Главная / История / Авторская рабочая программа электива по истории России "В поисках прекрасного.. Культурное наследие городов России"

Авторская рабочая программа электива по истории России "В поисках прекрасного.. Культурное наследие городов России"

Пояснительная записка

«…Осознание красоты спасет мир…»

Н.К.Рерих

Анализ результатов ЕГЭ по истории по стране и Самарской области за 2012 год показал, что наиболее слабым звеном при изучении истории в школе является изучение культуры в рамках как всеобщей истории так и истории России, а, следовательно, духовно-нравственное воспитание школьника также остается не на должном уровне. Более детальное изучение памятников культуры с помощью погружения в атмосферу того или иного исторического периода с использованием качественных видеоматериалов поможет школьникам по-новому осмыслить роль культуры и нравственности в жизни общества, в том числе и на сегодняшнем этапе.

Данная элективная программа рассчитана на углубление отдельных тем обязательных предметов федерального компонента, в частности истории, а также будет уместна в случае предпрофессиональной подготовки, т.к. дает возможность ученикам попробовать себя в специальности экскурсовода.

Данная программа рекомендуется для 11 класса, т.к. помогает более полно подготовиться к ЕГЭ по разделу истории «Культура», на изучении которой отводится незначительное количество учебных часов. Учениками-жителями провинциальных городов в учебном процессе воспринимается этот материал сложнее из-за отсутствия наглядности и возможности непосредственного восприятия памятников культуры. Материал, заложенный для изучения, позволяет получить дополнительные сведения об известных памятниках архитектуры и искусства, погружая школьников в особенности краеведческого материала.

Программа предполагает объем учебных часов – 34. Данный объем позволяет проводить не только аудиторные занятия, но и дает возможность организовать и провести выездную автобусную экскурсию по Самаре.

Процесс обучения - это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития. Исходя из этого, программа предполагает следующие цели:

-сформировать определенный запас зрительных образов и ассоциаций, который станет основой для ориентации в мире истории, подготовив попутно учеников к выполнению новых заданий ЕГЭ, основанных на работе с нетекстовой информацией, которые планируется ввести в 2013 году;

-научить учеников воспринимать объект культуры на основе и в рамках краеведческого материала, показав не только особенности, но и общие черты, свойственные произведениям искусства определенной исторической эпохи.

Программа способствует формированию не просто цивилизованного, а именно культурного человека, гордящегося историческим прошлым и настоящим нашей страны.

Главная задача: обеспечение более полного, личностного и социально интегрированного развития школьника.

Промежуточные задачи:

- формирование бережного отношения к памятникам культуры;

- расширение знаний о русской архитектуре и живописи, иконописи в том числе;

-совершенствование умений анализа и интерпретации культурного памятника как художественного целого в его историко-культурной обусловленности с использованием исторических и обществоведческих знаний; поиск, систематизация, сопоставление и использование необходимой информации;

- развитие устной и письменной речи.

Сегодня под образовательными результатами понимаются изменения в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Личностные ресурсы можно разделить на мотивационные (ценностные ориентации, потребности, запросы, которые конкретизируются в мотивах деятельности), инструментальные (освоенные универсальные способы деятельности), когнитивные (знания, обеспечивающие возможность ориентации в явлениях действительности, предметные умения и навыки).

Таким образом, планируемые образовательные результаты:

- формирование ассоциативных образов для работы с нетекстовым материалом;

- закрепление навыков публичного выступления;

-расширенная дополнительная подготовка к ЕГЭ;

-достижение развивающейся внутренней духовной культуры каждого участника элективного курса;

- осознание причастности к истории и культуре великой нации, а отсюда и формирование потребности дальнейшего изучения «белых пятен» в истории Отечества.

Описание способов оценки планируемых результатов

Основной предполагаемой формой контроля является тестирование. Проявление творческого подхода оценивается в итоговых проектах учащихся, а так же при обсуждении тем, связанных с проблемой выбора (устный опрос). Выбор тем для творческих работ осуществляется учениками самостоятельно, т.к. нежелательно навязывание каких-либо стереотипов. Этим обеспечивается творческий подход ученика к работе уже на этапе формулирования проблемы и темы работы. В итоге проекта ожидается не только выводы о значении в истории изучаемого памятника культуры или культурного периода, но и предложения по практическому применению полученных знаний.

Описание оснований для отбора содержания образования.

Раздел I. Москва – культурный и духовный центр России.

Курс начинается с изучения памятников архитектуры Кремля и экскурсий по Третьяковской галерее неслучайно. Москва – главный город нашей страны, где версталась многие века история нашего государства, нашей культуры. Большинство памятников культуры собраны именно здесь и находятся в заботливых руках. Одно из занятий посвящено творческому наследию Рерихов Николая Константиновича и Елены Ивановны, людей, которые внесли большой вклад в дело укрепления мира на земле и формированию мировоззрения человека нового общества, построенного на гуманном отношении к миру.

