Главная / Классному руководителю / Азбука нравственности классный час

Азбука нравственности классный час

МКОУ «Чернышковская СОШ №2»

















Классный час « Азбука нравственности » (8класс)













Провела классный руководитель

8 Б класса

Мельникова Нина Николаевна













р.п.Чернышковский 2014 год

Мельникова Нина Николаевна

Классный час – « Азбука нравственности »

Цель: *углубить представление подростков о вежливости;

формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка;

*вспомнить правила хорошего тона и воспитать уважение к другому человеку.

* формировать у учащихся понимание важности вежливого отношения к окружающим людям, воспитывать стремление совершать добрые дела, развивать самооценку.


Доска: Помни:

*Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях –это взаимно.

*Вырабатывайте в себе такие качества.

*Не допускайте ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.

*Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков.

*Помогай младшим, незащищенным, будь справедливым.

«Духовные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил»

Д.Локк.

Ничто не обходится нам так

дешево и не ценится так дорого

как вежливость.

М.Сервантес

Учитель:Мы сегодня с вами будем говорить о моментах уважительного отношения друг с другом. Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно. Дома мы общаемся с родными, с соседями; в школе – с учителями, школьными товарищами, библиотекарем; в магазине – с продавцом, кассирами, незнакомыми людьми; на улице – с прохожими, взрослыми, сверстниками.

Трудно сосчитать, сколько людей за один день ты увидишь. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в библиотеке, в кино и т.д. Но не все разговаривают друг с другом приветливо, дружелюбно, тактично. Поэтому существуют правила вежливости, они зародились еще в древности.

Вежливость всегда была показателем воспитанности. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.

Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают правила пове-дения, принятые в обществе.

Вежливый человек – учтивый, внимательный. С ним легко установить контакт и поддерживать его. Вежливые слова поднимают людям настроение, говорят об уважении говорящего к собеседнику, о его такте, чуткости, готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается.

Вежливость - моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими.

Слово «вежливость» образовалось от слова вежливый. Это древнерусское производное с помощью суффикса - ьлив- (совр. –лив-) от неупотреби-тельного сейчас « вежа» – «знаток», производного посредством суффикса -j- отвъъ ти – «знать»; di>ж.

Старинное вежа еще в XVI веке значило «человек, знающий, как себя надо вести». Оно происходит от древнерусского владети, то есть «знать». Вежливый человек, в отличие от невежливого, — это тот, кто обладает знанием, «веданием» или «вес-тью» и ведет себя в соответствии с ним.

Быть вежливым - значит уметь себя вести и иметь хорошие манеры. Это значит общаться с людьми так, чтобы они чувствовали, что о них заботятся, их любят, ценят и уважают. Многие люди ведут себя вежливо лишь в кругу незнакомых людей, потому что хотят произвести хорошее впечатление. Но истинная вежливость заключается в том, чтобы быть вежливыми всегда и со всеми. Когда ты вежлив, то и люди вежливы к тебе.

Вежливость способствуют общению с людьми. Вежливые слова рождают тепло души:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Вопрос: Какие вежливые слова рождает тепло души?

Проводится анкета «Вежливость» накануне классного часа.

Анкета «Вежливость».

1. Перечислите вежливые слова, которые вы знаете

2. Что в вашем понимании означает вежливый человек?

3. Позволяете ли вы себе поступать безнравственно.

4.Делаете ли вы замечание другу, если он поступил нетактично с кем-то?

5.Какие правила поведения Вы знаете?

6.Что такое вежливость.

Учитель анализирует анкету «Вежливость»

Назовите самые распространенные вежливые слова, существующие в нашем общении: /учащиеся отвечают/

1. Здравствуйте!

2. Будьте добры.

3. Спасибо

4. Будьте любезны.

5. Извините.

6. Доброе утро!

7. Благодарю.

8. Спокойной ночи!

9. Пожалуйста.

10. Добрый день!

11. До свидания!

12. Добрый вечер!

13. Скажите, который час?

14. Извините за беспокойство.

Учитель: Обладать хорошими манерами несложно, просто приобретите эту привычку.

Итак, немного из истории происхождения вежливых слов.

Игра «Доскажи словечко».

1.Растет даже ледяная глыба от слова теплого…./спасибо/.

Ученик 1:

СПАСИБО.

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:

- Спаси вас Бог!

«Спаси Бог» превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!».

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: «СПАСИБО!».

ФИЗМИНУТКА (спасибо на разных языках).

