Главная / Логопедия / Безударные гласные в корне слова

Безударные гласные в корне слова

Название документа Безударные гласные в корне слова.doc



Тема занятия: « Безударные гласные в корне слова».

Цель: Совершенствовать навык правописания слов с двумя безударными гласными в корне слова, проверяемых ударением.

Задачи:

1)Закрепление умения определять две безударных гласных в корне слова, подбирать проверочные слова; 2)Совершенствование умения находить и выделять корень в словах; 3)Совершенствование орфографической грамотности; 4)Совершенствование умения определять части речи; 5)Расширение словарного запаса; 6)Развитие умения грамматически правильно и развёрнуто оформлять связное высказывание; 7)Развитие мыслительных операций, внимания, памяти, зрительного восприятия; 8)Воспитание умения выполнять задания по инструкции, самоконтроля; 9)Воспитание усидчивости и аккуратности.

Оборудование: доска; магниты, картинки-символы; таблица; схемы; карточки для индивидуальной работы; предложения.

Речевой материал: слова, словосочетания, предложения, текст.

План занятия:

  1. Организационный момент;

  2. Повторение ранее изученного;

  3. Введение в тему занятия;

  4. Физкультминутка;

  5. Закрепление изученного материала;

  6. Итог занятия.

Ход занятия:

    1. Организационный момент:

Л.: Здравствуйте! Проверьте, готовы ли вы к занятию. Присаживайтесь.

    1. Повторение ранее изученного:

Л.: Я вам предлагаю вспомнить ответы на вопросы, которые стояли перед нами на прошлом занятии. Итак, что надо проверять? У.: Проверять надо гласные буквы А, О, И, Е, Я. Л.: Где надо проверять? У.: Проверять гласные буквы А, О, И, Е, Я надо в корне слова.

Л.: Как надо проверять?

У.: Надо изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным. Л.: Чем надо проверять? У.: Безударные гласные проверяем ударением. Л.: Молодцы! Итак, буквы А, О, И, Е, Я нужно проверять в безударных слогах корня. Для этого нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным. Ребята, также не забывайте про алгоритм, который мы составили на предыдущем занятии по проверке безударной гласной в корне слова. Прочитайте его. У.: Читают алгоритм.

III. Введение в тему занятия:

Л.: Сегодня мы продолжаем тему: «Безударные гласные в корне слова». Но рассмотрим на этот раз более сложные случаи. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и тему занятия. У.: Записывают. Л.: Ребята, на доске написаны слова, прочитайте их вслух. Поставьте в них ударение. У.: Холода, сторона. Л.: Выделите в данных словах корень. У.: Холода, сторона. Л.: Подчеркните безударные гласные в корне слова. У.: Холода, сторона. Л.: Сколько безударных гласных в корне каждого слова? У.: В корне каждого слова две безударные гласные. Л.: Проверьте первую безударную гласную о в корне слова «холода». У.: Первую безударную гласную о в корне слова «холода» можно проверить словами: холод, холодно, холодность. Л.: Ребята, а что такое холодность, кто знает? – Холодность – это равнодушие, крайняя сдержанность в проявлении чувств. Например, проявить холодность - значит проявление равнодушия. Хорошо, подберите проверочное слово ко второй гласной о в корне слова «холода». У.: Вторую безударную гласную о в корне слова «холода» можно проверить словами: холодный, прехолодный. Л.: Сколько проверочных слов надо подобрать, чтобы проверить слово с двумя безударными гласными в корне? У.: Чтобы проверить слово с двумя безударными гласными в корне, надо подобрать два проверочных слова. Л.: Подберите проверочные слова к безударным гласным в корне слова «сторона». У.: Для проверки первой безударной гласной о в корне слова «сторона» можно использовать слово стороны, для проверки второй безударной гласной о – слова: сторонка, сторонушка, сторонник. Л.: Итак, ребята, чтобы проверить слово с двумя безударными гласными в корне, надо подобрать два проверочных слова.



IV. Физкультминутка: «Запретное движение»

Ребята, сейчас я буду показывать вам движения, повторяйте все, кроме запретного движения – руки в стороны.

  1. Закрепление изученного материала:

Л.: Дайте определение однокоренных слов.

У.: Однокоренные слова это слова с одинаковым корнем, разных частей речи или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами.

Л.: Выполните письменно задание, данное у вас на карточке № 1. Объедините однокоренные слова в следующем порядке: проверяемое, первое проверочное. Подберите к ним второе проверочное слово. Составленные группы напишите.

Вставьте пропущенные буквы, выделите ударение, корень, безударные гласные. Определите, к какой части речи относятся слова.

Образец: гребешок – гребень, гребёнка.