Раздел II. Санкт-Петербург – северная столица России.

Второй по значимости город России сохранил величественные в строгой простоте памятники архитектуры Петровской эпохи и роскошные здания времен Екатерины Второй, а также памятники 19 века как память великих событий тех времен. Путешествие по улицам и площадям города, а так же с экскурсией по залам Эрмитажа, где собраны величайшие произведения искусства мира, даст возможность школьникам самим оценить грандиозность творений эпохи.

Раздел III. Памятники культуры древних городов России.

Россия начинается с малого: с городов и деревень, расположенных на ее просторах. Культура творилась не только в роскошных замках и особняках столиц. Но в первую очередь в глубинке. Программа предполагает виртуальное путешествие по городам России, включенным в «Золотое кольцо»- сокровищницу русской культуры. Конечно, из-за нехватки учебного времени пришлось отобрать наиболее крупные города, в которых берегут свои культурные святыни. Материал дает возможность проследить особенности развития архитектуры и зодчества отдельных регионов России, в том числе в период феодальной раздробленности. К сожалению, материал родного края не настолько богат культурными памятниками старины, чтобы можно было остановиться подробнее на каких-то творениях великих мастеров, поэтому предполагается автобусная экскурсия по Самаре «Купеческая Самара: памятники культуры и быта XIX - начала XX века».



Характеристика ресурсов.

Дидактические и наглядные материалы состоят из справочников по искусству, видеофильмов и открыток, приобретенных автором во время экскурсий по городам, включенным в программу. Достаточно много материала сформировано на основании некоторых сайтов в Интернете, указанных в списке литературы.

Для наиболее успешного использования дидактического материала необходимо следующее оборудование: интерактивная доска, компьютер учителя, ноутбуки учеников, динамики, Интернет, принтер цветной, сканер.

Тематическое планирование.

Цивилизация и культура. Вводное занятие. (1 час)

Цели и задачи курса. Формы и методы работы. Постановка проблемы. Список тем для творческих проектов. Понятия «цивилизация» и «культура»: общее и разное. Культурный человек.

Виртуальное путешествие по Кремлю. (3 часа)

Кремль деревянный. Ивановская площадь. Царь-пушка, царь-колокол. Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы, Грановитая палата, Патриаршьи палаты. Колокольня Ивана Великого. Иван III и его супруга Софья Палеолог. «Клад» Ивана Грозного.

Большой Кремлевский дворец. Сенат. Оружейная палата. Арсенал. Водовзводная башня. Боровицкие ворота. Петровская, Троицкая, Спасская башни. Куранты. Потешный дворец.

Государственный Кремлевский дворец. Сенатская площадь. Школа красных командиров им. ВЦИК. Мавзолей. Собор Василия Блаженного. Памятник Минину и Пожарскому. Здание ГУМа. Исторический музей. Памятник Г.К. Жукову.

Дворцы и особняки столицы. (1час)

Дом Пашкова. Музей-усадьба «Коломенское»: церковь Вознесения, Домик Петра, дворец Алексея Михайловича. Музей-усадьба в Царицыно. Летняя усадьба графа Шереметьева (музей в Кусково). Прасковья Ковалева-Жемчугова.

Павильоны и фонтаны ВВЦ. (1 час)

История создания. ВСХВ. Скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница». Первые сельскохозяйственные павильоны. Эвакуация выставки в гг Великой Отечественной войны. Открытие ВДНХ. Фонтан «Дружба народов». Фонтан «Каменный цветок». Павильон «Космос». ВВЦ.

История создания Третьяковской галереи. (1 час)

П.Третьяков. Дом Третьяковых. Идея создания. Первые работы. Друзья и соратники. Наследие П.Третьякова.

Иконы и фрески Древней Руси. (1 час)

Чудо с иконы «Богоматери знамение». Страшный суд. Отечество с изображением святых (Троица неизвестного). Борис и Глеб. Спас нерукотворный. Богоматерь великая Панагия (Оранта). Дионисий. Андрей Рублев. Феофан Грек. С.В.Ушаков. Прокопий Чирин.

Парадные портреты царей и императоров. (1 час )

Антропов А.П. «Портрет Петра III». Рокотов Ф.С. «Портрет Екатерины II». Щукин С.С. «Портрет Павла I». Каравакк Луи «Портрет императрицы Анны Иоановны». Боровиковский В.Л. «Портрет князя Куракина».

Портретная живопись XVIII-1ая половина XIX веков. (1 час)

Боровиковский В.Л. Брюллов К.П. Венецианов А.Г. Кипренский О. Тропинин В. Аргунов И.П. Левицкий Д.Г. Рокотов Ф.С.

