Инфоурок География Другие методич. материалыБинарный урок географии и истории

бинарный урок географии и истории

Скачать материал

                                                                                           

Тема: США - общая  экономико-географическая  и  политическая характеристика   державы (1924-1939г.г., и современность)

                                              Бинарный   урок   (География и история)  10 клас                                           

Цель:

Сформировать у учащихся представление  об общем  экономико-географическом  и  политическом  развитии США (1924-1939г.г., современность).

     Продолжить развивать навыки работы с тематическими  картами  при определении экономико-географической и политической характеристики; умению выбирать главное при работе с различными географическими  и  историческими источниками  знаниий и уметь их анализировать.

      Воспитывать учащихся в духе непримеримой наступательной борьбы против буржуазной   и реформистской идеологии, и в частности  для разоблачения  «преславутого»,  «американского  образа жизни».

Учебно-наглядный комплекс:  карты мира:  политическая,  физическая;  карты США:  экономическая,  физическая; схемы, таблицы.                                                        

                                                        Ход урока

I. Организационный момент.

2. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.

      Рассказ учителя географии.

       Четвертая по величине страна в мире. Она простирается от берегов Атлантического океана до побережья Тихого океана и пересекает восемь часовых поясов. Страна отличается разнообразием ландшафта и климата, поскольку простирается от снежных пространств Аляски и выжженных пустынь юго-запада до широких равнин Среднего Запада и субтропических лесов юго-востока. Здесь обрели родину представители самых разных пародов, которые принесли с собой разные религии, обычаи   и  языки. Уровень жизни в США один из самых высоких в мире.   О каком государсте идет речь?        Да мы сегодня  поговорим о США.

 

              Учитель географии:

Сегодня на уроке мы должны выяснить,  какие природные, экономические и исторические предпосылки обусловили то, что США являются наиболее развитым государством современного мира?
              

               Учитель географии

Вопрос?  Раскройте особенность физико-географического положения США?

- На первый вопрос учащиеся дают ответ  и  показывают моря, океаны омывающие страну и делают  вывод о выгодности физико-географического положения.  (США - наиболее экономически развитое государство Запада. По площади США превосходят всю Европу, но уступают России. Страна состоит из 50 штатов и федерального округа Колумбия. 48 штатов расположены в южной половине североамериканского континента (между 25 и 45° с.ш.). США располагается на континенте Северная Америка. Территория страны условно делится на три части: континентальная – расположена в центре континента, полуостров Аляска и Гавайские острова. Географическое положение США: востока омывается Атлантическим океаном, с юга – водами Карибского моря, если более точно, то водами его Мексиканского залива. Тихим океаном побережье страны омывается на западе и юго-западе. Северный Ледовитый океан омывает полуостров Аляска с севера и северо-запада. Гавайские острова расположены на расстоянии около 4000км от материковой части в Тихом океане. На аттолах гавайских островов расположены высочайшие в мире действующие вулканы.

     Выход США к Атлантическому и Тихому океанам способствует,  с одной стороны, транспортно-экономиическим связям со многими странами, с другой, изолирует страну от очагов войн и напряженности в Европе и Азии).

                         Учитель истории: (истрическая справка).

      Соедененные Штаты Америки –  мощная  в экономическом и вонном отношенииткапиталистическая держава  «главная капиталистическая держава».  САШ- одна из крупнейших стран мира.  Федеративное устройство США  нашло отражение  в государственном  флаге страны.

    Флаг США имеет тринадцать горизонтальных полос. Красные полосы (верхний и нижний край) чередуются с белыми. В верхнем левом углу располагается синий прямоугольник, имеющий 50 маленьких, белых, пятиконечных звезд, выстроенных в девять горизонтальных рядов. Шесть звезд (верхний и нижний край) чередуются с рядами по пять звезд. 50 звезд представляют 50 штатов, а 13 полос представляют 13 первых колоний (штатов) . 13 полос – 13 колоний (штатов), из которых в 1776 году образовалось независимое государство США (Делавэр, Пенсильвания, Нью-Джерси, Джорджия, Коннектикут, Массачусетс,

 Мэриленд, Южная Каролина,Нью-Гэмпшир, Виргиния, Нью-Йорк, Северная Каролина, Род-Айленд). Число звёзд в синем прямоугольнике соответствует числу штатов. На сегодняшний день их 50. Синий прямоугольник с левой стороны символизирует Союз.  Красный цвет полос олицетворяет выносливость и доблесть. Тёмно-синий цвет прямоугольника – усердие, справедливость, бдительность. Белый – невинность и чистоту. А Джордж Вашингтон объяснял дизайн по-своему: «Звезды мы взяли с небес, красный цвет – цвет нашей родины, белые полосы, которые его разделяют, означают, что мы отделились от неё; эти белые полосы войдут в историю как символ свободы».