Вот как звучит слово «спасибо» на разных языках:

Английский: Тhank you (сэнк ю)

Грузинский: Mahd-lobt (мадлобт)

Итальянский: Grazie (грацие)
Испанский: Gracias (грасиас)

Немецкий: Danke schön (данке шон) 
Татарский: Rekhmet (рехмет)
Французский: Merci beaucoups (мерси боку)

Хинди: Shoukriah (шукран)

Чешский Czech: Dekuju (дякую)

Японский: Domo arigato (домо аригато)

Ученик:

Даже дети знают:некрасиво

Не сказать за доброту «Спасибо!»

Это слово с детства нам знакомо

И звучит на улице и дома.

Но порой его мы забываем,

И в ответ лишь радостно киваем...

И уже достойны нашей жалости

Тихие «Спасибо» и «Пожалуйста».

И не каждый вспоминать готов

Смысл сокровенных добрых слов.

2.Когда же нас бранят за шалости,

Произнести – …../прости, пожалуйста/.

Ученик 2:

ПОЖАЛУЙСТА.

Издавна слово «жаловать» означало оказывать внимание, уважать, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово – «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать вниманием.

В слове «пожалуйста» и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение:

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать: «ПОЖАЛУЙСТА!».

Ученик 3:

ИЗВИНИТЕ.

3.Если кто-нибудь причинял кому-то неприятность или неудобство, не желая того, ненароком, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!». То есть – «снимите с меня вину»:

Если вы кого-то обидели случайно

Или наступили на ногу нечаянно,

Только не молчите, только не мычите,

Долго не тяните, скажите: «ИЗВИНИТЕ!».

4.Но увидимся с Вами опять,

Чтобы…./здравствуйте/ снова сказать.

Ученик 4:

ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Здравствуйте — слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке. Однако фактическое значение слова — пожелание здоровья. Так же, как и «Здравия желаю», повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение произошло от слова «здравствовать» — быть здоровым, благополучно существовать:

Что такое здравствуй? – Лучшее из слов,

Потому что здравствуй – Значит, будь здоров!

Правило запомни. Знаешь – повтори.

Старшим это слово первым говори!

Ученик 5:

Ах, как нам вежливые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами.

А может, не слова – дела важны

Дела – делами, а слова – словами.

Ученик 6:

Как бы ни было в жизни нам туго,

Надо вежливость не растерять.

Мы окажем вниманье друг другу

И друг друга станет легче понять.

Учитель:

Для того чтобы каждый из нас стал вежливым, необходимо соблюдать следующие правила (совместно с учащимися составляют правила вежливости/:

1. В вежливости проявляется отношение к другим людям.

2. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.

3. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.

4. Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не ответить на приветствие.

5. Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.

6. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи.

7. В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.

8. Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.

9. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.

Так давайте учиться быть вежливыми. Говорите, друг другу хорошие слова и в ответ вы будите слышать только хорошее.

Итак, а какого человека можно назвать культурным?

Ученик 1: не повысит голоса, внимательно выслушает собеседника, с ним приятно общаться.

Ученик 2: одевается просто, но со вкусом, помнит о моде, но не идет слепо за ней, на него приятно смотреть.

Ученик 3: здоровье и мышцы служат не для демонстрации, а ради здоровья. Не пожалеет часа для гимнастики и ухода за своей кожей и телом. Он излучает физическую энергию и здоровье.

Учитель: Поговорим о правилах этикета (ученики готовили небольшие сообщения)

Ученик 4: Правила этикета складывались издавна, еще в феодальной Европе во времена рыцарей. Именно оттуда пришел обычай снимать головной убор, заходя в помещение, снимать перчатку, здороваясь за руку с другим человеком. Рыцари показывали этим, что у них в руке нет оружия, снимая шлем, они как бы говорили хозяину дома: «Я не опасаюсь тебя»

В древней Руси в ХП веке князь Владимир Мономах в «Поучении к детям» советовал вести беседу так: «При старших молчать, мудрых слушать, без лукавого умысла беседовать, побольше вдумываться, не истовствовать словом, не осуждать речью, не много смеяться».

В России первый свод правил по этикету был подготовлен в 1717г. по указу Петра I. Свод был составлен Академией наук России и предназначался для обучения дворян светским манерам и светскому поведению.

Давайте послушаем некоторые правила из этой книги, а потом обсудим их. Большинство правил годятся и сейчас, хотя написаны непривычным языком.

