Главная / Школьному психологу / Беседы для педагогов и родителей по профориентационной работе со сшкольниками

Беседы для педагогов и родителей по профориентационной работе со сшкольниками

Цикл бесед для педагогов и родителей по профориентационной работе со школьниками:

  1. Профориентация учащихся на современном этапе.

II. Духовная культура личности. Понятие о духовной культуре личности и проблемы её формирования на современном этапе.

III. Выбор профессии как показатель духовной культуры личности.

IV. Элементы духовной культуры, которые возможно формировать в процессе профессиональной ориентации.


  1. Профориентация учащихся на современном этапе.

На современном этапе остаются неизменными основные требования к общеобразовательной школе - это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.

Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, на сегодняшнем этапе экономического кризиса XXI века вновь активизировала разработку практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире востребованных сегодня профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности.

Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику .Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой

О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениям о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно отнести к группе внутренних, личностно-психологических.

Но не менее значимы и противоречия социально – экономические: между возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами и методами, сложившимися на основе представлений об экстенсивных путях развития народного хозяйства, его кадрового обеспечения; профессиональными планами молодежи с высоким уровнем образования и экономической необходимостью заполнить вакантные рабочие места с тяжелым физическим трудом; потребностью общеобразовательной школы и других социальных институтов в специалистах – профориентаторах и отсутствием стабильной комплексной подготовки их в вузах страны; необходимостью координации и интеграции профориентированных воздействий и решением её узковедомственными путями и средствами.

Анализ накопленного опыта в области теории и практики профориентации, выявленных противоречий, путей их развития и решения позволяет следующим образом сформулировать определение профориентации : это многоаспектная , целостная система научно – практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально – экономических, психолого – педагогических и медико – физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.

Система профориентации является подсистемой общей системы трудовой подготовки школьников, непрерывного образования и воспитания, цель которых – всестороннее развитие личности, гармоническое раскрытие всех творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего поколения. Она реализуется решением комплекса вышеназванных задач, обеспечивающих профессиональное самоопределение учащихся.

Профориентация, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей, задач и единством функций. Организационно – функциональная подсистема - деятельность различных социальных институтов, ответственных за подготовку школьников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональные обязанности на основе принципа координации.

Логико-содержательная подсистема – профессиональное просвещение учащихся, развитие их интересов и склонностей, максимально приближенных к профессиональным; профессиональная консультация, профессиональный подбор, социально – профессиональная адаптация.

Личностная подсистема – личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой деятельности, самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности; направленностью, т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям и умениям, социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и эстетической культуры; развитием самосознания; представлением о себе, своих способностях, особенностях характера.

Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и углублением творческой, общественно – значимой (трудовой, познавательной, игровой, коммуникативной) деятельности учащихся, формированием нравственной, эстетической и экологической культуры.

Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о процессах, явлениях или состоянии системы профориентации, выработку программы действий, регулирование процесса реализации и разработку рекомендаций по её совершенствованию. Программа управления профориентацией школ является составной частью управления социально-экономическим развитием района, города, региона.

Все подсистемы профориентации взаимосвязаны между собой и в этой взаимосвязи приобретают новые, интегративные качества. Система профориентации выполняет диагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции.

Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах.






II. Духовная культура личности. Понятие о духовной культуре личности и проблемы её формирования на современном этапе.


Анализ проблем духовной жизни общества, вопросов, связанных с его культурой, во многом зависят от особенностей подхода к определению последней. Ныне существует более 360 определений этого понятия.

История разработки философских теоретических проблем культуры восходит к XVIIIXIX вв. Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр, Гердер, многие другие философы рассматривали культуру в русле классического идеализма.

Формирование духовного мира всесторонне, гармонично развитой личности предполагает использование комплексного и системного подходов в процессе её воспитания. Комплексное и планомерное воздействие на все факторы формирования духовной культуры – от социально – экономических отношений до окружающей воспитуемого морально – психологической атмосферы – необходимо в процессе профессиональной ориентации школьников.

Формирование культуры личности, включающее в себя действие как объективных так и субъективных факторов, взаимодействующих между собой, происходит не только в результате сознательного и целенаправленного на неё воздействия, но и стихийно, под влиянием объективных условий жизни людей.

Этим объясняется значение комплексного, системного характера формирования духовной культуры учащихся. Данный процесс должен строго отвечать требованиям социальной жизни, представляющей собой целостную систему.

