Главная / ИЗО, МХК / Беседа по картине Н.К.Рериха "Сострадание"

Беседа по картине Н.К.Рериха "Сострадание"

Беседа по картине. Николай Константинович Рерих. Сострадание.

Работу выполнила: Белаш Ольга Николаевна,

учитель изобразительного искусства

МБОУ «Гимназия №5 имени Е.Е. Парфенова» г. Камень-на-Оби

(Данный материал может быть использован на уроке изобразительного искусства в 4 классе по теме «Сопереживание-великая тема в искусстве» или на классных часах этической направленности.)

сострадание


Мы согреваем душу от души,

Когда кому-то горя очень много.

Быть может это качество от Бога,

Длиною в человеческую жизнь…

Мы согреваем душу от души-

Глаза в глаза, как будто застывая.

Одну секунду СО-переживая,

Мы лучшее возможно совершим!

Цели: Способствовать принятию личностью нравственно ценного качества – сострадания ; продолжить формирование умения смотреть художественное произведение (картину),

Задачи:

  1. вызвать эмоциональный сдвиг в отношении к Другому, его личности на основе принципов гуманизма;

  2. стимулировать нравственно ценные мотивы поведения

  3. повторить художественные средства выразительности,

  4. развивать умение анализировать художественное произведение.


Ход беседы

-Ребята, перед вами картина Николая Константиновича Рериха. Рассмотрите ее.


-Что вы видите ? (горы,облака, охотника,лань,и т.д)

-Выделите главное из того, что вы увидели. (Начни со слов « Мне кажется…». « Я считаю...» «Я думаю главными в картине являются…» (люди ; человек, который защищает лань;….)

-Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам главным? (так как он изображен на первом плане ..в центре картины; на возвышении….)

-Попробуйте пересказать сюжет картины.

-Как бы вы назвали это произведение?

Эту картину Николай Константинович назвал «Сострадание»

- Подберите синонимы к данному слову.
(Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем. Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия)

-Подберите прилагательные, которыми можно охарактеризовать человека, умеющего сочувствовать и сострадать.
(Отзывчивый, сердечный, душевный, милосердный, чуткий, человечный, благородный, ласковый, нежный )

- А какие слова подберете для характеристики человека, у которого отсутствуют эти качества?
(Жестокий, бездушный, бессердечный, безжалостный, беспощадный, бесчеловечный, черствый, мерзкий, отвратительный)

-Как каждый из вас понимает сострадание? И как не спутать его с жалостью?
Я думаю, жалость - это вред для того, кого жалеешь, а вот сострадание - это
со-страдание, со-чувствие, со-переживание. Это значит – вместе с кем-то. Приставка Со- означает общее совместное участие в чём – нибудь. Только человек способен на это.

«Не нужно смешивать желение с состраданием. В сострадании ничто не растворяется, но нарастают кристаллы действия. Сострадание не плачет, но помогает.»

-Как понимаете смысл последнего предложения?

-Толковые словари так трактуют это слово.

  • СОСТРАДАТЬ  - страдать вместе, переносить муки сообща;

|| — кому, сочувствовать горю, сокрушаться за кого, соболезновать. 

Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля

несчастьем, горем ...

Словарь С.Ожегова



- Ребята, а зачем художники в своих произведениях говорят о сострадании?

-С древнейших времён искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя , развить эту способность души. В искусстве художник стремится выразить свои чувства , переживания и поделиться с нами : отношением к самым разным событиям и вызвать у нас сострадание к чужому горю. Идея сострадания может быть выражена в разных формах. Но как трогает то, что мы видим на картине Н.К.Рериха! Риши подставляет свою руку под стрелу, чтобы защитить лань, доверчиво ищущую у него спасения. Акт великого милосердия изображён в этом принятии чужой боли или даже смертельной опасности на себя.

-Есть ли в произведении предметы, которые что-либо символизируют?(гора)

- Гора ассоциируется здесь с высотой человеческого духа. Трудный путь совершенствования подобен подъему в гору.Гора- это ориентир,то, с чем можно сверять свои мысли и поступки, выборы и решения.Путь на гору-это путь восхождения, преодоления себя.

