Главная / Классному руководителю / Беседа на тему " Доброта и доброжелательность" ( 4-5 классы)

Беседа на тему " Доброта и доброжелательность" ( 4-5 классы)

hello_html_m2a7690f7.gif


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Самборская основная общеобразовательная школа»












Беседа

Тема: Доброта и доброжелательность


























Учитель изобразительного искусства: Сизова С.М.

2014г.





Тема беседы « Доброта и доброжелательность». Для учащихся 4 – 5 классов..

Цель:

формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся. Воспитывать культуру общения друг с другом, самовоспитание личности ребёнка, развивать у детей чувства взаимопонимания, поддержки.

Задачи, которые ставит беседа

 - формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;  

- развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- способствовать процессу самопознания через создание условий самовыражения.

Методы проведения беседы

1.поисковые;

2. дискуссионные.

Сегодня, ребята, мы с вами вновь прикасаемся к этике человеческих отношений, входим в мир богатый и сложный, тонкий и большой. Отношения людей близких, знакомых, посторонних, отношения в семье, в коллективе, отношение ко всему живому, прекрасному, к тому, что заслуживает вечной памяти. Простые, казалось бы, явления, но как сложно бывает в этом простом быть Человеком. А от того, насколько каждому удается сберечь и отстоять в себе и окружающих человека, человеческое, зависит многое, зависит, какой будет жизнь. Что в ней станет главным? Что люди будут считать нравственно ценным, с какой позиции измерять и оценивать свое поведение?

Как вы думаете, что в этике человеческих отношений следует выделить прежде всего?

В чем состоит принцип гуманизма человеческой морали? (Позиция уважения и доброжелательного отношения к людям.)

Давайте подумаем: понятия «доброта» и «доброжелательность»— равные в своем значении или здесь есть разница?

Следует дать учащимся осмыслить вопрос, высказаться по нему подробнее.

Вспомните: каково определение понятия «доброта», какие
признаки лежат в основе его? (Доброта — это чуткость, отзывчивость, деликатность по отношению к другому человеку. Здесь же надо вспомнить и определение понятий «чуткость», «отзывчивость», «деликатность»).

А как можно охарактеризовать понятие «доброжелательность»?

Видите, это слово как бы составлено из двух: желание, добро. Следовательно, основа значения — желание другим добра.

У поэта Александра Яшина в одном из стихотворений есть такие строчки:

Не от тяги к суесловью

И сложились не вчера

Это братское, с любовью

Пожелание здоровья.

Пожелание добра.

И живется вроде лучше,

И на сердце веселей,

Коль другим благополучья

Пожелаешь на земле.

Человек доброжелательный, желающий другим доброго, и в своем поведении соответственно проявляет себя. Он не сможет быть злым, грубым, жестоким. Его отношения с людьми обязательно будут окрашены приветливостью, улыбкой, проявлением

внимания и заботы.

Скажите, что необходимо, чтобы быть доброжелательным, а не казаться им? (Уважение к людям, контроль за своим поведением, искренность в отношении, сердечность, простота.)

Видите, сколько еще компонентов должно входить в поведение человека, чтобы его действительно можно было назвать доброжелательным. А ведь это значит, что человек должен осуществлять постоянный самоконтроль, тормозя проявления неэтичные, неуместные для доброжелательного человека.

Давайте с этой точки зрения попробуем проверить себя. Ответьте на пять «сколько» и сами проанализируйте свои ответы.

Сколько раз и с кем ты сегодня поздоровался?

Сколько раз и кому уступил дорогу?

Сколько раз и по отношению к кому ты удержался от грубости (не удержался)?

Сколько раз ты назвал по кличке своего одноклассника

(одноклассницу)?

Сколько раз ты проявил внимание к другому человеку (выслушал, помог, показал дорогу и т. д.)?

Отвечают ребята письменно (учитель, взяв их ответы, анализирует их), а по результатам своего анализа высказываются устно. Учителю очень важно проанализировать с ними каждый вопрос, т. к. везде есть свои тонкости, которых могут не заметить

ребята:

  1. Поздороваться важно дома со своими близкими, в школе с одноклассниками и со всеми взрослыми, а не только с учителями.

  2. Уступить дорогу можно девочке перед дверью в школе, в раздевалке, взрослому, а не только учителю.

Не грубить необходимо также сверстнику, если ты даже очень раздражен, и, конечно, недопустимо ни маме, ни близким, ни учителю и т. д.

Значит, доброжелательность проявляется не только в словах, но и поступках, всегда окрашивая поведение воспитанного человека.

Попробуйте теперь сами дать определение этому понятию.

Таким образом, доброжелательность мы можем рассматривать как умение человека выразить, проявить свое доброе отношение к другому.

А что можно сказать о понятии «доброта» по сравнению с «доброжелательностью»? Есть между ними отличия?

Верно, доброта — более глубокое и широкое понятие, включающее в себя доброжелательность как составную часть. Когда мы говорим — «добрый человек», то имеем в виду качество характера, характеристику человека в целом, его позиции в жизни. Но мы редко употребляем словосочетание «доброжелательный человек», чаще говорят «проявляет себя доброжелательно», «ведет себя доброжелательно», «отличается доброжелательностью», т. е. имеем в виду внешнее выражение отношения человека к людям.

А как бы вы назвали такое проявление отношения к другому человеку?

Читается и анализируется рассказ «Вова из Очамчири».

«В детском санатории, о котором пойдет речь, жил мальчик по прозвищу «астматик». Были у него и другие клички: «дистрофик», «обезьяна», он откликался на любую.

Кошачьим концертом, улюлюканьем, визгом встречали его обычно ребята. Мальчик старался быть от них подальше, часами кружил один вокруг санатория.

Вот он играет с маленькой машинкой: кто-то из сердобольных жителей подарил. Вот нашел где-то «бенгальский огонь» и теперь бегает по деревенской улице, хочет раздобыть спички. Вблизи посмотришь — худенький, с копной спутанных светлых волос, голубые глаза, цепкие ухватки — обыкновенный девятилетний мальчишка. За что к нему так?

Спрашиваю: « Ты правда лазишь в палату младших девочек пугать их?»

Ага, иногда не спится... А вы здесь живете? У вас нет спичек?

Спрашиваю: « Ты правда можешь перескочить с кровати прямо на шкаф?»

Ага... А этот мальчик, что с вами, он здесь живет? У него
есть спички?

Без всякого выражения Вова рассказывает, что он почти не учился, потому что все по больницам из-за астмы лежал. Что здесь он уже три месяца - принесли на руках, он не поднимался. Папу недавно похоронили. Мама в больнице, у нее с сердцем плохо. Потому никто не приезжает. Забрать его должна бабушка.

Пошмыгивая носом, мальчик говорил, словно не о себе, а о ком-то другом. Только раз он оживился и зло сверкнул глазами: когда я спросила, не обижают ли его старшие ребята. Юра, например, или Игорь.

Еще как... Вчера я на грушу залез, а они меня оттуда камнями сняли, сами съели груши.

Юра и Игорь первыми в санатории знакомили меня с местной достопримечательностью — рощей. Все о ней знают. Какие тут, где и когда грибы прорезаются, в каких местах белок больше. А когда встретилась белка, Игорь говорил с ней так, словно они старые знакомые, подсвистывал, что-то приговаривал. Оказывается, у Игоря дядя — знатный охотник. Лес знает, как родной дом.

Потом Юра о себе рассказывал. У них все мужчины в семье потомственные шоферы. А мама молодая, и детей пятеро: друг друга растят, друг о друге заботятся.

Я слушала их с невольным удивлением. Вроде нормальные ребята. Могут пожалеть кур, привязанных хозяйкой под кустом,— принесут им воды. Угостят собаку мясом из своего обеда. Почему же стоит мелькнуть среди деревьев маленькой белоголовой фигурке, их словно кто с цепи спускает — визжат, подначивают: «А ну-ка давай лезь повыше, обезьяна!» И маленькая их жертва скачет по веткам, гримасничает. «Вот видите,— Юра и Игорь единодушны, — он же сам доволен. Причем тут жестокость?»

