Главная / ОБЖ / Брейн-ринг: «Науки в военном деле»

Брейн-ринг: «Науки в военном деле»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

г. Углегорска Сахалинской области











Номинация: Методика организации и проведения «уроков мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории








Брейн-ринг: «Науки в военном деле»






Выполнила:

Татьяна Викторовна Антонова

Преподаватель-организатор ОБЖ

МОУ СОШ № 1 г. Углегорска

г. Углегорск, ул. Победы 196

т. 84243245781









г. Углегорск, 2010 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Учитывая выше изложенное, было принято участвовать в номинации «методика организации и проведения «уроков мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории».

Мероприятие (Брейн-ринг: «Науки в военном деле»), проводится с целью: поддержать у учащихся интерес к военному делу, к знаниям в разных отраслях науки; воспитать чувство любви к Родине, гордости за её героическое прошлое.

Задачи данного мероприятия:

- пополнить историко-краеведческие знания участников об истории русской армии, государственной символике;

- военно-профессиональная ориентация молодежи;

-  популяризация службы в армии.

Областью применения данного мероприятия является образовательный процесс в образовательных учреждениях.

Участниками брейн-ринга являются учащиеся 10–11-х классов (15-17 лет) общеобразовательных учреждений. Состав команд по 5 человек.

Полученный результат:

  • Формирование стойкой патриотической позиции.

  • Воспитание потребности в духовном обогащении.

  • Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.

  • Воспитание чувства любви к Родине, гордости за её героическое прошлое.

Сценарий внеклассного мероприятия по ОБЖ

Брейн-ринг: «Науки в военном деле»

Цель: поддержать у учащихся интерес к военному делу, к знаниям в разных отраслях науки. Воспитать чувство любви к Родине, гордости за её героическое прошлое.

Задачи:

- пополнить историко-краеведческие знания участников об истории русской армии, государственной символике;

- военно-профессиональная ориентация молодежи;

-  популяризация службы в армии.

Оборудование: плакаты с военной символикой, ручки, фломастеры, блокноты, сигнальные лампы, гонг.

23 февраля – День Защитника Отечества! Этому знаменательному дню посвящается наш конкурс. Сегодня, как в и былые времена, наша Российская Армия славится своими воинами. У нее славное прошлое и, надеемся достойное будущее. А будущее нашей Российской Армии – это вы, сегодняшние мальчишки и девчонки. И от того, какими вы вырастите, и зависит мощь нашей Армии.

Участники: учащиеся 10–11-х классов. Состав команд по 5 человек.

Правила игры:

победитель определяется по наибольшей сумме набранных баллов;

время на обсуждение 1 минута;

о готовности к сигнализируют нажатием кнопки настольных ламп, установленных за каждым столом, где сидит команда;

отвечающего назначает капитан команды;

начало и конец обсуждения вопроса определяется ударом гонга;

если в течение минуты команды не имеют варианта ответа, вопрос с игры снимается;

в случае неполного ответа команды, баллы не присуждаются;

в случае неправильного ответа одной из команд, до истечения одной минуты, представляется возможность ответа другим командам;

фальстартом является нажатие кнопки до начала минуты обсуждения, в том случае команда лишается права ответа на вопрос;

в случае подсказки из зала, вопрос снимается с обсуждения;

суперблиц – три вопроса, обсуждение 20 секунд на каждый вопрос;

при неправильном ответе на один из трёх вопросов, суперблиц считается проигранным;

та команда, которая правильно ответила на первый вопрос суперблица, продолжает отвечать на последующие два вопроса и при успешных ответах получает три балла. Остальные команды из раунда суперблица выбывают.

Ведущий игры: преподаватель ОБЖ.

Жюри: преподаватели–предметники, учащиеся 11 класса



Ход мероприятия:

Звучат фанфары. Ведущий объявляет правила игры и членов жюри. Открывается первая страница брейн–ринга.


  1. Русская древняя история

1–й раунд – звучит удар гонга (так же в последующих раундах).

Вопрос: О каком событии в русской военной истории говорит дата 8 сентября 1380 года?

Ответ: Победа Дмитрия Донского на Куликовом поле над 150–тысячным полчищем Мамая.

2–й раунд. Показывается видеофрагмент "Ледового побоища".

Вопрос: Какая битва показана и когда она происходила?

Ответ: Разгром Ливонского ордена 5 апреля 1242 г. дружинами А. Невского.

3–й раунд.

Вопрос: Чем памятна дата 1480 г.

Ответ: Свержение татаро–монгольского ига.

4–й раунд. Блиц–раунд: Кому принадлежат эти слова?

Вопрос: "Кто с мечом к нам придёт – от меча и погибнет."

Ответ: А. Невскому.

