Инфоурок Музыка Другие методич. материалы«Богатырский образ в искусстве»

«Богатырский образ в искусстве»

Скачать материал

5 Класс

 

Тема урока: «Богатырский образ в искусстве»

 

Цели урока:

 

·        Показать многостороннюю связь между двумя видами искусств (музыка и живопись).

·        Развивать основы творческого воображения – внутренне зрение, внутренний слух.

·        Через музыку познакомить с историей нашей страны, воспитывать любовь к искусству, к Родине через знакомство с героями былин – богатырями.

 

Задачи урока:

 

·        Уметь эмоционально и глубоко воспринимать образно – смысловое содержание музыки.

·        Развитие музыкально-хоровых навыков.

·        Воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину.

 

 

Тип урока: Усвоение новых знаний.

 

Оборудование: Аудиозапись, портрет А.Бородина, репродукция картины В.Васнецова, текст песни «Три парня».

 

Ход урока:

 

I.                    Организационный момент.

 

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.

 

II.                  Работа по теме.

 

Слайд № 1. Слово – богатство.

 

Учитель: Как вы понимаете слово « богатство»?

Дети: Обилие материальных ценностей, богатый человек – человек, обладающий большим имуществом, очень зажиточный; может быть богатым урожай, край, богатый озерами, т.е. чего-то много.

 

Слайд № 2. Слово – богатырь.

 

У: А кто такой «богатырь»?

Д: Человек безмерной силы, стойкости, отваги.

У:  Из каких источников вы впервые узнали о богатырях?

Д: Из былин (произведений устного народного творчества).

 

Слайд № 3.

У: каким мы видим былинного богатыря?

Д: Богатырь – человек рослый, дородный,  дюжий, видный, необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин.

Богатыри – герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой, удальством, умом, самообладанием. В древнерусском языке слово «богатырь» встречается в летописях начиная с XII века.

У: Таким образом, можно выделить три стороны, отличающие богатыря:

 

Слайд № 4. Богатырь – это:

 

·        Человек крепкого телосложения;

·        Сильный, храбрый, умный, отважный;

·        Воин, защитник.

 

У: А на каких предметах в школе вы говорили о богатырях?

Д: Литература, история.

У: Что мы называем наукой – литература?

Д: Литература – это искусство слова.

 

Слайд № 5. С книгой «Три богатыря»

 

У: А какие виды искусства вы знаете?
Д: Живопись – искусство создания художественных образов красками.

 

Слайд  № 6 с картинкой «богатырь»

У: Можно ли искусством звука передать то же самое, что передает художник красками?

Д: да.
У: Вот это мы с вами и будем доказывать сегодня на уроке.

     Итак, о ком мы будем говорить сегодня на уроке?

Д: О богатырях.

У: Как мы можем сформулировать  сегодняшнюю тему урока?

 

Слайд № 7. (формулировка темы)

 

Д: Богатырская тема в искусстве.

У: Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Богатырский образ в искусстве».

(Записываем в тетрадь)

У: Давайте посмотрим на портрет композитора, музыка которого прозвучит сегодня на уроке. Можно ли по внешнему виду сказать, человек – богатырь?

 

Слайд № 8. (Портрет А.Бородина)

 

Д: Да, крепкого телосложения, высокого роста.

У: Портрет написан художником Ильёй Ефимовичем Репиным, которого называли «богатырём русского искусства».

      

Александр Порфирьевич Бородин – русский композитор (1833 – 1887). Бородин был поразительно одаренным человеком – не только прекрасным композитором, но и известным ученым – химиком, великолепным педагогом. Он был добр, красив, остроумен, всегда полон жизни и энергии. Две страсти с детских лет владели Бородиным: страсть к химии и страсть к музыке. Ещё студентом он занимался самообразованием, играл на виолончели. Шаг за шагом овладевал композиторским мастерством и стал настоящим мастером композиции. Но в основном он занимался наукой, а музыка для него была лишь любимым увлечением. За свою короткую жизнь Бородин сделал очень много: им было написано 40 научных работ, получен ряд химических соединений. Профессор Медико  - хирургической академии, Б. находил время для занятий музыкой. В 1862 году он вошел в знаменитую пятерку «Могучая кучка», которую возглавлял Милий Алексеевич Балакирев.

 

Слайд № 9 со словами Стасова.

 

      Замечательно рисуют облик композитора слова В.В.Стасова: «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере, и в романсе. Главные качества его – великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенные с изумительной страстью, нежностью и красотой».