Интересен тот факт, что синий цвет флага США намного темнее, чем на флагах других государств. Дело в том, что в 18 веке не было стойких красителей и краски довольно быстро теряли свой насыщенный цвет. А так-как флаг в основном вывешивался под открытым небом, да еще и в море, то синий цвет превращался в бледно-голубой. Густой же, темно-синий цвет выцветал значительно дольше. Синий цвет флага США официально называется Navy Blue (Военно-морской Синий). Красный цвет также немного темнее.

Учитель географии:

2. Какие природные  предпосылки обусловили то, что США являются наиболее развитым государством современного мира?                               

      (мозговой штурм  на доске записываются компоненты природных ресурсов  с последующим их раскрытием, обязательно сопровождается показом   на  карте, возможна презентация  учащихся)

Ø рельеф;

Ø геологические залежи

Ø земельный фонд;

Ø реччная ситема;

Ø климатические факторы;

Ø население.

                                                                             (предполагаемые  ответы учащихся)

       - Рельеф Страны разнообразный. Западная территория США занята горной системой Кордильер. Они представлены длинными горными цепями, разделенными между собой плато и долинами. Скалистые горы – наиболее длинная горная цепь. Самая высшая точка этой цепи - гора Элберт, ее высота 4,399 км. А самая высока точка континентальной территории - гора Уитни (4.421 км). Наивысшая же точка всей страны расположена на Аляске. Это гора Мак-Кинли, ее высота 6. 193 км. На юге Кордильер располагается широкое плато Колорадо, с множеством красивейших каньонов. В этом месте находится известный национальный парк Большой каньон, или Гранд-Каньон, а также Йеллоустонский каньен, где расположена известная долина гейзеров.

    Горы Аппалачи расположены на востоке страны и тянутся вдоль Атлантического побережья. Гора Митчелл – самая высокая точка в этой горной системе, ее высота 2.037 км. Аппалачи делятся рекой Гудзон на северную и южную части. К юго-западу от гор Аппалачи простираются Приатлантическая, Примексиканская и Миссисипская низменности. Приатлантическая низменность отделена от гор «Линией водопадов».    

         - Обильные и разнообразные водные ресурсы распределяются территориально весьма неравномерно: 60 % стока приходится на восток страны. Западнее Аппалач располагаются центральные равнины, в центре которых расположены Великие озера. Это самая крупная система пресноводных озер на североамериканском континенте и во всем мире. Она относится не только к США, но и к Канаде. Общая площадь великих озер — 245,2 тыс. км2. Самые крупные озера этой системы - это Мичиган, Верхнее, Гурон, Онтарио и Эри. Из озера Эри вытекает река Ниагара и впадает она в озеро Онтарио. Неподалеку от места падения находится самый мощный водопад Северной Америки - Ниагарский водопад. Он состоит из трех водопадов, которые называются – “Подкова”, “Фата” и Американский водопад. Высота водопадов около 50 метров, а общая ширина более километра. Самая крупная река страны – Миссисипи. Ее основные притоки - Огайо, Теннесси, Миссури, Арканзас. Длина реки Миссисипи составляет 3950 км. Главной речной системой страны является для орошения. Реки имеют очень важное транспортное значение, используются для орошения и в гидроэнергетике.

 

           - Географическое положение США  оказывает влияние на рельеф страны, который имеет  меридиональный характер. Западная часть, в которой расположены горы Кордильеры, засушлива. Для этой территории характерен дефицит воды, т.к. ресурсы подземных вод сильно истощены. В Большом бассейне, на Колумбийском плато и плато Колорадо, расположены степи, полупустыни и пустыни.

