Главная / Школьному психологу / Большая психологическая игра Город мастеров

Большая психологическая игра Город мастеров

Большая психологическая игра для учащихся 10-11 классов

«Город мастеров»


Цель игры: развитие осознанного отношения у старшеклассников к своему профессиональному будущему.

Задачи:

  1. Создание условий для обогащения представлений старшеклассников о мире профессий

  2. Развитие навыков целеполагания и планирования деятельности

  3. Проживание ситуации сотрудничества, развитие навыков конструктивного взаимодействия

Вопрос выбора будущей профессии является приоритетным для старшеклассников. Каждый молодой человек в этом возрасте задумывается над тем, кем быть в этом огромном и часто меняющемся мире. Главное для старшеклассников – не растеряться, сделать правильный выбор, соответствующий их личным интересам, способностям, возможностям.

Проведение большой психологической игры является одним из способов предоставления возможности старшеклассникам осмысления целей и планирования своей деятельности в рамках будущей профессии, а также построения системы отношений с другими людьми.

Данная игра предназначена для повышения у участников уровня осознания особенностей трудовой деятельности. Во время игры у старшеклассников появляется возможность выполнения профессиональных обязанностей (бухгалтера, бренд-менеджера, водителя транспортных средств, дизайнера), вырабатываются навыки сотрудничества, умения, связанные с преодолением трудностей, развиваются такие качества, как доброжелательность, толерантность и эмпатия.

Предполагаемый психологический результат:

  • осмысление целей выбора будущей профессии;

  • осознание соответствия личных представлений о профессии с реальными профессиональными характеристиками и требованиями профессии к личности;

  • развитие социальной и личностной критичности, умения соотносить свою деятельность с деятельностью других людей;

  • получение опыта конструктивного взаимодействия.

Сюжетная канва. В ходе проведения занятия старшеклассникам представляется возможность выполнения должностных обязанностей в бухгалтерии коммерческого предприятия, в рекламном агентстве, в дизайн-студии и в ГИББД. Участники являются агентами разведгруппы Центра занятости города Н., которые внедрены в трудовые коллективы Города мастеров. Задача – полностью вжиться в профессию, изображая её представителей, не вызывать сомнений в профессиональной компетенции у руководителей предприятий и фирм (Мастеров) при выполнении производственных заданий, составить идеальную формулу профессии. В результате старшеклассники должны прийти к выводу о том, что жизненные и профессиональные перспективы необходимо выстраивать осознанно, важно знать насколько совпадают образы профессий выпускников с действительными характеристиками конкретных профессий и как соотносятся требования личности к профессии с требованиями профессии к личности.

Условия проведения: пространство для свободного перемещения участников, учебные мастерские (можно использовать обычные учебные классы).

Методическое обеспечение: маршрутные листы, наборы для творчества, расчетные бланки, дорожные знаки, видеопроекционный комплекс, магнитная доска, магниты, цветные маркеры, карточки с названиями профессий.

Время на игру и на обсуждение: 1,5-2 часа в зависимости от уровня сплоченности коллектива, уровня личностной зрелости каждого участника. Обсуждение 15-20 минут.

Участники:

Возраст – 16-17 лет (10-11 классы).

Размер группы – группа до 14 человек.

Ведущий – психолог.

Наблюдатель и помощник – классный руководитель.

Представители «Города мастеров» - педагоги профессионального отделения МБОУ «Центр образования №1» (можно привлечь для исполнения ролей Мастеров родителей учащихся, владеющих соответствующими профессиями).

Форма обсуждения: круглый стол.

Комментарии

Данный вид развивающей работы может быть использован в рамках психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся.

Игра может проводиться с двумя группами учащихся, представляющими разные разведслужбы.

Подробный сценарий игры (с указанием задач каждого этапа)


этапа

Время

на проведение

Содержание

Задачи

Материалы, необходимые для проведения этапа

1

5 мин

Приветствие. Все участники сидят в круге.

Ведущий. Традиционное приветствие мы проведем сегодня под девизом «Твое будущее». Приветствуя друг друга, вы должны сделать вашему партнеру по группе небольшой прогноз на будущее. Например, «Здравствуй, Олег, я рад тебя видеть, я думаю, что через 5 лет ты будешь более добродушным и отзывчивым» и т.д.

Создание атмосферы положительного настроя


2

5 мин

Ведущий. Вы находитесь сейчас на таком возрастном этапе, когда встает вопрос о необходимости профессионального самоопределения.

Скажите, вы уже определились со своим выбором? (Ответы учащихся)

Сложность состоит в многообразии мира профессий, но выбрать нужно именно ту, которая соответствует личным интересам, способностям и возможностям. На нашем занятии в «Городе мастеров» вы получите небольшой профессиональный опыт, попытаетесь спрогнозировать цели и свою деятельность в будущей профессии, определить составляющие профессионального успеха (формулы профессии).

Введение в тему занятия, постановка проблемного вопроса.


3

3 мин

Ведущий. Для работы нам необходимо рассмотреть правила.


Магнитная доска, ватман, цветные маркеры

4

5 мин

Разминка. Игра «Атомы». Участники стоят в кругу.

Ведущий. На нашем занятии вам предстоят различные испытания, выдержать которые вы сможете благодаря взаимной поддержке, уважению, а также вниманию и находчивости. Это упражнение создаст благоприятный настрой для нашей дальнейшей работы.

Представьте себе, что все мы – атомы. Атомы постоянно двигаются и время от времен объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным, оно будет определяться тем, какое я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате, и время от времени я буду называть какое-то число, например, три. И тогда атомы должны объединиться по три атома каждый.

Молекулы выглядят так (ведущий вместе с двумя участниками группы показывает, как выглядит молекула: они стоят лицом друг к другу в кругу, касаясь друг друга предплечьями).

По моей команде «Начали!» все начинают хаотично двигаться по аудитории, по команде «Молекулы по три» - объединяются с тем, кто находится ближе к вам.

Создание атмосферы творчества и положительного настроя.


5

2 мин

Установка и правила игры

Ведущий. Представьте себе, что вы являетесь сотрудником секретной службы разведки Центра занятости населения города Н. В городе Н. не хватает рабочей силы, т.к. все безработные переехали в город М., там прошли подготовку в «Центре образования №1» и трудоустроились. Перед вами стоит задача: под видом группы безработных внедриться в учебно-профессиональный процесс подготовки кадров на базе «Центра образования №1» в городе М., овладеть профессиональными навыками и узнать формулу профессионального успеха для построения успешной профкарьеры в своем городе Н. Поэтому вам необходимо распределить между собой обязанности и обучаться профессиям так, чтобы не вызывать сомнений у настоящих Мастеров. Тогда Мастера расскажут о профессиональных секретах и подскажут составляющие для формулы профессии.

Погружение участников в ситуацию игры (в игровую реальность).

Маршрутные листы

6

5 мин

Охранная грамота. Ведущий:

Задание группе: вам необходимо написать цели профессионального обучения, т.к. в Город мастеров пропускают только целеустремленных безработных

Создание атмосферы доверия и сплочение учащихся в совместной деятельности.

Лист формата А4, маркеры

7

5 мин

Профессия и образ. Ведущий:

Задание группе: вам будет предложено обучение профессиям бухгалтера, бренд-менеджера, водителя, дизайнера. Возможно, вы с ними знакомы, но если нет, то, какие образы возникают у вас, когда вы слышите указанные выше названия профессий?

Ассоциации учащихся, записанные психологом на ватмане напротив названия профессий, необходимы на заключительном этапе для выявления соответствий/несоответствий представлений учащихся о реальных характеристиках профессий

Сплочение учащихся в совместной деятельности

Лист формата А4, маркеры, карточки с названиями профессий

8

15 мин в каждой мастерской,


итого:

1 час

Город мастеров. Ведущий: маршрутные листы поведут вас в Город мастеров, где вы будете выполнять свое развед.задание. В маршрутном листе обозначены место (№ кабинета) и время прибытия в пункт назначения. Виды деятельности и инструктаж дают Мастера.

Мастерская «Отчетов и расчетов» - составление бизнес-плана салона-парикмахерской, Рекламное агентство «Раскрутка.ру» - Рекламная компания: «Мы выбираем жизнь!» (создание рекламы человеческих ценностей любви, семьи, дружбы, жизни), Мастерская «Дорожный патруль» - участники игры попадают в ДТП (анализ ситуации, профессиональные действия водителя), Студия «Дизайна и декора» - создание художественных панно (творческие проекты)

Построение своей деятельности, освоение и осмысление инструментальных задач, связанных с реальной профессиональной деятельности, построение отношений с другими членами группы

Маршрутные листы, наборы для творчества, расчетные бланки, дорожные знаки, видеопроекционный комплекс

9

15 мин

Возвращение резидентов

Ведущий: Настало время возвращаться в свой город Н.

Задание группе:

- Подумайте и скажите, что с вами произошло за это время?

- Какую профессию, из предложенных сегодня, вы бы выбрали для себя?

- Как вы себя чувствует в рамках этой профессии?

Спросить у каждого участника занятия (обратить внимание на доску с ассоциациями на тему профессий):

- Насколько точным было ваше представление (образ) профессии и как оно изменилось после посещения Города мастеров?

- Какие выявились противоречия и совпадения?

- Какие требования у данных профессий к личности, выбирающей их?

- Каковы ваши требования к профессиям, что вы хотите получить от своей профессии в будущем?

- Какие составляющие формулы профессии?

Предоставление возможности участникам сопоставить цели выбора профессии, осознать соответствие личных представлений о профессии с реальными профессиональными характеристиками и требованиями профессии к личности

Лист формата А4, маркеры, карточки с названиями профессий и ассоциациями, названными участниками игры

10


Возвращение в свои настоящие роли (деролинг)

Ведущий. Мы с вами снова в школе, в нашем классе.

Выход из ситуации игры.


11

15 мин

Подведение итогов игры (в кругу). Ведущий. Поздравляю! Вы достойно справились с выпавшими на вашу долю испытаниями. Вам удалось вжиться в роли резидентов, получить социальный опыт, попробовать свои силы в профессиональной деятельности, составить формулу профессии.

Рефлексия

- Расскажите, что показалось вам самым важным, интересным?

- Чему вы научились?

- Что помогало проходить испытания?

Вот и подошло к концу наше с вами путешествие в Город мастеров. Спасибо всем вам за внимание и вашу активность. Возможно, что у вас есть желание поделиться своими ощущениями, чувствами от сегодняшней встречи, поэтому я предлагаю желающим высказаться.

Предоставление возможности участникам проанализировать свои чувства, дать обратную связь другим игрокам.






4


Большая психологическая игра Город мастеров
  • Школьному психологу
Описание:

Сценарий большой психологической игры "Город мастеров" предназначен для учащихся выпускных 11 классов и может быть использован в профориентационной работе не только психологами, но и классными руководителями. Данный вид работы наиболее интересен учащимся и обладает хорошим развивающим потенциалом. В "Центре образования №1 большая психологическая игра не просто прижилась, а заняла твердые позиции как в системе психологической работы, так и в системе работы педагогического коллектива в целом, потому, что она очень созвучна образовательной цели - гуманитарной миссии школы

Автор Величко Елена Владимировна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 644
Номер материала 39730
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