Ученик 5,6: (читают выдержки из указа Петра I) :

*«Должны дети отца и мать в великой части содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не надевать, и возле них не садиться, и прежде оных не заседать…

*Без спросу не говорить, а когда говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком или тем более с сердца или с задору говорить, нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать.

*Не прилично им руками или ногами, по столу везде колобродить, но смирно есть, а вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должны тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.

*Никто не имеет повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить, или на людей косо вглядывать, но прямо, а не согнувшись ступать, и голову держать прямо, а на людей глядеть весело и приятно.

Вот мы послушали выдержки «Указа Петра». Давайте теперь ответим на

вопросы:

1. Как должны относиться дети к родителям?

2. Как должны разговаривать с родителями и другими взрослыми?

3. Как надо приветствовать старших?

4. Какие правила сохранились до сегодняшнего дня?

5. Почему Петр I ощущал нужду в подобной книге правил поведения дворян?


Ученик7:.Императрица Екатерина П заставляла придворных соблюдать правила «эрмитражного устава». Один из параграфов призывал « говорить умеренно и не очень громко, дабы у прочих там находящихся уши и голова не заболели».

Учитель: Человек должен быть всегда вежлив и культурен как в эпоху Петра, так и в наше время, поэтому правила этикета сохранились.

Итак, основные понятия:

Этикет – воспитанность – культура./на доске/

1.Этикет – правила поведения и общения человека в обществе.

2.Воспитанность очень важна, по ней можно судить о самом человеке, о его культуре.

Учитель: Ребята, культурная речь – признак интеллигенции и воспитанности человека. Жаргонные словечки, грубые обороты – все это лишь демонстрирует отсутствие правильного воспитания. Я думаю, что в своей речи вы будете стараться не использовать такие слова, и тогда ваши собеседники будут понимать вас.

Давайте сформулируем правила хорошего общения:

1. Улыбайтесь.

2. Проявляйте искренний интерес к другим.

3. Чаще обращайтесь к собеседнику.

4. Поощряйте собеседника рассказывать о себе.


Актуальный вопрос

Большинство ребят даже если и знают, то часто не соблюдают эти правила.

Теперь давайте проверим, как вы умеете вести себя, говорить и поступать в той или иной ситуации.

Туры оцениваются в баллах /по 2 балла/ или можно давать жетоны за правильные ответы.

I тур.

«Умеем ли мы вести себя»

1.Вы входите в классную комнату, а в классе беспорядок. Ваши действия? 2.Одновременно вам два человека предлагают различные угощения: один друг – шоколад, другой – простенькие карамельки. Ваши действия?

3. В дневник ученика учитель вписывает неудовлетворительную оценку или замечание. Отреагируйте достойно на этот неприятный факт.

4.Вы видите, что у ребенка младше вас отнимают деньги. Ваши действия?

5.Женщина поднимается в автобус или по лестнице с тяжелой сумкой. Ваши действия?

II тур.

Жизненные ситуации.

1. Вам подарили в день рождения совершенно ненужную вещь (например, настоящую русскую балалайку). Ответьте на подарок шуткой, юмором, выражением радости и поблагодарите.

2. Вам подарили в день рождения совершенно ненужную вещь (например, двухтомник «Техника безопасности при проведении буровзрывных работ в горных выработках закрытого грунта»). Ответьте на подарок шуткой, юмором, выражением радости и поблагодарите.

3. В гостях у друга.

Один человек приехал в гости к своему другу, который жил в большом городе. Сначала друг был очень доволен. Но время шло, а человек не собирался уезжать. Наконец, друг спросил его:

- Ты не думаешь, что твоей жене и детям скучно без тебя?

- Ты прав, - ответил тот. – Я завтра позвоню им, чтобы они приехали.

Проанализируйте.

4. День рождения.

- Мам, дай мне, пожалуйста, 50 рублей, - говорит Таня.

- А мне 100 рублей, - просит Маша.

- Мне тоже нужно рублей 200, - говорит муж.

- Что с вами сегодня случилось? – спрашивает мать.

- Ты забыла? У тебя сегодня день рождения. Проанализируйте.

А сейчас прочитаем пословицу: " Будем вежливы со всеми - нам откроются все двери!"

Ш тур

Как мы здороваемся.

1. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?

2. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?

3. С вами, наверное, такое бывало: встречаете вы человека часто, например, в скверике, через который вы ходите в школу. Но незнакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться?