           -  Климатические условия США разнообразны. Большая часть территории лежит в зоне умеренного и субтропического климата, лишь юг Флориды — в тропическом. Аляска располагается в субарктическом и умеренном поясах, а Гавайи — в области морского тропического пояса. Континентальность климата возрастает в центральных и западных районах. В целом, климатические условия позволяют выращивать в США разнообразный состав культур как умеренного, так и субтропического пояса и способствуют распространению пастбищного скотоводства.

      - США выделяются богатыми и разнообразными полезными ископаемыми. Особенно велики топливно-энергетические ресурсы. Имеются также крупные запасы руд черных и цветных металлов, горно-химического сырья.

Угленосные районы занимают 1/10 территории страны. Запасы угля — 1,6 трлн. т. США богаты нефтью и природным газом. По их добыче США занимают второе место в мире. Крупнейшие запасы нефти и газа находятся на Аляске, на юге страны и на Тихоокеанском побережье.

Основные ресурсы железной руды расположены в районе озера Верхнее; значительны ресурсы молибдена, вольфрама, драгоценных металлов в месторождениях горных штатов. По запасам свинца США входят в группу мировых лидеров. Свинцово-цинковые руды сконцентрированы в штатах Айдахо, Юта, Монтана, Миссури.

       Несмотря на наличие богатой минерально-сырьевой базы, США вынуждены все же импортировать никель, марганец, кобальт, бокситы, олово, калийные соли.

    - Почвенно-растительные зоны, также как рельеф и климат, сменяются в меридиональном направлении. Северо-восток занимают смешанные леса, расположенные на дерново-подзолистых почвах. Область широколиственных лесов на красноземах и желтоземах расположена южнее. А юго-восток это область субтропического соснового леса. Для юга Флориды характерны тропический лес и мангровые заросли. Центральные и великие равнины расположены на плодородных почвах. Эти территории используются в основном под пашни и пастбища. Для Кордильер, как и для всех высоких гор, характерна ярко выраженная вертикальная зональность. Хвойные горные леса постепенно сменяются альпийскими лугами. Иногда в этих лесах встречается секвойя. На Аляске преобладают тундра и лесотундра, на южной территории - тайга. В стране огромное количество живописных мест, создано множество парков заповедников. На Аляске и Кордильерах сохранена дикая фауна. Однако большая часть лесов страны носит искусственный характер. Эти леса в основном высажены по второму, или даже третьему кругу на месте ранее хищнически вырубленных. Всего леса составляют около 30% от всей территории страны.

    - США — третья по численности населения страна в мире. Огромную роль в формировании населения США сыграла иммиграция. До конца прошлогс века это были в основном переселенцы из стран Западной Европы, позже - из аграрных стран Восточной Европы. В последние годы среди иммигрантов преобладают выходцы из стран Америки и Азии.

Среднегодовой коэффициент рождаемости - 16 промилле, коэффициент смертности - 9 промилле. Продолжительность жизни - 73 года для мужчин и 80 лет - для женщин.

    В современном населении США (в целом более 100 этносов) выделяются три главные этнические группы - американцы США, переходные иммигрантские группы и аборигенные группы. В целом, в США американцы европейского происхождения составляют 80% жителей, негры - 12%.

Различные этнические группы не имеют определенных территорий для проживания, однако отдельные части страны выделяются повышенной долей представителей некоторых групп: например, франко-канадцев в Новой Англии, мексиканцев в Юго-западных штатах и т.д.

       По показателю средней плотности населения США отстают от многих экономически развитых стран (28 чел. на 1 км2). Но размещение населения по территории очень неравномерно: почти 70% жителей проживают на территории, занимающей 12% площади. Особенно велики различия между приморскими (приозерными) и горными штатами: от 350 до 2-3 чел. на 1 км2. Самые населенные штаты - Калифорния (31,2 млн. чел., 1993 г.), Нью-Йорк (18,2 млн.), Техас (18,0 млн.), Флорида (13,7 млн.). Ведущий из трех главных экономических районов США - Промышленный Север (почти 1/2 населения).

США - одна из наиболее урбанизированных стран мира (75% - горожане). В США 8 городов - миллионеров; половина населения страны проживает в агломерациях (всего их 300). Как и во всех экономически развитых странах, в США широко распространен процесс субурбанизации.

