Главная / Начальные классы / авторская разработка на тему "Питание"

авторская разработка на тему "Питание"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Гимназия №19» Приволжского района города Казани


«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель Директор МАОУ

А.С.Куликова директора по УР «Гимназия №19»

Г.Р.Шакирзянова Н.М.Гафиятуллин

_______________ ________________ _______________



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ПИТАНИЕ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 1 ГОД



Учитель: Гимранова Масуфа Мирхатимовна, высшая квалификационная категория



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №1

от «27 » августа 2014г.





2014 – 2015 учебный год


ПИТАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа «Питание» по формированию культуры здорового питания обучающихся открывает цикл оздоровительных занятий для школьников. Она предназначена для учащихся 1 классов, рассчитана на 1 учебный год – 9 часов, учитывая возраст и возможности учащихся. Программа направлена на формирование здорового стиля жизни младшего школьника на основе повышения уровня знаний о здоровье и выработки поведенческих навыков, охраняющих жизнь и здоровье детей.

Одной из главных задач программы является внедрение оптимальных сочетаний форм организации образовательного процесса, методов и содержания обучения на основе здоровьесберегающего подхода. Немаловажным фактором здоровьесберегающих технологий, воспитания здорового образа жизни является формирование положительной учебной мотивации на раннем этапе развития ребенка. Этот вопрос помогает решить занятия по программе «Питание». Здесь в игровой форме закладываются навыки правильного режима дня. Программа дает школьнику возможность открыть в себе главные психические и физические возможности. Существует огромное количество предметов, из которых учащиеся узнают об окружающем мире. Должен быть такой предмет о питании, который познакомит учащихся младших классов с правилами сохранения их здоровья. Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ является:

1.) проектная деятельность учащихся,

2.) режим питания учащихся.

Уделяется внимание:

- вкусным блюдам - кашам, приготовленным в духовке;

- рыбам,

- овощам и фруктам;

- этикету.

Труд человека, пунктуальность, ответственность, режим дня человека, развитие человека, воспитание и этика неразрывно связаны с питанием. Поэтому я решила написать такую программу, которая обеспечит и докажет, что не только питаясь экологически чистым продуктом, мы можем воспитать здоровое поколение, а наоборот, мы должны научить учащихся уважать труд человека, любить труд, ценить труд, ценить каждую минуту своей жизни, поэтому соблюдать режим дня, значит, обеспечить везде и во всём порядок, быть организованным, пунктуальным, честным, дружелюбным, полезным обществу. Выполняя и соблюдая всё перечисленное в комплексе, мы можем обеспечить здоровое питание, а значит и здоровое поколение. Конечно же, в своей программе особый акцент хочу сделать полезным и вкусным кашам, сочным рыбам, приготовленным в духовке, овощам и фруктам, выращенным в нашей любимой стране.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и ориентировано на:

- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;

- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Содержание программы соответствует:

- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям Татарстана;

- начальному уровню образования;

- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения: индивидуальности, доступности, преемственности, результативности;

- современным образовательным технологиям, отраженным в формах и методах обучения: дифференцированного обучения;

Содержание программы направлено на:

- создание условий для развития личности ребенка;

- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- профилактику асоциального поведения;

- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;

- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

- укрепление психического и физического здоровья детей;

- взаимодействие педагога с семьей.

Цель программы:

- обеспечение обучения, воспитания, развития детей,

- формирование начальных знаний о правильном питании у детей младшего школьного возраста,

- формирование представления о необходимости заботы о своём здоровье,

- формирование начальных знаний о гигиене тела человека,

- формирование представления о полезных продуктах питания,

- формирование информационной культуры,

- формирование культуры общения между детьми,

- развитие способности взаимодействовать в коллективе,

- развитие коммуникативных навыков,

- воспитание чувства ответственности, взаимопомощи,

- изучение основных правил здорового образа жизни.

Поставленная цель определила следующие образовательные и воспитательные задачи:

- формирование и развитие представления у детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, - формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.

- формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;

- освоение детьми практических навыков рационального питания;

- формирование навыков правильного питания, как составной части здорового образа жизни;

- формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;

- пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа и культуре и традициям других народов;

- развитие творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательной деятельности;

- развитие коммуникативных навыков у школьников, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;

- просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.

Программа предполагает активное вовлечение в работу и педагогов, и родителей.

Здоровое питание – одна из актуальных проблем современного общества (сегодняшнего и завтрашнего). Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Множество элементов здорового образа жизни младшего школьника находится в сфере педагогического влияния учителя начальных классов. Данная проблема заключается в снижении уровня показателей здоровья, которая затрагивает несколько аспектов. Среди них выделяются: социальный, экологический, экономический. Одним из главных аспектов является культурный, который связан с правильным отношением к своему здоровью у подрастающего поколения.

Гипотеза: программа «Питание» является решением данной проблемы.

Программа требует соблюдения следующих основных принципов:

- Принцип развивающего обучения

Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность развивающих игр согласно этим знаниям.

- Принцип воспитывающего обучения

Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе игры воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения

- Принцип систематичности и последовательности обучения

Устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.

- Принцип доступности

Содержание работы с детьми должно соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.

- Принцип личностно-ориентированного подхода к ребенку

Педагог должен стремиться подходить к каждому ребенку как к личности. Занятие должно строиться в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, должен учитываться тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп, уровень сложности определяться строго для каждого ребенка.

- научная обоснованность;

- практическая целесообразность;

- динамическое развитие и системность;

- необходимость и достаточность предоставляемой информации;

- вовлечение в реализацию программы родителей;

- возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения.

Для выполнения задач формирования правильного питания необходимо довести до сведения каждого ребенка важность соблюдения режима питания.

Формы и методы обучения

Основными формами реализации программы являются: игровая деятельность и проектно-исследовательская работа.

В качестве организации занятий в программу внесены различные формы: экскурсии (Зеленодольский хлебозавод), наблюдение, сюжетно-ролевые игры, игры по правилам, мини проекты, совместная работа с родителями (Татарская кухня), групповые дискуссии (о пользе питания), мозговой штурм (проектная работа «Выращивание томатов», «Какой чай полезнее, чёрный или зелёный», «Исследование кислотности продуктов питания с помощью растительных и химических индикаторов», «Мороженое»)

Основные методы обучения: исследовательский, практический, поисковый.

Ожидаемый результат

- полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;

- дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;

- дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания;

- здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.

Предполагаемые результаты обучения.

Ученики должны знать:

- полезные продукты;

- правила этикета;

- роль правильного питания в здоровом образе жизни.

Учащиеся должны уметь:

- соблюдать режим дня

- выполнять правила правильного питания;

- выбирать в рацион питания полезные продукты.

Дети проводят исследовательскую работу по различным темам: «Выращивание томатов», «Какой чай полезнее, чёрный или зелёный», «Исследование кислотности продуктов питания с помощью растительных и химических индикаторов», «Мороженое», « Шоколад», «Лук»; ходят на экскурсии на различные предприятия: в хлебозавод, в кафе, в школьную столовую; оформляют плакаты по правилам правильного питания, выполняют практические работы. Всё это позволяет реально сформировать у школьников полезные навыки и привычки в области рационального здорового питания.

