Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
ТЕМА УРОКА:
БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ЛЕТОМ
1942 года
Автор: учитель истории
Волкова А.А.
2 слайд
1.Наступление Красной Армии.
2.Трагические события лета 1942 года.
3. Складывание антигитлеровской коалиции.
ПЛАН.
3 слайд
ПОДУМАЙ: Продолжите:
лучшим танком II мировой войны признан ………
Лангемак создал, Флёров испытал ………
самый знаменитый конструктор советского стрелкового оружия……..
“КВ” и “ИС”……….
род войск, потерявший своё значение во время ВОВ……..
сражение под Прохоровкой- крупнейшее сражение……..
Шпагин создал автомат …….
4 слайд
Проанализировать данные, помещенные в таблице, ответьте на вопросы. Соотношение сил сторон накануне контрнаступления советских войск под Москвой ( 5 декабря 1941 года.)
Какие выводы можно сделать на основе приведенных в таблице данных?
Какие обстоятельства позволили советскому командованию принять решение о переходе в контрнаступление под Москвой?
5 слайд
1.Как развивались события в первые дни войны?
2.Как проходило наступление немецких войск?
3.Какое значение имел срыв плана «молниеносной войны»?
4.Сделать вывод.
Беседа по вопросам:
6 слайд
Задание: самостоятельная работа учащихся с текстом учебника стр. 210 §32.Чем были вызваны причины поражений Красной Армии в 1942 году?
7 слайд
Из речи Гитлера в Мюнхене 8 ноября 1942 г.
То, что я поступаю не так, как хотелось бы другим, объясняется вот чем: я сначала обдумываю, чего, по всей вероятности, хотят другие, а потом делаю принципиально иначе. Если герр Сталин, как видно, ожидал, что мы ударим на центральном участке (Восточного фронта), то я вовсе не пожелал наступать там. Я хотел выйти к Волге, причем именно в определенном месте, у определенного города… Случайно он носит имя самого Сталина. Я делал это потому, что там находится весьма важный пункт. Ведь там мы отрезаем транспортные пути, по которым перевозятся 30 млн. т грузов, в том числе 9 млн. т нефти. Туда стекалась вся пшеница из гигантских областей Украины, Кубани, чтобы затем быть транспортированной на севр Вот это все я и хотел захватить…
1.О каком военно – стратегическом просчете советского командования идет речь в документе?
2. Какие стратегические выгоды предполагал извлечь Гитлер из захвата Сталинграда?
Работа с документом:
8 слайд
Этапы:
I этап – 17 июня -18 ноября 1942 г. (оборонительный).
II этап – 19 ноября – 2 февраля – контрнаступление, окружение и разгром.
Сталинградская битва
9 слайд
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА ФРОНТАХ В 1942 году используя документы параграфа 32.и карту
10 слайд
ЗАДАНИЕ: Вставьте пропущенные в тексте даты и фамилии.
Тем временем битва на Волге развертывалась с нарастающим ожесточением. ______ немецкие войска прорвали фронт наших войск и вышли к Волге севернее Сталинграда.
_____ развернулись бои за город. Его оборона была возложена на 62-ю армию, командующим которой был назначен генерал и на часть 64-й армии, которой командовал генерал___________.
Защитники города отстаивали каждый квартал, каждое здание. Горсточка гвардейцев из дивизии генерала А. И. Родимцева, возглавляемая сержантом ______________, около двух месяцев обороняла большой четырехэтажный дом на площади 9 января. Защитники дома, несмотря на ожесточенные атаки гитлеровцев, не дрогнули и выстояли до конца.
Работа с документом.
11 слайд
Задание учащимся: Составить хронологическую таблицу по рассказу учителя: Складывание антигитлеровской коалиции
12 слайд
ЗАКРЕПЛЯЕМ МАТЕРИАЛ. Привести в соответствие данные таблицы.
13 слайд
Домашнее задание
1.Прочитать § 33, записи в тетради,
Подготовить сообщение
«Личность в истории ВОВ»
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
«ЦИКЛ УРОКОВ ПО ИСТОРИИ РОССИИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ» 9 класс
Тема: Боевые действия летом 1942 года
Автор: учитель истории Муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 52 поселка Ильский
муниципального образования Северский район Волкова Александра Анатольевна
2014год.
ТЕМА УРОКА: Боевые действия летом 1942 года
Цели:
1.Познакомить учащихся с трагическими событиями лета 1942 года.
2.Подвести учащихся к пониманию причин летних неудач Красной Армии и значения героической обороны Сталинграда.
3. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы темы.
Учебное оборудование: карта «Вторая Мировая война» рабочая тетрадь выпуск 2, ксерокопии документов, презентация.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые слова (антигитлеровская коалиция), даты: 5 декабря 1941 г., 1января 1942г., 29 ноября — 1 декабря 1943 г., домашнее задание.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Начало Великой
Отечественной войны»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 28.