     Учитель истории.  Мы пришли к выводу, что  природные условия благоприятно способствуют развитию хозяйства США, а что можно сказать об исторических аспектах развития государства?

Вопрос

  Вспомните почему  США после окончания первой мировой  войны  оказалась сильнейшей державой?

-промышленный подьем военного времени  еще более усилися. В конце 1922г. Америка вступила в полосу  относительной экономической стабильности, которую называли «просперити»  (процветание).

Вопрос. 

1. Каковы источники стабилизации США?

2.   В чем причина  краха «эры процветания?»

                                                                               (работа с учебником истории)

 

-  Хорошо  развит внутренний рынок  и рост экспорта  в зарубежные страны, особенно в Европу и Латинскую Америку.

-  Монополистическая буржуазия обогащалась, получая от государства дополнительный процент по займу и платежи по военным долгам.

- Цент финансовой эксплуатации  капиталистического мира  переместился  из Великобритании в США. 1929г. США производила  44%  промышленной промышленности т.е.. больше, чем  Великобританияя, Франция, Германия, Италия и Япония  вместе взятые.

- Важным толчком к росту производства стало распространение конвейерного метода массового производства. Впервые с наибольшей эффективностью эти методы были использованы на автомобильных заводах Генри Форда в  Детройте. - Внедрение новых технологий привело к  приумножения производства. Отдельным предпринимателям было не под силу создание крупныхпредприятий. Поэтому все большую роль стали играть акционерные общества и корпорации - своеобразные формы коллективного бизнеса.

-усилился контроль  мономполий над экономикой США. Финансовые группы Моргана, Рокфеллера, Дюпона, Мелюна, а так же территориальные группы  финансовой олигархии – чикагской, бостанской, кливлендской.

-  Массовое появление акций способствовала развитию фондового рынка.

- Появление  много новых богачей  и увеличение уже сущестующего капитала у богатых миллионеров.

- Рациональное производство-выпуск  стандартных изделий.

- Широкое  использование конвеерного производства. Требующей от рабочих ускорения  темпов и повышенного внимания производства. Каждый рабочий  выполнял работу за 3,5 и выше человек. Некоторые повышения зарплаты  не могли возместить тех усилий, которые затрачивались при работе на конвеере.

- Применение  потогонной системы  эксплуатации трудящихся  сопровождалось политикой  раскола их рядов  и ослабления наступательного духа рабочего движения. Лидеры реформисты АФТ  объявили забастовку  «устаревшим»  средствам борьбы  и навязав рабочим  «классовое»  сотрудничество с капиталистами. Среди  распростронялись  акции  промышленных фирм.

- Буржуазия сурово расправлялась  с борцами за дело рабочего класса.

- С каждым годом возрастал объем продаж в кредит, за счет будущихдоходов населения, что свидетельствовало о сужении внутреннего рынка и обостренияпроблем сбыта. Хотя тогда было распространено лозунг: «Реклама плюс кредит -процветание навсегда! "

- Число безработных к 1922 г. достигло почти 5 млн. человек. Снизился уровень жизни американских рабочих, ускорился процесс разорения городских средних слоев

-  Особое внимание уделялось развитию важнейших отраслей тяжелой промышленности: сталелитейной, нефтедобывающей, электроэнергетике. Так, производство стали увеличилось с 32 тыс. т. в 1921 г. до 57 тыс. т. в 1929 г., нефти соответственно с 33 до 138 млн. т. Особенно быстро развивались новые отрасли, такие, как автомобильная, электротехническая, химическая, производство синтетических материалов, радиопромышленность.

- Вместе с тем экономическое развитие США в годы «процветания» не было беспроблемным. При быстром росте ряда новых отраслей тяжелой индустрии (автомобильной, авиационной, химической, кинопромышленной) наблюдался застой производства в таких традиционных сферах экономики, как добыча угля, судостроение, текстильная, обувная промышленность.

