Главная / История / Боевые действия летом 1942 года

Боевые действия летом 1942 года

ПЛАН УРОКА: 1.Начало освобождения. Прорыв блокады Ленинграда. 2.Курская битва...
1. 2. 3. 4.. Задание: Приведите в соответствие цифры и буквы. А) Малиновский ...
По какому принципу образованы логические ряды:
Проанализируйте данные, помещенные в таблице, и запишите ответы на вопросы. С...
ПОДУМАЙ:
Работа с картой:
 
Работа с документом: Заполни пропуски в тексте.
Блокада продолжалась около 900 дней - с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 год...
Ленинград-суровые годы войны, Санкт – Петербург -2010 г.
1.Проследить направления планируемых ударов немецких войск; 2.Показать линию ...
Цифры: «Советская сторона имела 6,4 млн. человек против 5,3 млн. у противника...
 ФОТОМАТЕРИАЛЫ О КУРСКОЙ ДУГЕ
3. Битва за Днепр. Самостоятельная работа с п. 4 § 34 по вопросам: 1.Какое зн...
Выводы (2 мин.) Несмотря на поражения Красной армии весной;— летом 1942 г., ...
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО: Выберите правильный ответ. Кто руководил действиями с...
Домашнее задание (3 мин.) 1.Прочитать § 34, записи в тетради. 2.Подготовиться...
1 из 18

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 ПЛАН УРОКА: 1.Начало освобождения. Прорыв блокады Ленинграда. 2.Курская битва. 3
Описание слайда:

ПЛАН УРОКА: 1.Начало освобождения. Прорыв блокады Ленинграда. 2.Курская битва. 3.Битва за Днепр. 4.Итоги 2 периода войны.

№ слайда 3 1. 2. 3. 4.. Задание: Приведите в соответствие цифры и буквы. А) Малиновский Р.
Описание слайда:

1. 2. 3. 4.. Задание: Приведите в соответствие цифры и буквы. А) Малиновский Р. Я. Б) Жуков Г. К. Г) В)Ворошилов К. Е. Г) Рокоссовский К.К.

№ слайда 4 По какому принципу образованы логические ряды:
Описание слайда:

По какому принципу образованы логические ряды:

№ слайда 5 Проанализируйте данные, помещенные в таблице, и запишите ответы на вопросы. Соот
Описание слайда:

Проанализируйте данные, помещенные в таблице, и запишите ответы на вопросы. Соотношение сил сторон на советско – германском фронте 1942г. Линия сравнения Советские войска Войска Германии и ее союзников Личный состав (млн. чел.) 6,6 6,2 Орудия и минометы (тыс.) 77, 8 51,7 Танки (тыс.) 7,3 5,1 Самолеты (тыс) 4,5 3,5

№ слайда 6 ПОДУМАЙ:
Описание слайда:

ПОДУМАЙ:

№ слайда 7 Работа с картой:
Описание слайда:

Работа с картой:

№ слайда 8  
Описание слайда:

 

№ слайда 9 Работа с документом: Заполни пропуски в тексте.
Описание слайда:

Работа с документом: Заполни пропуски в тексте.

№ слайда 10 Блокада продолжалась около 900 дней - с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года,
Описание слайда:

Блокада продолжалась около 900 дней - с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года, когда она была окончательно снята. За это время на город было сброшено 107 тыс. авиабомб, выпущено около 150 тыс. снарядов. Только по официальным данным там умерли от голода 641 тыс. ленинградцев, погибли от бомбежек и обстрелов около 17 тыс. человек, около 34 тыс. были ранены.

№ слайда 11 Ленинград-суровые годы войны, Санкт – Петербург -2010 г.
Описание слайда:

Ленинград-суровые годы войны, Санкт – Петербург -2010 г.

№ слайда 12 1.Проследить направления планируемых ударов немецких войск; 2.Показать линию фро
Описание слайда:

1.Проследить направления планируемых ударов немецких войск; 2.Показать линию фронта на 12 июля 1943г.; 3. Показать линию фронта на 5 и 23 августа 1943 г.; 4. Назвать по карте место, где произошло Крупнейшее в истории второй мировой войны встречное танковое сражение;

№ слайда 13 Цифры: «Советская сторона имела 6,4 млн. человек против 5,3 млн. у противника (в
Описание слайда:

Цифры: «Советская сторона имела 6,4 млн. человек против 5,3 млн. у противника (в числе которых было еще около полумиллиона солдат союзников Гитлера). По артиллерии соотношение было 99 тысяч орудий против 54 тысяч, по танкам - 9 600 против 5 850, по самолетам - 8 300 против 3000». (Дж. Боффа.)