Слова: греб...нь, г...л...вной, дер...во, гр...б...шок, гол...д, гол...вы, в...ч...реет, д...р...вянный, г...л...дает, веч...р.

У.: Выполняют задание.

Л.: Итак, ребята, группы чего мы составляли?

У.: Мы составляли группы однокоренных слов.

Л.: Молодцы! Следующее задание потребует от вас большого внимания и памяти.

- Возьмите карточку №2. Прочитайте словосочетания. Вставьте пропущенные буквы, докажите правильность их написания.

Седая б...р...да

Яркая п...л...са

Звонкий г...л...сок

Шумно в...с...лился

Тонкий ст...б...лёк

Постарайтесь запомнить словосочетания. Ориентируясь на первое слово, напишите второе слово каждого словосочетания.

Л.: Прежде, чем приступить к следующему заданию, давайте вспомним, какие существуют главные члены предложения, на какие вопросы они отвечают и как обозначаются в схеме. У.: Главные члены предложения – подлежащее, которое отвечает на вопросы: Кто? Что? и обозначаются в схеме одной чертой, а также сказуемое, которое отвечает на вопросы: Что делает предмет? Каков он? Что (кто) это такое? И обозначается в схеме предложения двумя чертами. Л.: Верно, итак, ребята, возьмите карточку №3. Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы. Посмотрите на доску, какое предложение соответствует первой схеме, в которой отражён порядок расположения главных членов? – Второй? – Третьей? Предложения: Вес...ло р...к...тал кедр и приманивал зап...хом хвои. В ущелье не прон...кал луч з...л...того дня. М...л...дые д...р...вца з...л...неют изд...лека.

Схемы:

1)

hello_html_1cb9b620.gifhello_html_1cb9b620.gif


hello_html_m6f11b6bb.gif







2)

hello_html_1cb9b620.gifhello_html_1cb9b620.gif


hello_html_m6f11b6bb.gif

и

hello_html_1cb9b620.gifhello_html_1cb9b620.gif






3)

hello_html_m6f11b6bb.gif


hello_html_1cb9b620.gifhello_html_1cb9b620.gif


У.: Выполняют задание.

Л.: Хорошо, а теперь попробуем составить текст из предложений, данных на карточке № 4, и озаглавить его.

Прыгнет с обрыва, остановится и з…вёт сына.

Мать к…рмила его молоком и учила бегать по горам.

М…лыш др…жит от страха, но прыгает.

Р…дился к…злёнок в долине горной реки.

Мать лижет ему шёрстку.

У.: Выполняют задание.

VI. Итог занятия:

Л.: Ребята, на этой замечательной ноте мы и закончим наше занятие! Но сначала давайте вспомним, чем же мы занимались на уроке. Ребята, какая тема занятия была у нас сегодня?

У.: Безударные гласные в корне слова. Л.: Вернёмся к нашим вопросам. Кто хочет задать первый вопрос? Второй? Третий? Четвёртый? - Кто хочет ответить? У.: Задают вопросы и отвечают на них. Л.: Что узнали нового? У.: Узнали, что в слове может быть не одна, а несколько безударных гласных. Нужно быть внимательным и проверять все безударные гласные в корне слова. Л.: Правильно, всё вспомнили, а теперь выйдите к доске, выберите картинку и вложите её в тетрадь, напоминаю, что: облачко - Я все понял, но у меня остались вопросы; звёздочка - Я все понял; солнышко - Я все понял, могу объяснить другому. Л.: Вы очень хорошо занимались, молодцы! Можете идти. До свидания!



Название документа Карточка.doc

Карточка № 1.


Объедините однокоренные слова в следующем порядке: проверяемое, первое проверочное. Подберите к ним второе проверочное слово. Составленные группы напишите. Вставьте пропущенные буквы, выделите ударение, корень, безударные гласные:

Греб...нь, г...л...вной, дер...во, гр...б...шок, гол...д, гол...вы, в...ч...реет, д...р...вянный, г...л...дает, веч...р.

Карточка № 1.


Объедините однокоренные слова в следующем порядке: проверяемое, первое проверочное. Подберите к ним второе проверочное слово. Составленные группы напишите. Вставьте пропущенные буквы, выделите ударение, корень, безударные гласные:

Греб...нь, г...л...вной, дер...во, гр...б...шок, гол...д, гол...вы, в...ч...реет, д...р...вянный, г...л...дает, веч...р.

Карточка № 1.


Объедините однокоренные слова в следующем порядке: проверяемое, первое проверочное. Подберите к ним второе проверочное слово. Составленные группы напишите. Вставьте пропущенные буквы, выделите ударение, корень, безударные гласные:

Греб...нь, г...л...вной, дер...во, гр...б...шок, гол...д, гол...вы, в...ч...реет, д...р...вянный, г...л...дает, веч...р.