Если послушаешь ребят, «дистрофик» попрошайничал у дачников, воровал ночами консервы у девчонок, одолжил и не отдал кому-то трусы, попортил какие-то колонки в кинотеатре, примазывался к тем, кого навещали родители, чтобы угостили...

Крепкие, здоровые тринадцатилетние мальчики сурово изобличали девятилетнего (ему бы участия и дружбы). Им не приходило в голову, что их «враг» защищался, как мог, от обиды, от презрительных насмешек старших. И может, от своих мыслей об опустевшем доме. Заслонялся от всего этого клоунской маской, вызывающими выходками.

Игорь и Юра только две недели как уехали из дома. Но признаются, что не хватает уже чего-то. То ли домашней жареной картошки, то ли маминых забот. А если жить вне дома четвертый месяц? Нет, не пытались ребята поставить себя на место другого человека. Вот если бы это не очень понятное им существо, такое настороженное, колючее, превратилось вдруг в мягкого пушистого котенка, его и погладить можно было бы, и молоком напоить. И чтобы он терся, и мурлыкал, и ногтей не выпускал.

Только человек ведь не котенок, чтобы замурлыкать от плошки молока. Да и кто сказал, что даже животному этого достаточно?


Жалость, сочувствие к человеку — это тем более не поданная сверху копеечка. Жалеть, не обижая, не унижая, не все умеют.

Врачи, вернувшие мальчишке здоровье, умеют. И повариха тетя Лида умеет. Согрела вечером воды, поставила чумазого Вову в корыто. Мыла, приговаривая: «Да ты посмотри, какой хороший мальчик получается...» И тут же придумала, что будет теперь у Вовы маленькая привилегия — пусть он один получает брикеты сухого киселя из кухонных запасов. Ведь ему никто не привозит гостинцев, а так приятно угостить других.

Уехал Вова вдруг, ни с кем не попрощавшись. За ним приехала бабушка.

На второй день я едва узнала, что фамилия его Комогоров. Вова Комогоров из Очамчири. А ребята здесь никогда не называли его по имени».

Как связаны в этом грустном повествовании понятия «доброта» и «доброжелательность»?

Как вы думаете, проявление доброжелательности обязательно подразумевает наличие доброты в человеке?

Желая доброго другому, человек не всегда может сам нести в себе доброту, уметь отказаться от каких-то благ, ради другого человека. Быть добрым нелегко. Доброта налагает на человека определенную ответственность и требует постоянства и последовательности. Нравственная воспитанность человека тогда станет полной, когда доброта будет его главным и естественным свойством, когда она станет условием его жизни. Об этом очень хорошо сказал В. Гюго: «Во внутреннем мире человека доброта — это солнце».

Подумайте об этом, ребята. А в заключение мне хочется пожелать вам доброты словами поэта Алима Кешокова:

Хочу я, чтоб добро к тебе пришло,

Как свет весенний, как тепло костра:

Пусть для тебя источником добра

Не станет то, что для другого.— зло.

































Беседа на тему " Доброта и доброжелательность" ( 4-5 классы)
  • Классному руководителю
Описание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Беседа натему "Доброта и доброжелательность"  вызывает эмоции, активизирует память и воображение. Детей волнуют нравственные проблемы, но им бывает трудно принять  верное решение. Поэтому так важно говорить с учащимися о нравственных принципах и приобщать их к традиционным духовным ценностям - ценностям, которые служили бы ориентиром в жизни, решая проблему её смысла.Беседа" Доброта и доброжелательность" даёт возможность попытаться сохранить лучшее и обеспечить преемственность традиционных ценностей,на базе которых можно воспитать образованного и нравственного человека.

  

Автор Сизова Светлана Михайловна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1583
Номер материала 53721
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