Главная / Музыка / Бинарный урок музыки и ИЗО на тему: "Портрет в музыке и живописи 19 века."

Бинарный урок музыки и ИЗО на тему: "Портрет в музыке и живописи 19 века."

Бинарный урок искусства в 8-м классе

учитель музыки и МХК Вовченко О. А.

учитель ИЗО Тришина С. Л.



Русский портрет 19- века в музыке и живописи

Цель: подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрет – это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного образа человека, отражение его мыслей и чувств.

Задачи

Предметные: формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; развивать художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке и живописи, как способе выражения духовных переживаний человека.

Метапредметные: активизировать готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального и изобразительного искусства; развитие художественного вкуса, устойчивого интереса к музыкальному и изобразительному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности в повседневной жизни учащихся.

Личностные: формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой и живописью; продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных и изобразительных; овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера.

Тип урока: углубление в тему

Форма урока: урок-исследование

Оборудование: мульмидийный проектор, презентация к уроку, репродукции портрета Струйской Ф. Рокотова, портрет Е. Керн неизвестного художника, «Вальс-фантазия» М. И. Глинка, дидактический материал: сравнительная таблица «Элементы музыкальной речи и художественной выразительности», словарь эстетических эмоций, анализ интерпретация музыкального произведения и произведения живописи, репродукции женских портретов русских художников 19 века: К. Брюлова, О. Кипринского, М. Врубеля, И. Аргунова, К. Сомова.



Ход урока

Портрет – зеркало души

Слайд 1

Притча о художнике (на фоне звучания музыки)

Жил на свете художник, который имел дар видеть и запечатлевать прекрасное. Его умение видеть красоту – удивляло людей! Люди, которые жили рядом, смотрели на то же – и не замечали, что это – ПРЕКРАСНО! До тех пор они этого не замечали, пока не превращал художник то, что видел и он и они, - в совершенную картину. Художник этот был Великим Мастером Красоты! Он прикасался взглядом души к тому, что видел – и изображал прекрасный миг Вечного Бытия на своих полотнах. И тогда – происходило чудо. Незамеченная прежде красота – становилась явной для каждого, кто смотрел на картину художника! Однажды он взялся за портрет худенькой неприметной девушки, которую прежде никто не считал красивой. И сама она тоже стеснялась себя и всегда смущенно прятала глаза. «Столь некрасива и худа, а ты ее рисовать задумал!»- говорили художнику люди. Но художник никого не слушал и рисовал….

И тонкость, и грация, и нежный овал лица, и глубина чуть-чуть смущенных глаз – вдруг ожили на полотне, прекрасный образ создавая.

И девушка смотрела, чуть дыша: «Не может быть, что это я…

Так хороша картина!»

«Я - только зеркало с улыбкой художник отвечал,-

Тебе я красоту души твоей лишь показал!

Теперь живи, ее от мира не тая»…


- О чем сегодня пойдет речь на уроке?

(ответы детей)


Слайд 2

- Можем ли мы  «услышать» живопись? А  «увидеть» музыку? Может ли портрет звучать? «Портрет – зеркало души», так ли это? Нам предстоит найти ответы на эти вопросы на сегодняшнем уроке.

Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства. И каждый вид искусства делает это своим языком.

- Живопись рисует образ чем? Линией и красками

- Образ в музыке создается при помощи…. Мелодии, звуков.

Многие великие умы человечества размышляли о тайнах и законах красоты, о природе прекрасного, о средствах передачи образов в произведениях, художники и композиторы разных эпох пытались разгадать эту тайну и показать ее миру.

Слайд 3

«Найди ошибку» (актуализация опорных знаний)

  1. 19 век – это век стиля барокко в искусстве. (Нет, реализма и романтизма)

  2. В Россию жанр портрет пришел только в 15 веке. (Нет, в 18 и назывались «парсунами» или «персонами»).

  3. В первой половине 19 века на портретах изображали только царя и его приближенных. (Нет, главной моделью становится герой или романтическая личность).

  4. Образ в музыке застывший, неразвивающийся. (Нет, музыкальный образ всегда в движении, потому что звуки не стоят на месте).

- Что привнес в искусство 19 век?

  • 19 век привнес в искусство музыки и живописи изменчивость художественных вкусов, относительность понятия красоты.

  • Новаторские искания в живописи и музыке обращены теперь к сближению с действительностью, к поиску многоликости образов.

  • В период романтизма портрет воспринимается как изображение внутреннего «я» человека, наделенного свободой воли.

(новая тема)

Русские художники 19 века обратились к портретам людей, не только прославляющих доблесть России, а к простым образам, простых людей…каждый художник искал свое лицо…

Звучит «Вальс-фантазия» М. И. Глинки

На экране «Портрет Струйской» Федора Рокотова

Слайд 4

(выступление Лысанюк М.)

Портрет

Любите живопись, поэты!

Лишь ей единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.


Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас.

Ее глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач.

Ее глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности придаток,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза..