Работа по программе «Питание» даёт большие возможности для воспитания здорового поколения и для формирования коллективизма. Реализация программы ориентирована на творческую работу ребёнка – индивидуальную или групповую.

В результате формируются такие качества как ответственность, взаимопомощь, взаимовыручка, любознательность, коллективизм.

Работа по программе «Питание» способствует развитию творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательных способностей, развитию коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблем.

Список литературы для учителя:

1. Каландарова Наталья Ниловна. Уроки речевого творчества в 1 классе. Глазов 2001, 44 с.

2. Каландарова Наталья Ниловна. Формирование объяснительной речи у детей с задержкой психического развития. Глазов 2001, 42 с

3. Марштупа Лариса Евгеньевна. Самые вкусные блюда из духовки. М., 2006, 51 с.

4. Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов. М., 2000, 350 с.

5. Оксана Узун . Русская кухня.М., 2009,383с

6. Справочник по детской диете. М.1977., 340 с.

7. Уварова Ольга Ивановна. Большая поваренная книга. М., 2002, 510с

8. Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.400с


Список литературы, для детей.


1. Вахрушев Александр Александрович , Бурский Олег Владиславович, Раутиан Александр Сергеевич

Окружающий мир. 1 класс. 2 часть. Москва, 2014, 96 с.



Тематическое планирование дополнительной общеобразовательной программы «Питание»

Курс: – 9 часов, 1 раз в месяц.


п\п

Название

разделов

и тем

Кол

час

Календ.

сроки

Цели


Наглядные

Пособия, ИКТ,

ТСО

1

Труд человека

1

сентябрь

-Учить учащихся ценить труд человека.

-Познакомить с различными профессиями людей, в т.ч. повара.

-Познакомить учащихся с загадками, пословицами, фразеологизмами.

-Познакомить с «Этимологическим словарём русского языка» Семёнов А.В.(Слова: профессия, повар, пекарь).

- Развивать коммуникативные навыки у учащихся, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.

- Формирование навыков правильного питания, как составной части здорового образа жизни.

- Формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.

1.)Методическое пособие.

Каландарова Наталья Ниловна

Формирование объяснительной речи у детей с задержкой психического развития.

2.) Учебник «Окружающий мир» (А.А.Вахрушев и др., 2 часть, стр.18 – 21)

2

Правила правильного питания.

1


октябрь

- Познакомить правилами правильного питания.

-Учить учащихся, как вести себя за столом: перед едой использовать «волшебные» слова: приятного аппетита, пожалуйста, спасибо.

- Формирование навыков правильного питания, как составной части здорового образа жизни.

- Формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.

Методическое пособие.

Каландарова Наталья Ниловна

Формирование объяснительной речи у детей с задержкой психического развития

(«Слова не самые приятные», стр.32)

3

Личная гигиена.

Режим дня.


1

ноябрь

- Учить составить рассказ, используя рисунок о режиме дня.

Познакомить учащихся с загадками, пословицами, фразеологизмами.

- Продолжить знакомство с «Этимологическим словарём русского языка» Семёнов А.В. (Слова: рукомойник, полотенце).

- Формирование навыков правильного питания, как составной части здорового образа жизни.

- Формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.

- Воспитывать чистоту, аккуратность.

Методические пособия:

1.) Каландарова Наталья Ниловна. Уроки речевого творчества в 1 классе. (Стр.6)

Формирование объяснительной речи у детей с задержкой психического развития.

(стр.34 – 35)

4

Праздники


1

декабрь

- Формирование навыков правильного питания, как составной части здорового образа жизни.

- Формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.

Методическое пособие. Каландарова Наталья Ниловна.

Формирование объяснительной речи у детей с задержкой психического развития.(стр.39 )

5

Пища, еда.

1


январь

- Провести беседу о значении пищи в жизни человека.

- Познакомить учащихся с загадками, пословицами, фразеологизмами.

- Продолжить знакомство с «Этимологическим словарём русского языка» Семёнов А.В. (Слова: хлеб, хлебница, гренки, бутерброд, вермишель, лепёшки, пельмени, пряник, самовар, варенье).

- Воспитывать бережное отношение к хлебу.

- Формирование навыков правильного питания, как составной части здорового образа жизни.

- Формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.

Методическое пособие.

Каландарова Наталья Ниловна.

Формирование объяснительной речи у детей с задержкой психического развития.

(стр.12 - 13)

6

Рыбы.

1

февраль

- Провести беседу о значении рыбы в жизни человека.

- Познакомить учащихся с загадками, пословицами, фразеологизмами.

- Продолжить знакомство с «Этимологическим словарём русского языка» Семёнов А.В.

- Формирование навыков правильного питания, как составной части здорового образа жизни.

- Формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.

Методическое пособие.

Каландарова Наталья Ниловна

Формирование объяснительной речи у детей с задержкой психического развития.

(стр.22 - 23)

7

Каша.

Виды каш.

1

март

- Познакомить учащихся с легендой о каше.

- Провести беседу о значении каши в жизни человека.

- Формирование навыков правильного питания, как составной части здорового образа жизни.

- Формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.

Самые вкусные блюда из духовки. (Мар-штупа Лариса Евгеньевна)

(стр.47 – 60)

8

Фрукты и овощи.


1

апрель

- Формирование навыков правильного питания, как составной части здорового образа жизни.

- Формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.

- Формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, а также готовности соблюдать эти правила.

- Освоение детьми практических навыков рационального питания.

1) Методическое пособие.

Каландарова Наталья Ниловна

Формирование объяснительной речи у детей с задержкой психического развития. (стр.15 – 17)

2) Учебник «Окружающий мир» (А.А.Вахру-шев и др., 2 часть, стр. 26, стр.68 - 69)

9

Грибы

1


май

- Освоение детьми практических навыков рационального питания.

- Формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.

- Пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, культуре и традициям других народов.

1) Каландарова Наталья Ниловна Формирование объяснительной речи у детей с задержкой психического развития. (стр.38 – 39)

Уроки речевого творчества.

2) Учебник «Окружающий мир» (А.А.Вахру-шев и др., 2 часть, стр.55, 77)














Разработки уроков.

Приложение 1.

Тема: Труд человека.

Цели:

-Учить учащихся ценить труд человека.

-Познакомить с различными профессиями людей, в т.ч. повара.

-Познакомить учащихся с загадками, пословицами, фразеологизмами.

-Познакомить с «Этимологическим словарём русского языка» Семёнов А.В.(Слова: профессия, повар, пекарь).

- Развивать коммуникативные навыки у учащихся, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.

- Формировать навыки правильного питания, как составной части здорового образа жизни.

- Формировать представления о правилах этикета, связанных с питанием осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.

Оборудование: Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка, Н.М.Шанский, В.И.Зимин. Школьный фразеологический словарь русского языка, Ожегов. Толковый словарь русского языка, Каландарова Наталья Ниловна. Формирование объяснительной речи у детей с задержкой психического развития, презентация на тему: «Труд человека», научно – исследовательские работы учащихся о питании.

Ход урока.

I. Организационный момент.

1) Вводная беседа.

