Инфоурок География Другие методич. материалыБоевые действия летом 1942года

Боевые действия летом 1942года

Скачать материал
Скачать материал "Боевые действия летом 1942года"

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инженер лифтового оборудования

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ТЕМА УРОКА:БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ 
ЛЕТОМ 1942 года...

    1 слайд

    ТЕМА УРОКА:
    БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ
    ЛЕТОМ
    1942 года

    Автор: учитель истории
    Волкова А.А.

  • 1.Наступление Красной Армии.
2.Трагические события лета 1942 года.
3. Складыв...

    2 слайд

    1.Наступление Красной Армии.
    2.Трагические события лета 1942 года.
    3. Складывание антигитлеровской коалиции.
    ПЛАН.

  • ПОДУМАЙ:  Продолжите:
лучшим танком II мировой войны признан ………
Лангемак соз...

    3 слайд

    ПОДУМАЙ: Продолжите:
    лучшим танком II мировой войны признан ………
    Лангемак создал, Флёров испытал ………
    самый знаменитый конструктор советского стрелкового оружия……..
    “КВ” и “ИС”……….
    род войск, потерявший своё значение во время ВОВ……..
    сражение под Прохоровкой- крупнейшее сражение……..
    Шпагин создал автомат …….

  • Проанализировать данные, помещенные в таблице, ответьте на вопросы.     Соотн...

    4 слайд

    Проанализировать данные, помещенные в таблице, ответьте на вопросы. Соотношение сил сторон накануне контрнаступления советских войск под Москвой ( 5 декабря 1941 года.)
    Какие выводы можно сделать на основе приведенных в таблице данных?
    Какие обстоятельства позволили советскому командованию принять решение о переходе в контрнаступление под Москвой?

  • 1.Как развивались события в первые дни войны?
2.Как проходило наступление нем...

    5 слайд

    1.Как развивались события в первые дни войны?
    2.Как проходило наступление немецких войск?
    3.Какое значение имел срыв плана «молниеносной войны»?
    4.Сделать вывод.

    Беседа по вопросам:

  • Задание: самостоятельная работа  учащихся с текстом учебника стр. 210 §32.Че...

    6 слайд


    Задание: самостоятельная работа учащихся с текстом учебника стр. 210 §32.Чем были вызваны причины поражений Красной Армии в 1942 году?

  • Из речи Гитлера в Мюнхене 8 ноября 1942 г.
То, что я поступаю не так, как хот...

    7 слайд

    Из речи Гитлера в Мюнхене 8 ноября 1942 г.
    То, что я поступаю не так, как хотелось бы другим, объясняется вот чем: я сначала обдумываю, чего, по всей вероятности, хотят другие, а потом делаю принципиально иначе. Если герр Сталин, как видно, ожидал, что мы ударим на центральном участке (Восточного фронта), то я вовсе не пожелал наступать там. Я хотел выйти к Волге, причем именно в определенном месте, у определенного города… Случайно он носит имя самого Сталина. Я делал это потому, что там находится весьма важный пункт. Ведь там мы отрезаем транспортные пути, по которым перевозятся 30 млн. т грузов, в том числе 9 млн. т нефти. Туда стекалась вся пшеница из гигантских областей Украины, Кубани, чтобы затем быть транспортированной на севр Вот это все я и хотел захватить…
    1.О каком военно – стратегическом просчете советского командования идет речь в документе?
    2. Какие стратегические выгоды предполагал извлечь Гитлер из захвата Сталинграда?

    Работа с документом:

  • Этапы:
I этап – 17 июня -18 ноября 1942 г. (оборонительный).
II этап – 19 ноя...

    8 слайд

    Этапы:
    I этап – 17 июня -18 ноября 1942 г. (оборонительный).
    II этап – 19 ноября – 2 февраля – контрнаступление, окружение и разгром.

    Сталинградская битва

  • АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА ФРОНТАХ В 1942 году используя документы параграфа 32.и карту

    9 слайд

    АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА ФРОНТАХ В 1942 году используя документы параграфа 32.и карту

  • ЗАДАНИЕ: Вставьте  пропущенные в тексте даты и фамилии.
              Тем вре...

    10 слайд

    ЗАДАНИЕ: Вставьте пропущенные в тексте даты и фамилии.
    Тем временем битва на Волге развертывалась с нарастающим ожесточением. ______ немецкие войска прорвали фронт наших войск и вышли к Волге севернее Сталинграда.
    _____ развернулись бои за город. Его оборона была возложена на 62-ю армию, командующим которой был назначен генерал и на часть 64-й армии, которой командовал генерал___________.
    Защитники города отстаивали каждый квартал, каждое здание. Горсточка гвардейцев из дивизии генерала А. И. Родимцева, возглавляемая сержантом ______________, около двух месяцев обороняла большой четырехэтажный дом на площади 9 января. Защитники дома, несмотря на ожесточенные атаки гитлеровцев, не дрогнули и выстояли до конца.
    Работа с документом.

  • Задание учащимся: Составить хронологическую таблицу по рассказу учителя:...

    11 слайд





    Задание учащимся: Составить хронологическую таблицу по рассказу учителя: Складывание антигитлеровской коалиции

  • 
       

ЗАКРЕПЛЯЕМ МАТЕРИАЛ.  Привести в соответствие данные таблицы.

    12 слайд








    ЗАКРЕПЛЯЕМ МАТЕРИАЛ. Привести в соответствие данные таблицы.

  • Домашнее задание 
1.Прочитать § 33,  записи в тетради,
Подготовить сообщение...

    13 слайд

    Домашнее задание
    1.Прочитать § 33, записи в тетради,
    Подготовить сообщение
    «Личность в истории ВОВ»

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

 

 

 

 

 

 

 

 «ЦИКЛ УРОКОВ ПО ИСТОРИИ РОССИИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»  9 класс

 

Тема: Боевые действия летом 1942 года

 

 

 

 

Автор: учитель истории Муниципального общеобразовательного учреждения

            средней общеобразовательной школы № 52 поселка Ильский

            муниципального образования Северский район Волкова Александра Анатольевна

 

 

 

2014год.

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА УРОКА: Боевые действия летом 1942 года

Цели:

1.Познакомить учащихся с трагическими событиями лета 1942 года.

2.Подвести учащихся к пониманию причин летних неудач Красной Армии и значения героической обороны Сталинграда.

3. Продолжить формирование умений работать с историческими до­кументами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» воп­росы темы.

Учебное оборудование: карта «Вторая Мировая война» рабочая тетрадь выпуск 2, ксерокопии документов, презентация.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые сло­ва (антигитлеровская коалиция), даты: 5 декабря 1941 г., 1января 1942г., 29 ноября — 1 декабря 1943 г., домашнее задание.

Ход урока

I.Организационный момент

II.Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Начало Великой

Отечественной войны»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 28.

КАРТОЧКА

а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:

— Как проходило отступление Красной Армии летом-осенью 1941 года?

б) Для этого подумай и поразмысли:

Как развивались события в первые дни войны?

Как проходило наступление немецких войск?

Почему, несмотря на упорное сопротивление, Красная Армия

терпит поражения?

Какие недостатки в организации обороны можно выделить?

Какое значение имел срыв плана «молниеносной войны»?

в) Сделай вывод.

2.Работа с классом (на выбор учителя).

А) Беседа по вопросам.

— Почему начало войны оказалось неожиданным для большей части населения СССР?

— Почему, с самого начала войны, советское руководство определи­ло ее как Отечественную?

Б) Выполнение заданий из рабочей тетради выпуск 2, § 31, рабочий лист 6, стр. 48 и рабочий лист 7, стр. 48.

3.Устный развернутый ответ учащегося по карточке, отзывы одноклассников.

III. Изучение новой темы План:

• Наступление Красной Армии.

• Трагические события лета 1942 года.

• Складывание антигитлеровской коалиции.

Задача для учащихся: Каковы итоги военной кампании 1942 года.

1.Самостоятельная работа учащихся с текстом документа. СЛАЙД № 1

Учебник 1 § 32, стр. 210-212   1.Продолжите:

Лучшим танком II мировой войны признан ……… Лангемак создал, Флёров испытал ……… самый знаменитый конструктор советского стрелкового оружия…….. “КВ” и “ИС”………. род войск, потерявший своё значение во время ВОВ…….. сражение под Прохоровкой - крупнейшее сражение…….. Шпагин создал автомат …….

2.Проанализировать данные, помещенные в таблице, ответьте на вопросы. СЛАЙД №

Соотношение сил сторон накануне контрнаступления советских войск под  Москвой ( 5 декабря 1941 года.)

