Богатство растений в декоративно-прикладном
искусстве
Чтобы жить, нужны солнце,
Свобода и маленький цветок.
Г.Х. Андерсен.
Цели
занятия:
·
Повторить
знания о цветах как живом организме;
·
Рассмотреть
историю декоративно-прикладного искусства - вышивка лентами;
·
Научить
вышивке цветка лентами;
·
Воспитывать
эстетическое отношение к природе и труду;
·
Воспитывать
аккуратность, усидчивость и внимательность.
Оборудование: фотографии
цветов, цветок - роза, предметы украшенные вышивкой лентами, принадлежности
для рукоделия, заготовки по рукоделию, инструкционные карты на каждом столе,
техника безопасности, выставка работ (цветы -выполненные различной техникой -
вязание, вышивка крестом, объемная вышивка).
Программно
- техническое оснащение: презентация на диске, диск с
музыкой.
Ход
занятия
Уч. Сегодня у
нас необычное занятие - интегрированное, в котором принимают участие учителя
технологии и биологии.
Уч. Т.: На
занятии мы:
·
повторим
биологические сведения о цветке;
·
научимся
использовать ленты при изготовлении цветка.
·
продолжим
развитие художественного вкуса.
Уч. Б.: Каких
только цветов не существует в природе! Пожалуй, даже невозможно будет
перечислить все существующие цветы на планете. Это замечательно - ведь сама
природа позаботилась о том, чтобы у людей была эстетическая гармония. Ничто не
может приносить больше удовольствия, чем природная красота.
Цветы, как
люди, на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая.
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
Уч. Т.: Посмотрите на изделия рукоделия,
выставленные перед вами. Красоту, которая окружает нас, можно воплотить в
изделиях рукоделия: вышить крестом, гладью, можно связать крючком, выполнить
роспись на ткани. (Демонстрация изделий, выполненных учителем и учащимися).
Рукоделие
- нестареющий вид прикладного искусства, с незанятных времён оно считалось
изысканном и благородным делом. Изделие ручной работы гораздо ценнее массового
продукта, овладение приёмами рукоделия может стать профессией, серьёзным
подспорьем в семейном бюджете.
Обратите
внимание вот на эту работу- это вышивка с помощью шёлковых лент.)
С давних
времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни людей. Уже в
Древней Греции женщины украшали прически и одежду узкими полосками ткани. В
средние века лентами уже декорировали спинки стульев и балдахины, а также
подвязывали тяжелые занавеси. В 14 веке начало расширяться бытовое применение
шелковых лент. Ими украшали не только одежду, но и обувь. .
В эпоху
Рококо Король Людовик XV любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые
безделушки, изготовленные им самим. Платья и костюмы богато украшались лентами.
Наибольшую популярность вышивка шелковыми лентами получила в 70-е годы 19
столетия.
Уч. Б.:
- Скажите,
пожалуйста, что такое шёлк? (Шёлк - мягкая ткань из нитей,
добываемых из кокона тутового шелкопряда. Изначально шёлк происходил из Китая и
был важным товаром, который доставлялся в Европу по Шёлковому пути.)
-
Определите систематическое положение тутового шелкопряда? (Царство Животные,
Тип Членистоногие, Класс Насекомые, Отряд Бабочки)
- Чем
ценен шёлк? (Ценен он благодаря своим замечательным свойствам - упругости,
несминаемости, особому блеску. К тому же натуральный шелк отлично впитывает влагу
и "холодит" в жаркий летний день)
Уч. Т.: Человеку всегда
было присуще стремление к красоте
Сегодня на
уроке мы с вами научимся работать с лентами. Шить шёлковыми лентами необычайно
занимательно, это не требует сложных приспособлений и больших расходов. Мир
цветов огромен и разнообразен. Я хочу вам предложить очаровательный цветок -
розу, которую научимся создавать с помощью лент.
Уч. Б.: Цветы
отличаются большим разнообразием по строению, размерам, окраске, аромату,
времени и продолжительности цветения. Чтобы создать розу при помощи шёлковых
лент, нужно вспомнить общие особенности строения цветов. Давайте разгадаем
кроссворд "Строение цветка"
Из какой
части пестика развивается плод?
Чашечка
состоит из:
Часть
побега, несущая на себе цветок.