Проводится беседа о значении труда в жизни человека.

II. Актуализация знаний.

- Подумайте, о чем эти стихи?

***

Метлу взяла и двор подмела.

Но и я не отставала –

От сарая до крыльца

Танцевала без конца.

***

У меня растут года,

Будет мне семнадцать,

Где работать мне тогда,

Чем мне заниматься,

Нужные работники –

Столяры и плотники,

Сработать мебель мудрено:

Сначала мы берем бревно

И пилим на доски,

Длинные и плоские.

III. Постановка цели урока. Проблема.

- Ребята, что же объединяет эти стихотворения?

- Какова тема сегодняшнего урока?

IV. Работа по теме урока. Решение проблемы.

1.Этимология слов.

Учитель – человек, который учит чему-либо.

Водитель – человек, который что-то возит, управляет самодвижущейся машиной.

Продавец – человек, который продает что-нибудь, дает что-то в обмен на деньги.

Доярка – работница , которая доит коров и ухаживает за ними.

Зарплата – слово состоит из двух слов – заработная плата.

Безработный – человек, не имеющий работы.

2.Загадки.

Щука ныряет, трава прилегает. ( косят).

***

Били меня, били, колотили, колотили,

Клочьями рвали, по полю валяли,

Под ключ запирали, на стол сажали. (лен)

***

Железный нос в землю врос;

Роет, копает, землю разрыхляет (плуг)

***

Ходит с края да на край, режет черный каравай,

Сзади ходит другой, сыплет солью золотой. (пашут, сеют)

***

Носик стальной, хвостик льняной,

Сквозь полотно проходит, конец себе находит. (шьют иголкой).

3.Пословицы.

Терпенье и труд все перетрут.

Труд человека кормит, а лень портит.

Работай – сыт будешь, учись – умен будешь.

Работай до поту, поешь хлеба в охоту.

Рабочие руки не знают скуки.

Кто надеется на небо, то сидит без хлеба.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Без топора – не плотник, без иглы – не портной.

4.Фразеологизмы.

Мастер на все руки – так говорят человеке, умеющем все делать.

Сизифов труд - бесцельная, бесконечная работа.

Бить баклуши – ничего не делать.

Кому не лень – всякому, кто хочет.

Брать на себя труд – взяться за что-либо.

Гнуть хребет, спину – трудиться до изнеможения, изнурить себя тяжелой работой.

V. Физкульминутка. (на выбор учителя)

Пальчиковая гимнастика.

Жук.

«Жук летит, жужжит, жужжит

И усами шевелит».

Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.

Птенчики в гнезде.

«Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнздо.

Птенчикам своим расскажет,

Где она взяла зерно».

Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить. Затем поменять руки.

VI. Итог. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Актуальна ли сегодня пословица «Кто не работает, тот не ест»?

- Как вы усвоили тему нашего урока? Оцените.



Приложение №2.

Тема: Правила правильного питания

Цели:

- Познакомить правилами правильного питания.

-Учить учащихся, как вести себя за столом: перед едой использовать «волшебные» слова: приятного аппетита, пожалуйста, спасибо.

- Формировать навыки правильного питания, как составной части здорового образа жизни.

- Формировать представления о правилах этикета, связанных с питанием осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.

Оборудование: Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка; Н.М.Шанский, В.И.Зимин. Школьный фразеологический словарь русского языка; Ожегов. Толковый словарь русского языка; Каландарова Наталья Ниловна. Формирование объяснительной речи у детей с задержкой психического развития;

Методическое пособие. Каландарова Наталья Ниловна. Формирование объяснительной речи у детей с задержкой психического развития («Слова не самые приятные», стр.32), научно – исследовательские работы учащихся о питании.

Ход урока.

I. Организационный момент.

1) Вводная беседа.

Проводится беседа о значении труда в жизни человека.

II. Актуализация знаний.

Задание 1.

Отгадай загадки.

Черных ягод пышный куст –

Хороши они на вкус! (ежевика)

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее поди-ка:

Куст в колючках, будто еж, -

Вот и названа…(малина)

Бусы красные висят,

Из кустов они глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (брусника)

Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь – слюнки потекут,

А раскусишь – кисло! ( чёрная смородина)

Задание 2.

Отгадай загадки про овощи .

Девица укуталась в листья над грядкой,

Выбилась только кудрявая прядка.

Одета она в золотую кольчугу –

Плотно прижаты колечки друг к другу. ( репа)

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

С хвостом, а не мышь. ( кукуруза)

Золотая голова велика и тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка. ( морковь)

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (тыква)

Красная мышка с белым хвостом

В норке сидит под зеленым листом. (редиска)

Когда я ем, то глух и нем.

III. Постановка цели урока. Проблема.

Пословица.

- Когда я ем, то глух и нем.

- Почему и когда так говорят?

Какова тема сегодняшнего урока?

IV.Работа по теме урока.

Основные правила правильного питания:

1. Если хочешь вырасти сильным, здоровым, умным и красивым, нужно есть полезные продукты.

2. Полезно есть разные продукты: овощи и фрукты, молочные продукты, мясо и рыбу, хлеб и крупы, растительное и сливочное масло.

3. Перед едой нужно мыть руки с мылом. Не забывай вымыть ягоды, фрукты и овощи перед тем, как их съесть.

4. Перерыв между едой не должен быть больше 3 часов, а значит, лучше есть понемногу пять раз в день.

5. Полезно есть на завтрак каши.

6. Самое большое количество пищи за день человек съедает во время обеда. Обед должен состоять из четырёх блюд: закуски или салата, первого, второго блюда и десерта. Поэтому после обеда лучше всего выбрать спокойные занятия.

7. Названия всех приемов пищи: утром – завтрак, днем – обед или полдник, вечером – ужин.

8. Чтобы хорошо спать и отдыхать ночью, на ужин полезно есть только легкую пищу: запеканки, творог, омлет, кефир, простоквашу.

9. Весной очень полезно есть салаты из свежей зелени.

10. Полезно есть продукты с разным вкусом. Важно не использовать в пищу слишком много соленого, кислого, сладкого.

11. Человек должен выпивать в день 6-7 стаканов жидкости: молока, чая, соков и простой воды.

12. Если ты занимаешься спортом или у тебя большие нагрузки в школе, особенно важно соблюдать режим питания.

13. Овощи, фрукты и ягоды полезно есть каждый день.

14. Полезно есть разные овощи круглый год: капусту, морковку, свеклу, зелень.

V. Физкульминутка. (на выбор учителя)

Пальчиковая гимнастика.

Жук.

«Жук летит, жужжит, жужжит

И усами шевелит».

Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.

Птенчики в гнезде.

«Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнздо.

Птенчикам своим расскажет,

Где она взяла зерно».

Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить. Затем поменять руки.

VI. Итог. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Как вы усвоили тему нашего урока? Оцените.


Приложение № 3.

Тема : Личная гигиена. Режим дня.

Цели:

- учить детей соблюдать правила гигиены и выполнения режима дня школьника,

- способствовать формированию у ребенка привычки выполнения режима дня,

-знать основные правила личной гигиены; уметь правильно чистить зубы, соблюдать правила личной гигиены;

-привитие навыков здорового образа жизни, развивать гигиенические навыки : мытьё рук, чистка зубов, еженедельное купание.