Выступая качественным показателем духовной жизни общества, духовная культура по своей структуре идентична структуре духовной сферы общественной жизни, которая в качестве системы представляет собой единство таких компонентов, как духовная деятельность, духовные потребности, духовное потребление, социальные институты, духовные отношения и общение.

По содержанию духовное восприятие в процессе профориентации учащихся есть единство прежде всего морально-нравственного, экологического и трудового воспитания.

Одно из преимуществ системного подхода заключается в том, что он даёт возможность исследовать в единстве и взаимосвязи все компоненты духовной культуры, проанализировать процессы, обуславливающие формирование духовного мира школьников в условиях страны, перестройки всех сфер общественной жизни, раскрыть закономерности становления гармонически развитой, общественно активной личности.


III. Выбор профессии как показатель духовной культуры личности.


Цели профориентации продиктованы обществом, его задачами, потребностями. Ведущей целью в деятельности учителя является подготовка школьников к сознательному выбору профессии. На основе общей стратегической цели и главных задач профориентации учитель ставит перед собой задачу и более близкие, конкретные цели: вооружение учащихся определёнными знаниями, формирование умений и навыков, раскрытие творческих возможностей и потребностей, воспитание эстетического сознания, нравственности и т.д. В результате это определит уровень развития личностных качеств школьников. В зависимости от степени воспитанности учеников их цели могут быть направлены на решение близких и более отдалённых, как социально значимых, так и личных целей. Деятельность, ограниченная постановкой и реализацией эгоистических целей, приобретает потребительский характер, а не созидательный, тем самым ограничивая развитие полноценной личности.

Своеобразными оказываются результаты деятельности педагогов и воспитанников в процессе профориентации. Продукт деятельности педагога воплощается в психическом облике школьников – в их знаниях, умениях, навыках, чертах личности, мировоззрении, духовных потребностях. Создание ценностей предметного и идеального характера, осознание собственного роста (интеллектуального, нравственного, эстетического, творческого и т.д.), стремление к более сложной и совершенной деятельности – результат деятельности ребенка.

Продукт деятельности школьников – конкретный выбор профессии, в котором реализуются их знания, умения, познавательные возможности. Они должны осознавать вместе с учителем, что выполняемая трудовая подготовка в школе должна быть не имитационной вне личностного участия и заинтересованности.

Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь человеку ответить на важнейшие вопросы: кто я? чего я хочу? что я могу? - окажет психодиагностика – одно из самых молодых направлений в психологии.

Вот главные принципы этой области знаний.

1. Всеобщая талантливость. Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом.

2. Взаимное превосходство. Если у вас что-то получается хуже, чем у других, - значит, что-то должно получиться лучше. Ищите.

3. Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы потому, что если сегодня у вас есть возможность узнать что-то новое, то завтра вы уже будете чуточку другим.

Методы психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов. Один из первых психологических тестов описан в Библии, в книге Судей. Войскам полководца Гедеона, уставшим после изнурительного перехода, предстояла тяжелая битва с маданитянами. Чтобы отобрать наиболее стойких бойцов, полководец велел им напиться из источника. Часть уставших бойцов, став на четвереньки, жадно пили воду. Другие, не теряя достоинства, черпали её ладонями. Они-то и составили потом отборный отряд.

В прошлом веке английский учёный Ф. Гальтон впервые использовал тесты для измерения умственных способностей человека. С тех пор было создано около 10 тысяч тестов, с помощью которых их авторы надеялись выяснить все что угодно – от профессиональной пригодности работника до степени его искренности.

«Жизнь отчетливо указывает на две категории людей – художников и мыслителей – писал И.П.Павлов. – Между ними резкая разница. Одни – художники во всех их родах: писатели, музыканты, живописцы и т.д. – захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность, без всякого дробления, без всякого разъединения. Другие – мыслители – именно дробят её и тем самым как бы умерщвляют её, делая из неё какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают её на части и стараются таким образом оживить, что вполне им всё-таки и не удаётся».

Выяснить свою принадлежность к художникам или мыслителям по биологическим признакам поможет несложный экспресс анализ (см. приложение 1).

По мнению авторов этого теста, совпадающие результаты тестирования разных людей говорят о психологической совместимости личностей, в то время как полные антиподы совместимы очень редко.

Сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу, а ПППП присуще мыслителям. Но поскольку в чистом виде эти типы встречаются нечасто, то остальные сочетания в какой-то мере отражают существующее многообразие психологических структур. Предложенная классификация – лишь первый шаг к познанию самого себя.

Ответив на вопросы (приложение 2), пользуясь одиннадцатибальной системой, можно также определить к какому типу относится ребёнок.

Говорить кто из них умнее, нет смысла, поскольку речь идёт лишь о двух специфических особенностях человеческого восприятия мира. Мыслитель со слабыми художественными задатками вряд ли добьётся успехов в науке. Верно и другое: если художественный тип заметно преобладает над мыслительным, то прежде чем посвятить себя точным наукам, стоит серьёзно подумать. Не следует, конечно, делать вывод, будто человеку на роду написано быть художником, если у него на первом месте этот тип мышления. Зато небесполезно знать, что подавляющее большинство художников, скульпторов, музыкантов, актеров имеют более или менее выраженные черты этого типа.


IV. Элементы духовной культуры, которые возможно формировать в процессе профессиональной ориентации.

Всестороннее развитие личности, формирование эстетических, экологических, нравственных и творческих элементов духовной культуры у школьников – одна из задач профориентационной работы в школе. И задача педагогических работников – воспитать будущих молодых рабочих и специалистов так, чтобы, выйдя из школы они были способны вносить красоту в жизнь, в труд, в отношения людей. Основные элементы духовной культуры невозможно формировать каждый в отдельности. Они тесно взаимосвязаны между собой. Говоря об экологии, отношении человека к окружающей среде, нельзя не упомянуть о красоте живого и неживого мира, о чести и долге людей перед природой. И сразу же возникает творческий аспект. Необходимо научиться жить на Земле, не мешая другим обитателям, не калеча, не разрушая сотворённое нашей планетой и великим космосом, а разумно и гармонично дополнять своими творениями и облагораживать её.


Нравственная культура.

«Посеешь поступок – пожнёшь привычку,

Посеешь привычку – пожнёшь характер,

Посеешь характер – пожнёшь судьбу.»

(Восточная пословица)


Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А.Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.

Однако из педагогов – классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал преобразующую роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский. Он писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным человеком, и совершенно убеждён, что будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же весьма вредным для общества пронырой.

Нет одного ума и одних познаний ещё не достаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто и в противоречие с ним, связывает людей в честное, дружное общество». (К.Д. Ушинский «О нравственном элементе в воспитании».)

На огромную роль нравственного воспитания в процессе обучения и формирования личности указывал В. Г. Белинский. Он отмечал, что образование и приобретаемые человеком знания и умения принесут большую или меньшую пользу в зависимости от того, какую нравственность он усвоит.

Ребёнок находится в состоянии тихой, скрытой от посторонних глаз душевной работы – работы роста и развития. Под дождём, градом так же, как под палящими лучами солнца, плохо растёт молодое деревце. Так и ребёнку вредны для нормального развития постоянные эмоциональные встряски, в том числе разносы и неумеренные похвалы.

У болгарского писателя Павла Вежинова есть фантастический рассказ «Синие бабочки». На далёкой планете живут бабочки и гусеницы. Бабочки наделены только утончённо-эмоциональным, а гусеницы – только умственным началом. Бабочки живут возвышенно -легкомысленно, в конечном счёте их жизнь сводиться лишь к продолжению рода. Они лёгкие, стройные, изящные, их тело словно обтянуто нежной, мягкой, переливающейся тканью. Они смотрят на космонавтов с любопытством, волнением и живым интересом, слетаясь на музыку, звучащую из магнитофона, словно зачарованные. Кроткие и доверчивые, они приближались к магнитофону ближе и ближе, забыв обо всём на свете, их волновали музыка, природа, любовь. Гусеницы же слепые, глухонемые, они лишены эмоций и страстей, ведут тусклое и безрадостное существование. Они слепы к чуду, которое их окружает, они не слышат голоса истины. Лёд сковал их сердца. У них холодный разум и мёртвое сердце.

Жизнь и тех и других лишена творчества, потому что для него нужна гармония ума и чувства.