Наиболее неблагоприятное положение сложилось в аграрном секторе экономики. Переход к интенсивным методам ведения сельского хозяйства – применению машин, искусственных удобрений, новейших агротехнических приемов – способствовал увеличению объема продукции. Однако она не находила сбыта на внешнем и внутреннем рынке ввиду конкуренции Канады, Аргентины и Австралии. Уже в 1925 – 1926 гг. признаки перепроизводства аграрной продукции были налицо. В 20-е гг. ни сельскохозяйственные цены, ни доходы большинства фермерских хозяйств так и не достигли докризисного уровня. Хозяйства мелких и средних фермеров стали хронически убыточными. За 1925 – 1929 гг. было принудительно продано за неуплату долгов и налогов 547 тыс. ферм, или 8,7% их общего числа. Разорение фермерства шло так быстро, что к концу 20-х гг. очередная перепись впервые в истории США зафиксировала абсолютное сокращение общей численности фермерского населения с 32 млн. в 1920 г. до 30,5 млн. в 1930 г.        

                           Рассказ учителя истории

   Таким образом, в ряде важных отраслей американской экономики во второй половине 20-х гг. все более отчетливо выявлялись признаки перепроизводства. Однако на фоне общего экономического подъема они остались в тени оптимистических прогнозов, надежд и ожиданий. Процветание казалось бесконечным, а экономические трудности воспринимались лишь как временные и легкопреодолимые. В 1928г. На выборах правившая республиканская  партия хвастливо обещала народу  полное материальное  благополучие, абизнесу –«золтой век». Однако в 1929 году в США разразился небывалый  экономический кризис.

        Вопрос учителя истории

Вспомните, каковы причины экономических кризисов  переломного момента?

-    Не были выработаны механизмы саморегулирования бурно растущего капиталистического производства. Оно развивалось стихийно. Если было выгодно производить какое-либо изделие, за это брались многие предприниматели, что приводило к перепроизводству данной продукции.
    Заработная плата рабочих в большинстве индустриальных стран росла медленнее темпов производства.

      Продукции производилось много, а раскупать ее было не на что; другими словами, производство не поддерживалось ростом платежного спроса.
Весьма несовершенная система мировых хозяйственных отношений также отставала в своем развитии от роста производства.
      Углублению кризиса способствовала экономическая политика монополий. Эти мощные промышленные объединения сконцентрировали в своих руках производство многих видов продукции, получали огромные прибыли. Они имели средства для модернизации своих предприятий, поддерживали высокие цены на продукцию.

       Мелкие и средние предприятия не выдерживали конкуренции с ними и разорялись. Это приводило к росту безработицы, обострению кризиса.

  Рассказ учителя истории

       Внезапно развивающийся кризис 1929г.  Начался с падения крса акций на бирже. Обонкротилось 40% всех банков США. Многие миллионы американских  тужеников  лишились своих скромных сбережений, припасенных на черный день. Такого биржевого кризиса   не знала история США.  Спад  промышленного производства продолжася до 1933г., охватив все отрасли промышленности. Кризис промышленный и финансовый  переплелся  с обострившимся аграрным. Цены на сельхо продукцию  катастрафически падал, фермы разорялись. С 1929 по1932г.  За неуплату долгов  было принудительно распродано 897 тыс. ферм.  Сотни тысяч людей бродили по дорогам страны  в поисках работы. Весной 1933г. В США насчитывалось 17 мил. безработных.  На окраинах городов выросли «гувервили» -поселки из лачуг, где жили безработные.

Крупнейшие корпорации, поглащенные  множество мелких фирм, удерживались  благодаря помощи государства.

   Правительство миллионенров во главе с  гувером ничего не сделали,  чтобы облегчить положение народа. Классовые противоречия  в стране резко обострились. Особенно тяжелое положение было у негров-оплата труда-50% зарплаты белых: негры выполняли самую тяжелую и  низко опрачиваемую работу.  Усилилось движение  безработных –свыше половины рабочих США –под руководством компартии. Большую роль в росте  освободительного движения трудящихся США  сыграли успехи  Советского Союза и кризис в странах капитала.