-воспитывать умение слушать друг - друга, общаться, быть терпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других.

Оборудование : урок-презентация (Приложение 1), экран, проектор, ноутбук., видеозаписи мультфильма "Королева Зубная щетка", «Мойдодыр», «Петя и микробус»; посылка от Мойдодыра с предметами личной гигиены, конверт с письмом, кувшин с водой, тазик, зубная щетка, приложение 2, научно – исследовательские работы учащихся о питании, анкета о режиме дня.

Ход урока

I.Организационный момент.

-Давайте улыбнёмся друг другу, гостям и начнём наш урок.

- Покажите, с каким настроением вы пришли на урок (Дети показывают карточки с лицом радостным или грустным).

Вы готовы, глазки? (поглаживают веки глаз)

Да! (смотрят в «бинокль»)

Вы готовы, ушки?

Да! (прикладывают ладони к ушам, поглаживая их)

Вы готовы, ручки?

Да! (хлопают в ладоши)

Вы готовы, ножки?

Да! (поглаживают ноги, притопывают)

Вы готовы?

Да! (разводят руки в стороны и обнимают себя)

II.Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы.

-Внимание на экран. (слайд)(Просмотр фрагмента мультфильма «Мойдодыр»)

-Почему от мальчика сбежали вещи?

А вы догадались, как можно назвать этого мальчика?

(Неряха, грязнуля.)

- Правильно. Что надо делать, чтобы не стать похожим на этого мальчика?

(Мыть руки, умываться, мыться, чистить и стирать одежду, расчесываться.)

- Молодцы! Именно о правилах личной гигиены и о режиме дня мы будем говорить на уроке.

Как вы думаете, что такое «личная гигиена» и зачем нужно соблюдать режим дня?

Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.

К концу урока мы с вами составим правила личной гигиены и режим дня младшего школьника.

1. Анкетирование учащихся класса.

- В котором часу ты встаешь утром?

- Тебя будят родители или ты просыпаешься сам?

- Ты встаешь охотно или с трудом?

- Какие процедуры входят в твой утренний туалет?

- Делаешь ли ты зарядку по утрам?

- Ты делаешь её один или вместе с родителями?

- Как долго ты делаешь уроки?

- Ты выполняешь их сам или тебе помогают твои родители?

- Гуляешь ли ты на улице перед тем, как начать выполнять домашние задание?

- В котором часу ты идешь спать?

III. Открытие нового знания .

Фрагмент из мультфильма Королева зубная щётка.

Сценка про грязнулю.

-Ах, ты девочка, чумазая

Где ты руки так измазала?

Чёрные ладошки, на руках дорожки

-Я на солнышке лежала

Руки кверху всё держала

Вот они и загорели.

- Ах, ты девочка, чумазая

Где лицо ты так измазала?

Кончик носа чёрный

Будто закопчённый.

-Я на солнышке лежала

Носик кверху я держала

Вот он и загорел

-Девочка нужно руки тебе помыть.

- Саша мочалку возьмёт

И ладошки ей потрёт.

-Катя ватку возьмёт

И носик ей потрёт.

-Не трогайте ладошки

Они не будут белые

Они же загорелые.

-Давайте посмотрим на её руки.

А ладошки то отмылись.

+Да. Значит, это была грязь.

-Давайте девочку научим правильно умываться.

Намочить руки, взять мыло, намылить руки до пены, затем смыть пену водой. Теперь чистыми руками моем лицо, уши , шею.

- Ребята а сколько раз нужно мыть руки?

Физкультминутка.

Чтобы быть здоровым, сильным

Мой лицо и руки с мылом

Рано утром не ленись

На физкультминутку становись.

Танец маленьких утят

-А давайте посмотрим, что может произойти , если не умываться и не мыть руки.

Что может случиться, если не умываться и не мыть руки?

(Фрагмент мультфильма Витя и Микробус)

- Чем покрыто наше тело?

(Наше тело покрыто кожей. Учитель предлагает ученикам рассмотреть кожу на своих руках.)

- Кожа защищает наше тело от болезней. А когда вы бегаете, прыгаете и вам становится жарко, на коже появляются капельки пота. Если кожу долго не мыть, то на ней скапливаются жир и пот, которые задерживают частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать наше тело от микробов.

Грязная кожа может принести вред здоровью. И кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны окружающим.

Вот почему кожу нужно мыть, за ней необходимо ухаживать.

IV. Предметы личной гигиены.

-К нам в класс пришла посылка . Давай те узнаем от кого эта посылка.

Дорогие ребята!

Я посылаю вам посылку. В ней находятся интересные загадки и к ним отгадки. Постарайтесь разгадать загадки. Желаю удачи. До свидания.

Ваш Мойдодыр


-Отгадайте, что там лежит?

Лёг в карман и караулю:

Рёву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слёз,

Не забуду и про нос. (Носовой платок)

Гладко и душисто, моет очень чисто.

Нужно, чтоб у каждого было

Что, ребята? (Мыло)

На себя я труд беру:

Пятки, локти с мылом тру,

И коленки оттираю,

Ничего не забываю. (Мочалка)

Вытираю я, стараюсь

После бани паренька.

Всё намокло, всё измялось –

Нет сухого уголка. (Полотенце)

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.(Расческа)

Вроде ежика на вид,

Но не просит пищи.

По одежде пробежит,

И та станет чище. (Платяная щетка.)

Кто считает зубы нам

По утрам и вечерам.(Зубная щётка)

- Все эти предметы личной гигиены.

(По ходу работы учитель достает кусок мыла, зубную щетку, носовой платок, расческу, полотенце, зеркало, щетку для чистки одежды.)

-Ребята, вы знакомы с этими предметами? Для чего они нужны?

V. Первичное закрепление

1.Работа в парах. (Стенд на доске)

-Какими из этих предметов должен пользоваться только один человек, а какими может пользоваться вся семья?

2. Примерный вариант режима дня первоклассника Время

Подъем 6.30

Зарядка, умывание, уборка постели 6.30 - 7.00

Завтрак 7.00 -7.20

Дорога в школу 7.20 -7.40

Занятия в школе 8.00 - 12.20

Занятия по интересам 12.20 - 13.00

Прогулка на свежем воздухе 13.00 - 14.00

Обед, отдых, помощь по дому 14.30 - 16.00

Приготовление уроков 16.00 -17.00

Свободное время 17.00 -19.00

Ужин 19.00 - 19.30

Свободное время 19.30 -20.30

Личная гигиена, подготовка ко сну 20.30 - 21.00

VI. Физкультминутка

2. Игра «что с чем дружит» в группах

Проверка.

- С чем дружит нос…, туфли…, ногти…, волосы.., зубы..?

-А вы дружите с зубной щёткой.

Почему надо чистить зубы?

-На зубах постоянно образуется налёт . Он состоит из микробов и остатков пищи . Пища застревает и между зубами . Поэтому очень важно уметь правильно чистить зубы.

-Давайте поучимся правильно чистить зубы.

