Главная / Другое / Библиотечный урок "Блокада Ленинграда"

Библиотечный урок "Блокада Ленинграда"

Документы в архиве:

3.68 МБ Блокада Ленинграда фрагмент 1.wmv
1.91 МБ Блокада Ленинграда фрагмент 2.wmv
3.5 МБ Детям Блокадного Ленинграда.wmv
1.25 МБ Медаль за оборону Ленинграда.wma
876.44 КБ Метроном.mp3
3.2 МБ Реквием Моцарта Лакримоза.wma
2.4 МБ Седьмая симфония Д остаковича.wma
1.74 МБ 27 бГЕ╨ ОЖбБ ЛМЙбМ╞М МдГМаМСДЖбК ╙ЖбКб╞╨ЕДЕ МХ УЕЫКдХдИМВ аЙМИЕДЦ.pptx
28.58 КБ 27 бГЕ╨ ОЖбБ МдГМаМСДЖбК ╙ЖбКб╞╨ЕДЕ МХ аЙМИЕДЦ.docx

Название документа 27 бГЕ╨ ОЖбБ ЛМЙбМ╞М МдГМаМСДЖбК ╙ЖбКб╞╨ЕДЕ МХ УЕЫКдХдИМВ аЙМИЕДЦ.pptx

Численность немецких войск 40 отборных дивизий; 1000 танков; 1500 самолётов. ...
Дорога жизни 20 ноября 1941 года по ледовой Дороге жизни был проведён первый ...
Дневник Тани Савичевой
Горькая память войны
За годы блокады погибло, по разным данным, от 300 тысяч до 1,5 миллиона челов...
1 из 20

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4 Численность немецких войск 40 отборных дивизий; 1000 танков; 1500 самолётов. В к
Описание слайда:

Численность немецких войск 40 отборных дивизий; 1000 танков; 1500 самолётов. В кольце окружения: два миллиона 887 тысяч граждан; в том числе детей - 400 тысяч.

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10 Дорога жизни 20 ноября 1941 года по ледовой Дороге жизни был проведён первый кон
Описание слайда:

Дорога жизни 20 ноября 1941 года по ледовой Дороге жизни был проведён первый конный обоз, через день — первая автоколонна. В первую блокадную зиму перевезено 361 тыс. т. различных грузов. Эвакуировано: 550 тыс. ленинградцев; более 35 тыс. раненых.

№ слайда 11 Дневник Тани Савичевой
Описание слайда:

Дневник Тани Савичевой

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15
Описание слайда:

№ слайда 16
Описание слайда:

№ слайда 17 Горькая память войны
Описание слайда:

Горькая память войны

№ слайда 18
Описание слайда:

№ слайда 19 За годы блокады погибло, по разным данным, от 300 тысяч до 1,5 миллиона человек.
Описание слайда:

За годы блокады погибло, по разным данным, от 300 тысяч до 1,5 миллиона человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода.

№ слайда 20
Описание слайда:

Название документа 27 бГЕ╨ ОЖбБ МдГМаМСДЖбК ╙ЖбКб╞╨ЕДЕ МХ аЙМИЕДЦ.docx

«27 января – День полного освобождения Ленинграда
от фашистской блокады»

внеклассное мероприятие

Разработала: Патрунова Татьяна Васильевна, учитель МКОУ АГО АСОШ №6.

Цель: воспитание нравственно-патриотических качеств у школьников.

Задачи.

1. Дать представления о блокаде Ленинграда, причинах ее возникновения, о героизме жителей блокадного города;

2. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину, сопричастности к великим историческим событиям;

3. Формировать у школьников стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность;

4. Привлечь внимание к литературе о Великой Отечественной войне.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, слайдовая презентация, видеофрагменты, свечи, папки для ведущих, выставка книг о Великой Отечественной войне.

Ход мероприятия

Учитель: 27 января – День воинской славы России. Что это за день? (ответы детей). В 2014 году исполняется 70 лет со Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Слайд 1. О событиях какой войны идет речь? Когда началась Великая Отечественная война? (дети отвечают).

22 июня 1941 года Фашистская Германия, во главе с Адольфом Гитлером, напала на нашу страну. Нацисты намеревались захватить СССР всего за 3-4 месяца.