4. Можно ли вместо "здравствуй" говорить "привет"

.5. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: "Здравствуйте, Нина Николаевна". Не скажете ли вы, какая допущена ошибка? А может быть, все в порядке?

1У тур.

К вам пришли гости.

Ситуация 1. Алеша возвращался из школы с друзьями. По дороге они заспорили. За спором дошли до Сашиного дома, спор еще не окончен. Саша предложил: "Пошли к нам, ребята. У меня есть книга, она поможет разрешить спор. И поедим, а то есть здорово хочется. - А мама ругаться не будет? - спросил один из мальчиков. - Ну что ты! Она у меня не такая! Дверь открыла Алешина мама. Она была в стареньком платье, в фартуке. Из-под косынки выбились волосы. Она стирала. - Вы уж извините, ребята, - у нас беспорядок. Я приготовлю вам что-нибудь перекусить. Мальчики стали отказываться, порывались уйти. Хозяева их уговаривали остаться. всем было неловко, нехорошо. Кто виноват в этом?

Ситуация 2. В дверь постучали. Сергей, продолжая есть, крикнул: Входите, открыто! На пороге появилась Марина. Это было полной неожиданностью. Они, конечно, знакомы. Но… Что надо сделать прежде всего? Как быть с ужином: продолжать или оставить. Можно ли спросить, зачем пришла Марина? А если ей нужна книга, которую придется долго искать? Как поступить?

Ситуация 3. Скоро в школу. Уроки еще не сделаны. А мама просила начистить картошки и протереть пол влажной тряпкой. Но Игорь никак не возьмется за дело. С утра заглянули к нему на минутку соседи, два брата. И не уходят. Поиграли в "Денди". Тренировали на задержание преступника болонку Тусю. Отрабатывали на ковре приемы самбо. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни. Домой их отправить! Как быть с домом хозяина? А уроки? А мамина просьба?

У тур.

Понемногу о разном.

1. Кто должен первым закончить разговор по телефону: кто позвонил или кому позвонили?

2. На вечере мальчик потанцевал с девочкой. Он ей говорит: "Спасибо". Правильно? А что должна сказать или сделать девочка?

3. К старшей сестре пришла подруга, она учится на зубного врача. Мы пили чай. Я вспомнил и говорю: "Посмотрите, какая у меня в зубе здоровая дырка". И показал. Сестра меня потом чуть ли не съела, мама жаловалась, что я невоспитанный. А что я такого сделал?

4. Правда ли, что если кто-то чихнет, нельзя говорить: будьте здоровы". А многие говорят… А как верно?

5. Вот если тебе принесли подарок, такой завернутый, можно его развернуть и посмотреть. Я читала, что можно, а бабушка говорит, нельзя, ты, мол, свою жадность показываешь. Так что: смотреть или не смотреть?

6. Один мальчик на вечере пригласил меня танцевать. Я говорю: "Нет. я не буду". Он говорит: "Почему?" Я не знаю, должна ли я ему объяснять или нет.

7. Как правильно есть зеленый горошек? Накалывать горошинки на вилку или вилкой их подбирать

Учитель: посмотрите на запись на доске. Давайте с Вами еще раз запомним, что /читаем слова на доске/

Заключение.

Хочется закончить классный час словами Э.Роттердамского : «Вежливость порождает и вызывает вежливость»

Тест «Методика незаконченных предложений /понятия темы/» /дети расшифровывают понятия/:

Добро – это……..

Вежливость – это……

Этикет – это……..

Культура поведения – это…….

Литература:

1. Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь современного русского языка.

2. Словарь синонимов русского языка: практический справочник. З.Е.Александрова. – М,: Рус.яз. –Медиа, 2007.

3. Общий толковый словарь русского языка.

4.Ресурсы Интернета /физкультминутка/.

Азбука нравственности классный час
  • Классному руководителю
Описание:

Мероприятие направлено на углубление представления подростков о вежливости; формирование положительных нравственных человеческих качеств как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка

Ничто не обходится нам так  дешево и не ценится так дорого

как вежливость.   М.Сервантес.  В разработке говорится о моментах уважительного отношения друг с другом. Трудно сосчитать, сколько людей за один день ты увидишь. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми  людьми дома, в  школе, на улице, в магазине, в библиотеке, в кино и т.д. Но не все разговаривают друг с другом приветливо, дружелюбно, тактично. Поэтому существуют правила вежливости, они зародились еще в древности.

Вежливость всегда была показателем воспитанности. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.

 

Автор Мельникова Нина Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1811
Номер материала 30124
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