3.Учимся чистить зубы

Практическая работа

Начинаем с углов, с боковых зубов. Сначала – изнутри, затем – снаружи, вверх, вниз. Это мы стеночки почистили, а надо еще верхушки. По ним щеткой водим кругами или петельками.

Когда почистим зубы, щетку надо помыть и поставить в стаканчик.

-Сколько раз надо чистить зубы?

( Два раза в день: утром и вечером).

- Мы с вами повторили, как надо мыть руки, умываться, чистить зубы. Еще раз посмотрите на все предметы, лежащие у меня на столе.

-Какие предметы нужны, чтобы умыться? (мыло и полотенце)

- А какие предметы нужны чтобы почистить зубы? (зубная щётка и зубная паста)

ИГРА “Советы Мойдодыра

Цель игры: закрепить знания детей о правилах личной гигиены.

Содержание игры: учащиеся получают карточки, на которых зашифрованы правила личной гигиены. Задача играющих — прочесть эти правила:

1. Умываться по утрам и вечерам.

2. Чистить зубы нужно 2 раза в день (утром, после завтрака, и вечером, перед сном)

3.Ежедневно расчесывать волосы.

4.Стричь вовремя ногти.

VII. Итог урока. Рефлексия.

- Как вы усвоили тему нашего урока? Оцените.

Звучит песня.


















Приложение №4.

Тема: Праздники

Цели:

- учить правильно вести себя за столом во время праздников,

- провести беседу о значении праздников в жизни человека,

- познакомить учащихся с загадками, пословицами, фразеологизмами,

- продолжить знакомство с «Этимологическим словарём русского языка» Семёнов А.В.,

- способствовать формированию навыков правильного питания, как составной части здорового образа жизни,

- способствовать формированию представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности,

-развитие способности взаимодействовать в коллективе.

Оборудование: Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка, Н.М.Шанский, В.И.Зимин. Школьный фразеологический словарь русского языка, Ожегов. Толковый словарь русского языка, Каландарова Наталья Ниловна Формирование объяснительной речи у детей с задержкой психического развития, презентация на тему: «Праздники».

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

  1. Беседа о праздниках.

2. - Послушайте стихотворение и скажите, о чем идет речь.

Мама, бабушка, сестра – все нарядные с утра.

Принимают поздравленья, хоть у них не день рождения.

Каждой праздничный подарок и букет – он очень ярок.

А еще сюрприз их ждет – испекли мы с папой торт.

Перемыли всю посуду, навели подарок всюду.

Мы забыли слово лень. Вот что значит женский день!

А сестра спросила нас:

- Это будет каждый раз?

III. Постановка цели урока. Проблема.

- Ребята, все мы любим праздников. А как надо вести себя во время праздников?

IV. Работа по теме урока.

Этимология слов.

Праздник – произошло от слова праздность, «ничего неделание».

Новый год – год начинается заново, с первого календарного месяца, с первого числа.

День рождения – тот день, в который родился человек.

День влюбленных, или день Святого Валентина, назван так и честь Валентина, который умер ради любимой девушки.

День знаний 1 сентября – начало нового учебного года.

День Победы 9 мая – подписание акта о капитуляции Германии.

Рождество – рождение Христа.

Загадки.

Вдруг из черной темноты в небе выросли кусты,

А на них-то голубые, пунцовые, золотые

Распускаются цветы небывалой красоты. (салют).

***

В гости к нам и сам к себе домой

Он приходит каждою зимой,

Чтобы с ним на свете жили мы

До середины будущей зимы. (Новый год)

***

Этот праздник – день торжественный,

День радости и красоты.

На всей земле он дарит женщинам

Свои улыбки и цветы. (Восьмое марта)

Пословицы.

Праздник придет – гостей приведет.

Незваный гость хуже татарина.

Каков гость, таково ему и угощение.

При пире все дружки, при горе все ушли.

Гости попьют, погуляют, да и домой уезжают.

Гуляли – веселились, подсчитали – прослезились.

V.Фразеологизмы.

Будет праздник и на нашей улице – выражение используется для передачи предвкушения радости, удачи, торжества в будущем.

Праздность труса – трусить, бояться.

С какой ноги танцевать – как надо вести себя, как поступить.

Танцевать на одном месте – стоять, не продвигаясь в каких-либо начинаниях.

Физкультминутка.

Слон.

«В зоопарке стоит слон.

Уши, хобот, серый он.

Головой своей кивает,

Будто в гости приглашает».

Ладонь на себя. Средний палец опустить. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой – указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем все кистью.

Любимая игра: «Каравай», «Ручеек», «Колпачок», «Ниточка и иголочка», «Послушный мячик», «Принц-на-цыпочках», «Если нравится тебе…»

VI. Итог урока. Рефлексия.

- Что нового узнали? Как надо вести себя во время праздников?

- Как вы усвоили тему нашего урока? Оцените.









Приложение №5.

Тема: «Пища, еда».

Цели:

- провести беседу о значении пищи в жизни человека,

- познакомить учащихся с загадками, пословицами, фразеологизмами,

- продолжить знакомство с «Этимологическим словарём русского языка» Семёнов А.В. (Слова: хлеб, хлебница, гренки, бутерброд, вермишель, лепёшки, пельмени, пряник, самовар, варенье),

- воспитывать бережное отношение к хлебу,

- формирование навыков правильного питания, как составной части здорового образа жизни,

- формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.

Оборудование: Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка, Н.М.Шанский, В.И.Зимин. Школьный фразеологический словарь русского языка, Ожегов. Толковый словарь русского языка, Каландарова Наталья Ниловна Формирование объяснительной речи у детей с задержкой психического развития, плакаты, рисунки.

Ход урока.

I.Организационный момент.

1) Вводная беседа.

Проводится беседа о значении хлеба в жизни человека, о бережном отношении к хлебу, о том, какой трудный и сложный труд нужен, чтобы на прилавках магазинов оказались вкусные булочки, печенье, пряники, хлеб.

Простокваши дали Клаше, не довольна Клаша.

- Не хочу я простокваши, дайте просто каши.

Дали вместо простокваши каши нашей Клаше.

- Не хочу я просто каши, так без простокваши.

Дали вместе с простоквашей каши Клаше нашей.

Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей.

А поела, встала… «Спасибо», - сказала.

2) Инсценировка стихотворения.

II. Актуализация знаний.

Загадки.

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье…

Ну и объеденье! (калач)

***

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (блины)

***

На ложке сидит Митрошка, свесив ножки. (вермишель)

Пословицы.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Хлеб да соль – это труд да любовь.

Работай до поту, поешь хлеба в охоту.

Рабочие руки не знают скуки.

Кто надеется на небо, то сидит без хлеба.

Когда я ем, то глух и нем.

III. Постановка проблемы.

- Ребята, как мы должны сидеть за обеденным столом?

- Что общего между загадкой и пословицей?

IV. Работа по теме урока. Решение проблемы.

- Итак, какая тема сегодняшнего урока?

1. Этимология слов.

Гренки – слово образовано от слова греть, гренки – это поджаренные кусочки хлеба.

Бутерброд – слово из немецкого языка, означает «хлеб с маслом». «Бутер» - это хлеб, «брот» - это масло.

