Бал – маскарад
Театрализованный праздник для старшеклассников
( сценарий написан по мотивам пьес Е. Шварца
и Г. Горина)
На сцене установлены красочные декорации
волшебного сказочного города. Выходит глашатай. Под звуки фанфар он
разворачивает указ и громко кричит.
Глашатай. Жители
сказочного королевства! А, жители сказочного королевства!
Ох, до чего же приятное известие! Все готово
к балу в королевском дворце!
Король встал в пять часов утра, лично вытер
пыль на парадной лестнице, потом побывал в кухне, поссорился с главным поваром,
в гневе отказался от престола, но потом сменил гнев на милость, и теперь бегает
по королевской дороге, проверяет, все ли в порядке!
Тут на сцену галопом влетает король. Вид у
него крайне озабоченный, как у хорошей хозяйки во время большой уборки. Полы
его мантии подколоты булавками, под мышкой метелка для обметания пыли, корона
сдвинута набекрень.
Король (все более и более раздражаясь).
Какое сказочное свинство! Во дворце сегодня праздник. Вы понимаете, какое
великое дело - праздник! Порадовать людей, повеселить, приятно удивить - что
может быть величественнее? Я с ног сбился, а вы? Почему ворота еще не отперты,
а? (Швыряет корону на землю.) Ухожу, к черту, к дьяволу, в монастырь!
Живите сами как знаете. Не желаю я быть королем, если мои подданные (строго
смотрит на глашатая) работают еле-еле, да еще с постными лицами. (Недовольный,
выражая непреходящую обиду, демонстративно садится на ступеньки и
поворачивается к залу спиной.)
На сцену выходит Волшебница, становится в
круге света.
Волшебница. Снип –
снап – снурре…Разные люди живут на свете: кузнецы и повара, короли и доктора,
школьники…Я вот, например, волшебница. И все – актёры, доктора, кузнецы – все
люди нужные и очень хорошие. Не будь меня – не оказались бы Вы здесь сегодня и
никогда не узнали, что случилось с одним десятым классом…Но тссс…молчание…Снип
– снап –снурре…Это история праздничная, а значит , таинственная и со счастливым
концом…
Волшебница на
цыпочках уходит, а на большом экране под музыку Геннадия Гладкова из известного
кинофильма высвечиваются разные озорные рожицы – одна за другой. Это лица
специально отснятых десятиклассников, которые через несколько секунд появятся
на сцене и воспроизведут начальную сцену из фильма М. Захарова «Формула любви».
Ребята в весёлых ярких костюмах исполняют замечательный танец.
Затем под
весёлую мелодию в зал вбегают десятиклассники. Все они в карнавальных костюмах,
держатся за руки и весёлой цепочкой пробегают по сцене, спускаются вниз и
занимают свои места.
Волшебница. Давно
я не видела столько весёлых и счастливых лиц. Но, друзья мои, я хочу вас
предупредить: моя история и немножко грустная. Ведь в жизни всегда так: кто-то
смеётся, а кто-то рядом плачет.
Выходит десятиклассница в костюме Золушки.
Она протирает какой-то кувшин и разговаривает с собой и залом.
- Знаете, о чем я думаю? Я думаю вот о чем:
мачеху и сестриц позвали на бал, а меня - нет. С ними будет танцевать принц, а
обо мне он даже и не знает. Они там будут есть мороженое, а я не буду, хотя
никто в мире не любит его так, как я! Это несправедливо, верно?
Натирая пол, я очень
хорошо научилась танцевать. Терпя напрасные обиды, я научилась сочинять
песенки. За прялкой я их научилась петь. И ни один человек об этом не знает.
Обидно! Правда? Мне так хочется, чтобы люди заметили, что я за существо, но
только непременно сами. Без всяких просьб и хлопот с моей стороны. Потому что я
ужасно гордая, понимаете?
Неужели не
дождаться мне веселья и радости? Ведь так и заболеть можно. Ведь это очень
вредно не ехать на бал, когда ты этого заслуживаешь! Мне так надоело самой себе
дарить подарки в день рождения и на праздники! Добрые люди, где же вы? Добрые
люди, а добрые люди!
Золушка поёт
песню Новеллы Матвеевой «Новогодняя ночь».
На сцену вновь вбегает
расстроенный король. Он в очередной раз пытается зашвырнуть куда-нибудь корону.