Главная
часть цветка, в которой развиваются мужские половые клетки
Совокупность
лепестков, имеющих определенную окраску.
Укороченный
неразветвленный побег, приспособленный для размножения и образования плодов и
семян
Как
называется ось цветка?
(кроссворд
)
Уч. Б.: К
сегодняшнему занятию девочки подготовили интересные сообщения о розах.
Сообщения
учащихся.
1. Роза
- уникальный цветок. В истории человечества нет другого растения, которое бы
служило таким универсальным символом красоты, переходящим от культуры к
культуре, из страны в страну. Розе посвящено множество произведений искусства,
в самых разных жанрах и стилях. Она служила символом красоты в поэзии самых
разных стран Древнегреческая поэтесса Сафо называла розу "царицей цветов".
Великий Сократ считал розу самым красивым и самым полезным цветком на свете. Считается,
что родиной садовых роз является Персия, которая в древности называлась
Гулистан - "сад роз".
2. Цветки
розы издавна используются в кулинарии, медицине, косметологии. Лепестки
замачивают, высушивают, варят, заваривают с чаем, используют при приготовлении
различных блюд и просто для украшения стола
В свежих и
засушенных лепестках содержится большое количество витамина С и высокоактивных
веществ, поэтому лепестки не только улучшают вид блюда, но и полезны для
здоровья.
Из
лепестков получают эфирное розовое масло и розовую воду, используют во многих
косметических продуктах.
Обобщение
ответов.
Уч. Т.: Теперь
мы много знаем о цветке. Видим, какую форму имеет этот цветок, и можем
приступить к его изготовлению из ленты. Вспомним правила по технике
безопасности. (Учащиеся рассказывают правила).
При работе
с иголками и булавками:
1. При работе
с иголкой пользоваться наперстком.
2. Храните
иголки и булавки в игольнице.
3. Не пользуйтесь
для шитья ржавой иголкой.
4. Нельзя
брать иглы, нитки в рот.
5. Сломанную
иглу следует отдать учителю.
При работе
с ножницами:
1. Ножницы во
время работы находятся справа кольцами к себе.
2. Лезвие
ножниц в не рабочем состоянии должны быть сомкнуты.
3. Лезвие
ножниц должно быть остро наточенным.
4. Передавать
ножницы нужно кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями.
Рассмотрим
технологию изготовления цветка по инструкционным картам.
Уч. Б.:
-
Вспомните, пожалуйста, формулу цветка семейства розоцветных (Ч5 Л5.
Т, П1,)
- Что в
строении цветка розы приравнивается 5? / 5 чашелистиков, 5 лепестков./
- А
сколько лепестков мы видим у розы? /Много/
- Поясните
формулу цветка розоцветных. (Чашелистиков - 5, лепестков - 5, а не множество -
видоизменённые тычинки превратились в лепестки, так как тычинок множество,
пестик - 1 или множество).
Уч. Т.: У
нас имеется заготовка: круг начерчен, вышита звезда с пятью лучами. Иголка с
лентой находится на лицевой стороне канвы. Продолжайте, поочередно пропуская
иглу под или над лучами звезды.
(На столах
инструкция, ученицы работают, звучит музыка).
Демонстрация
учащимися выполненных работ.
Итоги
занятия:
Мы
повторили биологические сведения о цветке.
Научились
использовать ленты для изготовления цветка.
Уч. Т.: Сегодня вы
научились изготавливать розу из лент. И я рекомендую вам использовать эту розу
как украшение на различных изделиях.
Уч. Б.: Романтика
никогда не выходит из моды! И цветы - ее вечные спутники.
Уч. Т.: В
цветах заключена красота природы, которую хочется сохранить навеки. Сочетание
природного шарма цветов и мягкого блеска шелка очарует любого.
Домашнее
задание:
По
технологии: закончить
работу, придумать своё изделие с использованием вышивки летами.
По
биологии: найти
интересный материал (стихи, загадки) о розе.
МБОУ «Красноярская СОШ
№1»
Областной проблемный
семинар по теме «Надпредметныке и метапредметные компетенции как одно из
требований ФГОС общего образования»
Интегрированный урок по
теме «Богатство растений в декоративно-прикладном искусстве» 6 класс.
Провели: учитель
технологии Займенцева Е.Н.
Учитель биологии
Чистовская О.Е.
16 апреля 2014г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.