КАРТОЧКА
а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:
— Как проходило отступление Красной Армии летом-осенью 1941 года?
б) Для этого подумай и поразмысли:
Как развивались события в первые дни войны?
Как проходило наступление немецких войск?
Почему, несмотря на упорное сопротивление, Красная Армия
терпит поражения?
Какие недостатки в организации обороны можно выделить?
Какое значение имел срыв плана «молниеносной войны»?
в) Сделай вывод.
2.Работа с классом (на выбор учителя).
А) Беседа по вопросам.
— Почему начало войны оказалось неожиданным для большей части населения СССР?
— Почему, с самого начала войны, советское руководство определило ее как Отечественную?
Б) Выполнение заданий из рабочей тетради выпуск 2, § 31, рабочий лист 6, стр. 48 и рабочий лист 7, стр. 48.
3.Устный развернутый ответ учащегося по карточке, отзывы одноклассников.
III. Изучение новой темы План:
• Наступление Красной Армии.
• Трагические события лета 1942 года.
• Складывание антигитлеровской коалиции.
Задача для учащихся: Каковы итоги военной кампании 1942 года.
1.Самостоятельная работа учащихся с текстом документа. СЛАЙД № 1
Учебник 1 § 32, стр. 210-212 1.Продолжите:
Лучшим танком II мировой войны признан ……… Лангемак создал, Флёров испытал ……… самый знаменитый конструктор советского стрелкового оружия…….. “КВ” и “ИС”………. род войск, потерявший своё значение во время ВОВ…….. сражение под Прохоровкой - крупнейшее сражение…….. Шпагин создал автомат …….
2.Проанализировать данные, помещенные в таблице, ответьте на вопросы. СЛАЙД №
Соотношение сил сторон накануне контрнаступления советских войск под Москвой ( 5 декабря 1941 года.)
Линия сравнения
Западный, Калининский, Юго- Западный фронты
Группа армий «Центр»
Личный состав (тыс. чел.)
1100
1700
Орудия и минометы
7650
13500
Реактивные установки
415
___
Танки
770
1170
Самолеты
1000
615
Какие выводы можно сделать на основе приведенных в таблице данных?
Какие обстоятельства позволили советскому командованию принять решение о переходе в контрнаступление под Москвой?
Беседа по вопросам:
1.Как развивались события в первые дни войны?
2.Как проходило наступление немецких войск?
3.Какое значение имел срыв плана «молниеносной войны»?
4.Сделать вывод.
Задание: самостоятельная работа учащихся с текстом учебника стр. 210 §32.Чем были вызваны причины поражений Красной Армии в 1942 году?
1.Беседа с учащимися по прочитанному тексту.
— Какое значение имела победа советских войск под Москвой?
— Почему Сталин был уверен в быстром разгроме немецких войск?
— Какие планы, на летнюю кампанию 1942 года были разработаны в германском генеральном штабе?
— Чем были вызваны причины поражений Красной Армии?
2. Сталинградская битва. СЛАЙД № 2
Этапы:I этап - 17 июня -18 ноября 1942 г. (оборонительный).IIэтап - 19 ноября - 2 февраля - контрнаступление, окружение и разгром. Соотношение сил. Со стороны немцев - 80 дивизий.
Задание. Слушая рассказ, составить тезисный план.
Начало Сталинградской битвы датируется большинством отечественных историков 17 июля 1942 г., когда части 62-й советской армии вошли в соприкосновение в излучине Дона с передовыми частями группировки немецких войск под командованием генерала Паулюса. Город готовился к обороне: строились оборонительные сооружения, на их строительство ежедневно выходило свыше 180000 человек. На подступах к городу было построено 4 оборонительных рубежа: внешний, средний, внутренний и городской; общая протяженность построенных оборонительных рубежей составляла 3860 км. На важнейших направлениях были вырыты противотанковые рвы, промышленность города выпускала до 80 видов военной продукции. Так, тракторный снабжал фронт танками, а металлургический завод «Красный Октябрь» - минометами.
В ходе тяжелых боев советские войска, проявив стойкость и героизм, сорвали замысел врага овладеть Сталинградом с ходу. С 17 июля по 17 августа 1942 г. немцам удалось продвинуться не более чем на 60-80 км.
Краткие сообщения о боях на подступах к городу: август - Малые Россошки, Станица Клетская - подвиги П. Болото, И. Алиникова, Ф. Белкина и Самойлова, подвиг летчика Д.П. Баранова.
