Главная / Начальные классы / Азбука вежливости (деловая игра для первоклассников)

Азбука вежливости (деловая игра для первоклассников)

8


Сценарий праздника – деловой игры для первоклассников
«Азбука вежливости»


Разработан Поповой Оксаной Владимировной,
учителем начальных классов

Цели: прививать детям навыки культурного поведения, обсудить,
какого человека называют вежливым; формировать

потребность употреблять в речи «волшебные слова».



Ход деловой игры.

Учитель. Дорогие ребята, уважаемые взрослы! Сегодня мы
проведём необычный урок – деловую игру «Азбука

вежливости». Поможет нам известный герой, о
котором поётся в песенке:
Смешной человечек на крыше живёт,
Смешной человечек конфеты жуёт,
Смешной человечек скучать не привык,
Смешной человечек – большой озорник.
(Дети называют имя героя – Карлсон)

Учитель. Правильно, ребята, это Карлсон. Он, как и вы, теперь
ходит в школу. Старается учиться хорошо, но не хочет
признавать установленных правил поведения. Он говорит,
что их придумали скучные дяди и тёти назло ему и всем

остальным ребятам. Вы тоже так думаете, первоклас-
сники?
(Дети высказывают свои мнения)

Учитель. А откуда появились правила поведения? Ведь никто их
из головы не выдумывал. Они создавались в народе посте-

пенно и возникали не случайно. Давайте послушаем о
некоторых из них.


Ученик 1. Сколько раз мальчики слышат напоминание: «Сними
головной убор, если в помещение вошёл!» А зачем его

снимать-то? Откуда взялось это правило?
Тысячу лет назад жить в мире было намного опаснее, чем
сейчас. По дорогам скитались в поисках добычи бездомные

бродяги, в лесах укрывались шайки разбойников. При

любом споре можно было получить удар копьём или
мечом. Люди постоянно ходили вооружёнными. Выезжая


из дома в далёкий путь, надевали на себя кольчугу, латы, а
голову прятали под тяжёлый шлем. Но вот на пути встречался дом, где жил добрый человек. Переступая порог, странствующий рыцарь снимал свой шлем и нёс его в руке. «Я тебя не опасаюсь, - говорил он этим жестом хозяину. – Видишь, моя голова открыта. Я тебе доверяю, ты – хороший человек».
Суровые времена прошли. Сейчас люди входят в любой дом без опаски. Но обычай снимать головной убор для мужчин остался. Этим показывается уважение и доверие к другим людям.


Ученик 2. С тех же давних пор ведётся обычай между мужчинами
снимать перчатку с правой руки, когда здороваешься.
Сняв рукавицу, человек показывал, что в его ладони не

спрятано никакого оружия, да и кроме того, в железной
рыцарской перчатке трудно было дружески пожать

протянутую руку.
Сейчас мужчины снимают перчатку из внимания к своему
товарищу и просто знакомому человеку. Ведь намного
приятнее пожать тёплую, дружескую руку.

Учитель. Ребята, вы, наверное, часто слышите, как о человеке,
умеющем держать данное слово, готовым всегда прийти
на помощь слабым, беззащитным, попавшим в беду,
говорят, что он – настоящий рыцарь.


Учитель. Ой, ребята, посмотрите, наш Карлсон полетел в музей,
чтобы надеть доспехи рыцаря. Он подумал, что вежливым
может быть только рыцарь из прошлых веков. Вы тоже

так думаете?

(Выслушиваются ответы детей)


Учитель. Вы совершенно правы. Вежливым может быть каждый
современный человек. Только для этого надо знать правила
поведения в разных местах. Давайте проверим, а знаете ли

вы их? Поиграем в игру «Вежливо – невежливо». На столе
у меня лежат лепестки, на которых записаны задания,
вопросы, разные жизненные ситуации. Если вы правильно
ответите на вопросы, выполните задания, справитесь с
ситуациями, то на доске сможете собрать цветок

вежливости.


Исполняется песня «Улыбка» (слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского)

Лепестки цветка.


1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько время?» Мальчик

допустил три серьёзные ошибки. Какие?

(Надо не кричать, а спокойно спросить: «Извините, пожалуйста,

Вы не знаете, который час?»)


2. Два мальчика столкнулись в дверях и не могут разойтись. Кто
должен кому уступить дорогу, если одному 11 лет, а другому 8 лет?

(Кто вежливее, тот и уступит дорогу)


3. Можно ли оправдать поведение Вовы тем, что он читал книгу?

Вова Костин как-то в мае
Ехал в гости на трамвае.
Вот с авоськой продуктовой
Тётя встала рядом с Вовой,
Дядя в шапке с козырьком

И старушка с узелком.
Вова их не замечает,
Вова книжечку читает.
Карлсон считает, что Вова – человек грамотный, любит читать книги. Согласны вы с ним?

(Вова читает книгу в движущемся транспорте, это вредно и опасно для зрения. Вова забыл, что в транспорте надо уступать место старшим)


4. О каком слове забыла Маша?

Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало.

И оно то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом

За подарком, за обедом.
Это слово говорят,

Если вас благодарят.
(Это слово СПАСИБО)


5. Ты находишься в театре. Как быть, если ты не успел съесть
мороженое, а звонок позвал тебя в зал?

(В зале театра нельзя есть, поэтому мороженое придётся выкинуть.)


6. Если ты пригласил домой товарищей, а мама в это же время дала
тебе выполнить важное поручение. Как ты поступишь?

(Можно занять гостей чем-то интересным, а самому в это время выполнить поручение мамы.)

7. Озаглавьте стихотворение:
Папа разбил драгоценную вазу,

Бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но папа нашёлся, взглянул им в глаза
И робко и тихо: «Простите!» - сказал.
И мама молчит, улыбается даже:
«Мы купим другую, есть лучше в продаже».
«Простите», казалось бы что в нём такого,
А вот ведь какое чудесное слово.

(«Чудесное слово «Простите»)



Учитель. Молодцы, ребята! Посмотрите, какой красивый цветок
вежливости мы с вами собрали. А теперь давайте хором
повторим все «волшебные слова» вежливого человека. Игра
«Доскажите словечко».


1. Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого …(СПАСИБО)


2. Зазеленеет старый пень

Когда услышит … (ДОБРЫЙ ДЕНЬ)


3. Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь (ЗДРАВСТВУЙТЕ)


4. Если больше есть не в силах
Скажем маме мы …(СПАСИБО)


5. Когда нас бранят за шалости,

Говорим мы … (ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА)

6. И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят… (ДО СВИДАНИЯ)


Учитель. Ребята! Но говорить вежливые слова – это ещё не всё.
Их надо научиться произносить особенным тоном.
Давайте послушаем наших сегодняшних гостей.
(Под весёлую музыку выбегают Мальвина и Буратино)


Мальвина (приветливо) Зравствуйте, дети!


Буратино (бурчит себе под нос, встаёт вполоборота к ребятам)

Здрасте!

Мальвина. Что ты такой невесёлый, Буратино?


Буратино. Невесёлый и всё. Что тебе от меня надо?


Мальвина (обидчиво) Почему ты так отвечаешь? Ведь я хочу
узнать, что с тобой случилось. Может быть тебе надо
помочь?


Буратино. А что я тебе такого сказал?

Мальвина. Ничего особенного ты мне не сказал, но ты так со мной
говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.

Буратино. Вот ещё, кто не хочет, пусть со мной и не

разговаривает!

Мальвина. Буратино, что у тебя за тон?

Буратино. Обыкновенный, ведь я никого не ругаю.

Мальвина. Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не
только с ребятами, но и даже с папой Карло.


Буратино. Подумаешь, тон.

Может быть, я говорю иногда немного громко или
капризно. Зато я – хороший товарищ, люблю всех

веселить, помогаю всем. Только некоторые шуток не
понимают. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро

поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно,
засмеялся и спросил его: «Ну, как посадка прошла?» А он
обиделся и ушёл. И что я плохого ему сказал?

Мальвина (обращаясь к ребятам) Ребята, объясните Буратино,
почему на него обиделся Пьеро? Почему Пьеро была
неприятна «шутка» Буратино?
(Выслушиваются мнения ребят)

Буратино. А разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят.

Есть такие, которые даже называют друг друга грубыми
словами, дразнятся. Давайте не будем пенять, кто хуже
себя ведёт, а просто станем все лучше. Хорошо я

придумал, Мальвина?

Мальвина. Очень хорошо, Буратино! Надо всегда помнить, что от
доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от

злого – дружба может разрушиться. Недаром в народе
говорят: «Слово лечит, слово и ранит».


Учитель. Запомните и вы это, ребята. А в конце нашего праздника

Карлсон предлагает нам всем вместе исполнить песню
«Если добрый ты» (слова М. Пляцковского, музыка Б.
Савельева)















Улыбка.


Слова М. Пляцковского Музыка В. Шаинского


1. От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснётся…

Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернётся.

Припев: И тогда, наверняка,
Вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке…
С голубого ручейка начинается река,

Ну, а дружба начинается с улыбки.


2. От улыбки солнечной одной

Перестанет плакать саамы грустный дождик;
Сонный лес простится с тишиной
И захлопает в зелёные ладоши.
Припев: тот же.

3. От улыбки станет всем теплей -
И слону, и даже маленькой улитке…

Так пускай повсюду на Земле,

Будто лампочки включаются улыбки!

Припев: тот же.

















Если добрый ты.


Слова М. Пляцковского Музыка Б. Савельева


1. Дождик босиком
По земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.

Если ясный день – это хорошо,
А когда наоборот, - плохо.

2. Слышишь, как звенят

В небе высоко
Солнечных лучей струны?
Если добрый ты,
То всегда легко,
А когда наоборот, - трудно.

3. С каждым поделись
Радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь,
С ними веселей,
А когда наоборот, - скучно.

Азбука вежливости (деловая игра для первоклассников)
  • Начальные классы
Описание:

Сценарий мероприятия "Азбука вежливости" разработан для учащихся 1 - 2 классов начальной школы и напрвлен на решение следующих задач: прививать детям навыки культурного поведения; вывести словесный портрет культурного человека; формировать потребность в детях употреблять в речи "волшебные слова". В сценарий включено много стихотворений, инсценировка, загадки, песни, экскурсы в прошлое для объяснения смысла некоторых правил поведения, принятых в обществе.

 

           

 

Автор Попова Оксана Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 826
Номер материала 26870
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