Главная / ИЗО, МХК / Авторская статья о новых программах в дополнительном образовании

Авторская статья о новых программах в дополнительном образовании

Будущее дополнительного образования.

Положительные и отрицательные стороны предпрофессиональной программы.

Детские школы искусств, музыкальные и художественные школы должны получить новый, достойный статус, а так же широкую государственную поддержку. На это направлен Федеральный закон Российской Федерации от 17 июня 2011 г. N 145-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании".


Предпрофессиональное – значит обязательное, начальная ступень профессионального образования, фундамент профессионального образования в сфере культуры и искусства.

Механизмом внедрения новшеств должны стать федеральные государственные требования к содержанию, структуре, условиям реализации и срокам обучения по предпрофессиональным программам, разработанные Министерством культуры РФ.

Новые программы отличает:

- направленность обучения на результат, который четко формулируется в разделе “Требования к минимуму содержания дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы” (достигнутые знания, сформированные умения, навыки в предметных областях и по предметам).

- срок обучения (вместо 3-х, 4-х, 5-ти, 7-летних сроков обучения вводятся 8-летние сроки для детей, поступающих в школу искусств в возрасте 7-9 лет, и 5-летние – для детей, поступающих в ДШИ в возрасте 10-12 лет).

- введение дополнительного (9-го или 6-го) года обучения в целях продления предпрофессиональной программы для детей, не освоивших программы основного общего или полного общего образования в силу возраста, а также детей, желающих поступить в профессиональные учебные заведения, где прием осуществляется на базе данных уровней общего образования.

- новая структура учебных планов, которые делятся на разделы: обязательная часть, вариативная часть, консультации, аттестация.

- введение в учебный план раздела “Вариативная часть” вместо “Предмета по выбору”. Вариативную часть образовательное учреждение разрабатывает самостоятельно в объеме до 20% от объема времени обязательной части, отведенного на занятия преподавателя с обучающимся.

- нормирования часов самостоятельной работы обучающихся, объем которой определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, а также с учетом параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования, реального объема активного времени суток.

Федеральные государственные требования дают школе искусств право на реализацию предпрофессиональных программ в сокращенные сроки и по индивидуальным учебным планам.


Подготовка новых программ к лицензированию.

Для того чтобы объявить набор на предпрофессиональные программы, нужно получить разрешение – лицензию. Подготовка к лицензированию – это разработка дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы образовательного учреждения. Данная программа должна содержать следующие разделы:

1) пояснительную записку;

2) планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы;

3) учебный план;

4) график учебного процесса;

5) программы учебных предметов;

6) систему и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации, результатов освоения образовательной программы обучающимися;

7) программу художественно-творческой, методической и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.


Ошибки федеральных государственных требований.

В предпрофессиональной программе неправильной является задача ранней профориентации ребёнка. 7, 10 или 12-ти летний ребёнок не может и не должен готовиться к будущей профессии. Ученик вначале должен получить комплексное образование, ставящее своей целью только ознакомительный со всеми видами искусств характер, и лишь потом делать свой выбор. Эту задачу может выполнить как общеобразовательная школа, в рамках предметов музыка, изо и т.д., так и ДШИ в рамках дополнительной программы общеэстетического образования. Только пройдя эту ступень, ребёнок сможет понять что ему ближе, с чем он хочет связать свою будущую профессиональную жизнь. И этот выбор он сможет сделать, только достигнув 14-16 летнего возраста.

В современном мире, когда все процессы на планете ускоряются, в науке, образовании и производстве главной задачей является получение наилучших результатов в наиболее краткие сроки, нецелесообразным является увеличение срока обучения и растягивание учебного плана. Основываясь на собственном опыте преподавателя-практика, правильным, оптимальным временным вариантом профессиональной ориентации ученика считаю 14-15 летний возраст, а срок освоения предпрофессиональной программы – 3 года, соответствующий одновременному обучению в 9,10 и 11 классе общеобразовательной школы. При реализации версии предпрофессиональной подготовки описанной в ФГТ, для преподавателей ДШИ и ДХШ обострится проблема сохранности контингента, удержать ребёнка 5 или 8 лет намного сложнее, чем 4 или 3 года. Усложняет ситуацию и возможный ошибочный выбор родителей и учеников, и как в новых условиях настолько длительного обучения, эту ошибку придётся исправлять. Что делать, к примеру, если ребёнок осваивающий предпрофессиональную программу «изобразительное искусство», навязанную ему родителями, в середине или в конце срока обучения вдруг решит связать свою судьбу с музыкой? Возможности успеть освоить другое направление подготовки у него уже не будет. И таких примеров в новых условиях будет не мало. С дополнительной трудностью выбора столкнуться ученики художественных школ и художественных отделений ДШИ, которым придётся выбирать между родственными программами «изобразительное искусство» и «декоративно-прикладное искусство», разница между которыми для учеников и родителей не совсем понятна.

Но несмотря на ошибки в структуре федеральных требований, Федеральный закон № 145-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации “Об образовании”» был необходим, и изменения дадут новый импульс развития «культурного» образования. Изменения определили новый правовой статус детских школ искусств, который устанавливает границу между ДШИ и другими образовательными учреждениями дополнительного образования детей, формально закрепляющий их достойное место, обеспечивающий им надёжное будущее.


Детская художественная школа

Г.Ульяновск

Преподаватель Мамыкин Н.В.

2012 год.

Авторская статья о новых программах в дополнительном образовании
  • ИЗО, МХК
Описание:
Конференция «Будущее дополнительного образования» Положительные и отрицательные стороны предпрофессиональной программы.

   Детские школы искусств, музыкальные и художественные школы должны получить новый, достойный статус, а так же широкую государственную поддержку. На это направлен Федеральный закон Российской Федерации от 17 июня 2011 г. N 145-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании".  

 

   Предпрофессиональное – значит обязательное, начальная ступень профессионального образования, фундамент профессионального образования в сфере культуры и искусства.

    Механизмом внедрения новшеств должны стать федеральные государственные требования к содержанию, структуре, условиям реализации и срокам обучения по предпрофессиональным программам, разработанные 

Автор Мамыкин Никита Владимирович
Дата добавления 04.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 856
Номер материала 25802
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