(Н. Заболоцкий)


- Портрет Александры Струйской, несомненно, самый блестящий образ идеально прекрасной женщины во всей русской портретистике. Изображена обаятельная юная женщина, полная пленительной грации. Изящный овал лица, тонкие летящие брови, легкий румянец и задумчивый, отсутствующий взгляд. В ее глазах – гордость и душевная чистота. Портрет написан переливами цвета и света. Тени неуловимо переходят в свет, пепельно-серые тона перетекают в голубые, а розоватые — в бледно-золотые. Световые переливы и цветовые градации не ощутимы и создают легкую дымку, быть может, какой-то загадки.

- А теперь попробуем вслушаться в эту картину под «Вальс-фантазию» М. И. Глинки.

Что в ней может звучать?

- Какую характеристику можно дать этой музыки? (Алгоритм анализа музыкального произведения)…Это исповедь сердца, это скрытая от чужих глаз «дневниковая запись» переживаний, раздумий, отчаяния и восторга, а ведь вальс-фантазия – это тоже портрет – звучащий портрет, посвященный Екатерине Керн, в которую М. И. Глинка был влюблен: «…мой взор невольно остановился на ней: её ясные выразительные глаза, одухотворенный взгляд, мягкая улыбка красиво очерченных губ, необычайно стройный стан и особенного рода прелесть и достоинство, разлитые во всей её особе, всё более и более меня привлекали…» писал он своему другу Николаю Павлищеву.

Слайд 5

(портрет Е. Керн неизвестного русского художника)

Перечислите технические особенности:

  1. Выбор характерной позы.

  2. Четкость рук и жестов.

  3. Выражение лица и особенно глаз (глаза – зеркало души).

  4. Выбор фона и композиции.

  5. Выбор цвета.

Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степановича Рокотова и композитора Михаила Ивановича Глинки образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений зрителя: «полумерцание, полугорение красок» - «романтический образ любимой ассоциировался с вальсом», «зыбкость, воздушность» - « мелодическая фантазия о любви», «загадочность и таинственность» - «тембральная чувственность инструментальных голосов», «вибрация света и цвета» - «смена мажора и минора, плавные аккордовые модуляции», «поэтическая хрупкость чувств» - «переменчивая динамика», «затаенность душевных проявлений» - «регистровые изменения мелодического рисунка».

Воображение слушателя вольно по-своему толковать содержание музыки и живописи, но мы легко угадываем повествование о драме женской души.

(работа в группах по карточкам)

Элементы музыкальной речи и художественной выразительности



Музыка

Живопись

Мелодия -

Линия -

Тембр инструментов -

Колорит -

Форма -

Композиция -

Развитие музыки -

Развитие художественной идеи -


Ответы учащихся по содержанию заполненной таблицы.

Кроме технических живописных новшеств, художник, композитор открывает новые возможности камерного интимного портрета в выражении душевного мира человека, как главного критерия его достоинства, наделяя образ своей собственной одухотворенностью, поэтому портрет звучит даже через века, душевными струнами чувств.


Выступление учащихся: женский портрет О. А. Кипринского, К. Брюллова, М. Врубеля, И. Аргунова – портрет Крестьянки в русском костюме, К. Сомов.

(обобщение)

- Можем ли мы  «услышать» живопись?

- А  «увидеть» музыку?

- Может ли портрет звучать?

- «Портрет – зеркало души», так ли это?

Вывод урока

В наследии каждого великого мастера - будь он писатель, композитор или художник – непременно есть творение, которое нерасторжимо с его именем. Как бы концентрирует в себе все самое яркое и значительное, что заложено в этом мастере. Тем и отличается высокий талант, что он вырабатывает свой образ – зеркало души и тот хранит его от забвения.

Рефлексия

Составить синквейн «Портрет»

Д/з: закончить рисунок, подобрать к нему музыку – звучащий портрет.




6


Бинарный урок музыки и ИЗО на тему: "Портрет в музыке и живописи 19 века."
  • Музыка
Описание:

 

Русский портрет 19- века в музыке и живописи

Цель: подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрет – это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного образа человека, отражение его мыслей и чувств.

Задачи

Предметные: формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; развивать художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке и живописи, как способе выражения духовных переживаний человека.

Метапредметные:  активизировать готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального и изобразительного искусства; развитие художественного вкуса, устойчивого интереса к музыкальному и изобразительному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности в повседневной жизни учащихся.

Личностные: формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой и живописью;продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных и изобразительных;овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера.

Тип урока: углубление в тему

Форма урока: урок-исследование

Оборудование: мульмидийный проектор, презентация к уроку, репродукции портрета Струйской Ф. Рокотова, портрет Е. Керн неизвестного художника, «Вальс-фантазия» М. И. Глинка, дидактический материал: сравнительная таблица «Элементы музыкальной речи и художественной выразительности», словарь эстетических эмоций, анализ интерпретация музыкального произведения и произведения живописи, репродукции женских портретов русских художников 19 века: К. Брюлова, О. Кипринского, М. Врубеля, И. Аргунова, К. Сомова.

 

 

 

Автор Вовченко Оксана Александровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 1141
Номер материала 42131
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