Слайд 2. Видеофрагмент 1 «Ленинград. Блокада»

Слайд 3. Учитель (на фоне 7-й «Ленинградской Блокадной» симфонии Д. Шостаковича): Блокада Ленинграда – самая трагическая страница в истории Второй Мировой войны. 

Слайд 4. Для уничтожения города гитлеровское командование бросило к Ленинграду более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолётов. Два миллиона 887 тысяч гражданского населения (включая 400 тысяч детей) оказались в кольце окружения.

Слайды 5-6. Зима 1941 года была на редкость суровой, замерз водопровод, за водой стали ходить на Неву. В городе постепенно иссякали запасы топлива.

Слайд 7. Центральное отопление не работало. Квартиры обогревали буржуйками. На дрова для них разбирали все, что можно, не хватало электроэнергии, встал транспорт. Запасы продовольствия таяли с каждым днём.

Вскоре начался голод (музыка обрывается).

Слайд 8. 10 сентября 1941 года в ходе бомбежки сгорели деревянные склады, где хранился недельный запас продовольствия. В окруженный город доставляли продукты и топливо самолетами и через Ладожское озеро. Но этого было недостаточно.

Слайд 9. Продовольственные карточки вели еще до блокады. Нормы по ним приходилось постоянно урезать. Устоявшейся блокадной нормой стали 250 граммов в сутки для рабочих и 125 для остальных. Больше полагалось только бойцам до 500 граммов в сутки. К декабрю 1941 года начались массовые смерти от голода. Люди падали и умирали прямо на улицах, дома, на работе, в очередях за хлебом. Только за два месяца, - январь и февраль 1942г., - 200 тысяч ленинградцев умерли от холода и голода.

Поздней осенью 1941 года Ладога замёрзла и эта единственная ниточка, связывающая Ленинград со страной, оборвалась.

Слайд 10. 17 ноября двумя группами была проведена разведка трассы по льду. 20 ноября по ледовой «Дороге жизни» был проведён первый конный обоз, через день — первая автоколонна. Всего в первую блокадную зиму ледовая дорога работала 152 дня. За это время было перевезено 361 тысяча тонн различных грузов, в том числе 262,5 тысяч тонн продовольствия.

Люди на «Дороге жизни» работали в необычайно сложных условиях.

Ученик 1: И было так: на всём ходу

Машина задняя осела.

Шофёр вскочил, шофёр на льду.

Ну, так и есть: мотор заело.

Ремонт на пять минут – пустяк,

Поломка эта – не угроза.

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнёшь – опять сведёт.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны! Он спасёт

16 тысяч ленинградцев!

И вот в бензине руки он

Смочил, поджёг их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофёра.

Вперёд! Как ноют волдыри,

Примёрзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

16 тысяч матерей

Пайки получат на заре  -

125 блокадных грамм

С огнём и кровью пополам.

О, мы познали в декабре:

Не зря «священным даром» назван

Обычный хлеб. И тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить наземь!

Слайд 11.

Учитель: Многим известна печальная история 11- летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. В своей записной книжке Таня сделала девять коротких трагических записей:

Ученик 2 и Ученик 3 читают по очереди:

«Женя умерла 28 декабря в 12.00 утра 1941 года»;

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года»;

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года»;

« Дядя Вася умер в 2 часа ночи 14 апреля 1942 года»;

«Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года»;

« Мама умерла 13 мая в 7.30 утра 1942 года»;

«Савичевы умерли».

«Умерли все».

«Осталась одна Таня».

Учитель: Сама Таня умерла от истощения уже в эвакуации.

В осаждённом городе продолжали работать 39 школ. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг.

В школах, бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой холод, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах…

Дети шатались от голода. Умирали не только дома, на улице, по дороге в школу. Но случалось – прямо в классе.

Ученик 2:

Девчонка руки протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали – уснула.

А оказалось, умерла...

Её из школы на носилках

Домой ребята принесли.

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки – после похорон.

Видеофрагмент «Детям блокадного Ленинграда»

Слайд 12. Учитель: Враги надеялись, что голодные, мёрзнущие люди перестанут защищать город и сдадут его. Но город не сдавался, продолжали работать заводы. Ленинград в течение всей войны оставался центром по производству оружия. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолётов, 150 тяжёлых орудий, 12000 миномётов и пулемётов, 10 миллионов снарядов и мин.