Линия сравнения

Западный, Калининский, Юго- Западный фронты

Группа армий «Центр»

Личный состав (тыс. чел.)

                     1100

                 1700

Орудия и минометы

                     7650

                13500

Реактивные установки

                      415

                 ___

Танки

                      770

                 1170

Самолеты

                      1000

                 615

 

Какие выводы можно сделать на основе приведенных в таблице данных?

               Какие обстоятельства позволили советскому командованию принять решение о переходе в контрнаступление под Москвой?

Беседа по вопросам:

1.Как развивались события в первые дни войны?

2.Как проходило наступление немецких войск?

3.Какое значение имел срыв плана «молниеносной войны»?

4.Сделать вывод.

Задание: самостоятельная работа  учащихся с текстом учебника стр. 210 §32.Чем были вызваны причины поражений Красной Армии в 1942 году?

 1.Беседа с учащимися по прочитанному тексту.

—  Какое значение имела победа советских войск под Москвой?

—  Почему Сталин был уверен в быстром разгроме немецких войск?

—   Какие планы, на летнюю кампанию 1942 года были разработаны в германском генеральном штабе?

—  Чем были вызваны причины поражений Красной Армии?

 2. Сталинградская битва.  СЛАЙД № 2

Этапы:I  этап - 17 июня -18 ноября 1942 г. (оборонительный).IIэтап - 19 ноября - 2 февраля - контрнаступление, окружение и разгром. Соотношение сил. Со стороны немцев - 80 дивизий.

Задание. Слушая рассказ, составить тезисный план.

Начало Сталинградской битвы датируется большинством отечественных историков 17 июля 1942 г., когда части 62-й советской армии вошли в сопри­косновение в излучине Дона с передовыми частями группировки немецких войск под командованием генерала Паулюса. Город готовился к обороне: строи­лись оборонительные сооружения, на их строительство ежедневно выходило свыше 180000 человек. На подступах к городу было построено 4 оборонитель­ных рубежа: внешний, средний, внутренний и городской; общая протяженность построенных оборонительных рубежей составляла 3860 км. На важнейших на­правлениях были вырыты противотанковые рвы, промышленность города вы­пускала до 80 видов военной продукции. Так, тракторный снабжал фронт тан­ками, а металлургический завод «Красный Октябрь» - минометами.

В ходе тяжелых боев советские войска, проявив стойкость и героизм, со­рвали замысел врага овладеть Сталинградом с ходу. С 17 июля по 17 августа 1942 г. немцам удалось продвинуться не более чем на 60-80 км.

Краткие сообщения о боях на подступах к городу: август - Малые Россошки, Станица Клетская - подвиги П. Болото, И. Алиникова, Ф. Белкина и Са­мойлова, подвиг летчика Д.П. Баранова.

Но все же враг, хоть и медленно, приближался к городу. Немцы форсиро­вали Дон. Наступил трагический день 23 августа, когда прорвавшиеся немецкие танки вышли к Волге на северной окраине Сталинграда. Навстречу был брошен заслон из рабочих батальонов и частей НКВД. Озлобленные фашисты решили стереть с лица земли город. 23 августа запомнился сталинградцам: «Гудение моторов становилось все сильней. Все звуки города сникли, сжались, и лишь гудел, наливался гудящий звук. Немцы шли в несколько этажей, заняв весь го­лубой объем летнего неба. Бомбы достигали земли и врезались в город. Дома умирали так же, как умирают люди. Одни, худые, высокие, валились набок, уби­тые наповал, другие стояли дрожа, шатаясь. Тот, кто был здесь, никогда этого не забудет. Теперь этот город - длинный и серый, над которым день и ночь пляшет огонь и вьется пепел. Это город-солдат, опаленный в бою. В городе уже давно нет безопасных мест. Гул бомбежек и артиллерийской канонады день и ночь стоит над содрогающейся землей. Да, здесь трудно жить, здесь небо горит над головами и земля содрогается под ногами. Да, здесь трудно жить, больше того: здесь невозможно жить в бездействии. Но жить, сражаясь, жить, убивая врага, - так жить здесь можно, так жить здесь нужно и так жить мы будем, отстаивая этот город среди огня, дыма и крови». (К. Симонов). (Хрестоматия Великой Отечественной войны. Сталинградская битва, т. 4., 1984).