 

У: Как вы думаете, можно ли показать богатыря музыкой?

Д: Да.

У: Каким образом? Какой будет музыка по характеру?

Д: Настойчивой, упорной, могучей и решительной.

У: - Давайте послушаем фрагмент 2 симфонии А.Бородина, которой сам он не дал названия. Какое название вы бы дали этому произведению?

                            

III.                Слушание фрагмента 2 симфонии А.Бородина.

 

У:  - Что можно сказать о характере этого произведения?

Д: - Яркий, могучий, широкий, решительный, суровый, маршевый…

У: - Какое название можно подобрать к этому произведению?

       Ответы детей.

У: - Вторая симфония была написана в 1876 году.  Друзья композитора называли её «славянской героической», «львиной», «богатырской». Последнее название и закрепилось за этой симфонией.

У:  - «Богатырская».

У:  - Какие черты характера богатырей передаёт музыка симфонии?

Д: - Мужество, сила, уверенность, смелость, удаль.

У: - В каком характере звучит основная тема?  (проиграть)

Д: - Сурово, в низком регистре у струнных, передаёт клич, призыв, воплощает непреодолимую силу героев.

У: - Каков характер второй темы? (проиграть)

Д: - Певучая, светлая, распевная, близка к народной песне, звучит у виолончелей. Это образ Родины.

У: - В чьем исполнении прозвучала симфония?

Д: - В исполнении симфонического оркестра.

 

Слайд № 10. – симфонический оркестр.

 

У: - Что такое симфония?

Д: - Музыкальное произведение для симфонического оркестра.

У: - А что такое симфонический оркестр?

Д: - Оркестр – большой ансамбль музыкантов, совместн6о исполняющих инструментальное музыкальное произведение.

У: - Какие группы симфонического оркестра вы знаете?

Ответы детей.

У:  - Как вы думаете, какая картина может проиллюстрировать «Богатырскую симфонию», что должно быть изображено на ней?

Д: Богатыри.

У:  - Кто из вас вспомнит картину с изображением богатырей, как она называется и кто её автор?

Д: - «3 богатыря», Васнецов.

 

Слайд №11. (картина «3 богатыря»).

 

У: - Картина Васнецова «3 богатыря». Кто из вас знает имена богатырей?

Д: - Илья Муромец на черном коне – центральная фигура. Степенно, неторопливо всматривается он вдаль из – под руки. В темных глазах – твердость, уверенность.  Лицо строгое, благородное.

 

        Добрыня Никитич – степенен и тверд. Зря меч из ножен не выхватит. Лицо строгое, благородное.

       Алёша Попович моложе своих товарищей. Глаза мечтательные и лукавые. Он и поэт, и гусляр.

 

Микроитог: 

У: В центре 3 фигуры застыли в дозоре. Величавое спокойствие и уверенность ощущается в позах, фигурах. За спинами богатырей русская земля. Неброские краски в картине.

      На своей первой персональной выставке в 1898 году Васнецов показал «Богатырей», работа над  которыми длилась около 20 лет.

     

      Картина воссоздает образы трёх любимейших народом героев былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности.

     

Произведения разных видов искусств появились независимо друг от друга. Хотя и кажется, что «Богатырская симфония» А.Бородина навеяна «Богатырями» Васнецова, но это не так, создатели этих произведений при жизни никогда не встречались. Картина В.Васнецова была закончена в 1900 году, а А.Бородин умер в 1887 году. Мы не случайно в своём восприятии объединяем эти произведения, так как они оба связаны общей идеей прославления силы и мужества нашей Родины.

     

Летом 1881 года В.М.Васнецов, живя в тихом подмосковном  Абрамцове, решил вернуться к старому замыслу, возникшему 10 лет тому назад, но так и не исполненному – картине «Богатыри».

Этот замысел никогда не покидал художника, что бы он не делал. Браться за него мастер не спешил, наверно, потому что своим тонким чутьём художника и человека,  глубоко любящего Родину, предвидел, что эта работа станет самым важным, самым значительным этапом в его жизни.

            Когда Васнецов завершил свою долгую и трудную работу, он говорил, что ему хотелось написать так, что бы картина «звучала, как музыка, пелась, как былина, волновала, как родная песня…».

    

Однако не только о далёком прошлом напоминает картина. Она о сегодняшней жизни. Все, кто её видел, понимают, что хотел сказать художник: со злом надо бороться! Бороться так, как Илья Муромец, не убоявшийся Соловья-разбойника, как Добрыня Никитич, вступивших в бой со Змеем Горынычем, как Алёша Попович, уничтоживший злое чудище Тугарина… Крепко сидят в седле богатыри. И мы не сомневаемся: не сдобровать тем, на кого они обрушат свой справедливый гнев.

