Инфоурок Другое Другие методич. материалыБиблиотечный урок Искусство чтения

Библиотечный урок Искусство чтения

Скачать материал

Искусство чтения

( Записи о прочитанном. План чтения)

           библиотечный урок для учащихся 5-6-х классов

Цель урока: научить учащихся делать записи о прочитан­ных книгах и составлять план чтения, вести дневник читателя.

Ход урока

Библиотекарь:

Ребята, мне хочется начать наш урок со строчек из стихотво­рения одного из моих любимых поэтов Р. Рождественского:

 Ах, как много в жизни

 Мы читаем разных книг,

 Ах, как мало

 В результате помним!

         Что значит - уметь прочитать? Это значит взять из книги все, что она, будучи произведением искусства, может дать: глубину мыс­ли и чувства, поэтическое открытие мира - все то, что писатель вло­жил в свое произведение с надеждой передать читателю.

Но нередко читатель-подросток торопливо проходит мимо богатств, заключенных в книге, даже не догадавшись о том, что они существуют. Он берет из книги лишь цепь событий, сюжет: пересказ его можно уместить на странице школьной тетради. И невдомек та­кому читателю, что он взял самое малое.

Так повелось, что мы обычно говорим об искусстве писате­ля и почти никогда - об искусстве читателя. Будто искусство читать дается человеку вместе с освоением грамоты. Нет, не дается! Оно требует культурной подготовленности.

Все вы, мои дорогие читатели, ходите в нашу библиотеку, знакомитесь с разными книгами. Сейчас мы и узнаем, насколько хо­рошо вы умеете читать. Для этого проведем небольшой конкурс.

Конкурс на лучший отзыв о прочитанных книгах Библиотекарь:

ОТЗЫВ - это впечатления о прочитанном. Он бывает не только устный, но и письменный, в этом случае он называется «за­пись о прочитанном».

Для чего он нужен? Еще раз вспомнить прочитанное произ­ведение, потому что самые плохие чернила лучше самой хорошей памяти.

Для начинающих существует традиционная форма ведения записей о прочитанном. Посмотрите на доску и запишите в свою тетрадь:

автор

краткие сведения о нем

заглавие книги

выходные данные книги

время создания произведения

основные действующие лица

понравившиеся отрывки

Но можно делать записи и в свободной форме.

Умение делать записи пригодится вам, когда вы начнете пи­сать сочинения, рефераты.

Итак, начнем. Для каждой команды мы подобрали знакомые всем книги. За 5 минут вы должны составить отзыв, т.е. сделать за­пись о прочитанном, о книге по таблице, которая висит на доске.

Команды представляют описания книг по предложенному плану.

Библиотекарь:

Мы с вами переходим к следующему этапу - будем учиться оформлять ДНЕВНИК ЧИТАТЕЛЯ. Это совсем несложно. Если вы будете делать записи о прочитанных книгах в специальной тетради, то у вас получится читательский дневник.

Книги для того и пишутся, чтобы, разбираясь в них, читатель начал задумываться о себе самом, об окружающих людях, обо всем живом, о сложном мире.

У древних римлян была хорошая поговорка: «Кто записыва­ет, тот читает дважды». Можно ее истолковать иначе: кто записыва­ет, тот думает дважды. Про книгу - и про себя.

Записи в дневнике можно делать по той схеме, с которой мы уже познакомились, а можно в свободной форме (главное - не прос­то «Мне понравилось» или «Мне не понравилось»).

Очень часто читательский дневник постепенно превращает­ся в дневник вообще человеческий, в котором ваши записи о про­читанном будут перемежаться с вашими собственными стихами и мыслями.

Накануне нашей сегодняшней встречи мы с вами провели ан­кетирование. Вы отвечали всего на 2 вопроса:

1.             Какие книги вы прочитали за последнее время?

2.           Почему вы выбрали для чтения именно эти книги?

Мы изучили ваши анкеты и обнаружили, что ответы были, в основ­ном, такими:

- «Случайно нашел книгу на полке»;

-  «Посоветовал взять товарищ»;

-  «Искал то, что задали на уроке»;

-  «Понравилась аннотация (иллюстрации)».

Можно сделать вывод, что вы читаете бессистемно, просто то, что попадется под руку. А это значит, что вам нужен ПЛАН ЧТЕНИЯ.

Составить его вам помогут и учителя, и родители, и, конечно, биб­лиотекари. Но создать план своего чтения, так же, как и план своей жизни, человек может только сам.

Вам уже 11-12 лет, и вы начинаете понимать, что вас осо­бенно интересует, начинаете чувствовать, что значит «свои книги».

Можно составить план чтения под названием «Книги для дела». Для того дела, которым вы собираетесь заниматься особен­но серьезно. Может быть, это конструирование самолетов, а может быть, разведение аквариумных рыбок.

Другой пример плана чтения - книги для общего образова­ния. Такой план, пожалуй, составить труднее. С чего начать? Лите­ратурная классика? Обязательно. Книги по русской и зарубежной истории? Обязательно. Биографии великих людей? Да. Такой план чтения поможет вам в самообразовании. Но ведь все на свете книги прочитать не удастся. Поэтому и нужен план - обозначить круг книг, которые вы собираетесь прочитать.

Нужно построить свой план чтения так, чтобы не было одно­образия и чтобы все время было интересно.

Еще одна проблема - где и как найти нужные книги? Учи­тесь использовать все источники информации о книгах: каталоги, картотеки, даже рекламу по телевидению.

Давайте проведем с вами еще один конкурс: самостоятельно составим план чтения «Книги для дела». Вам поможет в этом систе­матический каталог. Капитаны, подойдите и выберите задание для :вой команды:

1 тема - «Разведение аквариумных рыбок»;

2 тема - «О морях и океанах»;

3 тема - «Занимательно о математике».

Командам дается 5 минут на выполнение задания и 2 минуты на представление капитаном плана чтения, составленного командой.

Подведение итогов по результатам двух конкурсов. На­граждение команды-победителя.

Библиотекарь:

Сегодня мы с вами узнали, как правильно делать записи о прочитанных книгах, для чего нужен читательский дневник, а так­же составили, быть может, первый в вашей жизни самостоятельный план чтения. Желаю вам успешно продолжать эту работу!

До новых встреч!

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Библиотечный урок Искусство чтения"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Интернет-маркетолог

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель урока: научить учащихся делать записи о прочитан­ных книгах и составлять план чтения, вести дневник читателя.

Что значит - уметь прочитать? Это значит взять из книги все, что она, будучи произведением искусства, может дать: глубину мыс­ли и чувства, поэтическое открытие мира - все то, что писатель вло­жил в свое произведение с надеждой передать читателю.

Но нередко читатель-подросток торопливо проходит мимо богатств, заключенных в книге, даже не догадавшись о том, что они существуют. Он берет из книги лишь цепь событий, сюжет: пересказ его можно уместить на странице школьной тетради. И невдомек та­кому читателю, что он взял самое малое.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 479 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 30.09.2020
  • 825
  • 10
«Электротехника, учебник для нач. проф. образования», П.А, Бутырин, О.В. Толчеев и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 683
    • DOCX 38.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Аникаева Вера Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Аникаева Вера Александровна
    Аникаева Вера Александровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10520
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Мини-курс

Развитие коммуникации и речи у детей раннего возраста

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Эффективное управление проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансы и управление в медиакоммуникациях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе