Главная / Другое / Библиотечный урок Искусство чтения

Библиотечный урок Искусство чтения

Искусство чтения

( Записи о прочитанном. План чтения)

библиотечный урок для учащихся 5-6-х классов

Цель урока: научить учащихся делать записи о прочитан­ных книгах и составлять план чтения, вести дневник читателя.

Ход урока

Библиотекарь:

Ребята, мне хочется начать наш урок со строчек из стихотво­рения одного из моих любимых поэтов Р. Рождественского:

Ах, как много в жизни

Мы читаем разных книг,

Ах, как мало

В результате помним!

Что значит - уметь прочитать? Это значит взять из книги все, что она, будучи произведением искусства, может дать: глубину мыс­ли и чувства, поэтическое открытие мира - все то, что писатель вло­жил в свое произведение с надеждой передать читателю.

Но нередко читатель-подросток торопливо проходит мимо богатств, заключенных в книге, даже не догадавшись о том, что они существуют. Он берет из книги лишь цепь событий, сюжет: пересказ его можно уместить на странице школьной тетради. И невдомек та­кому читателю, что он взял самое малое.

Так повелось, что мы обычно говорим об искусстве писате­ля и почти никогда - об искусстве читателя. Будто искусство читать дается человеку вместе с освоением грамоты. Нет, не дается! Оно требует культурной подготовленности.

Все вы, мои дорогие читатели, ходите в нашу библиотеку, знакомитесь с разными книгами. Сейчас мы и узнаем, насколько хо­рошо вы умеете читать. Для этого проведем небольшой конкурс.

Конкурс на лучший отзыв о прочитанных книгах Библиотекарь:

ОТЗЫВ - это впечатления о прочитанном. Он бывает не только устный, но и письменный, в этом случае он называется «за­пись о прочитанном».

Для чего он нужен? Еще раз вспомнить прочитанное произ­ведение, потому что самые плохие чернила лучше самой хорошей памяти.

Для начинающих существует традиционная форма ведения записей о прочитанном. Посмотрите на доску и запишите в свою тетрадь:

автор

краткие сведения о нем

заглавие книги

выходные данные книги

время создания произведения

основные действующие лица

понравившиеся отрывки

Но можно делать записи и в свободной форме.

Умение делать записи пригодится вам, когда вы начнете пи­сать сочинения, рефераты.

Итак, начнем. Для каждой команды мы подобрали знакомые всем книги. За 5 минут вы должны составить отзыв, т.е. сделать за­пись о прочитанном, о книге по таблице, которая висит на доске.

Команды представляют описания книг по предложенному плану.

Библиотекарь:

Мы с вами переходим к следующему этапу - будем учиться оформлять ДНЕВНИК ЧИТАТЕЛЯ. Это совсем несложно. Если вы будете делать записи о прочитанных книгах в специальной тетради, то у вас получится читательский дневник.

Книги для того и пишутся, чтобы, разбираясь в них, читатель начал задумываться о себе самом, об окружающих людях, обо всем живом, о сложном мире.

У древних римлян была хорошая поговорка: «Кто записыва­ет, тот читает дважды». Можно ее истолковать иначе: кто записыва­ет, тот думает дважды. Про книгу - и про себя.

Записи в дневнике можно делать по той схеме, с которой мы уже познакомились, а можно в свободной форме (главное - не прос­то «Мне понравилось» или «Мне не понравилось»).

Очень часто читательский дневник постепенно превращает­ся в дневник вообще человеческий, в котором ваши записи о про­читанном будут перемежаться с вашими собственными стихами и мыслями.

Накануне нашей сегодняшней встречи мы с вами провели ан­кетирование. Вы отвечали всего на 2 вопроса:

  1. Какие книги вы прочитали за последнее время?

  2. Почему вы выбрали для чтения именно эти книги?

Мы изучили ваши анкеты и обнаружили, что ответы были, в основ­ном, такими:

- «Случайно нашел книгу на полке»;

  • «Посоветовал взять товарищ»;

  • «Искал то, что задали на уроке»;

  • «Понравилась аннотация (иллюстрации)».

Можно сделать вывод, что вы читаете бессистемно, просто то, что попадется под руку. А это значит, что вам нужен ПЛАН ЧТЕНИЯ.

Составить его вам помогут и учителя, и родители, и, конечно, биб­лиотекари. Но создать план своего чтения, так же, как и план своей жизни, человек может только сам.

Вам уже 11-12 лет, и вы начинаете понимать, что вас осо­бенно интересует, начинаете чувствовать, что значит «свои книги».

Можно составить план чтения под названием «Книги для дела». Для того дела, которым вы собираетесь заниматься особен­но серьезно. Может быть, это конструирование самолетов, а может быть, разведение аквариумных рыбок.

Другой пример плана чтения - книги для общего образова­ния. Такой план, пожалуй, составить труднее. С чего начать? Лите­ратурная классика? Обязательно. Книги по русской и зарубежной истории? Обязательно. Биографии великих людей? Да. Такой план чтения поможет вам в самообразовании. Но ведь все на свете книги прочитать не удастся. Поэтому и нужен план - обозначить круг книг, которые вы собираетесь прочитать.

Нужно построить свой план чтения так, чтобы не было одно­образия и чтобы все время было интересно.

Еще одна проблема - где и как найти нужные книги? Учи­тесь использовать все источники информации о книгах: каталоги, картотеки, даже рекламу по телевидению.

Давайте проведем с вами еще один конкурс: самостоятельно составим план чтения «Книги для дела». Вам поможет в этом систе­матический каталог. Капитаны, подойдите и выберите задание для :вой команды:

  1. тема - «Разведение аквариумных рыбок»;

  2. тема - «О морях и океанах»;

  3. тема - «Занимательно о математике».

Командам дается 5 минут на выполнение задания и 2 минуты на представление капитаном плана чтения, составленного командой.

Подведение итогов по результатам двух конкурсов. На­граждение команды-победителя.

Библиотекарь:

Сегодня мы с вами узнали, как правильно делать записи о прочитанных книгах, для чего нужен читательский дневник, а так­же составили, быть может, первый в вашей жизни самостоятельный план чтения. Желаю вам успешно продолжать эту работу!

До новых встреч!

Библиотечный урок Искусство чтения
  • Другое
Описание:

Цель урока: научить учащихся делать записи о прочитан­ных книгах и составлять план чтения, вести дневник читателя.

Что значит - уметь прочитать? Это значит взять из книги все, что она, будучи произведением искусства, может дать: глубину мыс­ли и чувства, поэтическое открытие мира - все то, что писатель вло­жил в свое произведение с надеждой передать читателю.

Но нередко читатель-подросток торопливо проходит мимо богатств, заключенных в книге, даже не догадавшись о том, что они существуют. Он берет из книги лишь цепь событий, сюжет: пересказ его можно уместить на странице школьной тетради. И невдомек та­кому читателю, что он взял самое малое.

Автор Аникаева Вера Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 700
Номер материала 32409
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