№ слайда 14  ФОТОМАТЕРИАЛЫ О КУРСКОЙ ДУГЕ
Описание слайда:

ФОТОМАТЕРИАЛЫ О КУРСКОЙ ДУГЕ

№ слайда 15 3. Битва за Днепр. Самостоятельная работа с п. 4 § 34 по вопросам: 1.Какое значе
Описание слайда:

3. Битва за Днепр. Самостоятельная работа с п. 4 § 34 по вопросам: 1.Какое значение имела победа под Курском? 2.Докажите, что немцы серьезно подготовились к защите Днепра. 3.Как был форсирован Днепр? 4.Какие и где происходили бои в летне-осеннюю кампанию?

№ слайда 16 Выводы (2 мин.) Несмотря на поражения Красной армии весной;— летом 1942 г., на
Описание слайда:

Выводы (2 мин.) Несмотря на поражения Красной армии весной;— летом 1942 г., на советско-германском фронте сложились предпосылки коренного перелома в Великой Отечественной войне в пользу Советского Союза, которые были реализованы в ходе Сталинградской битвы и битвы на Курской дуге.

№ слайда 17 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО: Выберите правильный ответ. Кто руководил действиями сове
Описание слайда:

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО: Выберите правильный ответ. Кто руководил действиями советских войск по ликвидации окруженной группировки немецких войск в Сталинграде: а) В. И. Чуйков; б) К. К. Рокоссовский; в) Р. Я. Малиновский? 2. В честь какого события в Москве впервые был дан победный салют: а) капитуляции немецких войск в Сталинграде; б) провала немецкого наступления на Курской дуге; освобождения Орла и Белгорода; в) освобождения Киева? 3. Где немецкие оборонительные сооружения получили название «Восточный вал»: а) на правом берегу Днепра; 6) на Таманском полуострове; в) на южном берегу Сивашского залива?

№ слайда 18 Домашнее задание (3 мин.) 1.Прочитать § 34, записи в тетради. 2.Подготовиться к
Описание слайда:

Домашнее задание (3 мин.) 1.Прочитать § 34, записи в тетради. 2.Подготовиться к проверочной работе. 3.Нанести на контурную карту направления главных ударов противника и Красной Армии. 4. Желающие учащиеся могут подготовить доклады, эссе, рефераты, презентации на темы: а) «Партизанское движение в годы войны»; б) «Советский тыл в годы войны»; в) «Советская культура в годы войны»; г) «Значение событий 1942 г. для хода Великой Отечественной войны»; д) «Значение помощи союзников СССР в годы Великой Отечественной войны»; е) «Мой родной край и моя семья в 1942— 1943гг.».

Боевые действия летом 1942 года
  • История
Описание:

 «ЦИКЛ УРОКОВ ПО ИСТОРИИ РОССИИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»  9 класс

 

 

Тема: Кореннойпереломвходевойны.

 

 

 

 

Автор: учитель истории Муниципального общеобразовательного учреждения

            средней общеобразовательной школы № 52 поселка Ильский

            муниципального образования Северский район Волкова Александра Анатольевна

 

2010год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА УРОКА:Кореннойпереломвходевойны.

Цель: охарактеризовать Курскую битву и успехи Красной Армии в осенней

кампании 1943 года.   

Продолжать  учить анализировать исторический документ. Развивать умение обобщать, делать выводы. Прививать чувство гордости за героизм соотечественников  в годы ВОВ.

учебником, картой. Тип урока. Комбинированный урок.

ХОД УРОКА:

1.Опрос в виде экспресс- опроса по теме: «Боевые действия летом 1942 года». Слайды №

Работа с картой: Слайд №

определим
1.Направления ударов советских войск.
2.Направление контрудара танковой группы Манштейна.