13 сентября сражение охватило территорию Сталинграда, Непосредст­венно оборону города осуществляли 62-я и 64-я армии (командующие - генерал В.И. Чуйков, М.С. Шумилов).

Начались бои на улицах города.

Сообщения о снайпере Зайцеве, о доме сержанта Павлова, о подвиге Ми­хаила Паникахи, Марии Ульяновой, Вали Пахомовой; борьба за Мамаев Курган; подвиг младшего лейтенанта Сердюкова, Рубена Ибаррури; подвиг тыла.

- Почему же гитлеровские войска так и не смогли взять Сталинград, хотя, казалось бы, и были очень близки к цели? Можно говорить о просчетах и роковых ошибках самого Гитлера, крити­ковать действия его генералов, но нельзя не видеть, что в решающие моменты Сталинград устоял благодаря стойкости и самопожертвованию советских вои­нов.

Последнее наступление Паулюс начал 11 ноября 1942 г. На узком участке у завода Красные Баррикады гитлеровцы одержали свой последний успех.

Таким образом, 125 дней продолжались оборонительные сражения. Враг потерял более 700 тыс. убитыми и ранеными, более 1000 танков, более 1,4 самолетов, более 2 тыс. орудий и минометов.

III.  Закрепление: 

1.Работа учащихся с историческими документом.  СЛАЙД № 5-6

То, что я поступаю не так, как хотелось бы другим, объясняется вот чем: я сначала обдумываю, чего, по всей вероятности, хотят другие, а потом делаю принципиально иначе. Если герр Сталин, как видно, ожидал, что мы ударим на центральном участке (Восточного фронта), то я вовсе не пожелал наступать там. Я хотел выйти к Волге, причем именно в определенном месте, у определенного города… Случайно он носит имя самого Сталина. Я делал это потому, что там находится весьма важный пункт. Ведь там мы отрезаем транспортные пути, по которым перевозятся 30 млн. т грузов, в том числе 9 млн. т нефти. Туда стекалась вся пшеница из гигантских областей Украины, Кубани, чтобы затем быть транспортированной на север. Вот это все я и хотел захватить…

  1.О каком военно – стратегическом просчете советского командования идет речь в документе?

  2. Какие стратегические выгоды предполагал извлечь Гитлер из захвата Сталинграда?

2.Используя документы параграфа 32 и карту проанализируем ситуацию на фронтах СЛАЙД №

 3.Работа с историческим документом.    СЛАЙД № 7

 ЗАДАНИЕ: Вставьте  пропущенные в тексте даты и фамилии.

Тем временем битва на Волге развертывалась с нарастающим ожесточением.  ______ немецкие  войска прорвали  фронт наших войск и вышли к Волге севернее Сталинграда.

_____    развернулись бои за город. Его оборона  была возложена на 62-ю армию, командующим которой был назначен генерал                            и на часть 64-й армии,   которой командовал генерал___________.

Защитники города отстаивали каждый квартал, каждое  здание. Горсточка гвардейцев из дивизии генерала А. И. Родимцева, возглавляемая сержантом ______________, около двух месяцев обороняла большой четырехэтажный дом на площади 9 января. Защитники дома, несмотря на ожесточенные атаки гитлеровцев, не дрогнули и выстояли до конца.

4. ЗАДАНИЕ: Составить хронологическую таблицу по рассказу учителя:

 Складывание антигитлеровской коалиции(в объеме учебника). СЛАЙД №

Дата

Этапы складывания антигитлеровской коалиции

Значение и содержание

заключенных договоров

и соглашений

6.Привести в соответствие данные таблицы. «АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА ФРОНТАХ В 1942 году»

СЛАЙД № 10-11

Итоги и значение.

- Сталинградская победа оказала влияние на укрепление антифашист­ской коалиции и усиление в ней роли СССР

- Япония и Турция окончательно не вступили в войну. Немцы утратили боевой наступательный дух.

Домашнее задание:1.Прочитать § 33,  записи в тетради.Подготовить сообщение

«Личность в истории ВОВ»

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 185 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 913
    • PPTX 7.9 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Волкова Александра Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 33632
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 142 человека из 46 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 294 человека

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 208 человек

Курс повышения квалификации

Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 327 человек

Мини-курс

Стратегии карьерного роста и развития

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Басня как педагогическая технология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Дизайн и визуальная коммуникация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 14 регионов