Короля пытается остановить министр бальных танцев.
Король. Ухожу! К
чёрту, к дьяволу, в монастырь! Не желаю быть королём в стране, где происходят
такие душераздирающие события. ( Указывает на Золушку).Приготовьте посуду – я
её сейчас буду бить. Я король, дорогие мои. Должен предупредть: страшный
человек – коварен, капризен. Злопамятен – деспот. Как самый обыкновенный
король. И самое обидное – не я в этом виноват. Предки. Внучатые прабабки,
прадедки… А я по натуре – добряк. Кошек люблю. Душа тонкая, деликатная. Вот
иногда подписываю смертный приговор и плачу…Ухожу! К чёрту, в монастырь!..
Министр бальных танцев. Ваше королевское Величество! Но приглашены гости, все ждут праздника!
Король (возмущенно).
Какое сказочное свинство! Спорить с королём? Палач!
Подать топор и музыку! Господа придворные, молитесь! Песочные часы, быстро! А
то тоже будете казнены! Во мне проснулась тётя - самодура. Её родную сестру
съел людоед, отравился и умер. Видали, какие у меня в родне ядовитые характеры?
Министр танцев подбегает к королю и
начинает делать какие-то па.
Король (обращаясь
к залу). Позвольте представить Вам моего министра
бальных танцев господина маркиза Падетруа. В торжественных случаях он объясняется
только средствами своего искусства. Он предлагает всем станцевать. (Задумчиво.)
Разрешить?! (Иронично.) Чувствую, во мне просыпается дед с материнской
стороны. Он был неженка и, когда во дворце при нём душили его собственную жену,
он так плакал и всё её уговаривал: потерпи, душенька, может, ещё обойдётся…(всхлипывает)
Падетруа становится в центр зала, делает
несколько показательных па и приглашает всех танцевать. Все десятиклассники
становятся парами и танцуют менуэт.
На сцену, задушевно разговаривая о чём-то,
поднимается пара – юноша и девушка. Кажется, они пытаются уединиться. Девушка
закрывается веером. Король на цыпочках идет за ними, бросая реплику в зал.
Король. Вы знаете,
а по-моему, здесь сейчас произойдёт что-то интересное. Вы видите, они так и
норовят уединиться. А я сверхъестественно любопытен. Так люблю подглядывать.(Натягивает
корону.)
Тем временем пара выходит на авансцену и
поёт « Дуэт Эмили и трактирщика» из кинофильма «Обыкновенное чудо» (муз. Г.
Гладкова, сл. Ю. Кима)
- Ах,
сударыня, вы, верно, согласитесь,
Что погода
хороша, как никогда?
- Право,
сударь, я скажу,
Я и вправду
нахожу,
Что погода не
такая, как всегда.
- Ах,
сударыня, скажите, отчего же
Этот вечер
удивительный такой?
- Право,
сударь, может быть,
это трудно
обьяснить
Но, наверно,
потому что вы со мной.
- Ах, сударыня,
когда мы с вами вместе,
Все цветочки
расцветают на лугу!
- Я скажу
вам, сударь мой:
Мне бы надо
бы домой,
Но цеточки я
обидеть не могу!
Как приятно и
забавно,
Что я очень
нравлюсь вам,
Ну, а вы мне
и подавно!
Вот и славно,
трам-пам-пам.
Юноша. О чём это Вы мечтаете?
Девушка (мечтательно). О предстоящих удивительных
событиях. Ведь будут нынче вечером во дворце на балу чудеса?
Король с
радостным криком подскакивает к влюблённым, тем самым выдавая, что подслушивал.
Король. Конечно, маркиза! У меня весь день чесалось правое ухо. А это уже
всегда к чему-то трогательному, завлекательному, деликатному и благородному.
Министр танцев (выручает в щекотливой ситуации – подпрыгивает, приглашая
танцевать). Так чего же мы стоим? Танцевать! Все хотят танцевать!
Десятиклассники
весело танцуют краковяк.
Король,
счастливый, забегает на сцену, волоча за собой Принцессу.
Король. Господа! Господа! Позвольте, я представлю вам мою дочь – принцессу.
Она такая умница, такая красавица… (Удивлённо смотрит на неё.) Но отчего
ты не улыбаешься? Тебя кто-то обидел? Ты съела сорок порций мороженого и у тебя
замёрз живот?