Карточка № 1.


Объедините однокоренные слова в следующем порядке: проверяемое, первое проверочное. Подберите к ним второе проверочное слово. Составленные группы напишите. Вставьте пропущенные буквы, выделите ударение, корень, безударные гласные:

Греб...нь, г...л...вной, дер...во, гр...б...шок, гол...д, гол...вы, в...ч...реет, д...р...вянный, г...л...дает, веч...р.

Карточка № 1.


Объедините однокоренные слова в следующем порядке: проверяемое, первое проверочное. Подберите к ним второе проверочное слово. Составленные группы напишите. Вставьте пропущенные буквы, выделите ударение, корень, безударные гласные:

Греб...нь, г...л...вной, дер...во, гр...б...шок, гол...д, гол...вы, в...ч...реет, д...р...вянный, г...л...дает, веч...р.


Карточка № 1.


Объедините однокоренные слова в следующем порядке: проверяемое, первое проверочное. Подберите к ним второе проверочное слово. Составленные группы напишите. Вставьте пропущенные буквы, выделите ударение, корень, безударные гласные:

Греб...нь, г...л...вной, дер...во, гр...б...шок, гол...д, гол...вы, в...ч...реет, д...р...вянный, г...л...дает, веч...р.

Карточка №2.


Седая


б...р...да



Яркая


п...л...са



Звонкий


г...л...сок



Шумно


в...с...лился



Тонкий


ст...б...лёк




Карточка №2.


Седая


б...р...да



Яркая


п...л...са



Звонкий


г...л...сок



Шумно


в...с...лился



Тонкий


ст...б...лёк




Карточка №3.


Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы.


Вес...ло р...к...тал кедр и приманивал зап...хом хвои. В ущелье не прон...кал луч з...л...того дня. М...л...дые д...р...вца з...л...неют изд...лека.


Карточка №2.


Седая


б...р...да



Яркая


п...л...са



Звонкий


г...л...сок



Шумно


в...с...лился



Тонкий


ст...б...лёк




Карточка №2.


Седая


б...р...да



Яркая


п...л...са



Звонкий


г...л...сок



Шумно


в...с...лился



Тонкий


ст...б...лёк




Карточка №2.


Седая


б...р...да



Яркая


п...л...са



Звонкий


г...л...сок



Шумно


в...с...лился



Тонкий


ст...б...лёк







Седая


Седая


Яркая


Яркая


Звонкий


Звонкий


Шумно


Шумно



Тонкий


Тонкий



Карточка №2.


Седая


б...р...да



Яркая


п...л...са



Звонкий


г...л...сок



Шумно


в...с...лился



Тонкий


ст...б...лёк




Карточка №3.


Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы.


Вес...ло р...к...тал кедр и приманивал зап...хом хвои. В ущелье не прон...кал луч з...л...того дня. М...л...дые д...р...вца з...л...неют изд...лека.

Карточка №3.


Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы.


Вес...ло р...к...тал кедр и приманивал зап...хом хвои. В ущелье не прон...кал луч з...л...того дня. М...л...дые д...р...вца з...л...неют изд...лека.



Карточка №3.


Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы.


Вес...ло р...к...тал кедр и приманивал зап...хом хвои. В ущелье не прон...кал луч з...л...того дня. М...л...дые д...р...вца з...л...неют изд...лека.

Карточка №3.


Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы.


Вес...ло р...к...тал кедр и приманивал зап...хом хвои. В ущелье не прон...кал луч з...л...того дня. М...л...дые д...р...вца з...л...неют изд...лека.

Карточка №3.


Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы.


Вес...ло р...к...тал кедр и приманивал зап...хом хвои. В ущелье не прон...кал луч з...л...того дня. М...л...дые д...р...вца з...л...неют изд...лека.

















Безударные гласные в корне слова
  • Логопедия
Описание:

Цель: Совершенствовать навык правописания слов с двумя безударными гласными в корне слова, проверяемых ударением.

Задачи:

  1. Закрепление уменияопределять две безударных гласных в корне слова, подбирать проверочные слова;                                                         
  2. Совершенствование умения находить и выделять корень в словах;    
  3. Совершенствование орфографической грамотности;
  4. Совершенствование умения определять части речи;  
  5. Расширение словарного запаса;                                                                   
  6. Развитие умения грамматически правильно и развёрнуто оформлять связное высказывание;                                  
  7. Развитие мыслительных операций, внимания, памяти, зрительного восприятия;                  
  8. Воспитание умения выполнять задания по инструкции, самоконтроля;        
  9. Воспитание усидчивости и аккуратности.
Автор Карпенкова Ксения Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 929
Номер материала 42222
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