Работа с документом: Заполни пропуски в тексте. Слайд №

Контрнаступление под Сталинградом  началось __________ силами Юго-Западного (командующий генерал ______ и Донского (командующий генерал ________) фронтов. ___________ перешли в наступление воины Сталинградского фронта (командующий генерал ________ прорвав оборону врага южнее города. Танковые группировки Юго-Западного и Сталинградского фронтов устремились навстречу друг другу, замыкая вражеские дивизии и огромном котле между Волгой и Доном. _______________ передовые части этих фронтов соединились в районе города _________. В котле оказались ________

СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ О прорыве блокады Ленинграда. Слайд №

Задание на урок.  Определить почему сражение на Курской дуге оценивается как завершение коренного перелома в Великой Отечественной войне?

2.Начало массового изгнания захватчиков.

Самостоятельная работа с п. 2 § 34.

- Какая обстановка складывается на фронте после Сталинграда?

Как шли бои на Северном Кавказе?

Как шли бои на Верхнем Дону?

Как произошел прорыв блокады Ленинграда?

Каковы результаты зимнего наступления Красной Армии?

3.Курская битва. Слайд №

Задание. Слушая рассказ учителя, составить тезисный план. Под Курском советская сторона добилась значительного превосходства сил благодаря самоотверженной работе тыла.

Цифры: Слайд №

«Советская сторона имела 6,4 млн. человек против 5,3 млн. у противника (в числе которых было еще около полумиллиона солдат союзников Гитлера). По артиллерии соотношение было 99 тысяч орудий против 54 тысяч, по танкам - 9 600 против 5 850, по самолетам - 8 300 против 3000». (Дж. Боффа.)

В конце марта 1943 года советское командование получило от своей аген­турной разведки сведения о том, что немцы готовятся к очередному, третьему подряд, летнему наступлению. Наиболее ценные сведения были сообщены ан­тифашистской разведывательной организацией «Красная капелла», которой ру­ководил легендарный разведчик-антифашист Леопольд Треппер и группа Шан­дора Радо. Ценные сведения доставлял в Москву швейцарский журналист Ру­дольф Ресслер. Хотя Гитлер подчеркивал, что одним из условий готовящейся операции «Цитадель» является абсолютная секретность, советской разведыва­тельной сети удалось раскрыть не только общие планы немцев, но также численность и дислокацию войск, направление ударов и точный момент наступле­ния.

План «Цитадель» Замысел немцев вырастал из операции, предпринятой Манштейном в феврале-марте 1943 года. В результате боев линия фронта стала извилистой, с выступами и впадинами. Особенно явственный выступ с совет­ской стороны обрисовывался на уровне Курска.

Немецкий стратегический план был нацелен на то, чтобы отсечь этот вы­ступ ударами по его основанию. Такие сдвоенные удары должны были нано­ситься с севера, из района Орла, и с юга, из района Белгорода. Наступающие должны были соединиться под Курском, заключив в кольцо круглую группи­ровку советской армии, находящейся к западу от этого города. Двойной прорыв советской обороны планировалось осуществить с помощью крупных масс тан­ков.

Силы. Для осуществления плана «Цитадель» гитлеровское командование сосредоточило 50 отборных дивизий, в том числе около 16 танковых и мотори­зованных. Группировка войск, предназначенная для выполнения плана «Цита­дель», насчитывала 900 тыс. солдат и офицеров, до 10 тыс. орудий и минометов, около 2700 танков, свыше 2000 самолетов. Танковые и пехотные части были пополнены более совершенными танками типа «пантера» и «тигр», а также штурмовыми самоходными орудиями «Фердинанд». Получили новые самолеты («Фокке-Вульф-190 А» и «Хеншель-129») и авиационные части. Гитлеровцы были твердо уверены в успехе операции.

Планы Советского командования. «Перед Советским Верховным Глав­нокомандованием встала дилемма, которую годом раньше оно не в состоянии было разрешить: ждать вражеского удара на оборонительных позициях с целью измотать немцев и затем перейти в контрнаступление или предупредить про­тивника, взяв на себя инициативу первого удара?». (Дж. Боффа.)

(Пятецкий А.М. История России. «Московский лицей», 1989).

Мнения разделились. В своем докладе 8 апреля 1943 г. Г.К. Жуков кате­горически высказался за первое предложение. А.М. Василевский придерживался такой же точки зрения. Рокоссовский предлагал возобновить наступление на вражескую группировку в районе Орла. Сталин колебался: он опасался, что со­ветские войска не выдержат массивной атаки вражеских танков. 12 апреля 1943 г. в Москве состоялось совещание, на котором возобладал оборонительный ва­риант («преднамеренная оборона»).

Советская оборона была насыщена огневыми средствами и глубоко эше­лонирована: различные заграждения, противотанковые препятствия, минные поля тянулись на протяжении десятков километров. Всего было подготовлено восемь рубежей обороны общей глубиной 250-300 км. Оборона строилась в пер­вую очередь как противотанковая. Поэтому на рубежах обороны строилась и создавалась большая плотность артиллерии. Так, например, на участке 13-й ар­мии Центрального фронта, где ожидался главный удар противника, на 1 км фронта приходилось до 92 стволов орудий и минометов. Кроме этого, на 1 км фронта имелось более 30 орудий противотанковой артиллерии.

Слайд №            (историческая карта)

         Весь Курский выступ прикрывали три воздушные армии и две истребительные авиационные дивизии противовоздушной обороны. На вооружение авиации поступили само­леты усовершенствованной конструкции

 Ла-5, Як-9.

Зенитные средства позволяли фронтам прикрывать значительное количе­ство объектов двух-, трех-, четырех- и даже пятислойным огнем.

Ход. Немцы начали наступление на рассвете 5 июля 1943 г., обрушив на советскую оборону самые мощные танковые «клинья» за всю войну. Советское командование знало даже точный час немецкого настушгсния и решило нанести уже по выдвинутым на исходные рубежи вражеским войскам упреждающий удар своей артиллерией. Эта контрподготовка оказала на наступающих демора­лизующий эффект.

         Немцы атаковали на северном отрезке фронта -  южнее Орла, на участке, занятом войсками Рокоссовского, на южном - севернее Белгорода, на участке, удерживаемом войсками Ватутина. На северном участке немцы к концу первого дня вклинились на глубину от 3 до 6 км. Пять яростных атак провели в этот день немецко-фашистские войска против Центрального фронта, но ощутимых ре­зультатов не достигли. Ценой больших потерь врагу удалось за два дня продви­нуться до 10 км. Вскоре наступательный прорыв немцев полностью истощился. 12 июля советские войска атаковали немцев в разных пунктах Орловского вы­ступа.

           Не добилась успеха и группировка противника, наступавшая на Курск с юга, из района Белгорода. Против войск Воронежского фронта (командующий Ватутин) действовала 4-я танковая армия генерала Гота и группа генерала Камифа под общим командованием генерала Манштейна. После шести дней не­прерывных атак гитлеровцы продвинулись примерно на 35 км, грозя сломать хорошо укрепленную оборону. В этот тяжелый момент навстречу немцам вы­двинулись две армии резерва Конева, в том числе 5-я танковая армия генерала Ротмистрова.

12 июля 1943 года около деревни Прохоровка развернулось грандиозное танковое сражение. С обеих сторон в нем одновременно участвовало около 1200 танков и самоходных орудий. К исходу дня сражение закончилось поражением главной группировки немцев, которые оставили на поле боя 400 танков, 300 ав­томашин, свыше 3500 солдат и офицеров (данные А.М. Самсонова).

       23 июля немецкое наступление было остановлено на всем фронте. 3 авгу­ста советские войска перешли в контрнаступление по линии Орел - Курск - Белгород.

В период наступления под Курском активно и самоотверженно действо­вали партизаны, организовав сотни диверсий. Во время летне-осеннего наступ­ления разворачивается операция «Рельсовая война», а во второй половине сен­тября 1943 г. ее продолжение - «Концерт», имевшее целью подрыв коммуника­ций противников и, прежде всего, вывод из строя железной дороги.

Советские войска наращивали наступление. 23 августа 1943 г. был осво­божден Харьков. На этот раз окончательно. На этом завершилась Курская битва.

В боях под Курском нашими бойцами было совершено много подвигов.

Сообщения о подвиге летчика А.К. Горовца; ст. лейтенанта А.П. Маресь­ева; эскадрильи «Нормандия».

2. Итоги Курской битвы.

Курская битва продолжалась 50 дней, закончилась победой Красной Ар­мии. Были разгромлены 30 отборных немецких дивизий, в том числе 7 танко­вых. Общие потери: 500 тыс. солдат и офицеров, 1500 танков и самоходных ар­тиллерийских установок, 3000 орудий и свыше 3500 самолетов.

Точка зрения.

«Курская битва, в которой были уничтожены немецкие бронетанковые дивизии, вооруженные танками самых совершенных моделей («тигр», «панте­ра»), ознаменовала коренной поворот в войне. Немецким войскам больше не удалось овладеть стратегической инициативой до конца войны». (Н. Верт.)

Воспоминания генерала Гудериана,

«В результате провала наступления «Цитадель» мы потерпели решитель­ное поражение. Бронетанковые войска, пополненные с таким большим трудом, из-за больших потерь в людях и технике на долгое время были выведены из строя. Инициатива окончательно перешла к русским».

3.Битва за Днепр. Слайд №

Самостоятельная работа с п. 4 § 34 по вопросам: -    

Какое значение имела победа под Курском?

Докажите, что немцы серьезно подготовились к защите Днепра.

Как был форсирован Днепр?

Какие и где происходили бои в летне-осеннюю кампанию?

4.Итоги 2 периода войны.  Слайд №

Выводы (2 мин.)

Несмотря на поражения Красной армии весной;— летом 1942 г., на советско-германском фронте сложились предпосылки коренного перелома в Великой Отечественной войне в пользу Советского Союза, которые были реализованы в ходе Сталинградской битвы и битвы на Курской дуге.

5.Заключение.

 Домашнее задание:

1.Прочитать § 34, записи в тетради.

2.Подготовиться к проверочной работе.

3.Нанести на контурную карту направления главных

ударов противника и Красной Армии.

4. Желающие учащиеся могут подготовить доклады, эссе,

рефераты, презентации  на темы:

а) «Партизанское движение в годы войны»;

б) «Советский тыл в годы войны»;

в) «Советская культура в годы войны»;

г)  «Значение событий 1942 г. для хода Великой

Отечественной войны»;                                                                                                                                                                                                            

д) «Значение помощи союзников СССР в годы Великой

Отечественной войны»;

е)  «Мой родной край и моя семья в 1942— 1943гг.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 «ЦИКЛ УРОКОВ ПО ИСТОРИИ РОССИИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»  9 класс

 

Тема: Боевые действия летом 1942 года

 

 

 

 

Автор: учитель истории Муниципального общеобразовательного учреждения

            средней общеобразовательной школы № 52 поселка Ильский

            муниципального образования Северский район Волкова Александра Анатольевна

 

 

 

2014год.

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА УРОКА: Боевые действия летом 1942 года

Цели:

1.Познакомить учащихся с трагическими событиями лета 1942 года.

2.Подвести учащихся к пониманию причин летних неудач Красной Армии и значения героической обороны Сталинграда.

3. Продолжить формирование умений работать с историческими до­кументами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» воп­росы темы.

Учебное оборудование: карта «Вторая Мировая война» рабочая тетрадь выпуск 2, ксерокопии документов, презентация.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые сло­ва (антигитлеровская коалиция), даты: 5 декабря 1941 г., 1января 1942г., 29 ноября — 1 декабря 1943 г., домашнее задание.

Ход урока

I.Организационный момент

II.Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Начало Великой

Отечественной войны»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 28.

КАРТОЧКА

а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:

— Как проходило отступление Красной Армии летом-осенью 1941 года?

б) Для этого подумай и поразмысли:

Как развивались события в первые дни войны?

Как проходило наступление немецких войск?

Почему, несмотря на упорное сопротивление, Красная Армия

терпит поражения?

Какие недостатки в организации обороны можно выделить?

Какое значение имел срыв плана «молниеносной войны»?

в) Сделай вывод.

2.Работа с классом (на выбор учителя).

А) Беседа по вопросам.

— Почему начало войны оказалось неожиданным для большей части населения СССР?

— Почему, с самого начала войны, советское руководство определи­ло ее как Отечественную?

Б) Выполнение заданий из рабочей тетради выпуск 2, § 31, рабочий лист 6, стр. 48 и рабочий лист 7, стр. 48.

3.Устный развернутый ответ учащегося по карточке, отзывы одноклассников.

III. Изучение новой темы План:

• Наступление Красной Армии.

• Трагические события лета 1942 года.

• Складывание антигитлеровской коалиции.

Задача для учащихся: Каковы итоги военной кампании 1942 года.

1.Самостоятельная работа учащихся с текстом документа. СЛАЙД № 1

Учебник 1 § 32, стр. 210-212   1.Продолжите:

Лучшим танком II мировой войны признан ……… Лангемак создал, Флёров испытал ……… самый знаменитый конструктор советского стрелкового оружия…….. “КВ” и “ИС”………. род войск, потерявший своё значение во время ВОВ…….. сражение под Прохоровкой - крупнейшее сражение…….. Шпагин создал автомат …….