Король и
принцесса исполняют «Дуэт глупого короля и прекрасной принцессы» из мюзикла Г.
Гладкова «Бременские музыканты» (сл. Ю. Энтина)
- Ах ты, бедная моя
трубадурочка!
Посмотри, как
исхудала фигурочка!
Я заботами тебя
охвачу.
-Ничего я не хочу!
- Ах, принцессочка
моя горемычная!
Скоро будут здесь
певцы заграничные.
Выбирай любого, все
оплачу!
- Ничего я не хочу!
- Состоянье у тебя
истерическое,
Скушай, душенька,
яйцо диетическое,
Или, может, обратимся
к врачу
- Ничего я не хочу!
Король. Ухожу! К чёрту ваш престол! Почему мне не сообщили, что принцесса уже
выросла? (Сбрасывает парик, порывается убежать, а потом садится на край
сцены и грустно рассуждает.) А, может, она влюбилась? А может, наоборот, ей
не в кого влюбиться? (Поднимается, подскакивает к дочери, пытается её
утешить.) Девочка моя, я к тебе заморских гостей выписал! (Машет
кому-то за кулисы.) Запускай, пусть принцессу развлекают!
На палочках с
лошадиными головами на сцену скачут два десясятиклассника. Они, в костюмах Дон
Кихота и Санчо Панса, исполняют переделанную «Серенаду Дон-Кихота» Д.
Кабалевского из радиопостановки «Дон Кихот».
Дон Кихот. Из Испании далёкой я примчался.
Как я счастлив, на
балу ведь оказался.
Санчо. Какой чудесный бал,
Не зря сюда скакал
Вместе. Тра-ла-ла-ла-ла-ла-ла,
Ла-ла-ла-ла!
Дон Кихот. Как вечна на небе солнца позолота,
Так прочна любовь и
верность Дон-Кихота.
Санчо. Какой чудесный бал,
Не зря сюда скакал!
Вместе. Тра-ла-ла-ла-ла-ла-ла,
Ла-ла-ла-ла!
Дон Кихот. Окружите нас стараньем и заботой.
Пойте больше нежных
песен Дон-Кихоту.
Санчо. Какой чудесный бал,
Не зря сюда скакал!
Вместе. Тра-ла-ла-ла-ла-ла-ла,
Ла-ла-ла-ла!
Дон Кихот. Служит имя Дульцинеи мне оплотом,
Неразлучна Дульцинея
с Дон-Кихотом.
Санчо. Какой чудесный бал,
Не зря сюда скакал!
Вместе. Тра-ла-ла-ла-ла-ла-ла,
Ла-ла-ла-ла!
При упоминании имени Дульцинеи Принцесса
начинает громко плакать. Король машет руками, чтобы певцы удалились, а король
вновь кидается к дочке.
Король. Что, не
нравятся чужеземцы? Так у нашего порога такой Арлекин топчется! (Машет
кому-то за кулисы) Сюда его, сюда!
Из-за кулис появляется Арлекин, роль
которого исполняет родитель, учитель или десятиклассник. Он исполняет песню
Баркаса – Димитрова «Арлекин».
По острым иглам
яркого огня
Бегу, бегу, дорогам
нет конца,
Огромный мир
замкнулся для меня
В арены круг и
маску без лица.
Я — шут, я —
Арлекин, я — просто смех,
Без имени и, в
общем, без судьбы.
Какое, право, дело
вам до тех,
Над кем пришли
повеселиться вы?
Ах, Арлекино,
Арлекино!
Нужно быть смешным
для всех!
Арлекино, Арлекино,
Есть одна награда —
смех.
Выходят на арену
силачи,
Не ведая, что в
жизни есть печаль.
Они подковы гнут,
как калачи,
И цепи рвут
движением плеча.
И рукоплещет
восхищенный зал,
И на арену к ним
летят цветы,
Для них играет туш,
горят глаза,
А мною заполняют
перерыв.
Ах, Арлекино,
Арлекино!
Нужно быть смешным
для всех!
Арлекино, Арлекино,
Есть одна награда —
смех.
Смешить вас мне с
годами все трудней,
Ведь я не шут у
трона короля.
Я Гамлета в безумии
страстей
Который год играю
для себя.