Пейзажная живопись XVIII- XIX, начала XX веков. (1час)

Щедрин С.Ф. Алексеев Ф.Я. Айвазовский И.К. Левитан И.И. Куинджи А.И. Грабарь И.Э. Васильев Ф.А. Поленов В.Д. Шишкин И.И.

Философия жизни в работах русских художников. (1час )

Иванов А.А. «Явление Христа народу». Ге Н.Н. «Что есть истина? Христос и Пилат». Суриков В.И. «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни». Верещагин В.В. «Апофеоз войны». Нестеров М.В. «Видение отрока Варфоломею». Крамской И.Н. «Христос в пустыне». Флавицкий К.Д. «Княжна Тараканова».

Практическая часть – 1 час. Подготовка презентаций о жизни и творчестве художников по выбору учеников.

«Демониада» М.С.Врубеля. (1 час)

Демон поверженный. Демон думающий. Принцесса Греза. Триптих.Царевна-лебедь.

Практическая часть – 1 час. Подготовка и проведение учениками виртуальной экскурсии по залу Врубеля.

Советский период в картинах художников. (1 час)

Дейнека Александр Александрович «На стройке новых цехов». Петров-Водкин К.С. «1918 год в Петрограде». Фальк Р.Р. «Красная мебель». Лебедев В.В. «Красная армия, защищающая пределы России».

Творческое наследие Н.К.и Е.И.Рерихов. ( 1 час)

Семья Рерихов. Учение Живой Этики. Агни Йога. Знамя мира. Картины Н.К.Рериха. Эволюционные действия Рерихов. Международный центр Рериха в Москве.

Практическая часть – 1 час. Написание эссе по одной из трех предложенных учителем тем.

Памятники архитектуры Петербурга Петровской эпохи. ( 2 часа)

Каналы и острова города. Домик Петра. Летний сад. Меншиковский дворец. Здание Сената и Двенадцати коллегий. Адмиралтейство. Петропавловская крепость. Кунсткамера.

Петергоф. Зимний дворец.

Памятники архитектуры Петербурга эпохи Екатерины II. ( 2 часа )

Старый Эрмитаж . Малый Эрмитаж. Эрмитажный Театр. Решетка Летнего сада. Большой Гостиный Двор. Институт благородных девиц при Смольном монастыре. Академия наук. Медный всадник.

Каналы и мосты. Проблемы невской набережной. Дворцово-парковый ансамбль в Павловске Таврический и Мраморный дворцы.

Памятники культуры Петербурга конца XVIII-XIX веков. ( 2 часа)

Михайловский замок. Ансамбль Александринского театра. Здания Сената и Синода. Александровская колонна. Казанский собор, Биржа, Смольный институт. Мариинский театр. Исаакиевский собор Монферана.

Период “золотого века” петербургской культуры: Батюшков, Баратынский, Пушкин, Росси.

Виртуальное путешествие по залам Эрмитажа. ( 3 часа)

История создания. Русское искусство XVII - XVIII вв. Русское искусство XVIII - XIX вв. Русское искусство XIX - XX вв.

Практическая часть – 1 час. Подготовка и проведение учениками виртуальной экскурсии по одному из залов Эрмитажа по выбору.



Суздаль - исторический памятник культуры и быта прошлых эпох.

(1 час)

Центральный ансамбль Суздальского Кремля. Соборы и монастыри. Посадский дом. Музей деревянного зодчества.

Владимир - один из крупных стольных городов Руси периода феодальной раздробленности. ( 1 час )

Дмитриевский собор. Церковь Покрова на Нерли. Успенский собор. Церковь Бориса и Глеба. Золотые ворота. Лестничная башня. Георгиевский собор.

Практическая часть – 1 час. Составление и проведение экскурсии по главному собору Владимира.

Ростовский Кремль: прошлое и настоящее. ( 1 час )

Архиерейский двор. Успенский собор. Церковь Вознесения. Соборная площадь. Уникальная звонница. Съемки фильма «Иван Васильевич меняет профессию».

Практическая часть – 1 час. Презентация о расцвете Ростовской земли в период феодальной раздробленности.

Кострома и фамильная святыня Романовых. ( 1 час )

Ипатьевский монастырь. Троицкий собор. Палаты бояр Романовых. Екатерининские ворота. Подвиг Ивана Сусанина.

Практическая часть – 1 час. Написание эссе по одной из трех предложенных учителем тем на выбор.

Церкви и соборы Ярославля. ( 1 час )

Церковь Ильи Пророка. Церковь Иоанна Предтечи. Спасо-Преображенский монастырь (Кремль). Часовня Александра Невского. Церковь Богоявления.

Господин Великий Новгород: история и культура. ( 1 час)

Вечевая республика. Софийский собор. Деревянный Кремль. Первые каменные постройки Кремля. Церковь Спаса Преображения на Нередице. Юрьев монастырь. Деревянное зодчество.