Правительство Гувера стремилось задушить  растущую борьбу  масс  прежде всего репрессиями и террором. В самый разгар экономического кризиса, осенью 1932г.состоялись президенские выборы. Выборы 1932 года стали во многом переломным событием, определившим дальнейший ход американской истории. Дело в том, что после победы Абрахама Линкольна на выборах 1860 года республиканцы вплоть до 1932 года в основном постоянно контролировали американскую политику, что 1932 год резко изменил в пользу демократов. Демократическая партия не только выиграла президентские выборы, но и получила большинство в Палате представителей и стала контролировать Сенат. Рузвельт  оказался  у власти в очень напряженный момент.  Требовались срочные меры, чтобы  укрепить монополии и приостановить  рост рабочего и фермерского движения. За три с половиной месяца  конгресс принял 70 законов, охватывающих промышленность, сельское хозяйство,  торговлюи кредитно-финонсовые действия.  

Важнейшие мероприятия предложеные правительством  Рузвельда:

Для спасения больного общества и обновление американского капитализма    

       Рузвельд предпринял крупнейший экономический, политический и социальный эксперимент:

- привлечение лучших специалистов  из среды американских ученых, образоваших так  называемый  «мозговой трест»;                                                

 - закон о  восстановлении национальной промышленности и государственное регулирование уровня промышленного производства;

- поддержка финансово-банковской системы и промышленных и торговых предприятий  при помощи крупных займов и субсидий;

 - стимулирование частных инвестиций при помощи налоговых льгот;

- стабилизация падающих цен путем девальвации доллара и допущения усиления инфляционных тенденций;

- введение отраслевых "кодексов честной конкуренции", определявших единую политику цен, фиксировавших размеры производства, распределявших рынки сбыта, рекомендующий уровень заработной платы;

- принят закон  о социальном страховании по безработице, о пенсиях, вдовам и сиротам;

- принят закон,  устанавливаший минимум заработной платы и максимум продолжительности рабочей недели.

    Большое значение  имел принятый  в1935г. Закон Вангера, закреплявший  за рабочими право на профсоюзы и   на заключение  через них коллективных договоров с предпринимателями. 

             Реформы «нового курса»   улучшили условия жизни  и труда рабочих, расширили рамки буржуазной демократии.

            Рабочие  убедились в своей силе  и эффективности борьбы

- Созданы  производственные профсоюзы.

- Созда конгресс  производственных профсоюзов.

- Возросло влияние коммунистической партии.

      В 1933г.  - правительство рузвельда  признало Советский Союз и установили с ним дипломатические отношения, а в 1937г. США вновь охватил экономичекий кризис из которого они вышли только после втрой мировой войны.

 

       Учитель географии мы с вами пранализировали   яркие историчекие  аспекты  США, а сейчас посмтрим какая Страна сейчас.

      Вопрос

           В чем  заключается особенность промышленности США?

                                 (учащиеся готовят или презинтации или  устные ответы)

- Американская промышленность отличается приоритетом наукоемких технологий, создающих продукцию на базе самых передовых технологий. Инвестиции в сферу производства стали одним из двигателей экономического подъема в США в 1990-е годы. Капиталовложения соответствуют около 11% ВВП. Свыше половины всех инвестиций в промышленность составляют приобретение компьютеров и средств информатики. На базе внедрения передовых технологий в процесс производства произошло значительное сокращение издержек, отмечается рост производительности труда. В США развит весь спектр отраслей промышленности, начиная с традиционных (горнодобывающая, металлургическая, нефтехимическая), заканчивая самыми современными (аэрокосмическая, микроэлектроника, производство новых материалов и т. д.). Наибольшее значение имеет производство средств телекоммуникаций, транспортных средств, современного промышленного оборудования, потребительских товаров длительного пользования. Самые высокие доходы (рост прибыли в середине 1990-х годов - 70%) приносят электронная и электротехническая промышленность.

Обрабатывающая промышленность США являются крупнейшим в мире производителем промышленныхтоваров, ежегодный объем производства которых для внутреннего и мирового рынка оценивается более чемв 1,3 трлн. долл. Эта отрасль остается одной из ключевых в национальной экономике, однако ее значение посравнению с индустрией услуг после Второй мировой войны неуклонно снижается.                       Производство товаровдлительного пользования составляет более половины всей продукции отрасли. Одну треть их составляпродукция машиностроения, промышленного, электронного и электротехнического оборудования, по одной пятой - автомобилестроение и металлообработка. Химическая и пищевая промышленность поставляют более чем по одной пятой товаров краткосрочного пользования, а 

на долю продукции полиграфической  промышленности приходится 15%. 

