Главная / Физика / Бинарный урок по физике и биологии на тему "Ухо. Влияние звуков на живые организмы" (9 класс)

Бинарный урок по физике и биологии на тему "Ухо. Влияние звуков на живые организмы" (9 класс)

Ухо. Влияние звуков на живые организмы.


(бинарный урок физика- биология.) Учитель Е.А. Шонина


Цель: Повторить материал о характеристиках звуках, познакомиться со строением уха и влиянием звука на человеческий организм, провести работу по расширению кругозора учащихся научить анализировать эксперимент и объяснять физические явления с учетом этого эксперимента, воспитывать здоровый образ жизни.


План:


план

время

Приемы и методы

1

Проверка д/з

6

1 ученик работает у доски остальные выполняют физический диктант (самопроверка)

2

Решение задач

5

По вариантам взаимопроверка

3

Новая тема

10

Сообщение учителя биологии работа с учебником.

4

Эксперимент

6

Переписывание текста 1 мин.

5

Сообщение учащихся

7

Выступление учащихся

6

Вывод

3

Подведение итогов

7

Д/з

5

Запись д/з на доске и в дневниках


Ход урока.

1. Проверка д/з

Вызывается 1 учащийся рассказать о характеристиках звука. В это время пока он готовится, остальным предлагается физический диктант.

1

звуки

частота

шум

гармоника

амплитуда

громкость

тон

тембр

hello_html_7973529e.gifhello_html_69583fb1.gifhello_html_m591523e4.gifhello_html_3c5cc4ac.gifhello_html_32f8ad77.gifhello_html_2f201f3b.gifhello_html_32f8ad77.gifhello_html_32f8ad77.gifhello_html_32f8ad77.gif учащийся




музыка











Физический диктант (самопроверка)


2. Следующий этап проверки д/з это решение задач. 3 ученика у доски.

Проверяем вместе взаимопроверка.


3. А теперь переходим к новой теме открыли тетради записали новую тему. Как вы обратили внимание наша новая тема связана тесно с биологией ну и конечно кто как не учитель биологии расскажет о строении Уха. У вас на столах лежат рисунки с изображением уха посмотрите на 2 рис. (Выступление учителя биологии Николенко О.А.)



Как же звуковая волна проходит через ухо (уч. физики).

Итак как вы поняли какие физические явления лежат в основе восприятия человеком звука?

Ответы:

1) волновой процесс

2) колебания

3) резонанс

Достигая барабанную перепонку звуковая волна вызывает её колебания с такой же частотой, т.е возникает резонанс.


4. А вот колебания барабанной перепонки возбуждая нервные окончания передают сигналы в мозг. Поэтому естественно предположить, что различные колебания вызывают различные ассоциации, а следовательно влияют на работоспособность.

И чтобы убедится в этом проведем эксперимент. В течении 1 мин вам предлагается переписать текст с начало под ритмичную современную музыку, а затем под классическую.

Теперь посчитаем число знаков (букв).

Проверим

Сделаем вывод.


5. И так ребята как мы видим звуки влияют на организм человека. А как же быть с теми звуками которые мы не слышим? Какие это звуки? Инфразвуки с частотой меньше 16 Гц и ультразвуки свыше 20000 Гц

послушаем.


Инфразвуки – Сергейчев А.

Ультразвуки – Проказина Т.


6. Итак подведем итог. Что же нового вы для себя услышали и какой вывод сделали.

  1. познакомились со строением уха.

  2. С воздействием шумов на человеческий организм

  3. Влияние инфразвука и ультразвуков.



7. Д/з & 2.8

подготовить литературные отрывки о звуковых явлениях..



ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ.

