Государственное бюджетное образовательное
учреждение начального профессионального образования профессиональное училище №9
Московской области
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКА-
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ
на тему:
«Построение графика квадратного уравнения и решения задач практического
характера с помощью электронных таблиц Microsoft Excel»
Провели: Преподаватель математики - Ромашина
Н.В.
Мастер п/о - Кабанова Е.Г.
17 апреля 2014 года
Тема
урока:
Построение
графика квадратного уравнения и решения задач практического характера с
помощью электронных таблиц Слайд 1
Цель
урока: Слайд 2
Закрепить
навыки решения квадратного уравнения и построения его графика с помощью
математических вычислений; вычисления в электронных таблицах Microsoft Excel при
решении
задач практического характера; учиться применять знания в жизненных ситуациях.
Задачи
урока:
развивать логическое, творческое и образное мышление, сообразительность;
развивать навыки индивидуальной практической деятельности;
воспитывать у учащихся уважительного отношения к коллегам по
совместной
работе;
закрепить практические
навыки работы в программе Microsoft
Excel
Тип
урока:
Закрепление
и совершенствование полученных знаний и навыков.
Оборудование
урока:
Персональные
компьютеры, программа Microsoft Excel, мультимедийный проектор, экран,
карточки
с заданием, инструкции, операционная система Windows,
презентация.
План
урока:
1.
Организационный момент
2.
Постановка целей и задач урока
3.
Основной этап:
3.1.Решение
квадратного уравнения с помощью математического аппарата;
3.2.Решение
квадратного уравнения и построение графика с помощью программы Microsoft
Excel;
3.3.Расчет
электроэнергии с помощью математического аппарата;
3.4.
Расчет электроэнергии и построение графика с помощью программы Microsoft Excel;
4.
Заключительный этап: подведение итогов; рефлексия
5.
Домашнее задание
Ход
урока:
мастер
производственного обучения
1.Организационный
момент.
Приветствие
учащихся, проверка наличия обучающихся на уроке.
2.Постановка
целей урока и мотивация.
Сегодня
у нас необычный урок, на котором мы покажем Вам взаимосвязь предмета математики
и производственного обучения при работе в программе Microsoft Excel. Возможности
электронных таблиц весьма многогранны. Программа Microsoft Excel является
мощным вычислительным инструментом, позволяющим производить простые и сложные расчеты
в различных областях человеческой деятельности: математики, физики, экономики,
технологии. Она позволяет обрабатывать статистическую информацию и
представлять данные в виде графиков и диаграмм. Её можно использовать и в
повседневной жизни для учета и анализа расходования денежных средств: при
ежедневной покупке продуктов и хозяйственных товаров, при оплате счетов и
коммунальных услуг и т.д. На этом уроке мы рассмотрим как можно использовать
электронные таблицы для расчета электроэнергии и решения квадратного уравнения.
Преподаватель
математики
Математика:
увеличение количества практико-ориентированных и самостоятельных заданий
подчёркивает важность освоения таких математических компетенций, как умение
применять знания в практической жизни и в смежных областях. Сегодня на уроке мы
должны решить квадратное уравнение и построить его график с помощью
математических формул, рассчитаем затраты на электроэнергию и составим график
её потребления по месяцам. А затем все это проделаем с помощью программы Microsoft
Excel.
3.Основной
этап
Преподаватель
математики
Математика:
Задание №1
1 этап- решение квадратного уравнения и построения его графика, повторяем
формулу дискриминанта и корней квадратного уравнения, уравнения для нахождения
вершины графика и строим его на доске и тетрадях. На решение отводится 15
минут. Один ученик решает уравнение на доске в качестве примера. Слайды 3,4,5,6,7,8,9,10.
Мастер
производственного обучения Задание №2
2-этап -построение квадратного уравнения с помощью программы Microsoft Excel. Слайд11
Актуализация
прежних знаний: Слайд 12
1.
Для чего используются электронные таблицы.
(Ответ: для работы с числовыми данными, с графиками, диаграммами, создания
ценников, квитанций и т.д.)
2.
Назовите характерную отличительную черту
электронной таблицы в сравнении с текстовым редактором ( Ответ: рабочее поле
представлено в виде таблицы)
3.
Как называется документ, созданный в среде
электронной таблицы (Ответ: книга эксель)
Производственное
обучение: обучающиеся с помощью технологических карт и требований к оформлению
графика в программе Microsoft Excel строят график квадратного уравнения. На
экране выводятся пример оформления с требованиями и критерии оценки выполнения
практической работы. Слайд13,14,
Сейчас
вы приступаете к работе за компьютером, для этого повторим технику
безопасности.
ТБ
при работе за компьютером: Слайд15
1. При работе на ПЭВМ соблюдать правильную
посадку:
2. Соблюдать расстояние
от глаз до экрана (50-70 см)
3. Соблюдать длительность работы на ПЭВМ (в
течение урока не более 20-25 минут ).
4. Не трогать разъёмы соединительных кабелей
5. Не прикасаться к питающим проводам и
устройствам заземления.