География обрабатывающей промышленности, начиная с конца 1960х  годов характеризовалась сдвигом на Юг и Запад, что было частично обусловлено более низкой себестоимостью производства в этих районах. В период между

 1970 и началом 1990-х годов доля продукции Северо-Востока и Северного Центра снизилась с двух третей до половины, в то время как доля продукцииЗапада увеличилась на 5%, а Юга - почти на 10%. В начале 1990-х годов Юг давал примерно одну треть всейпродукции, заняв место Северного 

Центра как ведущего региона обрабатывающей промышленности США.

Автотранспортные средства, металлоизделия и промышленное оборудование производятся в основном вСеверо-Восточном Центре, куда входят штаты Огайо,

 Индиана, Иллинойс, Висконсин и Мичиган.Среднеатлантические штаты (Нью-Йорк, Нью-Джерси и Пенсильвания) специализируются намашиностроении и 

химическом производстве. Южноатлантический регион производит химические

 продукты, текстиль, одежду и табачные изделия. Тихоокеанский регион во главе 

с Калифорнией специализируется напроизводстве транспортного оборудования, 

продуктов питания, электротехнического и электронногооборудования.
Энергетика. Основные источники энергии для экономики США - нефть, природный газ и уголь. В 1996 нефтьобеспечивала 35% произведенной в стране энергии, природный газ - 22,5%, уголь - 21%. Источникомэлектроэнергии служил главным образом уголь (57%), природный газ и нефтепродукты составлялисоответственно 9% и 2%. Гидроэлектростанции давали еще 11% энергии. Роль атомной энергетики впроизводстве электроэнергии до 1970-х годов оставалась незначительной, в 1982 она возросла до 12,5%, а в

1996 - до 22%. Зависимость экономики США от импорта нефти резко возросла в 

период между началом1980-х и началом 1990х годов. 

Ввезенная сырая нефть составила 1921 тыс. баррелей в 1980, а к 

1997г.  этот показатель достиг 2918 тыс. баррелей. США потребляют 25% всей 

мировой энергии (в пересчете наугольный эквивалент), значительно больше, чем любая другая страна мира. Из-за высокого уровняпотребления энергии на долю 

США приходится ок.20% 

глобальных выбросов "парниковых" газов (углекислый газ, метан и оксиды

 азота) в атмосферу.
Военнопромышленный комплекс занимает значительное место в 

экономике США.Многие отраслихозяйства так или иначе связаны с оборонной 

промышленностью. Более того, благосостояние ведущихкорпораций в таких 

индустриальных штатах, как Массачусетс или Калифорния, напрямую зависит отассигнований на оборону. В 1994 Массачусетс и Калифорния получили соответственно 9,5 и 22,5 млрд.долл. по контрактам, заключенным с министерством обороны. Эти ассигнования способствовалиобеспечению рабочими местами более 175 тыс. гражданских лиц. Государственные расходы нанациональную оборону остаются весьма значительными, невзирая на их существеннее сокращение вначале 1990-х годов. В 1997 на оборонные нужды было выделено 270,5 млрд. долл. - 17,6% всехфедеральных расходов, что составляло 3,7% ВВП (против 6,2% в 

1986). В целом за счет ассигнований наоборону в 1996 в США насчитывалось ок. 732 тыс. рабочих мест для гражданских лиц и 1056 тыс.

- для военнослужащих. На оборону в США затрачивается больше средств,  чем в других государствах. Более того, федеральные военные расходы 

превосходят совокупные военные бюджеты многих индустриальных стран. В1997 США израсходовали на нужды обороны 270,5 млрд. долл. Эта цифра составляет около трети всехвоенных расходов в мире и превышает оборонные бюджеты Франции, Германии, Великобритании и Японии. США крупнейший в мире

 экспортер оружия. В 1993 США продали за рубеж различных товаров военногоназначения на общую сумму 10,3 млрд. долл. На их долю пришлось ок. 

50% мирового экспорта оружия, чтопочти на 4 млрд. долл. превосходит его вывоз из Канады, Китая, Франции, Германии, Великобритании и Польши.