Вермишель - в итальянском языке это слово обозначает «червячок». Название по сходству.

Лепешки названы так от глагола лепить.

Пельмени – с удмуртского языка это слово переводится как «ушки из теста». Названы так по схожести формы пельменей с формой ушей.

Пряник назван от слова пряности (корица, гвоздика, ваниль), так как их добавляют в пряник.

Хлебница названа так из-за своего предназначения. В ней хранят хлеб.

Вафли напоминают пчелиные соты, а в немецком языке вафли – это «пчелиные соты».

2. Фразеологизмы.

Есть чужой хлеб - жить за чужой хлеб.

Есть даром хлеб – жить напрасно, не принося никакой пользы.

Хлебосольный хозяин – так говорят о человеке, умеющем от всей души принять добрых гостей.

Хлеб-соль водить – выражение употребляется в адрес людей, которые издавна дружат.

V. Физкульминутка. (на выбор учителя)

Пальчиковая гимнастика.

Жук.

«Жук летит, жужжит, жужжит

И усами шевелит».

Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.

Птенчики в гнезде.

«Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнздо.

Птенчикам своим расскажет,

Где она взяла зерно».

Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить. Затем поменять руки.

VI. Итог. Рефлексия.

- Что интересного вы узнали на уроке?

- С какими словарями мы познакомились?

Хлеб ржаной и булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

- Как хлеб приходит на стол?

- Как надо относиться к хлебу?

- Как вы усвоили тему нашего урока? Оцените.

- Спасибо за урок.



























Приложение №6.

Тема: «Рыбы».

Цели:

- Провести беседу о значении рыбы в жизни человека.

- Познакомить учащихся с загадками, пословицами, фразеологизмами.

- Продолжить знакомство с «Этимологическим словарём русского языка» Семёнов А.В.

- Формирование навыков правильного питания, как составной части здорового образа жизни.

- Формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.

Оборудование: Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка, Н.М.Шанский, В.И.Зимин. Школьный фразеологический словарь русского языка, Ожегов. Толковый словарь русского языка, Каландарова Наталья Ниловна . Формирование объяснительной речи у детей с задержкой психического развития.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1. Вводная беседа.

Проводится беседа о значении рыбы в жизни человека, о бережном отношении к рыбе.

III. Постановка цели урока. Проблема.

- Слушай, Подлещик, почему это тебя Подлещиком зовут?

- Как почему? Да потому что я еще маленький, я еще Подлещик. Вот вырасту – Лещом стану.

- Не очень-то понятно. Меня вот Подкаменщиком называют. По-твоему выходит, что я к старости камнем стану?

- Ребята, как вы думаете, почему так назвали этих двух рыб?

IV. Работа по теме урока. Решение проблемы.

1.Этимология слов.

Подлещик имеет сходство с лещом, но меньше его, за что и получил такое название.

Подкаменщик – это рыба обитает под камнями.

Рыба-вьюн. По своему телосложению она похожа на змею, а когда плавает, то изгибается всем телом.

Пескарь – слово образовано от слова песок. Пескарь любит песчаное дно.

Рыба-пила, рыба-молот, рыба-ремень, морской конек своим внешним видом напоминают эти предметы.

Окунь назван от слова око – «глаз». Глаза этой рыбы очень большие.

Колюшка. Вместо плавников – колючки для защиты от врагов.

2.Загадки.

Драчун и забияка, живет в воде,

Кости на спине, щука не проглотит.

Колюч, да не еж. Кто же это? (ерш).

***

У нее во рту пила. Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала,

А теперь в котел попала. (щука).

***

Крылья есть, да не летает;

Ног нет, да не догонишь. (рыба)

***

Двор дыроват, люди говорят,

А вылезть хозяева не могут. (рыба и невод).

***

Не человек, не зверь, а с усами. (сом).

3.Пословицы.

Как щука ни остра, а не возьмет ерша с хвоста.

На то и щука в море, чтоб карась не дремал.

Щуке дремать – добычи не поймать.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше.

4.Фразеологизмы.

Биться как рыба о лед – тщетно, безрезультатно прилагать усилия, чтобы выйти из бедственного положения.

Демьянова уха – насильное угощение вопреки желанию угощаемого.

Попасть на удочку – дать себя обмануть.

Как рыба в воде – чувствовать себя где-либо легко, непринужденно.

По щучьему велению – свершение чего-либо чудесным образом, само собой, без вмешательства кого-либо.

V. Физкульминутка. (на выбор учителя)

Пальчиковая гимнастика.

Жук.

«Жук летит, жужжит, жужжит

И усами шевелит».

Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.

Птенчики в гнезде.

«Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет,

Где она взяла зерно».

Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить. Затем поменять руки.

VI. Итог. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Как вы усвоили тему нашего урока? Оцените.













Приложение №7.

Тема: Каша. Виды каши.

Цели:

- Познакомить учащихся с легендой о каше.

- Провести беседу о значении каши в жизни человека.

- Формирование навыков правильного питания, как составной части здорового образа жизни.

- Формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.

Оборудование: Марштупа Лариса Евгеньевна. Самые вкусные блюда из духовки. Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка, Н.М.Шанский, В.И.Зимин. Школьный фразеологический словарь русского языка, Ожегов. Толковый словарь русского языка, Каландарова Наталья Ниловна. Формирование объяснительной речи у детей с задержкой психического развития.

Ход урока.

I.Организационный момент

II.Актуализация знаний.

1.Вводная беседа.

Проводится беседа о значении рыбы в жизни человека, о бережном отношении к рыбе.

III. Постановка цели урока. Проблема.

Простокваши дали Клаше, не довольна Клаша.

- Не хочу я простокваши, дайте просто каши.

Дали вместо простокваши каши нашей Клаше.

- Не хочу я просто каши, так без простокваши.

Дали вместе с простоквашей каши Клаше нашей.

Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей.

А поела, встала… «Спасибо», - сказала.

- О чём это стихотворение?

- Какова тема сегодняшнего урока?

IV. Работа по теме урока.

Загадки:

На сучке арканчик держит чемоданчик,

Крышка открылась – все раскатилось (горох).

Пословицы.

Щи да каша – пища наша.

Фразеологизмы.

Заварить кашу – затеять сложное, хлопотное, неприятное дело.

Рассказ о каше.

Каша – наиболее характерное блюдо для русского стола. И по сей день кашу в народе называют матерью хлеба. Есть интересная легенда (правдоподобность которой наука не отрицает) о том, что в древности кто-то, задумавшись, насыпал в горшочек с ржаной кашей больше крупы, чем положено, - получилась ржаная лепешка, а со временем вместо крупы стали класть муку (крупа мелкого помола) – так появился хлеб.

Археологи обнаружили при раскопках на Украине горшочек с кашей. Тщательный анализ показал, что каша сварена более двух тысяч лет назад.

На Руси каша была самой важной едой – основным блюдом, которым питались люди независимо от своего социального положения. Причем кашу в те далекие времена делали не только из круп, но и из любых сильно измельченных продуктов. Из документальных источников известно, что готовили каши из хлеба, рыбы, овощей и т.д. Без каши не обходился ни один праздник, ей слагали песни и воздавали хвалу. Считалось большим несчастьем, если каша убегала из горшка или горшок трескался в печи, - это сулило беды и неприятности семье. Поэтому горшок тщательно осматривали до того, как поставить его в печь, и после этого. Перед Новым годом по цвету, развару, консистенции и вкусу каши судили о том, как сложится жизнь семьи в следующем году.