I.Физический диктант

  1. звуки делятся …____________________________________________

  2. музыкальные звуки различаются по:

а)___________________________________________________________

б)___________________________________________________________

в)___________________________________________________________

  1. громкость зависит от…______________________________________

  2. Тон зависит …..____________________________________________

  3. Низкий тон ……___________________________________________

  4. Высокий тон…____________________________________________

  5. Тембр зависит ….._________________________________________

II.Задача

1,2,3 Вариант

1. При измерении глубины моря под кораблем при помощи эхолота оказалось, что моменты отправления и приема ультразвука разделены промежутком времени 0,6 с. Какова глубина моря под кораблем.


2. Частотный диапазон рояли от 90 до 9000 Гц. Найти диапазон длин звуковых волн в воздухе.


3. Во время грозы человек услышал гром через 15 с после вспышки молнии. Как далеко от него произошел разряд?


III.Эксперимент.

  1. Троньте гитарную струну. Её форма при звучании напоминает вам вид волны на поверхности воды. И испускаемый ею звук, если бы его можно было изобразить, был бы похож на плавно волнующуюся воду. Это - так называемый чистый тон.

2. Когда же скрежещет металл, дребезжат стекла, скрипит дверь, их звук можно сравнить с хаосом, творящимся на море во время бури. Никакой регулярности, плавности- сплошные всплески и обрывистые падения.










К.Г. Паустовский. Бросок на юг

«В день доставки дани Сухум содрогнулся от понизительного, просверливающего череп визга, как будто на базаре вопили, барахтаясь в мешках, сотни поросят. То визжали несмазанными колесами арбы. Хи волокли невозмутимые буйволы»

Почему несмазанные колеса издают звук ?

Ж.Рони-старший. Борьба за огонь.

Воины из племени Уламров, запутав свои следы, спасаются от пещерного льва.

«Уламры бесшумно побежали. Рев следовал за ними по пятам, отрывистый, злобный, полный ярости и нетерпения. Люди поняли, что хищник запутался в их следах. Сердца их колотились с неистовой силой, кровь стучала в висках, словно клюв дятла, долбящего кору сухого дуба… Страшный рев снова потряс воздух.

- Большой лев переплыл реку, - шепнул Гав.

  • Идите вперед! - повелительно ответил Нао.

Он остановился и, опустившись на колени, припал ухом к земле. Рев повторился.

  • Большой лев все еще на том берегу, - облегченно вздохнув, сказал Нао, поднимаясь на ноги.

Для чего Нао припал ухом к земле?

К.Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками

«…Ковры, портьеры и мягкую мебель, - Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить».

С какой целью композитор Григ убрал ковры, мягкую мебель из дома?

Н.А. Некрасов

Никто его не видывал,

А слышать – всякий слыхивал,

Без тела, а живет оно,

Без языка – кричит.

Какое явление вы узнаете в этих поэтических строках?

Л.Н. Толстой. Рассказ аэронавта

Герой рассказа поднялся на воздушном шаре. «Весело и легко было дышать и хотелось петь. Я запел, но голос мой был такой слабый, что я удивился и испугался своему голосу».

Объясните явление.

И.А. Бунин. «Покрывало море свитками….»

Вот зима – и за туманами

Скрылось солнце. Дик и груб,

Океан гремит органами,

Гулом раковинных труб.

Почему говорят, что морские раковины гудят?






Бинарный урок по физике и биологии на тему "Ухо. Влияние звуков на живые организмы" (9 класс)
  • Физика
Описание:

Цель: Повторить материал о характеристиках звуках, познакомиться со строением уха и влиянием звука на человеческий организм, провести работу по расширению кругозора учащихся научить анализировать эксперимент и объяснять физические явления с учетом этого эксперимента, воспитывать здоровый образ жизни.

Итак подведем итог. Что же нового вы для себя услышали и какой вывод сделали.

1.)  познакомились со строением уха.

2.)  С воздействием шумов на человеческий организм

3.)  Влияние инфразвука и ультразвуков.

 

Автор Шонина Елена Александровна
Дата добавления 21.11.2014
Раздел Физика
Подраздел Конспекты
Просмотров 818
Номер материала 4513
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