Вопрос: "Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом".
Ответ:
А. В. Суворову.

Вопрос: "Побеждать не числом, а уменьем"
Ответ:
А. В. Суворову.

5–й раунд:

Вопрос: Назовите двух выдающихся флотоводцев – героев Севастопольской обороны 1854–1855 гг., которым поставлены памятники в городе русской морской славы Севастополе?
Ответ:
Адмиралам П. С. Нахимову (1802–1855 гг.) и В. А. Корнилову (1806–1854 гг.).


2. История Великой Отечественной Войны

1–й блиц–раунд:

Вопрос: Кого в годы войны немцы называли "чёрной смертью"?
Ответ: Морских пехотинцев.

Вопрос: Как назывался германский план взятия Москвы?
Ответ:
Тайфун.

Вопрос: Захват каких территорий предусматривала фашистская операция "Эдельвейс"?
Ответ: Захват Кавказа.

2–й раунд:

Вопрос: Какая операция ВОВ началась ночью при свете 200 прожекторов? Укажите дату этого события?
Ответ: Штурм Берлина ночью 16 апреля 1945 г.

3–й раунд: Показывается видеофрагмент без звука "Подписание акта о капитуляции Германии".

Вопрос: Какое событие ВОВ показано в видеофрагменте? Когда это было?

Ответ: Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии 8 мая 1945 г. Г. К. Жуковым.

4–й раунд:

Вопрос: Назовите героев Советского Союза, водрузивших знамя Победы над Рейхстагом? Когда это было?
Ответ: Сержант Михаил Егоров и младший сержант Мелитон Кантария 30 апреля 1945 г.


Музыкальная пауза


  1. Литературная страница

1–й раунд:

Вопрос: Назовите произведения А. С. Пушкина, в котором дано описание исторического сражения, произошедшего 27 июня 1709 г.?
Ответ: Поэма "Полтава", в которой А. С. Пушкин описал разгром шведских захватчиков русскими воинами во главе с Петром 1.

2–й раунд:

Вопрос: Назовите произведение и автора:

"Переправа, переправа
Берег левый, берег правый
Снег шершавый, кромка льда...
Кому память, кому – слава,
Кому тёмная вода, –
Ни приметы, ни следа"

Ответ: Поэма "В. Тёркин" А. Твардовского.

3–й раунд:

Вопрос: Назовите произведение и автора:

"И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем срой.
Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражён булатом,
Он спит в земле сырой".

Ответ: "Бородино" М. Ю. Лермонтова.

4–й раунд:

Вопрос: Какая битва запечатлена в повести Константина Симонова "Дни и ночи"?
Ответ: Битва за Москву.


  1. Географическая страничка

1–й раунд:

Вопрос: Где высадился англо–американский десант, открывший второй фронт в Европе в июне 1944 г.
Ответ: В Нормандии.

2–й раунд:

Вопрос: Известно, что Советская Армия в ходе II Мировой войны освободила полностью или частично 10 стран Европы и 2 Азии. Назовите освобождённые Азиатские страны (в прежних границах).
Ответ: Корея и Северный Китай.

3–й раунд: Команды получают топографические карты У–34–37–В (Снов).

Вопрос: Выдержит ли мост через реку Ангару в квадрате 6511 современный танк? Ответ обоснуйте.
Ответ: Нет, не выдержит, так как этот мост деревянный, рассчитан на вес 10 тонн, а современный танк весит более 50 тонн.

4–й раунд:

Вопрос: Какая зависимость физической географии положена в основу принципа работы авиавысотомера?
Ответ: С поднятием вверх на каждые 10 метров давление атмосферы понижается на 1 мм ртутного столба.

5–й раунд: В бывшем СССР было 13 городов–героев.

Вопрос: Назовите 7 городов героев России.
Ответ: Ленинград, Волгоград, Москва, Новороссийск, Тула, Смоленск, Мурманск.


Музыкальная пауза.

Просьба к участникам быть внимательными. Песня "38 узлов" А. Розенбаума.


Математическая страница

1–й раунд:

Вопрос: Что означает услышанные вами в песне величины: миля, узел и кабельтов? Какая между ними зависимость?
Ответ: 1 миля 1852 метра (расстояние); 1 узел – 1852 км/час (мера скорости); скорость 38 узлов примерно равна 70 км/час; кабельтов равен 185,2 метра, т.е. десятая часть мили. Все эти величины используются на флоте.

2–й раунд:

Вопрос: Как называется основное оружие солдат и матросов периода революции и гражданской войны? Каков его калибр?
Вопрос: Винтовка–трёхлинейка образца 1891 г. конструкции капитана С. И. Мосина. Её калибр – 7,62 мм, т.е. три линии. Старинная русская мера длины 1 линия = 2,54 мм.