2.Проанализировать данные, помещенные в таблице, ответьте на вопросы. СЛАЙД №

Соотношение сил сторон накануне контрнаступления советских войск под  Москвой ( 5 декабря 1941 года.)

Линия сравнения

Западный, Калининский, Юго- Западный фронты

Группа армий «Центр»

Личный состав (тыс. чел.)

                     1100

                 1700

Орудия и минометы

                     7650

                13500

Реактивные установки

                      415

                 ___

Танки

                      770

                 1170

Самолеты

                      1000

                 615

 

Какие выводы можно сделать на основе приведенных в таблице данных?

               Какие обстоятельства позволили советскому командованию принять решение о переходе в контрнаступление под Москвой?

Беседа по вопросам:

1.Как развивались события в первые дни войны?

2.Как проходило наступление немецких войск?

3.Какое значение имел срыв плана «молниеносной войны»?

4.Сделать вывод.

Задание: самостоятельная работа  учащихся с текстом учебника стр. 210 §32.Чем были вызваны причины поражений Красной Армии в 1942 году?

 1.Беседа с учащимися по прочитанному тексту.

—  Какое значение имела победа советских войск под Москвой?

—  Почему Сталин был уверен в быстром разгроме немецких войск?

—   Какие планы, на летнюю кампанию 1942 года были разработаны в германском генеральном штабе?

—  Чем были вызваны причины поражений Красной Армии?

 2. Сталинградская битва.  СЛАЙД № 2

Этапы:I  этап - 17 июня -18 ноября 1942 г. (оборонительный).IIэтап - 19 ноября - 2 февраля - контрнаступление, окружение и разгром. Соотношение сил. Со стороны немцев - 80 дивизий.

Задание. Слушая рассказ, составить тезисный план.

Начало Сталинградской битвы датируется большинством отечественных историков 17 июля 1942 г., когда части 62-й советской армии вошли в сопри­косновение в излучине Дона с передовыми частями группировки немецких войск под командованием генерала Паулюса. Город готовился к обороне: строи­лись оборонительные сооружения, на их строительство ежедневно выходило свыше 180000 человек. На подступах к городу было построено 4 оборонитель­ных рубежа: внешний, средний, внутренний и городской; общая протяженность построенных оборонительных рубежей составляла 3860 км. На важнейших на­правлениях были вырыты противотанковые рвы, промышленность города вы­пускала до 80 видов военной продукции. Так, тракторный снабжал фронт тан­ками, а металлургический завод «Красный Октябрь» - минометами.

В ходе тяжелых боев советские войска, проявив стойкость и героизм, со­рвали замысел врага овладеть Сталинградом с ходу. С 17 июля по 17 августа 1942 г. немцам удалось продвинуться не более чем на 60-80 км.

Краткие сообщения о боях на подступах к городу: август - Малые Россошки, Станица Клетская - подвиги П. Болото, И. Алиникова, Ф. Белкина и Са­мойлова, подвиг летчика Д.П. Баранова.

Но все же враг, хоть и медленно, приближался к городу. Немцы форсиро­вали Дон. Наступил трагический день 23 августа, когда прорвавшиеся немецкие танки вышли к Волге на северной окраине Сталинграда. Навстречу был брошен заслон из рабочих батальонов и частей НКВД. Озлобленные фашисты решили стереть с лица земли город. 23 августа запомнился сталинградцам: «Гудение моторов становилось все сильней. Все звуки города сникли, сжались, и лишь гудел, наливался гудящий звук. Немцы шли в несколько этажей, заняв весь го­лубой объем летнего неба. Бомбы достигали земли и врезались в город. Дома умирали так же, как умирают люди. Одни, худые, высокие, валились набок, уби­тые наповал, другие стояли дрожа, шатаясь. Тот, кто был здесь, никогда этого не забудет. Теперь этот город - длинный и серый, над которым день и ночь пляшет огонь и вьется пепел. Это город-солдат, опаленный в бою. В городе уже давно нет безопасных мест. Гул бомбежек и артиллерийской канонады день и ночь стоит над содрогающейся землей. Да, здесь трудно жить, здесь небо горит над головами и земля содрогается под ногами. Да, здесь трудно жить, больше того: здесь невозможно жить в бездействии. Но жить, сражаясь, жить, убивая врага, - так жить здесь можно, так жить здесь нужно и так жить мы будем, отстаивая этот город среди огня, дыма и крови». (К. Симонов). (Хрестоматия Великой Отечественной войны. Сталинградская битва, т. 4., 1984).