В той же сказке есть робот Дирак, летевший с космонавтами в звездолёте. Он не проявлял никакого интереса к прекрасной планете: он был лишен способности чувствовать. Всё окружающее для него было только поводом для умозаключений. Попав на новую планету, робот прежде всего убил бабочку, чтобы увезти диковинный экземпляр на Землю; он не хотел принимать во внимание, что это, не насекомое, а разумное существо.

Лишь единство интеллектуального, эмоционального, нравственного развития делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния, которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять, это чувства патриотизма, любви к природе, людям, Родине.

Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви, благодарности, а не путём обучения нравственным истинам. Разговоры о долге, поучения, если они предшествуют нравственным поступкам, - как тени, появляющиеся при закате солнца раньше действительных вещей, утверждал Песталоцци.

Развитые нравственные и умственные запросы побуждают ребёнка к прилежанию в труде.

Исключительно важная задача учителя – волевое развитие каждого школьника. Не будет сформирована воля – человек вырастет пустоцветом, ни к чему не пригодным существом. Все его благие порывы будут разбиваться об его же собственное малодушие, трусость и лень.

В процессе профориентации школьникам можно предложить ответить на анкету, позволяющую оценить уровень развития волевых качеств.

Именно достижение цели, преодоление препятствий на пути к ней свидетельствуют о сильной воле. Однако следует различать волю и упрямство. Бывает, что стремление добиться чего-либо, настоять на своём «я» приобретает болезненный характер и становиться более важным, чем конечный результат задуманной деятельности. Вспомните главных героев Гоголя – Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича – настоящих упрямцев. Упрямство – нецелесообразная настойчивость – отрицательное качество личности. Развивая волю, надо обязательно помнить об одном из самых важных законов жизни – законе целесообразности.

Проводимые в школе факультативы этики и эстетики, позволяют учащимся более глубоко изучить историю культуры поведения человека в обществе и в быту, узнать о чести и долге, справедливости и о манере общения.

Необходимо учащимся знать, что придя в трудовой коллектив, первое впечатление о его характере у коллег сложиться по манере общения с окружающими. Для этого нужно научить школьников организовывать своё общение, соблюдая следующие правила.

1.Важно научиться слушать другого человека, не перебивая его во время разговора.

2.Важно понимать другого человека. Индусские философы придумали такое правило спора. Каждый собеседник должен сначала изложить мысль своего противника в споре и, только получив от него подтверждение, что его мысль понята, может её опровергать. Этим правилом очень полезно пользоваться хотя бы в тех случаях, когда спорящие вкладывают разный смысл в одни и те же слова.

3.Нужно научиться искренне ценить людей. Культурный и развитый человек всегда найдёт в другом хорошие качества.

Важно быть щедрым на похвалу высоко оценивать истинные достоинства людей.

4.Нужно быть внимательным к людям. Говорят: лучше лишить человека пищи, чем внимания.

5.Общение – это воспитание полезных привычек, тренировка поступков, достойного поведения. Поэтому в общении всё важно: как вы одеты, как сидите, как ходите, танцуете, разговариваете с соседями.

Всё это и многое другое формирует детский характер.

Анализ вышесказанного показывает, что с социально – эстетической точки зрения содержание воспитания нравственной культуры должно прежде всего включать в себя вовлечение учащихся в такие виды деятельности, как общественно- политическая, патриотическая, трудовая, материальная, природоохранительная и общение.

Творчество

Тот факт, что в истории существовали творческие эпохи и творческие общества, что в наших школах первоклассники обладают более ярко выраженными творческими способностями, чем десятиклассники, говорит о том, что социальные, в том числе школьные, условия могут быть благоприятными и неблагоприятными для творческого воспитания.

Когда-то давно в Московском Доме научно-технической пропаганды на семинаре по научному и техническому творчеству была дана рекомендация родителям, как у детей «вытравить» творческую продуктивность. Эта шутливая рекомендация имеет вполне серьёзную основу, так как даёт представление, что не надо делать. Итак, чтобы сделать нетворческую личность, необходимо очень сильно привязать ребёнка к себе, не позволять играть одному, больше держать при взрослых, но при этом никогда не брать с собой на работу, в гости, в командировки, оставляя на попечение других взрослых, разработать строгий режим и распорядок дня и придерживаться его с точностью до минуты, определить ребёнка в школу с продлённым днём и каждое лето на две смены отправлять в детский лагерь.

Во взрослой жизни творческая продуктивность продолжается подавляться рутинным и сильно зарегламентированным трудом, гонением новаторов.

Творческое воспитание – это прежде всего борьба с рутиной: один день не должен быть похож на другие дни, ни один урок – на другие уроки. День ребёнка планируется таким образом, чтобы не было времени на ничегонеделание, а всё время – чередование дел: плановых, необходимых, неплановых необходимых и по выбору.

Каждый человек по своему темпераменту имеет норму «одиночества» – большую или маленькую, и каждый свою норму должен выполнить: побыть одному, собраться с мыслями, пофантазировать, пообщаться с товарищами, поиграть в абстрактные игрушки, кубики, пуговицы, гайки, превратить их силой своего воображения в реальные предметы.

Если ребёнок сильно склонен к уединению, воспитатель время от времени организует ему общение со сверстниками и взрослыми. Если наоборот – ребёнка приучают какое-то время проводить в одиночестве – с игрой, с книгой, с рисунком.

На этой основе проводится собственно творческое воспитание. Прививается вероятностно – статистическое мироощущение: не делить всё на чёрное и белое, плохое и хорошее, неправильное и правильное: стремиться не к максимуму, а к оптимуму, делая выбор из множества вариантов, при этом проигрывая в одном и выигрывая в другом; рассчитывать вероятность возможных событий, понимая, что 0 % и 100 % - гарантии никогда не бывает; а для этого следует смотреть в мир глазами статиста. Это значит, что есть авторитеты, но нет непререкаемых авторитетов; нельзя делить литературных героев на абсолютно положительных и абсолютно отрицательных: новая идея всегда необычна, спорна, противоречит старой идее, и когда она победит, появится ещё более новая идея, которая будет противоречить ей и в свою очередь победит, - такова диалектика природы развития.

У человека важно выработать привычку приподниматься с «четверенек» текущих дел, оглядываться, смотреть на дела сверху, связывать их с глобальными делами, задумываться, продумывать и выдумывать. Для этого в обычных вещах постараться увидеть необычное: резко изменить масштаб (как это проделал Свифт), наделить необычными свойствами, поместить в необычную обстановку, сделать их таинственными и смешными.

Ещё до того, как подросток или старшеклассник вплотную приступит к решению вопроса: «Кем быть?», у него должно быть сформировано прочное убеждение относительно того, каким надлежит быть в любой профессии (добросовестным, дисциплинированным, неустанно совершенствуя своё мастерство).


Заключение.

Сегодня школы представляют своеобразные учебные комбинаты, куда ребёнок приходит, чтобы изучить физику, химию, биологию … и уходит. Школа перестала быть воспитательным учреждением. Поэтому необходимо внести в школу искусство – в разных пропорциях, видах и формах. Вся идеология школьной работы, и профориентационной, в том числе, должна строиться, в первую очередь, на культуре, традициях, эстетическом воспитании и художественном развитии.

«Красота спасёт мир» – с надеждой цитируем из Достоевского.

А некоторые – и с привычной иждивенческой ноткой: есть на кого свалить заботу – красота спасёт и вытянет нас из болота, в котором мы сидим по своей лености и нетребовательности духа. Но ведь красоте тоже нужна помощь! Человека и страну спасёт только дело.











Приложение № 1.


Экспресс-анализ.

А. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат.

Б. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочерёдно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз или левый,

В. Станьте в «позу Наполеона», скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?

Г. Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху?

Теперь посмотрите, что у вас получилось.


ПППП – обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые

Нормы поведения.

ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительность.

ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не мешают решительность и чувство юмора.

ППЛЛ – характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко.

ПЛПП- аналитический склад ума, основная черта – мягкость, осторожность. Избегает конфликтов, терпим и расчётлив, в отношениях предпочитает дистанцию.

ПЛПЛ – слабый тип, встречается только среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт.

ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям.

В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин.

ПЛЛЛ – а этот тип, наоборот, более характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.

ЛППП – один из наиболее распространённых типов. Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.

ЛППЛ – похож на предыдущий тип, но ещё менее настойчив, мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе.

ЛПЛП – это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддаётся убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.

ЛПЛЛ – характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстаёт.

ЛЛПП – характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.

ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость – вот его основные черты. Очень редкий тип, у мужчин практически не встречается.

ЛЛЛП – эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен.

ЛЛЛЛ – обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.





Приложение № 2.


Художник или мыслитель.