 

У: - А что вы знаете о самом художнике?

 

Слайд №12 с портретом В. Васнецова.

 

Д: - Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в далёком вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье деревенского священника.

 

Слайд №13 с изображением Рябово.

 

     Вскоре семья переехала в село Рябово, где и прошло детство художника. Он рано начал рисовать. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника, на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к народному эпосу.

 

Слайд №14 с Художественным музеем

 

У: - Именно в Вятке – Кирове находится художественный музей имени братьев Васнецовых и памятник художникам.

 

Слайд №15 (памятник художникам)

 

У: - Что роднит эти 2 произведения?

Д: - Воплощают идею величия и могущества Родины, силу русского народа, характер, который ему присущ: мужественность, решительность.

    

IV.                Физ. Минутка.

 

У: - Случайно или закономерно, что так много произведений различных видов искусства посвящено героической богатырской теме?

     Искусству интересен характер человека, который ярко раскрывается в критических ситуациях, когда люди совершают мужественные поступки, подвиги.

 

У: - Что такое мужество, подвиг?

Д: - Храбрость, смелость, самопожертвование ради спасения других.

 

V.                  Вокально- хоровая работа.

 

Слушание шведской народной песни «Три парня».

 

У: - О ком поётся в песне?

Д: - О трёх парнях.

У: - Какое настроение вызывает у вас шведская народная песня «Три парня»?

Д: - Весёлое, смешное, игривое, юмористическое.

У: - Кого изображает мелодия?

Д: - Рисует трёх парней.

У: - Какими вы себе представляете трёх парней?

 

Слайд №16 иллюстрация с изображением трёх парней.

 

Д: - Ответы детей.

 

У: - Давайте сравним иллюстрации. Похожи ли 3 парня на трех богатырей? Можно ли их назвать богатырями? Почему?

У: - Было ли что-то общее между художественными образами богатырей в картине Васнецова с персонажами шведской народной песни?

 

Слайд №17 Сравнение двух картин «Три богатыря» и «Три парня».

 

Д: - Ответы детей.

Микроитог:

             Музыка песни изображает нам совершенно противоположные трём богатырям трёх парней. Три тоже мощные, здоровые, сильные. Но куда их сила уходит? На гулянье, вечеринки, на бесполезное проведение времени, да ещё и во вред себе. О жадность их погубила, наказала, потому что жили только себе в угоду, не заботясь о благах других людей.

              Давайте разучим эту песню, чтобы вы смогли спеть её лентяям, если таких встретите.

 

VI.                Разучивание песни.

VII.              Распевание (посадка)

VIII.            Исполнение.

IX.                Итог урока:

 

 У: - Судя по сегодняшнему уроку, в каких видах искусства отражается тема богатырей.

Д: - Музыка, живопись, литература.

У: - Музыку какого композитора вы услышали на уроке?

Д: - А. Бородина.

У: -  С каким произведением Бородина вы познакомились?

Д: - Богатырской симфонией.

У: - Что объединяет Богатырскую симфонию Бородина и картину Васнецова?

Д: - Богатырская тема.

У: - Было ли что-то общее между художественными образами богатырей в картине Васнецова с персонажами шведской народной песни?

Д: - Ответы детей.

 

 

X.                  Домашнее задание: Вспомнить песни, картины, стихи о подвигах русских людей.

 

XI.                Оценивание детей.

   

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Богатырский образ в искусстве»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер спортивного клуба

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

·         Показать многостороннюю связь между двумя видами искусств (музыка и живопись).

·         Развивать основы творческого воображения – внутренне зрение, внутренний слух.

 

·         Через музыку познакомить с историей нашей страны, воспитывать любовь к искусству, к Родине через знакомство с героями былин – богатырями.                                  

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 839 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1244
    • DOCX 58 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Афанасьева Алёна Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Афанасьева Алёна Евгеньевна
    Афанасьева Алёна Евгеньевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4885
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин в дополнительном образовании

Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 306 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Музыка")

Учитель музыки

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 40 человек

Курс повышения квалификации

Мировая музыкальная культура от Баха до Шнитке

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 80 человек

Мини-курс

Анализ эффективности проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Практика гештальт-терапии: техники и инструменты

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 312 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 63 человека

Мини-курс

Интерактивные материалы на печатной основе

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 30 человек