Сельской хозяйство США примечательно развитием в нем агропромышленного комплекса (АПК), отражающего эффективное сочетание науки, сельского хозяйства, транспорта и перерабатывающих сельскохозяйственное сырье отраслей промышленности. АПК представляет собой единую технологическую цепочку, начинающуюся в научных лабораториях созданием новых сортов растений, затем идет процесс производства в поле под непрерывным компьютерным контролем, уборка урожая и его транспортировка для последующего хранения и переработки, а завершает цикл сбыт производства через торговую сеть. В Соединенных Штатах наличие АПК способствует высокой конкурентоспособности американского сельского хозяйства. Основными культурами для сельского хозяйства являются практически все известные виды растений (пшеница, кукуруза, фрукты, овощи, хлопок и т. д.), развито и животноводство, в особенности птицеводство. США являются крупнейшим в мире производителем зерна.

Сфера услуг - основная отрасль американской экономики развита практически во всех направлениях. Это традиционные туризм, банковское дело и торговля, образование и медицина. В последнее время приоритет получило развитие консалтинговых, маркетинговых и управленческих услуг, а также новые быстрорастущие информационные технологии. Сфера услуг обеспечивает 80% всего прироста занятости в стране. Одновременно с ростом числа занятых в сфере нематериального производства происходит высвобождение высокооплачиваемых рабочих мест в промышленности по причине повышения производительности труда, автоматизации и механизации рабочих мест.

Большое значение для экономики имеют транспортные услуги. В США развиты все виды транспорта, страна обладает прекрасной транспортной инфраструктурой. В сфере перевозок грузов доминирует железнодорожный транспорт, а в пассажирских перевозках наибольшее значение имеют автомобильный и воздушный транспорт.

Удельный вес отдельных видов транспорта в общем грузообороте американской экономики в 2005 г.,%.

Железные дороги

Автомобильный транспорт

Внутренний водный транспорт

Морской транспорт

Воздушный транспорт

Трубопроводы

33,5

22,1

11,2

18,3

0,4

14,5

 Учитель географии  (итог урока)  Мы  с Вами ребята живем в очень противоречивом мире,  Поэтому,  не случайно  в последние десятилетия   экономическое и политическое  развитие  США  стало еще противоречивей, но ее позиции в мире  ее хозяйство  продолжает оставться очень силиным.

- Продолжается  конценнтрация производства  и капитала.

-  Возникают сверновын  монополии, которые сосредотачивают в своих руках   не только различные отрасли производства, но и торговые  предприятия, коммунальное строительство.

- Изделия  с мркой «Сделано в США»  отличаются  высоким качеством  и ценятся на мировом рынке.

- Высокая эффективность труда (Дисциплина прежде всего).

 

Но не думайте, что  в Америке такая райская жизнь.  Высококвалифицированные кадры  ценятс я в любой стране.  И поэтому,  как вы будите  жить  зависит от Вас.

Подведение итога урока

 

Домашнее задание:  подготовить сообщения о политичекой платформе  США сегодня?  И о внешнеэкономических связях США с Россией.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Бинарный урок географии и истории"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по переработке нефти и газа

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: США - общая  экономико-географическая  и  политическая характеристика   державы (1924-1939г.г., и современность)

                                              Бинарный   урок   (География и история)  10 клас                                           

Цель:

Сформировать у учащихся представление  об общем  экономико-географическом  и  политическом  развитии США (1924-1939г.г., современность).

     Продолжить развивать навыки работы с тематическими  картами  при определении экономико-географической и политической характеристики; умению выбирать главное при работе с различными географическими  и  историческими источниками  знаниий и уметь их анализировать.

 

      Воспитывать учащихся в духе непримеримой наступательной борьбы против буржуазной   и реформистской идеологии, и в частности  для разоблачения  «преславутого»,  «американского  образа жизни».

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 076 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 531
    • DOCX 57.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Антоненко Елена Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Антоненко Елена Николаевна
    Антоненко Елена Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 11
    • Всего просмотров: 11722
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по географии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 442 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 294 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Психологическая экспертиза в работе с детьми и родителями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 48 человек

Мини-курс

Цифровая трансформация в управлении и информационных технологиях

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное управление проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе