Ухо. Влияние звуков на живые организмы.
(бинарный урок
физика- биология.) Учитель Е.А. Шонина
Цель: Повторить материал о
характеристиках звуках, познакомиться со строением уха и влиянием звука на
человеческий организм, провести работу по расширению кругозора учащихся научить
анализировать эксперимент и объяснять физические явления с учетом этого
эксперимента, воспитывать здоровый образ жизни.
План:
№
|
план
|
время
|
Приемы и методы
|
1
|
Проверка д/з
|
6
|
1 ученик работает у
доски остальные выполняют физический диктант (самопроверка)
|
2
|
Решение задач
|
5
|
По вариантам
взаимопроверка
|
3
|
Новая тема
|
10
|
Сообщение учителя
биологии работа с учебником.
|
4
|
Эксперимент
|
6
|
Переписывание
текста 1 мин.
|
5
|
Сообщение учащихся
|
7
|
Выступление
учащихся
|
6
|
Вывод
|
3
|
Подведение итогов
|
7
|
Д/з
|
5
|
Запись д/з на доске
и в дневниках
|
Ход урока.
1. Проверка д/з
Вызывается 1 учащийся
рассказать о характеристиках звука. В это время пока он готовится, остальным
предлагается физический диктант.
1 учащийся
Физический диктант
(самопроверка)
2. Следующий этап
проверки д/з это решение задач. 3 ученика у доски.
Проверяем вместе
взаимопроверка.
3. А теперь переходим
к новой теме открыли тетради записали новую тему. Как вы обратили внимание наша
новая тема связана тесно с биологией ну и конечно кто как не учитель биологии
расскажет о строении Уха. У вас на столах лежат рисунки с изображением уха
посмотрите на 2 рис. (Выступление учителя биологии Николенко О.А.)
Как же звуковая волна
проходит через ухо (уч. физики).
Итак как вы поняли
какие физические явления лежат в основе восприятия человеком звука?
Ответы:
1) волновой процесс
2) колебания
3) резонанс
Достигая барабанную
перепонку звуковая волна вызывает её колебания с такой же частотой, т.е
возникает резонанс.
4. А вот колебания
барабанной перепонки возбуждая нервные окончания передают сигналы в мозг.
Поэтому естественно предположить, что различные колебания вызывают различные
ассоциации, а следовательно влияют на работоспособность.
И чтобы убедится в
этом проведем эксперимент. В течении 1 мин вам предлагается переписать текст с
начало под ритмичную современную музыку, а затем под классическую.
Теперь посчитаем
число знаков (букв).
Проверим
Сделаем вывод.
5. И так ребята как
мы видим звуки влияют на организм человека. А как же быть с теми звуками
которые мы не слышим? Какие это звуки? Инфразвуки с частотой меньше 16 Гц и
ультразвуки свыше 20000 Гц
послушаем.
Инфразвуки –
Сергейчев А.
Ультразвуки –
Проказина Т.
6. Итак подведем
итог. Что же нового вы для себя услышали и какой вывод сделали.
1.)
познакомились со строением
уха.
2.)
С воздействием шумов на
человеческий организм
3.)
Влияние инфразвука и
ультразвуков.
7. Д/з & 2.8
подготовить
литературные отрывки о звуковых явлениях..
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ.
I.
Физический диктант
2.
звуки делятся
…____________________________________________
3.
музыкальные звуки
различаются по:
а)___________________________________________________________
б)___________________________________________________________
в)___________________________________________________________
4.
громкость зависит
от…______________________________________
5.
Тон зависит
…..____________________________________________
6.
Низкий тон
……___________________________________________
7.
Высокий
тон…____________________________________________
8.
Тембр зависит
….._________________________________________
II.
Задача
1,2,3 Вариант
1. При измерении
глубины моря под кораблем при помощи эхолота оказалось, что моменты отправления
и приема ультразвука разделены промежутком времени 0,6 с. Какова глубина моря под
кораблем.
2. Частотный диапазон
рояли от 90 до 9000 Гц. Найти диапазон длин звуковых волн в воздухе.
3. Во время грозы
человек услышал гром через 15 с после вспышки молнии. Как далеко от него
произошел разряд?
III.
Эксперимент.
1. Троньте гитарную струну. Её форма при звучании напоминает вам вид волны
на поверхности воды. И испускаемый ею звук, если бы его можно было изобразить,
был бы похож на плавно волнующуюся воду. Это - так называемый чистый тон.
2. Когда же скрежещет
металл, дребезжат стекла, скрипит дверь, их звук можно сравнить с хаосом,
творящимся на море во время бури. Никакой регулярности, плавности- сплошные
всплески и обрывистые падения.
К.Г. Паустовский. Бросок на юг
«В день доставки дани
Сухум содрогнулся от понизительного, просверливающего череп визга, как будто на
базаре вопили, барахтаясь в мешках, сотни поросят. То визжали несмазанными
колесами арбы. Хи волокли невозмутимые буйволы»
Почему несмазанные
колеса издают звук ?
Ж.Рони-старший.
Борьба за огонь.
Воины из племени
Уламров, запутав свои следы, спасаются от пещерного льва.
«Уламры бесшумно
побежали. Рев следовал за ними по пятам, отрывистый, злобный, полный ярости и
нетерпения. Люди поняли, что хищник запутался в их следах. Сердца их колотились
с неистовой силой, кровь стучала в висках, словно клюв дятла, долбящего кору
сухого дуба… Страшный рев снова потряс воздух.
- Большой лев
переплыл реку, - шепнул Гав.
-
Идите вперед! -
повелительно ответил Нао.
Он остановился и,
опустившись на колени, припал ухом к земле. Рев повторился.
-
Большой лев все еще на том
берегу, - облегченно вздохнув, сказал Нао, поднимаясь на ноги.
Для чего Нао припал
ухом к земле?
К.Г. Паустовский.
Корзина с еловыми шишками
«…Ковры, портьеры и
мягкую мебель, - Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нем
могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить».
С какой целью
композитор Григ убрал ковры, мягкую мебель из дома?
Н.А. Некрасов
Никто его не видывал,
А слышать – всякий
слыхивал,
Без тела, а живет
оно,
Без языка – кричит.
Какое явление вы
узнаете в этих поэтических строках?
Л.Н. Толстой.
Рассказ аэронавта
Герой рассказа
поднялся на воздушном шаре. «Весело и легко было дышать и хотелось петь. Я
запел, но голос мой был такой слабый, что я удивился и испугался своему
голосу».
Объясните явление.
И.А. Бунин.
«Покрывало море свитками….»
Вот зима – и за
туманами
Скрылось солнце. Дик
и груб,
Океан гремит
органами,
Гулом раковинных
труб.
Почему говорят, что
морские раковины гудят?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.