Ответьте на следующие вопросы. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию – 10. Но если, например, первый же вопрос поставит вас в тупик, поскольку вы не относите себя к мрачным личностям, но в тоже время не торопитесь пополнить ряды счастливых оптимистов, то в вашем распоряжении все остальные баллы – от 1 до 9. Постарайтесь поставить себе справедливую оценку “ за настроение”.

1.У меня преобладает хорошее настроение.

2.Я помню то, чему учился несколько лет назад.

3.Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести её.

4.Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.

5.Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.

6. Мне трудно даётся алгебра.

7.Я легко запоминаю незнакомые лица.

8.В группе приятелей я первым начинаю разговор.

9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.

10. У меня преобладает плохое настроение.


Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам 1,2,5,8,9 (левое полушарие) и 3,4,6,7,10 (правое полушарие).


  1. Если ваш “левополушарный“ (Л) результат более, чем на 5 баллов превышает “правополушарный” (П), то значит, вы принадлежите к логическому типу мышления. Вы в общем-то, оптимист и считаете, что большую часть своих проблем решите самостоятельно.

Как правило, вы без особого труда вступаете в контакт с людьми. В работе и житейских делах больше полагаетесь на расчёт, чем на интуицию. Испытываете больше доверия к информации, полученной из печати, чем к собственным впечатлениям.

Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Если профессия, к которой вы стремитесь, требует именно логических способностей, то вам повезло. Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук, конструктором, организатором производства, программистом ЭВМ, пилотом, водителем, чертёжником…


  1. П больше Л. Это означает, что вы человек художественного склада. Представитель этого типа склонен к некоторому пессимизму. Предпочитает полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и при этом зачастую не обманывается Не очень общителен, но зато может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи и т.п.). Его ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению,-художник, актёр, архитектор, врач, воспитатель.


  1. Перед человеком, в равной степени сочетающим в себе признаки логического и художественного мышления, открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации. Управленец и испытатель сложных технических систем, лектор и полководец – все эти профессии требуют гармоничного взаимодействия противоположных типов мышления.




Литература

  1. Береснева, Н. В. Классный час "В поисках своего призвания": по теме "мир профессий и твое место в нём" / Н. В. Береснева // Последний звонок. - 2008.- № 8.-  С. 11-12.

  2. Бондарев В.П. Выбор профессии: Из опыта работы центра профориентации молодёжи Ленинграда, М. Педагогика, 1989.

  3. Бондаревский В., Формирование нравственного сознания старшеклассников. М., Просвещение,1978.

  4. Воробьёв Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. М., Просвещение,1991.

  5. Дейл Карнеги. Путь к счастью. Киевская книжная фабрика.1991.

  6. 7.Загашев, И. Формы и методы профориентационной работы в школьной библиотеке. Лекция 5: личностные и биографические факторы выбора профессии. / И. Загашев // Библиотека в шк.: Прил. к газ. "Первое сент."- 2005. - № 21 / 1-15 нояб.-  С. 40-47.

  7. Опыт профориентации школ в условиях дифференцированного обучения. Школа и производство № 1, 1991.

  8. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М., Просвещение,1991.

  9. Резапкина, Г. Уроки самоопределения: профориентационные занятия в 8-9-х классах / Г. Резапкина // Классное руководство и воспитание школьников (Первое сентября - 2007. - № 23.- С. 43-47.

  10. Филимонова, О.Г. Как научиться выбирать профессию?: Программа занятий для развития профессионального самоопределения учащихся 9-х классов /О.Г. Филимонова //Библиотечка «Первого сентября». Школьный психолог. – М.: Чистые пруды, 2008. -№ 20.




21


Беседы для педагогов и родителей по профориентационной работе со сшкольниками
  • Школьному психологу
Описание:

Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, на сегодняшнем этапе экономического кризиса XXI века вновь активизировала разработку практических проблем профориентации.Перед педагогами и родителями становятся актуальными вопросы: "Как помочь старшеклассникам определиться в выборе профессионального пути?" Предложенный цикл бесед направлен на активизацию значимости профориентационной работы в сегодняшней школе, на мотивацию к данному направлению работы и педагога и родителя.

Автор Москаль Ирина Владимировна
Дата добавления 26.02.2016
Раздел Школьному психологу
Подраздел Конспекты
Просмотров 412
Номер материала MA-065203
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