На защиту родного города поднялись все его жители. В городе построили 35 км баррикад, 4170 дотов.

Слайд 13. Когда фашисты поняли, что Ленинград им не взять, авианалёты и артобстрелы усилились. За время блокады фашисты обрушили на город 150 тысяч тяжёлых снарядов, 5 тысяч фугасных и более 100 тысяч зажигательных бомб.

Слайд 14. На фоне песни «Медаль за оборону Ленинграда» 22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей.

Ученик 4: Осада длится, тяжкая осада,

Невиданная ни в одной войне.

Медаль за оборону Ленинграда

Сегодня Родина вручает мне.

Не ради славы, почестей, награды

Я здесь жила и всё могла снести:

Медаль «За оборону Ленинграда»

Со мной, как память моего пути.

Ревнивая, безжалостная память!

И если вдруг согнёт меня печаль, -

Я до тебя тогда коснусь руками,

Медаль моя, солдатская медаль.

Я вспомню всё и выпрямлюсь, как надо,

Чтоб стать ещё упрямей и сильней…

Взывай же чаще к памяти моей,

Медаль «За оборону Ленинграда».

Война ещё идёт, ещё осада.

И как оружье новое в войне,

Сегодня Родина вручила мне

Медаль «За оборону Ленинграда».

Слайд 15. Видеофрагмент 2 «Ленинград. Блокада»

Слайд 16. Учитель: В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа салюта.

Ученик 3: Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало…

Казалось, что всё небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий.

Смеялись, пели, обнимались люди…

Слайд 17. Учитель: Тот день стал одним из самых счастливых, одновременно одним из самых скорбных – каждый, доживший до этого праздника, за время блокады потерял или родственника, или друзей…

Ученик 1. Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена,

И победили человек и город!

Год сорок второй…

Полгорода лежит в земле сырой.

Неугасима память поколений.

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье,

И в скорби постоим и помолчим.

Объявляется Минута молчания. Зажжены свечи. Метроном.

Учитель: Минута молчания – в ней не 60 секунд. В ней - 900 блокадных дней и ночей. Эта минута – самая тихая, самая скорбная, самая гордая.

Ученик 4 (на фоне музыки):

Опять война, опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо, не надо раны бередить.

Ведь это верно, что достали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже, если это правда,

Такая правда –

Не права.

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили.      Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война.

Ведь эта память – наша совесть.

Она,

Как сила, нам нужна!

Слайд 18. Учитель: За мужество и героизм, проявленные жителями блокадного города, Ленинград получил звание Город-Герой, награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

Слайд 19. (Звучит реквием Моцарта «Лакримоза») Ни один город мира за всю историю войны не отдал за Победу столько жизней, как Ленинград. За время блокады в Ленинграде погибло более миллиона человек. Десятки тысяч умерли во время эвакуации.

Слайд 20. При входе на Пискаревское кладбище, где захоронены почти 5 тысяч человек, стоит камень, на котором высечены слова: «Ни Камню скорби, ни Камню славы не заменить погибшего солдата.

Да будет вечной о героях память!»

Идет обсуждение просмотренных фрагментов, мероприятия в целом.

Учитель: Ни жестокие бомбардировки с воздуха, ни артиллерийский обстрел, ни постоянная угроза смерти не сломили железной воли и патриотического духа ленинградцев.

Бессмертный подвиг русского народа отражен в творчестве советских поэтов и писателей (вниманию учащихся предлагается выставка книг о ВОВ, в том числе повести ленинградских писателей).

В мероприятии использованы стихи поэтов-ленинградцев О. Бергольц; Ю. Воронова.

Библиотечный урок "Блокада Ленинграда"
  • Другое
Описание:

Данная разработка содержит конспект библиотечного урока по теме «27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады» основанный на исторических материалах о Великой Отечественной войне и  блокаде Ленинграда. В сценарий литературно-музыкальной композиции включены стихи поэтов-ленинградцев Ольги Бергольц и Юрия Воронова. В качестве наглядного  сопровождения используется слайдовая презентация и кадры документальной кинохроники.

Материалы разработки могут быть использованы для проведения классных часов по патриотическому воспитанию школьников.

Автор Патрунова Татьяна Васильевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 592
Номер материала 17843
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