5 Класс
Тема урока: «Богатырский
образ в искусстве»
Цели урока:
·
Показать
многостороннюю связь между двумя видами искусств (музыка и живопись).
·
Развивать
основы творческого воображения – внутренне зрение, внутренний слух.
·
Через
музыку познакомить с историей нашей страны, воспитывать любовь к искусству, к
Родине через знакомство с героями былин – богатырями.
Задачи урока:
·
Уметь
эмоционально и глубоко воспринимать образно – смысловое содержание музыки.
·
Развитие
музыкально-хоровых навыков.
·
Воспитание
патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину.
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Оборудование: Аудиозапись, портрет А.Бородина, репродукция картины
В.Васнецова, текст песни «Три парня».
Ход урока:
I.
Организационный
момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.
II.
Работа по
теме.
Слайд № 1. Слово – богатство.
Учитель: Как вы понимаете слово « богатство»?
Дети: Обилие материальных ценностей, богатый человек –
человек, обладающий большим имуществом, очень зажиточный; может быть богатым
урожай, край, богатый озерами, т.е. чего-то много.
Слайд № 2. Слово – богатырь.
У: А кто такой «богатырь»?
Д: Человек безмерной силы, стойкости, отваги.
У: Из каких источников вы впервые узнали о богатырях?
Д: Из былин (произведений устного народного
творчества).
Слайд № 3.
У: каким мы видим былинного богатыря?
Д: Богатырь – человек рослый, дородный, дюжий,
видный, необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин.
Богатыри – герои русских былин, защитники русской
земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой, удальством,
умом, самообладанием. В древнерусском языке слово «богатырь» встречается в
летописях начиная с XII века.
У: Таким образом, можно выделить три стороны,
отличающие богатыря:
Слайд № 4. Богатырь – это:
·
Человек
крепкого телосложения;
·
Сильный,
храбрый, умный, отважный;
·
Воин,
защитник.
У: А на каких предметах в школе вы говорили о
богатырях?
Д: Литература, история.
У: Что мы называем наукой – литература?
Д: Литература – это искусство слова.
Слайд № 5. С книгой «Три богатыря»
У: А какие виды искусства вы знаете?
Д: Живопись – искусство создания художественных образов красками.
Слайд № 6 с картинкой
«богатырь»
У: Можно ли искусством звука передать то же самое, что
передает художник красками?
Д: да.
У: Вот это мы с вами и будем доказывать сегодня на уроке.
Итак, о ком мы будем говорить сегодня на уроке?
Д: О богатырях.
У: Как мы можем сформулировать сегодняшнюю тему
урока?
Слайд № 7. (формулировка
темы)
Д: Богатырская тема в искусстве.
У: Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Богатырский
образ в искусстве».
(Записываем в тетрадь)
У: Давайте посмотрим на портрет композитора, музыка
которого прозвучит сегодня на уроке. Можно ли по внешнему виду сказать, человек
– богатырь?
Слайд № 8. (Портрет
А.Бородина)
Д: Да, крепкого телосложения, высокого роста.
У: Портрет написан художником Ильёй Ефимовичем
Репиным, которого называли «богатырём русского искусства».
Александр Порфирьевич Бородин –
русский композитор (1833 – 1887). Бородин был поразительно одаренным человеком
– не только прекрасным композитором, но и известным ученым – химиком,
великолепным педагогом. Он был добр, красив, остроумен, всегда полон жизни и
энергии. Две страсти с детских лет владели Бородиным: страсть к химии и страсть
к музыке. Ещё студентом он занимался самообразованием, играл на виолончели. Шаг
за шагом овладевал композиторским мастерством и стал настоящим мастером
композиции. Но в основном он занимался наукой, а музыка для него была лишь
любимым увлечением. За свою короткую жизнь Бородин сделал очень много: им было
написано 40 научных работ, получен ряд химических соединений. Профессор Медико
- хирургической академии, Б. находил время для занятий музыкой. В 1862 году он
вошел в знаменитую пятерку «Могучая кучка», которую возглавлял Милий Алексеевич
Балакирев.
Слайд № 9 со словами Стасова.
Замечательно рисуют облик
композитора слова В.В.Стасова: «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в
симфонии, так и в опере, и в романсе. Главные качества его – великанская сила и
ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенные с
изумительной страстью, нежностью и красотой».
У: Как вы думаете, можно ли показать богатыря музыкой?
Д: Да.
У: Каким образом? Какой будет музыка по характеру?
Д: Настойчивой, упорной, могучей и решительной.
У: - Давайте послушаем фрагмент 2 симфонии А.Бородина,
которой сам он не дал названия. Какое название вы бы дали этому произведению?
III.
Слушание
фрагмента 2 симфонии А.Бородина.
У: - Что можно сказать о характере этого
произведения?
Д: - Яркий, могучий, широкий, решительный, суровый,
маршевый…
У: - Какое название можно подобрать к этому
произведению?
Ответы детей.
У: - Вторая симфония была написана в 1876 году.
Друзья композитора называли её «славянской героической», «львиной», «богатырской».
Последнее название и закрепилось за этой симфонией.
У: - «Богатырская».
У: - Какие черты характера богатырей передаёт музыка
симфонии?
Д: - Мужество, сила, уверенность, смелость, удаль.
У: - В каком характере звучит основная тема?
(проиграть)
Д: - Сурово, в низком регистре у струнных, передаёт
клич, призыв, воплощает непреодолимую силу героев.
У: - Каков характер второй темы? (проиграть)
Д: - Певучая, светлая, распевная, близка к народной
песне, звучит у виолончелей. Это образ Родины.
У: - В чьем исполнении прозвучала симфония?
Д: - В исполнении симфонического оркестра.
Слайд № 10. – симфонический
оркестр.
У: - Что такое симфония?
Д: - Музыкальное произведение для симфонического
оркестра.
У: - А что такое симфонический оркестр?
Д: - Оркестр – большой ансамбль музыкантов, совместн6о
исполняющих инструментальное музыкальное произведение.
У: - Какие группы симфонического оркестра вы знаете?
Ответы детей.
У: - Как вы думаете, какая картина может
проиллюстрировать «Богатырскую симфонию», что должно быть изображено на ней?
Д: Богатыри.
У: - Кто из вас вспомнит картину с изображением
богатырей, как она называется и кто её автор?
Д: - «3 богатыря», Васнецов.
Слайд №11. (картина «3
богатыря»).
У: - Картина Васнецова «3 богатыря». Кто из вас знает
имена богатырей?
Д: - Илья Муромец на черном коне – центральная фигура.
Степенно, неторопливо всматривается он вдаль из – под руки. В темных глазах –
твердость, уверенность. Лицо строгое, благородное.
Добрыня Никитич – степенен и
тверд. Зря меч из ножен не выхватит. Лицо строгое, благородное.
Алёша Попович моложе своих
товарищей. Глаза мечтательные и лукавые. Он и поэт, и гусляр.
Микроитог:
У: В центре 3 фигуры застыли в дозоре. Величавое
спокойствие и уверенность ощущается в позах, фигурах. За спинами богатырей
русская земля. Неброские краски в картине.
На своей первой персональной
выставке в 1898 году Васнецов показал «Богатырей», работа над которыми длилась
около 20 лет.
Картина воссоздает образы трёх
любимейших народом героев былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и
Алёши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности.
Произведения
разных видов искусств появились независимо друг от друга. Хотя и кажется, что
«Богатырская симфония» А.Бородина навеяна «Богатырями» Васнецова, но это не
так, создатели этих произведений при жизни никогда не встречались. Картина
В.Васнецова была закончена в 1900 году, а А.Бородин умер в 1887 году. Мы не
случайно в своём восприятии объединяем эти произведения, так как они оба
связаны общей идеей прославления силы и мужества нашей Родины.
Летом 1881 года
В.М.Васнецов, живя в тихом подмосковном Абрамцове, решил вернуться к старому
замыслу, возникшему 10 лет тому назад, но так и не исполненному – картине
«Богатыри».
Этот замысел
никогда не покидал художника, что бы он не делал. Браться за него мастер не
спешил, наверно, потому что своим тонким чутьём художника и человека, глубоко
любящего Родину, предвидел, что эта работа станет самым важным, самым
значительным этапом в его жизни.
Когда Васнецов завершил
свою долгую и трудную работу, он говорил, что ему хотелось написать так, что бы
картина «звучала, как музыка, пелась, как былина, волновала, как родная
песня…».
Однако не
только о далёком прошлом напоминает картина. Она о сегодняшней жизни. Все, кто
её видел, понимают, что хотел сказать художник: со злом надо бороться! Бороться
так, как Илья Муромец, не убоявшийся Соловья-разбойника, как Добрыня Никитич,
вступивших в бой со Змеем Горынычем, как Алёша Попович, уничтоживший злое
чудище Тугарина… Крепко сидят в седле богатыри. И мы не сомневаемся: не
сдобровать тем, на кого они обрушат свой справедливый гнев.
У: - А что вы знаете о самом художнике?
Слайд №12 с портретом В.
Васнецова.
Д: - Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848
года в далёком вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье деревенского
священника.
Слайд №13 с изображением
Рябово.
Вскоре семья переехала в село
Рябово, где и прошло детство художника. Он рано начал рисовать. С детских лет
слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни,
которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать
влияния на формирование мировоззрения будущего художника, на развитие его
таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к
народному эпосу.
Слайд №14 с Художественным
музеем
У: - Именно в Вятке – Кирове находится художественный
музей имени братьев Васнецовых и памятник художникам.
Слайд №15 (памятник
художникам)
У: - Что роднит эти 2 произведения?
Д: - Воплощают идею величия и могущества Родины, силу
русского народа, характер, который ему присущ: мужественность, решительность.
IV.
Физ.
Минутка.
У: - Случайно или закономерно, что так много
произведений различных видов искусства посвящено героической богатырской теме?
Искусству интересен характер человека, который
ярко раскрывается в критических ситуациях, когда люди совершают мужественные
поступки, подвиги.
У: - Что такое мужество, подвиг?
Д: - Храбрость, смелость, самопожертвование ради
спасения других.
V.
Вокально-
хоровая работа.
Слушание шведской народной песни «Три парня».
У: - О ком поётся в песне?
Д: - О трёх парнях.
У: - Какое настроение вызывает у вас шведская народная
песня «Три парня»?
Д: - Весёлое, смешное, игривое, юмористическое.
У: - Кого изображает мелодия?
Д: - Рисует трёх парней.
У: - Какими вы себе представляете трёх парней?
Слайд №16 иллюстрация с
изображением трёх парней.
Д: - Ответы детей.
У: - Давайте сравним иллюстрации. Похожи ли 3 парня на
трех богатырей? Можно ли их назвать богатырями? Почему?
У: - Было ли что-то общее между художественными
образами богатырей в картине Васнецова с персонажами шведской народной песни?
Слайд №17 Сравнение двух
картин «Три богатыря» и «Три парня».
Д: - Ответы детей.
Микроитог:
Музыка песни изображает нам совершенно
противоположные трём богатырям трёх парней. Три тоже мощные, здоровые, сильные.
Но куда их сила уходит? На гулянье, вечеринки, на бесполезное проведение
времени, да ещё и во вред себе. О жадность их погубила, наказала, потому что
жили только себе в угоду, не заботясь о благах других людей.
Давайте разучим эту песню, чтобы вы
смогли спеть её лентяям, если таких встретите.
VI.
Разучивание
песни.
VII.
Распевание
(посадка)
VIII.
Исполнение.
IX.
Итог
урока:
У: - Судя по сегодняшнему уроку, в каких видах
искусства отражается тема богатырей.
Д: - Музыка, живопись, литература.
У: - Музыку какого композитора вы услышали на уроке?
Д: - А. Бородина.
У: - С каким произведением Бородина вы познакомились?
Д: - Богатырской симфонией.
У: - Что объединяет Богатырскую симфонию Бородина и
картину Васнецова?
Д: - Богатырская тема.
У: - Было ли что-то общее между художественными
образами богатырей в картине Васнецова с персонажами шведской народной песни?
Д: - Ответы детей.
X.
Домашнее
задание: Вспомнить песни, картины, стихи о подвигах русских людей.
XI.
Оценивание
детей.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.