13 сентября сражение охватило территорию Сталинграда, Непосредст­венно оборону города осуществляли 62-я и 64-я армии (командующие - генерал В.И. Чуйков, М.С. Шумилов).

Начались бои на улицах города.

Сообщения о снайпере Зайцеве, о доме сержанта Павлова, о подвиге Ми­хаила Паникахи, Марии Ульяновой, Вали Пахомовой; борьба за Мамаев Курган; подвиг младшего лейтенанта Сердюкова, Рубена Ибаррури; подвиг тыла.

- Почему же гитлеровские войска так и не смогли взять Сталинград, хотя, казалось бы, и были очень близки к цели? Можно говорить о просчетах и роковых ошибках самого Гитлера, крити­ковать действия его генералов, но нельзя не видеть, что в решающие моменты Сталинград устоял благодаря стойкости и самопожертвованию советских вои­нов.

Последнее наступление Паулюс начал 11 ноября 1942 г. На узком участке у завода Красные Баррикады гитлеровцы одержали свой последний успех.

Таким образом, 125 дней продолжались оборонительные сражения. Враг потерял более 700 тыс. убитыми и ранеными, более 1000 танков, более 1,4 самолетов, более 2 тыс. орудий и минометов.

III.  Закрепление: 

1.Работа учащихся с историческими документом.  СЛАЙД № 5-6

То, что я поступаю не так, как хотелось бы другим, объясняется вот чем: я сначала обдумываю, чего, по всей вероятности, хотят другие, а потом делаю принципиально иначе. Если герр Сталин, как видно, ожидал, что мы ударим на центральном участке (Восточного фронта), то я вовсе не пожелал наступать там. Я хотел выйти к Волге, причем именно в определенном месте, у определенного города… Случайно он носит имя самого Сталина. Я делал это потому, что там находится весьма важный пункт. Ведь там мы отрезаем транспортные пути, по которым перевозятся 30 млн. т грузов, в том числе 9 млн. т нефти. Туда стекалась вся пшеница из гигантских областей Украины, Кубани, чтобы затем быть транспортированной на север. Вот это все я и хотел захватить…

  1.О каком военно – стратегическом просчете советского командования идет речь в документе?

  2. Какие стратегические выгоды предполагал извлечь Гитлер из захвата Сталинграда?

2.Используя документы параграфа 32 и карту проанализируем ситуацию на фронтах СЛАЙД №

 3.Работа с историческим документом.    СЛАЙД № 7

 ЗАДАНИЕ: Вставьте  пропущенные в тексте даты и фамилии.

Тем временем битва на Волге развертывалась с нарастающим ожесточением.  ______ немецкие  войска прорвали  фронт наших войск и вышли к Волге севернее Сталинграда.

_____    развернулись бои за город. Его оборона  была возложена на 62-ю армию, командующим которой был назначен генерал                            и на часть 64-й армии,   которой командовал генерал___________.

Защитники города отстаивали каждый квартал, каждое  здание. Горсточка гвардейцев из дивизии генерала А. И. Родимцева, возглавляемая сержантом ______________, около двух месяцев обороняла большой четырехэтажный дом на площади 9 января. Защитники дома, несмотря на ожесточенные атаки гитлеровцев, не дрогнули и выстояли до конца.

4. ЗАДАНИЕ: Составить хронологическую таблицу по рассказу учителя:

 Складывание антигитлеровской коалиции(в объеме учебника). СЛАЙД №

Дата

Этапы складывания антигитлеровской коалиции

Значение и содержание

заключенных договоров

и соглашений

6.Привести в соответствие данные таблицы. «АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА ФРОНТАХ В 1942 году»

СЛАЙД № 10-11

Итоги и значение.

- Сталинградская победа оказала влияние на укрепление антифашист­ской коалиции и усиление в ней роли СССР

- Япония и Турция окончательно не вступили в войну. Немцы утратили боевой наступательный дух.

Домашнее задание:1.Прочитать § 33,  записи в тетради.Подготовить сообщение

«Личность в истории ВОВ»

 

 

Автор Волкова Александра Анатольевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1055
Номер материала 17070
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