6. Не прикасаться к экрану и тыльной
стороне монитора.
7. Не работать во влажной
одежде и влажными руками.
Требования
к оформлению графика и диаграммы:
Создайте
папку на рабочем столе с вашей фамилией и сохраните там свою работу
Слайд16,17
1.
Написать название графика синим цветом, залить фон в названии светло серым
цветом.
2.
Подписать названия осей черным цветом с горизонтальным размещением
3.
Цвет графика – красный
4.
Заливка области графика-любая текстура
5.
Заливка фона с подписями - цвет лиловый
6.
Размер шрифта-24, Times New Roman
Критерии
оценки практической работы Слайд 18
Оценка «5»: работа
выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
действий:
- проводит работу в условиях, обеспечивающих
получение правильных результатов и выводов;
- соблюдает правила техники
безопасности;
- в ответе правильно и аккуратно
выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
- правильно выполняет анализ
ошибок.
Оценка «4»:
работа выполнена правильно с учетом 1-2 мелких погрешностей или 2-3 недочетов,
исправленных самостоятельно по требованию преподавателя.
Оценка «3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину, допущены
1-2 погрешности или одна грубая ошибка.
Оценка «2»: допущены две (и более) грубые ошибки в ходе работы, которые
обучающийся не может исправить даже по требованию преподавателя.
Перед
выполнением работы один обучающийся объясняет алгоритм работы в программе Microsoft
Excel и показывает на экране проектора. Затем обучающимся отводится 15 минут
для выполнения самостоятельной работы, решения её и вывода своих графиков на
печать.
Преподаватель математики
Математика: Задание №3
3-этап
–теперь давайте рассмотрим с вами жизненную ситуацию-это расчет показаний и
расхода электроэнергии за текущий год. Слайд19 Учащимся
было дано домашнее задание принести показания электросчетчика с апреля 2013
года по март 2014 года, по которым мы будем
рассчитывать расход электроэнергии и составлять график её использования. Для
расчета стоимости в жизни чаще встречаются не совсем «удобные» числа. Поэтому
мы прибегаем к помощи калькуляторов или других программ. По показаниям
счетчиков мы составили карточки, пользуясь которыми обучающиеся рассчитают
затраты на электроэнергию. Вспомним формулу и на примере рассчитаем. Для этого
от показаний предыдущего месяца отнимем показания текущего и умножим на тариф
4,01. На выполнение расчетов отводится 15-20 минут.
Мастер
производственного обучения Задание №4
Производственное
обучение: Слайд20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30,31,32,33,34,35
А
теперь перейдем к работе в электронных таблицах, которые позволяют вам
сэкономить время для расчета. Показ презентации, с помощью которой обучающиеся
самостоятельно рассчитывают затраты на электроэнергию.
Затем
построим график использования электроэнергии по месяцам и проанализируем в
каком месяце затраты на электроэнергию были наименьшие и наибольшие.
4.Заключительный
этап
Вы
сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей. За
работу
на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются оценки каждого
ученика
за работу на уроке).
5.Домашнее
задание: Решить квадратное уравнение и построить его график.
Задание №1.
Решить
квадратные уравнения: на выполненеие задания отводится 15 минут
1) 3х2-7х-6=0
2) 2х2+3х-2=0
3) 5х2+8х+3=0
4) 2х2-5х+3=0
5) х2+2х+3=0
6) 3х2+4х+5=0
7) 5х2-5х+7=0
8) х2-7х-10=0
9) х2-8х+16=0
Задание №2.
В
программе Microsoft Excel постройте график функции: у=2х2+5х+3
Диапазон изменения
аргумента от (-8;8); шаг приращения аргумента - 0,5, на выполнение задания
отводится 10 минут
1.1.
Запустите табличный процессор Excel
1.2.
Введите исходные данные
1.3.
В появившемся диалоговом окне Прогрессия
установите соответствующие параметры и щелкните по кнопке ОК
1.4.
Выделите ячейку В2 и введите
формулу=2*А2*^2+4*А2-7
1.5.
Скопируйте содержимое ячейки В2 в
ячейки В3:В4
1.6.
Выделите блок ячеек А1:В4
Вставьте график – заголовок
графика у=2*х^2+4*х-7
Ось х-х; ось у-у
Требования к графику:
1. Написать название
графика синим цветом, залить фон в названии светло серым цветом.
2. Подписать названия
осей черным цветом с горизонтальным размещением
3. Цвет графика – красный
4. Заливка области
графика-любая текстура
5. Заливка фона с
подписями - цвет лиловый
6. Размер шрифта-24, Times New Roman
Задание №3
Рассчитать
платежную квитанцию по оплате электроэнергии с помощью математического
аппарата. Обучающимся даны 12 квитанций с апреля по март, они выписали все
показания, им нужно рассчитать расход электроэнергии и сумму оплаты за месяц.
