процессе обучения. Проблемная ситуация предполагает умственную активность ученика и порождает соответствующую мотивацию.

При проблемном обучении познавательную деятельность учащихся необходимо развивать по логике развертывания творческого познавательного процесса, а именно:

1.  Создают проблемную ситуацию, анализируют её и в ходе анализа подводят учащихся к необходимости изучения определенной проблемы.

2.  Включают учащихся в активный поиск решения проблемы на основе имеющихся знаний и мобилизации познавательных способностей. Выдвигаемые в ходе поиска гипотезы и догадки должны подвергаться анализу, с тем, чтобы найти наиболее рациональное решение.

3.  Предполагаемое решение проблемы проверяется иногда теоретически, но чаще экспериментально. Проблема решается, и на основе этого решения делается вывод, который несёт в себе новое знание об изучаемом объекте.

В соответствии с основными закономерностями творческой познавательной деятельности, которые являются теоретической основой проблемного обучения, проблемное обучение должно начинаться с организации проблемных ситуаций, а не с формулировки учебных проблем. «Самой существенной чертой проблемного обучения является не постановка вопроса, а создание проблемных ситуаций», писал В. Оконь.

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, оно направлено на формирование умений самостоятельно решать познавательные проблемы, на развитие творческого мышления школьников.

Творческое мышление имеет три этапа:

1.  проблемная ситуация, с первоначальным её анализом и формулировкой проблемы;

2.  поиск пути решения проблемы;

3.  претворение найденного принципа решения проблемы и его проверка.

Проблемы возникали в физике каждый раз, когда обнаруживались противоречия между вновь открываемыми опытными фактами и прежними представлениями, не способными их объяснить.

«... каждый раз, когда научное знание в данной области принимало законченную форму теории, опыт и наблюдение вне нас существующего мира обнаруживали новые факты, которые никак не укладывались в рамки теории

и, наоборот, явно ей противоречили. Под давлением новых фактов вырастала новая теория», писал академик А. Ф. Иоффе.

Для создания проблемных ситуаций на уроках физики необходимо выявить возможные типы противоречий, которые могут возникать в ходе изучения физики.

На уроках физики можно для создания проблемных ситуаций использовать три типа противоречий:

1.  противоречия между жизненным опытом учащихся и научными знаниями;

2.  противоречия процесса познания 9противоречия между ранее полученными учениками знаниями и новыми);

 

3.  противоречия самой объективной реальности.

Автор Соколов Иван Викторович
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 1055
Номер материала 18803
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