Все кажется — вот
маску я сниму
И этот мир
изменится со мной,
Но слез моих не
видно никому,
Ну что ж, Арлекин
я, видно, неплохой!
Ха-ха-ха,
ха-ха-ха...
Ах, Арлекино,
Арлекино!
Нужно быть смешным
для всех!
Арлекино, Арлекино,
Есть одна награда —
смех!
Король (снова
утешает продолжающую плакать принцессу).Слишком
грустная история? Ну давай повеселее. Ты помнишь бедную Золушку? Так вот. Она
приехала к нам на бал!
Бьюсь об заклад, что ты её сейчас не узнаешь!
Из-за кулис Волшебница выводит Золушку, а
сама спускается в зал, к ребятам.
Золушка. Милая
принцесса, а хочешь, я спою тебе песню об одном очень весёлом жуке?
Поёт песню «Добрый жук» (сл. Е. Шварца,
муз. А. Спадавеккиа) из кинофильма "Золушка". Ребята в это время
весело танцуют полечку, а на экране демонстрируется фрагмент танца из этого
замечательного фильма.
Встаньте, дети,
встаньте в круг,
Встаньте в круг,
встаньте в круг.
Жил на свете добрый
жук,
Старый добрый друг.
Никогда он не ворчал,
Не кричал, не
пищал,
Громко крыльями
трещал,
Строго ссоры
запрещал.
Встаньте, дети,
встаньте в круг,
Встаньте в круг,
встаньте в круг,
Ты мой друг и я
твой друг,
Старый верный друг.
Полюбили мы жука,
Старика-добряка,
Очень уж душа легка
У него, весельчака.
Встаньте, дети,
встаньте в круг,
Встаньте в круг,
встаньте в круг,
Ты мой друг и я
твой друг,
Старый верный друг.
В зале царит веселье, а принцесса
по-прежнему сидит, не реагируя ни на что. Король использует последний аргумент.
Король. Вот видишь,
как всё здорово получается. А тебе не смешно, нисколечко не смешно? Совсем –
совсем? А давай я тебя с Волшебницей поближе познакомлю? Она такая затейница,
такая умница! Она все волшебные игры знает и чудесных дел мастерица!
Волшебница выходит на середину зала и
проводит игровую программу с детьми и взрослыми – родителями и учителями. В
игры активно увлечена и принцесса, она смеётся и радостно принимает участие во
всех затеях.
Через некоторое время молодые люди, одетые
в ливреи, ввозят столики со сладостями и мороженым. Звучит музыка, все
счастливы. На сцену выбегает радостный король.
Король. Она
смеётся! Вы слышите, она смеётся! Где музыка? Где господин Падетруа? Танцевать,
всем танцевать! Музыканты, вальс !
Все танцуют фигурный вальс.
После танца король выходит на сцену,
садится на её краешек и философски рассуждает.
Король. Ну вот,
все счастливы. Многие в нашей жизни всё о богатстве и связях мечтают… Связи
связями, но надобно и совесть иметь. Когда-нибудь спросят: а что ты можешь
предъявить? И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу –
большой, а сердце – справедливым. И пусть наш бал подошёл к концу, мы ещё
долгое время будем хранить в душе его доброту и тепло.
Все участники праздника поочерёдно парами
выходят из-за кулис, подходят к краю сцену, кланяются или делают реверанс и,
спускаясь, становятся под сценой. Исполняется песня из кинофильма «Обыкновенное
чудо»: вокальная группа стоит возле микрофонов, остальные поют во время
движения. К концу песни все участники стоят большим красивым хором (музыка Г. Гладкова, слова Ю. Кима).
Давайте негромко,
давайте вполголоса,
Давайте простимся
светло.
Неделя другая, и мы
успокоимся,
Что было то было,
прошло.
Конечно ужасно,
нелепо, бессмысленно,
Ах, как бы начало
вернуть.
Начало вернуть
невозможно, немыслимо,
И даже не думай,
забудь.
Займёмся обедом,
займёмся нарядами,
Заполним заботами
быт.
Так легче, не так
ли, так проще, не правда ли,
Не правда ли,
меньше болит.
Не будем хитрить и
судьбу заговаривать,
Ей-богу, не стоит
труда.
Да-да, господа, не
авось, не когда-нибудь,
А больше уже
никогда.
Ах, как это мило,
очень хорошо,
Плыло и уплыло,
было и прошло.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.