На выполнение задания отводится 15 минут.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Извещение
|
|
Получатель
платежа ОАО "Мосэнергосбыт" ИНН 7736520080
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
БИК
044525225
|
к/с
30101810400000000225
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Код
РР
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Книга
|
Абонент
|
К.р.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Код
платежа
|
|
|
|
|
|
|
|
Номер
абонента
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф.И.О.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Адрес:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Показания
счетчика
|
Текущее
|
1537
|
|
Плата
за электроэнергию
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущее
|
1378
|
|
Сумма
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расход
эл. энергии (кВт.ч)
|
|
|
Месяц,
год
|
апрель 2013
|
|
|
|
|
|
|
|
Цена
за 1 Квт/ч
|
4,01
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кассир
|
|
Подпись абонента:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание №.4
В
программе Microsoft Excel постройте диаграмму по оси х-месяца
по оси
у- показания
электроэнергии, на выполнение задания отводится 10
минут
1.1.
Запустите табличный процессор Excel
1.2.
Щелчком левой кнопки мыши выделите ячейку
А2;
1.3.
Запишите в ней название первого месяца –
Январь.
1.4.
Поднесите указатель мыши к правому нижнему
углу ячейки;
1.5.
Нажмите левую кнопку мыши и удерживая ее,
перенесите указатель мыши к ячейке А13; отпустите левую кнопку мыши.
1.6.
Формулы записываются в ячейках столбцов D
и F;
1.7.
Любая формула ВСЕГДА начинается со знака
=;
1.8.
Формула записывается без пробелов,
дополнительных символов;
1.9.
Запись осуществляется либо в ячейке, либо
в строке формул при выделенной ячейке;
1.10.
Адреса ячеек вписываются прописными
латинскими буквами, после указывается номер (пример D4);
1.11.
В ячейке D2
сделайте запись: = B2 – C2
1.12.
Нажмите клавишу Enter.
1.13.
Для того, чтобы не вводить формулы вручную
для каждой ячейки, можно воспользоваться автозаполнением.
1.14.
Поднесите указатель мыши к правому нижнему
углу ячейки D2 (в ней уже введена
формула);
1.15.
Нажмите левую кнопку мыши и удерживая ее,
тяните указатель мыши к ячейке D13;
отпустите кнопку мыши.
1.16.
Теперь запишем формулу для подсчета суммы
к оплате за израсходованную
электроэнергию:
1.17.
Щелчком левой кнопки мыши выделите ячейку F2;
1.18.
Запишите формулу: =
D2 * E2
1.19.
Значок * выполняет функцию произведения
чисел;
1.20.
Нажмите клавишу Enter.
1.21.
С помощью функции автозаполнение введите
формулы для всех ячеек столбца F.
1.22.
Далее в таблице выделяем столбец с
месяцами и удерживая клавишу сtrl
Выделяем столбец с
израсходованной электроэнергией, вставляем диаграмму
Требования к графику:
1. Написать название
графика синим цветом, залить фон в названии светло серым цветом.
2. Подписать названия
осей черным цветом с горизонтальным размещением
3. Цвет графика – красный
4. Заливка области графика-любая
текстура
5. Заливка фона с
подписями - цвет лиловый
6. Размер шрифта-24, Times New Roman
Список
литературы.
1. Цветкова
М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ, учебник- М. : Издательский центр
«Академия», 2012.-352 с.
2. Угринович
Н.Д. Информатика и ИКТ, учебник- М. : БИНОМ. Лаборатория знаний,, 2008.-212 с.
3. Свиридова
М.Ю. Электронные таблицы Эксель, учебник- М. : Издательский центр «Академия»,
2013.-144 с.
4. Уварова
В.М.Практикум по основам информатики и вычислительной техники, М. :
Издательский центр «Академия», 2012.-240 с.
5. Астафьева
Н.Е. Практикум по информатике и ИКТ -М. : Издательский центр «Академия»,
2012.-272 с.
Самоанализ урока.
Специфика
урока заключается в использовании новых педагогических
технологий:
1.
дифференцированное обучение
2.
ИКТ
3.
проблемное обучение
4.
технология развития критического
мышления учащихся,
5.
здоровьесберегающие технологии.
1.
Время, отведённое на все этапы урока, было распределено рационально.
2.
Наглядные пособия, дидактические материалы (технологические карты, квитанции на
оплату, требования к оформлению графика и презентация были отобраны в
соответствии с целями урока)
3.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков обучающихся был организован по
необходимости.
4.
Цели были достигнуты. Задачи урока удалось реализовать.
Высокая работоспособность обучающихся обеспечивалась за счёт смены видов
деятельности,
поддержания атмосферы доброжелательного, искреннего общения,
активного
творческого труда. Использование компьютерной техники активизировало
обучающихся,
мотивировало на активную познавательную деятельность.
Во
взаимодействии преподавателей и обучающихся наблюдался полный контакт.
Перегрузка
обучающихся предупреждалась за счёт смены видов деятельности,
использования,
элементов здоровьесберегающей технологии. Цели и задачи урока были достигнуты,
обучащиеся получили положительные оценки.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.