Для приготовления каш не рекомендуется использовать эмалированную кастрюлю, так как на гладкой поверхности каша обязательно пригорит. Горшочек – самая идеальная посуда для приготовления каши, так как рецепт этого блюда разрабатывался еще в глубокой древности в расчете на русскую печь и глиняный горшок с закругленными выпуклыми боками.

Каши различаются по видам круп и по добавляемым в них дополнительным ингредиентам. Можно варить вязкие, густые и рассыпчатые каши. Рассыпчатую кашу варят, как правило, на воде из цельной нераздробленной крупы (например, риса, перловой, гречневой крупы), а вязкие приготовляют главным образом на цельном или разбавленном молоке (крупы берут любые).

Крупа – это продукт из цельных или дробленных зерен крупяных (просо, гречиха, рис, кукуруза), зерновых (ячмень, овес, пшеница) и бобовых (горох, чечевица) культур. К крупам также относятся овсяные и кукурузные хлопья и сага (искусственная крупа из картофельного или кукурузного крахмала).

Самыми распространенными видами круп в России являются рис, просо, гречка, овес и ячмень. Каждая крупа подразделяется на подвиды в зависимости от способа обработки. Например, из ячменя изготавливают перловую (крупные зерна) и ячневую (очень мелкие зерна) крупы, из проса – пшено, из твердой пшеницы – манку и т.п.

Каши обладают большой энергетической ценностью (в 100г крупы содержится в среднем 330-350 килокалорий) и имеют в своем составе множество необходимых для жизнедеятельности организма витаминов, а если в кашу добавить другие продукты (мясо, овощи, рыбу, молоко, грибы и т.д.), то она станет полноценным источником энергии и полезных веществ, тогда мало какое блюдо сможет с ней сравниться.

Кроме полезности, каша хороша также тем, что может порадовать как неприхотливого едока, так и искушенного гурмана. Главное при приготовлении каши, как, впрочем, и любого другого блюда, - это знание опыта, накопленного нашими предшественниками, а также фантазия и отсутствие жёстких стереотипов.

Физкультминутка.

Пальчиковая гимнастика.

Жук.

«Жук летит, жужжит, жужжит

И усами шевелит».

Пальчики в кулачок. (Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.)

Птенчики в гнезде.

«Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет,

Где она взяла зерно».

Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить. Затем поменять руки.

Краб.

« Краб ползет по дну,

Выставив свою клешню».

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони в одну сторону, затем в другую.

Виды каши: рисовая, манная, гречневая, перловая, овсяная…

V. Итог. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Надеюсь, с сегодняшнего дня все будете кушать вкусную кашу, приготовленную в духовке.

- Как вы усвоили тему нашего урока? Оцените.

- Будьте здоровы! Спасибо за урок!



Приложение №8.

Тема: Фрукты и овощи.

Цели:

- Формирование навыков правильного питания, как составной части здорового образа жизни.

- Формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.

- Формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, а также готовности соблюдать эти правила.

- Освоение детьми практических навыков рационального питания.

- Формирование начальных знаний о правильном питании.

- Развитие способности взаимодействовать в коллективе.

Оборудование: 1) Методическое пособие. Каландарова Наталья Ниловна. Формирование объяснительной речи у детей с задержкой психического развития. (стр.15 – 17)

2) Учебник «Окружающий мир» (А.А.Вахрушев и др., 2 часть, стр. 26, стр.68 - 69)

3.) Презентация «Овощи и фрукты».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. С мешочками с песком на голове выполняются упражнения стоя и сидя.

  1. Актуализация знаний.

1. Беседа о правильном питании.

  1. Постановка цели урока. Проблема.

  • Ребята, послушайте одну историю.

  • Давным-давно все жители одного городка питались одним шоколадом. На завтрак шоколадный батончик, на обед шоколадный торт, на полдник – шоколадное печенье, на ужин шоколадное яичко с сюрпризом. Только иногда они позволяли себе съесть что-то другое.

  1. Работа по теме урока.

  • Что бы вы думали? А вот и не угадили! Карамельки!

Долго такая сладкая жизнь продолжаться не могла. Что же произошло с жителями шоколадного города?

Конечно, они стали болеть, у них стали портиться зубы, да и шоколад уже не приносил радости и удовольствия.

Сейчас жители этого городка питаются правильно, а название так и осталось «Шоколадный». Правильное питание означает умеренность, разнообразие и режим.

Умеренность – это значит не переедать. Есть и такие мудрые слова «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем, чтобы есть» (Сократ).

Разнообразие – это значит употреблять в пищу разные продукты. Продукты питания, а попросту наша еда, создают нам самое различное настроение, вызывают самые разные эмоции. Одни продукты мы любим, от других отказываемся, к третьим еще не привыкли. Но ведь пища нужна не только для удовольствия. У нее есть важное значение в организме. Без пищи человек не может жить, расти, двигаться, поддерживать тепло своего тела, бороться с болезнями.

Что же такого есть в еде, без чего невозможно жить?

Углеводы, жиры, белки – витамины. Все это – питательные вещества, которые входят в продукты питания. Из этих же веществ состоит и тело человека.

Белки – строительный материал для клеток. Без них организм не может расти.

Чтобы вырасти ты мог,

В пище должен быть белок.

Он в яйце конечно, есть,

В твороге его не счесть,

В молоке и мясе тоже

Есть он, и тебе поможет.

Углеводы – источник энергии, топливо для клеток, как бензин для машины. Углеводы содержатся в мучных, крупяных изделиях, картофеле, овощах, фруктах. Очень много углеводов в сладостях, потому что сахар – это углевод.

Фрукты, овощи и крупы –

Удивительная группа –

Нам в тепло и непогоду

Поставляют углеводы

Нам клетчатку посылают,

Витамины добавляют

И энергией питают.

Жиры создают запас энергии. Сливочное масло, подсолнечное масло, майонез, маргарин, шпик (сало) – это все жиры.

Жир, что в пище мы едим

Очень нам необходим.

Сохранит температуру,

Повлияет на фигуру,

Защитит от холодов,

Шубой нам служить готов.

Витамины обозначаются буквами: А,Б, С, Д. Они нужны организму в очень малых количествах, но не менее важные. Они защищают от болезней. Больше всего витаминов в свежих овощах и фруктах.

Витамины –просто чудо!

Сколько радости несут:

Все болезни и простуды

Перед ними отвернут.

Советы по питанию:

- не переедай.

- ешь разнообразную пищу.

- больше употребляй в пищу свежих овощей и фруктов.

- соблюдай режим питания.

«Что я люблю».

- встаньте те, кто любит шоколадные конфеты.

- встаньте те, кто любит горячее молоко.

- встаньте те, кто любит сливочное мороженое.

- встаньте те, кто любит овощное рагу.

- встаньте те, кто любит жареную картошку.

- встаньте те, кто любит апельсиновый сок.