-Почему Риши изображен на возвышении,а охотник ниже?(Риши изображен выше т.к. он воплощает в себе идею добра,мудрости)

- Носят ли символический характер такие элементы композиции как жест, поза? (Жест руки Риши носит символический характер,он принял удар и стрелы на себя, в свою руку. Это и есть истинная помощь — принять на себя удар, предназначенный тому, кому оказывается защита. Это и есть истинное сострадание.)

-Посмотрите на колорит картины. Что можно о нем сказать?(он построен на контрастах)

-Каким образом противопоставление цветовых пятен в картине зримо воплощают идею противостояния добра и зла, невежества и мудрости?

-Кого художник выделяет светом охотника или Ришу? Видим ли мы лицо охотника? Как вы думаете почему?

-Немецко-французский мыслитель, врач, музыковед 19 века Альберт Швейцер сказал: "Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их".

Приведу пример – отрывок из статьи в газете о местном коте.

Он имел только один глаз, у него отсутствовало одно ухо, а левая нога была когда-то сломана и срослась под каким-то невероятным углом. У любого, хоть раз посмотревшего на него, возникала одна и та же реакция: до чего же у р о д л и в ы й кот. Всем детям было категорически запрещено касаться его. Взрослые бросали в него камни. А когда он пытался войти в дом, защемляли его лапу дверью, чтобы он не мог выйти. Уродливый всегда проявлял одну и ту же реакцию. Если в него бросали вещи - он терся о ноги, как бы прося прощения. Если он видел детей, он бежал к ним и терся головой о руки и громко мяукал, выпрашивая ласку. Если кто-нибудь все-таки брал его на руки, он тут же начинал лизать своим шершавым языком уголок рубашки.
Однажды Уродливый попытался подружиться с соседскими собаками. В ответ на это он был ужасно искусан. Когда я его обнаружил, Уродливый был почти что мертв. Он лежал, свернувшись в клубок. Грустная жизнь подходила к концу. Я взял его на руки и прижал к себе. Он коснулся головой ладони моей руки, и я услышал мурлыкание. Даже испытывая такую страшную боль, кот просил об одном - о капельке привязанности! Возможно, о капельке сострадания. И в тот момент я думал, что имею дело с самым любящим существом из всех, кого я встречал в жизни. Самым любящим и самым красивым. Никогда он даже не попробует укусить или оцарапать меня, или просто покинуть. Он только смотрел на меня, уверенный, что я сумею смягчить его боль.


Уродливый умер на моих руках прежде, чем я успел добраться до дома, и я долго сидел, держа его на коленях. Впоследствии я много размышлял о том, как один несчастный калека смог изменить мои представления о том, что такое истинная чистота духа, верная и беспредельная любовь. Уродливый сообщил мне о сострадании больше, чем тысяча книг, лекций или разговоров. И я всегда буду ему благодарен.

Вывод:

Любое живое существо на земле: цветок, животное, человек - заслуживает того, чтобы окружающие услышали его, поняли, посочувствовали.

-А закончить нашу беседу мне хотелось бы процитировав самого Н.К.Рериха, который писал: «В сострадании заложена великая жемчужина Тайного Знания. Все Бодхисаттвы, все святые, все подвижники устремлялись по этому пути. Сострадание - не качество. Оно - Закон Законов, вечная Гармония, Сама Мировая Душа; беспредельная вселенская Сущность, Свет пребывающей Правды, лад всех вещей, Закон вечной Любви».

Беседа по картине Н.К.Рериха "Сострадание"
  • ИЗО, МХК
Описание:

Беседа предназначена для учащихся 4-6 классов. Может быть использована на уроке изобразительного искусства в 4 классе по программе Б.М.Неменского или на классных часах этической направленности.

Цели: Способствовать принятию личностью нравственно ценного качества – сострадания ; продолжить формирование умения смотреть художественное произведение (картину),

Задачи:

1.     вызвать эмоциональный сдвиг в отношении к Другому, его личности на основе       принципов гуманизма;

2.     стимулировать нравственно ценные мотивы поведения

3.     повторить художественные средства выразительности,

4.     развивать умение анализировать художественное произведение.

 

Автор Белаш Ольга Николаевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 467
Номер материала 22085
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