3–й раунд

Вопрос: Как называется прославленная полевая пушка этого периода? Каков её калибр?
Ответ: Пушка называлась "трёхдюймовка" из–за своего калибра. 1 дюйм = 25,4 мм. 3 дюйма = 76 мм.

  1. Физическая страничка

1–й раунд:

Вопрос: Может ли свист пули служить сигналом о её приближении?
Ответ: Нет, так как в большинстве случаев, т.е. при стрельбе до 1000 м, скорость пули больше скорости звука.

2–й блиц–раунд:

Вопрос: В период ВОВ для борьбы с танками использовали ПТРС и ПТРД. Почему у них такой длинный ствол?
Ответ: Для увеличения начальной скорости снаряда, дальности, стрельбы и пробивной способности снаряда.

Вопрос: О чём говорит наличие газовой камеры у ПТРС?
Ответ: Об автоматической перезарядке.

Вопрос: Для чего нужен дульный тормоз?
Ответ: Для уменьшения отдачи.

3–й раунд

Вопрос: При каком угле возвышения ствола орудий достигается наибольшая дальность стрельбы?
Ответ: При угле 45.

4–й раунд

Вопрос: Температура пороховых газов в канале ствола при выстреле достигает 3000. Температура плавления стали 1500. Почему же ствол не расплавляется?
Ответ: Взрыв пороха длится всего несколько тысячных долей секунды, поэтому ствол не успевает расплавиться.


  1. Химическая страничка

1–й раунд:

Вопрос: С какой целью в зажигательных авиабомбах используют натрий?
Ответ: С целью затруднить тушение пожара водой, так как натрий энергично реагирует с ней, выделяется водород, который при этом загорается.

2–й раунд: Внимание, чёрный ящик.

Вопрос: Шла 1–я мировая война. Одна из сторон впервые применила новое оружие. Изобретение, которое находится в этом ящике, спасло жизни многих людей. Назовите, что находится в этом ящике, кем и когда оно было изобретено?
Ответ: Н. Д. Зелинский в 1915 г. изобрёл противогаз.

3–й блиц–раунд:

Вопрос: Что такое угарный газ?
Ответ: Окись углерода (СО).

Вопрос: Каково общеизвестное название цианистого водорода?
Ответ: Синильная кислота (НСN)

Вопрос: При поражении каким ОВ нельзя делать пострадавшему искусственное дыхание?
Ответ: При поражении фосгеном (СОСL).


  1. Лингвистическая страница

1–й раунд: Во Второй мировой войне все воюющие стороны пользовались в основном радиосвязью и, естественно, перехватывались переговоры противников. Приходилось переговоры шифровать. Но и к шифрам подбирались ключи. Не поддавались расшифровке только переговоры американской армии, хотя велись, как правило, открытым текстом, без всяких шифров. 

Вопрос: Как это американцам удавалось?
Ответ: Просто текст был не на английском, а на одном из индейских языков. В армию США в связисты были мобилизованы практически полностью мужчины одного из малоизученных индейских племён.

2–й раунд: В старину на Руси пользовались так называемой тарабарской грамотой.

Вопрос: Расшифруйте при помощи тарабарской грамоты слово ЯЮСХФШВХЫМ.
Ответ: В тарабарской грамоте шифром являлся алфавит, буквы которого записывались в две строчки, одна за другой, и взаимозаменялись.

Шифр:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

Заменяя буквы верхнего ряда на нижние и наоборот, расшифруем слово: ПОБЕДИТЕЛЬ.


Музыкальная пауза


Подведение итогов брейн–ринга


Брейн-ринг: «Науки в военном деле»
  • ОБЖ
Описание:

Мероприятие (Брейн-ринг: «Науки в военном деле»), проводится с целью: поддержать у учащихся интерес к военному делу, к знаниям в разных отраслях науки; воспитать чувство любви к Родине, гордости за её героическое прошлое.

Задачи данного мероприятия:

  • пополнить историко-краеведческие знания участников об истории русской армии, государственной символике;
  • военно-профессиональная ориентация молодежи;
  • популизация службы в армии.

Областью применения данного мероприятия является образовательный процесс в образовательных учреждениях.

Участниками брейн-ринга являются учащиеся 10-11-х классов (15-17 лет) общеобразовательных учреждений. Состав команд по 5 человек.

Полученный результат:

·       Формирование стойкой патриотической позиции.

·       Воспитание потребности в духовном обогащении.

 

·       Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.

  • Воспитание чувства любви к Родине, гордости за её героическое прошлое.

 

Автор Антонова Татьяна Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел ОБЖ
Подраздел
Просмотров 613
Номер материала 26238
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