Но все же враг, хоть и медленно, приближался к городу. Немцы форсировали Дон. Наступил трагический день 23 августа, когда прорвавшиеся немецкие танки вышли к Волге на северной окраине Сталинграда. Навстречу был брошен заслон из рабочих батальонов и частей НКВД. Озлобленные фашисты решили стереть с лица земли город. 23 августа запомнился сталинградцам: «Гудение моторов становилось все сильней. Все звуки города сникли, сжались, и лишь гудел, наливался гудящий звук. Немцы шли в несколько этажей, заняв весь голубой объем летнего неба. Бомбы достигали земли и врезались в город. Дома умирали так же, как умирают люди. Одни, худые, высокие, валились набок, убитые наповал, другие стояли дрожа, шатаясь. Тот, кто был здесь, никогда этого не забудет. Теперь этот город - длинный и серый, над которым день и ночь пляшет огонь и вьется пепел. Это город-солдат, опаленный в бою. В городе уже давно нет безопасных мест. Гул бомбежек и артиллерийской канонады день и ночь стоит над содрогающейся землей. Да, здесь трудно жить, здесь небо горит над головами и земля содрогается под ногами. Да, здесь трудно жить, больше того: здесь невозможно жить в бездействии. Но жить, сражаясь, жить, убивая врага, - так жить здесь можно, так жить здесь нужно и так жить мы будем, отстаивая этот город среди огня, дыма и крови». (К. Симонов). (Хрестоматия Великой Отечественной войны. Сталинградская битва, т. 4., 1984).
13 сентября сражение охватило территорию Сталинграда, Непосредственно оборону города осуществляли 62-я и 64-я армии (командующие - генерал В.И. Чуйков, М.С. Шумилов).
Начались бои на улицах города.
Сообщения о снайпере Зайцеве, о доме сержанта Павлова, о подвиге Михаила Паникахи, Марии Ульяновой, Вали Пахомовой; борьба за Мамаев Курган; подвиг младшего лейтенанта Сердюкова, Рубена Ибаррури; подвиг тыла.
- Почему же гитлеровские войска так и не смогли взять Сталинград, хотя, казалось бы, и были очень близки к цели? Можно говорить о просчетах и роковых ошибках самого Гитлера, критиковать действия его генералов, но нельзя не видеть, что в решающие моменты Сталинград устоял благодаря стойкости и самопожертвованию советских воинов.
Последнее наступление Паулюс начал 11 ноября 1942 г. На узком участке у завода Красные Баррикады гитлеровцы одержали свой последний успех.
Таким образом, 125 дней продолжались оборонительные сражения. Враг потерял более 700 тыс. убитыми и ранеными, более 1000 танков, более 1,4 самолетов, более 2 тыс. орудий и минометов.
III. Закрепление:
1.Работа учащихся с историческими документом. СЛАЙД № 5-6
То, что я поступаю не так, как хотелось бы другим, объясняется вот чем: я сначала обдумываю, чего, по всей вероятности, хотят другие, а потом делаю принципиально иначе. Если герр Сталин, как видно, ожидал, что мы ударим на центральном участке (Восточного фронта), то я вовсе не пожелал наступать там. Я хотел выйти к Волге, причем именно в определенном месте, у определенного города… Случайно он носит имя самого Сталина. Я делал это потому, что там находится весьма важный пункт. Ведь там мы отрезаем транспортные пути, по которым перевозятся 30 млн. т грузов, в том числе 9 млн. т нефти. Туда стекалась вся пшеница из гигантских областей Украины, Кубани, чтобы затем быть транспортированной на север. Вот это все я и хотел захватить…
1.О каком военно – стратегическом просчете советского командования идет речь в документе?
2. Какие стратегические выгоды предполагал извлечь Гитлер из захвата Сталинграда?
2.Используя документы параграфа 32 и карту проанализируем ситуацию на фронтах СЛАЙД №
3.Работа с историческим документом. СЛАЙД № 7
ЗАДАНИЕ: Вставьте пропущенные в тексте даты и фамилии.
Тем временем битва на Волге развертывалась с нарастающим ожесточением. ______ немецкие войска прорвали фронт наших войск и вышли к Волге севернее Сталинграда.
_____ развернулись бои за город. Его оборона была возложена на 62-ю армию, командующим которой был назначен генерал и на часть 64-й армии, которой командовал генерал___________.
Защитники города отстаивали каждый квартал, каждое здание. Горсточка гвардейцев из дивизии генерала А. И. Родимцева, возглавляемая сержантом ______________, около двух месяцев обороняла большой четырехэтажный дом на площади 9 января. Защитники дома, несмотря на ожесточенные атаки гитлеровцев, не дрогнули и выстояли до конца.
4. ЗАДАНИЕ: Составить хронологическую таблицу по рассказу учителя:
Складывание антигитлеровской коалиции(в объеме учебника). СЛАЙД №
Дата
Этапы складывания антигитлеровской коалиции
Значение и содержание
заключенных договоров
и соглашений
6.Привести в соответствие данные таблицы. «АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА ФРОНТАХ В 1942 году»
СЛАЙД № 10-11
Итоги и значение.
- Сталинградская победа оказала влияние на укрепление антифашистской коалиции и усиление в ней роли СССР
- Япония и Турция окончательно не вступили в войну. Немцы утратили боевой наступательный дух.
Домашнее задание:1.Прочитать § 33, записи в тетради.Подготовить сообщение
«Личность в истории ВОВ»
6 665 185 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Волкова Александра Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.