Задание по питанию: посоветуйся с родителями и нарисуй, что ты ешь на завтрак, обед, полдник и ужин. Напиши, в какое время ты обычно принимаешь пищу. Можно ли считать твой режим питания правильным?

  1. Физкульминутка. (на выбор учителя)

Пальчиковая гимнастика.

Жук.

«Жук летит, жужжит, жужжит

И усами шевелит».

Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.

Птенчики в гнезде.

«Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет,

Где она взяла зерно».

Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить. Затем поменять руки.

Краб.

« Краб ползет по дну,

Выставив свою клешню».

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони в одну сторону, затем в другую.

Слон.

«В зоопарке стоит слон.

Уши, хобот, серый он.

Головой своей кивает,

Будто в гости приглашает».

Ладонь на себя. Средний палец опустить. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой – указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем все кистью.

Дерево.

«У дерева ствол, на стволе много веток,

А листья на ветках зеленого цвета».

Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

«Буря».

Ведущий (сначала это учитель) начинает игру, остановившись перед кем-нибудь из круга и потирая ладони. Ребенок, перед которым учитель, имитирует звук начинающейся бури таким же образом. Ведущий движется дальше по кругу и предлагает каждому участнику, перед которым он остановился, сделать то же самое. В конце все участники выполняют это движение. Ведущий идет по кругу второй раз, щелкая пальцами, и предлагает участникам делать то же самое. При третьем движении вдоль круга ведущий производит звук похлопыванием рук по бедрам. Пик бури обозначается полновесными ударами ног об пол. Таким образом, сначала просто ветер шуршал в листве деревьев, затем начался дождь, преходящий в ливень, и, наконец, началась настоящая буря. Спустя несколько секунд буря начинает стихать. Топот сменяется, похлопыванием о бедра, затем щелканьем пальцев и, наконец, потиранием ладоней, пока не наступит полная тишина.

Любимая игра: «Каравай», «Ручеек», «Колпачок», «Ниточка и иголочка», «Послушный мячик», «Принц-на-цыпочках», «Если нравится тебе…»

  1. Итог урока. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Как вы усвоили тему нашего урока? Оцените.






Приложение №9.

Тема: Грибы.

Цели:

- Ознакомление о важности грибов в жизни человека и в природе.

- Расширить словарный запас учащихся, развивать внимание, речь, логическое внимание учащихся.

- Воспитать бережное отношение к грибам.

Оборудование: Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка; Н.М.Шанский, В.И.Зимин. Школьный фразеологический словарь русского языка; Ожегов. Толковый словарь русского языка; Каландарова Наталья Ниловна. Формирование объяснительной речи у детей с задержкой психического развития.

Ход урока.

I. Организационный момент.

1) Вводная беседа.

Проводится беседа о значении грибов в жизни человека.

II. Актуализация знаний

- Послушайте стихотворение и подумайте, о чём мы сегодня будем говорить.

Я пойду по утру в травяных низинах,

Сыроежек наберу полную корзину.

Разноцветных, молодых, самых, самых разных:

Под дубами – голубых, под сосною – красных.

Пусть грибов и не ядреных, но зато красивых.


III. Постановка проблемы.

Для чего нужны грибы?

- Какая польза от них?

IV.Решение проблемы. Работа по теме урока.

1.Этимология слов.

Подосиновик – гриб, который растет под осиной.

Рыжик назван так из-за своей рыжей окраски.

Подберезовик растет под березою.

Белый гриб – назван так, потому что во время соления и приготовления ножка этого гриба, в отличие от других грибов, остается белой.

Лесник – человек, который смотрит за лесом.

Масленок – слизистая оболочка на шляпке гриба напоминает масло.

Волнушки – на шляпке гриба есть волнистые линии.

Дождевики названы так, потому что они появляются сразу после дождя.

2.Загадки.

Я под шапкою цветной на ноге стою одной,

У меня свои повадки, я всегда играю в прятки. (гриб)

***

Очень дружные сестрички ходят в рыженьких беретах.

Осень в лес приносят летом золотистые… (лисички)

***

Я родился в день дождливый

Под осиной молодой.

Круглый, гладкий и красивый,

С ножкой тонкой и прямой. (гриб)

***

Стоит на полянке в красном платье Татьянка:

Вся в белых крапинках. (мухомор).

***

Зашел мужик в сосняк, нашел слизняк;

Бросить жалко, съесть – сыро. (масленок).

- На какие 2 группы можно разделить грибы?

- Какие съедобные грибы вы знаете?

- Какие грибы несъедобные?

- Зачем же они тогда нужны? (Для животных они являются лекарством)

3.Пословицы.

Гриб да огурец в животе не жилец.

Грибов ищут – по лесу рыщут.

Лето с цветами, осень с грибами.

Когда по грибки, а когда и по ягодки.

4.Фразеологизмы.

Бледная поганка – так говорят о человеке, который имеет нездоровый вид.

Не жизнь, а поганка – употребляется в значении «плохая жизнь».

Грибной дождь – после того дождя вырастают грибы.

V. Физкульминутка. (на выбор учителя)

Пальчиковая гимнастика.

Жук.

«Жук летит, жужжит, жужжит

И усами шевелит».

Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.

Птенчики в гнезде.

«Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет,

Где она взяла зерно».

Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить. Затем поменять руки.

VI. Итог. Рефлексия.

- О мы говорили сегодня на уроке?

- Что нового узнали?

- Появилось ли у Вас желание написать научно – исследовательскую работу на тему «Грибы»?

- Как вы усвоили тему нашего урока? Оцените.

- Спасибо за урок!












































авторская разработка на тему "Питание"
  • Начальные классы
Описание:

        Дополнительная общеобразовательная  программа «Питание»  по формированию культуры здорового питания обучающихся  открывает цикл оздоровительных занятий для школьников.  Она предназначена для учащихся 1 классов, рассчитана на 1 учебный год – 9 часов, учитывая возраст и возможности учащихся.  Программа направлена на формирование здорового стиля жизни младшего школьника на основе повышения уровня знаний о здоровье и выработки поведенческих навыков, охраняющих жизнь и здоровье детей.

      Одной из главных задач программы является внедрение оптимальных сочетаний форм организации образовательного процесса, методов и содержания обучения на основе здоровьесберегающего подхода. Немаловажным фактором здоровьесберегающих технологий, воспитания здорового образа жизни является формирование положительной учебной мотивации на раннем этапе развития ребенка. Этот вопрос помогает решить занятия по программе «Питание». Здесь в игровой форме закладываются навыки правильного режима дня. Программа дает школьнику возможность открыть в себе главные психические и физические возможности. Существует огромное количество предметов, из которых учащиеся узнают об окружающем мире.  Должен быть такой предмет о питании, который познакомит учащихся младших классов  с правилами сохранения их здоровья.                                                                                                            Отличительной  особенностью  данной дополнительной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ является:

1.)     проектная деятельность учащихся,

2.)     режим питания учащихся.

Уделяется внимание:

- вкусным  блюдам - кашам, приготовленным в духовке;

- рыбам,     

- овощам и фруктам;

 

- этикету.

Автор Гимранова Масуфа Мирхатимовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 273
Номер материала 46513
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