Практическая часть – 1 час. Подготовка и проведение виртуальной экскурсии по древним святыням Новгородской земли.

Купеческая Самара: памятники культуры и быта XIX – начала XX веков. ( 2 часа )

Двухчасовая автобусная экскурсия по г. Самара.

Практическая часть - 2 часа. Ученики предварительно готовят выступления на фоне памятников культуры прошлого Самары и выступают во время экскурсии, выполняя функции экскурсовода.

Где на Руси жить хорошо? (итоговые занятия). ( 2 часа )

Защита ученических проектов.

Практическая часть – 2 часа. Все участники элективного курса готовят проекты по выбранным ранее самостоятельно темам и обсуждают их в классе.































Тема

Количество часов

Форма контроля

Всего

Аудиторных

Внеаудиторных

В т.ч. на практическую деятельность


Цивилизация и культура. Вводный урок

1

1




Москва –культурный и духовный центр России

14

10


4

Тестирование с подсказкой, проверка конспектов, устный опрос, подготовка презентации о жизни и творчестве художников, подготовка и проведение виртуальной экскурсии по залу Врубеля, написание эссе

Санкт-Петербург – северная столица России

9

8


1

Тестирование в формате ЕГЭ, подготовка и проведение виртуальной экскурсии по одному из залов Эрмитажа

Памятники культуры древних городов Росси

10

2

2

8

Проверка конспекта лекций, составление и проведение виртуальной экскурсии по главному собору Владимира, презентация о расцвете ростовской земли в период феодальной раздробленности, написание эссе, подготовка и проведение экскурсии по древним святыням новгородской земли, защита творческих проектов

ИТОГО

34

21

2

13





Список литературы

  1. Александров В.Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника. –Мн., Харвест, 2007

Источники:

  1. Искусство. Живопись. Архитектура. Графика. Книга для учителя. В 3 ч.Ч. 3. Русское искусство. Советское искусство/сост. М.В.Алпатов, Н.Н.Ростовцев. М., Просвещение, 1989.

  2. Шедевры мирового зодчества. Древнерусская архитектура. – СПб, ООО «Издательский дом «Кристалл», 2002

  3. Петергоф. Царское село. Павловск. Справочник. – СПб, издательство «Медный всадник», 2003

  4. Санкт-Петербург. Справочник. – СПб, издательство «Медный всадник», 2007.

  5. Эрмитаж. Справочник. – СПб, издательство «Медный всадник», 2002

Источники на цифровых носителях

  1. Государственная Третьяковская галерея. Обзорный видеофильм. 2009

Интернет-ресурсы

http://www.visitnovgorod.ru/cities/novgorod/sights/ Достопримечательности великого Новгорода

http://www.myrusland.ru/places_25.htm. Ростовский Кремль. Ростов.

http://culture.avo.ru/pamat/index.shtml?mnu_us.shtml. Памятники истории и культуры Владимирской области.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ba850776-9e12-4452-9c5f-337998c2443b/?interface=themcol. Произведения искусства из фондов государственного Эрмитажа.

http://virtualspb.com/routes?page=2. Виртуальный Санкт-Петербург он-лайн путеводитель по городу.

http://www.nasledie-rus.ru/red_port/00305.php. Петербург. Стиль Петровской эпохи.

http://www.vvcentre.ru/about/. ВВЦ – вчера. Сегодня, завтра.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/207340c4-0e8f-48eb-8ad7-536d1e814bc7/87177/?interface=themcol&onpage=20&onpage=20&page=1.От Руси Киевской до Руси Московской. Очерки .

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/6e5e3dad-f756-4d41-967a-909ef5813fdc/?interface=themcol. Произведения искусства из собраний Государственной Третьяковской галереи.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/db088003-fb31-460e-8655-72657bdea10e/?interface=themcol. Петербург – столица Российской империи.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cad0d89f-4c77-4ad8-8f71-8404b67540af/114924/?interface=themcol. Видеоэкскурсия по Кремлю.






Авторская рабочая программа электива по истории России "В поисках прекрасного.. Культурное наследие городов России"
  • История
Описание:

Элективная программа "В поисках прекрасного... Культурное наследие городов России" создана в целях подготовки выпускников школы к успешной сдаче ЕГЭ по истории. Одни из самых сложных заданий на сегодняшний день считаются задния первой части КИМов по истории, где надо работать с культурно-историческими памятниками. Ученикам сельских школ знакомство с памятниками архитектуры возможно в основном по картинкам на уроках МХК. На уроках истории отводится недостаточно часов на изучение культуры. Данный элективный курс позволяет повторить и закрепить знания по культуре тк необходимые при сдаче ЕГЭ

Автор Злобина Маргарита Юрьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 528
Номер материала 30268
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